Конспект урока литературы в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Десятова Марина Алексеевна

Данная разработка предназначена учителям русского языка и литературы, работающим в 6 классе по программе В. Коровиной. В приложении находится материал для сообщений учащихся и вопросы экспресс-викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse._apreldocx.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе А, 2016-2017 учебный год

Учитель: Десятова М.А.

Тема: Песни огненных лет.

Цель: формирование понятия о песне как жанре литературы военных лет

Задачи: сформировать понятие о жанре песня;

воспитывать чувство патриотизма;

развивать коммуникативные навыки

Тип урока: усвоение новых знаний

Технология: ТРКМЧП, ИКТ

Формы и методы обучения:

  • индивидуально-групповые формы;
  •  словесные методы (устное изложение материала, беседа, анализ материалов);
  • наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций);
  • практические методы (анализ текстов стихотворений);
  • Объяснительно – иллюстративные (выступление учащихся).

УУД:

Регулятивные: 

 - управление своей деятельностью, коррекция    и  контроль;

 – волевая  саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

- осознанное   и   произвольное   построение речевого высказывания;

-  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Познавательные:

  • смысловое чтение;
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • построение рассуждения с использованием логических схем;
  • извлечение из текстов необходимой информации

Личностные:

  • самоопределение; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– самооценка;

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: ноутбук, проектор, фонозаписи, видеофрагменты, тексты  песен военных лет

Подготовительная работа: сообщения учащихся об истории создания песен, выставка  рисунков о войне 1941-45 года, черновики писем солдатам Великой Отечественной войны

Ход урока.

I. Организационный момент, определение темы, цели занятия, актуализация знаний 3 мин

- Приближается знаменательный для всех людей нашей страны праздник, который отмечается 9 мая. Какой?

- Что вы знаете о войне?

- Сколько длилась Великая Отечественная война?

- Какими были первые месяцы войны?

- Немало мы говорили о войне, читали наизусть стихотворения, рассказы. Вы готовились к сегодняшнему уроку, о чем пойдет речь? (о песнях военных лет)

- Мы с вами сегодня узнаем об истории создания нескольких песен о войне, почитаем стихи, напишем письма ветеранам, солдатам, проведем экспресс-викторину

II. Первичное усвоение новых знаний 10-15 мин.

Запись в тетради определений

Песня – это литературно-музыкальный жанр, соединяющий стихотворный художественный текст с пением и музыкальным сопровождением

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству

Пафос – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм

1) О создании песни «Священная война» - Мамнева И.

 - просмотр клипа

- беседа по вопросам: Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт? В чем, по-вашему, патриотический пафос стихотворения? Как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война», «благородная ярость»?

2) О создании песни «В землянке» - Капинос Е.

- фонозапись песни

- В чем секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне на стихи А. Суркова? Какое прямое и символическое значение имеет слово «вьюга» в последнем четверостишии?

3) О создании песни «На безымянной высоте» - Кирюхин А.

- просмотр клипа

- Как соединяются картины войны и картины жизни природы? Какие строчки стихотворения позволяют эпизод конкретного боя возвести до обобщающей картины войны?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 3-5 мин.

4) О создании песни «День Победы» - НаумоваА.

- просмотр клипа

- Какие противопоставления легли в основу текста песни, помогли понять саму сущность Дня  Победы? Какие строчки передают каждодневный подвиг военных будней? Повтор какой строки скрепляет разрозненные эпизоды?

5) Чтение стихотворений о войне (5 учащихся) 4-5 мин.

6) Чтение писем солдатам войны (3 ученика) 4мин.

III. Первичная проверка понимания

Экспресс-викторина (работа в группах) (Приложение 1) 3-4 мин.

IV. Домашнее задание 2мин.

Составить синквейн на тему: «Победа», «Война», «Песня» (Приложение 2)

V. Рефлексия.  2-3 мин.

О чем мы сегодня говорили? Что особенно запомнилось? О чем захотелось узнать?  Почему нельзя забывать об этом войне?

Оценки за работу на уроке

Приложение 1. Экспресс-викторина

«Священная война»

«В землянке»

«На безымянной высоте»

«День Победы»

1. Авторы песни:

А) В. Харитонов –Д. Тухманов

Б) А. Сурков – К. Листов

В) В. Лебедев-Кумач – А. Александров

Г) М. Матусовский – В. Баснер

2. Песня написана во время войны

3. Песня написана после войны

4. Автор предложил стихи определенному композитору

5. Композитор случайно увидел стихи и написал песню

6. В основе песни лежит мелодия марша

7. Песня подвергалась цензурной критике

8. В основу сюжета песни лег эпизод конкретного боя

9. Самая первая песня о Великой Отечественной войне

10. Песня звучит от лица поколения (от множественного лица)

Карточка №1 О песне «Священная война»

22 июня 1941 года в 4 часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из военных песен, когда-либо созданных людьми. Написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и называлась она «Священная война». Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски, который сейчас носит имя автора «Священной войны». Борис Александрович, сын композитора, вспоминал: «Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня сочинилась очень  быстро, на одном вздохе… В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте.

В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале… Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума… Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни… Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя эти звуки. И вдруг встает один, другой, третий… Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый..» Настанет время – и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть,  самая последняя в их жизни. И мурашки бегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно назвал «яростью благородной».

Карточка №2. О песне «В землянке»

Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то  случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 домашних строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь», на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел. Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание. И песня «пошла». По всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного.  Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага» - упаднические, «разоружающие».  Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно. О том, что с песней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти 4 шага». Напишите для этих людей, что до смерти 4 тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до нее, до смерти».

Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жесткая действительность.

Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, волнение, надежду, любовь…

Вот почему если  поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.

Карточка №3. О песне «На безымянной высоте».

Это было в начале шестидесятых годов. На «Мосфильме» снимался фильм «Тишина» по роману  Юрия Бондарева. Главная песня фильма о тех, кто не вернулся с полей сражений, была заказана композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Оба знали войну не понаслышке: Баснер служил в артиллерии, потерял близких; Матусовский работал в редакции фронтовой газеты, был ранен. Лишь картина вышла на экран, как тревожный, суровый мотив подхватили миллионы голосов.

Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что это- именно из его биографии, именно о его высоте, только бойцов там, мол, было не 17, а другое количество. Между тем Матусовский отлично помнил, как коллега из фронтовой газеты рассказывал ему именно о 18 сибиряках. И вот однажды – весточка от полковника Плотникова: он нашел имена тех героев-сибиряков, всех 18-ти, только в живых из них осталось, оказывается, не трое, а двое, и с ними даже можно встретиться – Герасим  Ильич Лапин живет в Донецке, а Константин Николаевич Власов в Новосибирске. Вскоре встреча состоялась – в Москве, на «Голубом огоньке». Обнялись солдаты, поэт, композитор… И узнали люди, что бой тот был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.

Карточка № 4. О песне «День Победы».

Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал: « Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь ее настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это радость со слезами на глазах…» Да, конечно же, именно это самое главное! И тут же, сразу, буквально на одном дыхании написал весь припев.

А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал… Как  в 20 лет стал курсантом пехотного училища и как  через год на Волоколамском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду… Думали ли мы, мечтали ли тогда о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до нее в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было еще впереди…

«Этот  день мы приближали, как могли…» - совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал ее рефреном еще в запеве. Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником… И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигалки…

Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными. Но, как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва успели закончить школу. Как часто грезилось нам – измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком – по траве, по лужам. Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками…

Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней – телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова.

Песню невозможно слушать без слез. Тухманов нашел для нее такую интонацию «тех лет», что она сразу вонзилась в сердце…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...