"Быть может, вся природа - мозаика цветов?"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Селезнева Нина

Урок направлен на развитие творческих способностей учащихся, на углубление знаний о средствах выразительности. В основе урока - приёмы, стимулирующие речетворчество учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

6 класс

«Быть может, вся природа – мозаика цветов?»

Цели урока: 

  1. Продолжать знакомство детей со стихами о весенних цветах.
  2. Формировать умение анализировать стихотворение.
  3. Развивать навык работы над художественным словом.
  4. Воспитывать у учащихся способность воспринимать красоту.
  5. Воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: букетик весенних цветов; портреты поэтов; запись пьесы П.Чайковского «Апрель. Подснежник»; рисунки  и сочинения учащихся (образы цветов).

                                        Ход урока

  1. Постановка целей и задач урока

 «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Цветы  - сама жизнь. Мы так соединились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! Писатели, поэты, художники помогают нам прикоснуться к волшебному миру цветов.

Задача нашего урока – постижение красоты мира через художественное слово.

  1. Слово-образ подснежник

  • «Найдите пропущенное слово»

Апрель                                                                                                

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел …

                                                            (подснежник)

                                                                 С. Маршак

  • «Вслушаемся в звуки слова»

      В русском языке много слов удивительных, останавливающих внимание. На первый взгляд ничего необычного – слово как слово. Но надо вслушаться в его звучание, и тогда откроется заключённое в этом слове чудо. Подснежник. Вслушаемся в звуки этого слова: под снегом. Звуки не только называют цветок, но и рисуют его. Услышишь подснежник, и сразу перед глазами возникает чудесная картина природы: цветок и снег.

  • Слушание и обсуждение пьесы П.Чайковского «Апрель. Подснежник»

Как подействовала на вас мелодия? Какую картину увидели?

Дети: Мелодия завораживает. Музыка рисует картину пробуждающейся весны и как символ её - подснежник, выглядывающий из-под снега, нежный, хрупкий.

(Тихо звучит музыка)

Учитель: Прислушайтесь, и вы почувствуете, как на душе становится теплее, спокойнее. Такие мелодии врачуют, оздоровляют.

  • Чтение стихотворения Елизаветы Стюарт «Весна опять разводит нежность».

Весна опять разводит нежность –

Бледнеет небо от весны!

У ног моих цветок подснежный

Ещё досматривает сны.

Проснётся,

                   в мире всё – Начало.

И не отвесть влюблённых глаз.

Я столько лет весну встречала…

Но он-то,

                он-то в первый раз!

  • «Дивные образы стихотворения»:

Учащиеся называют средства выразительности:

Весна опять разводит нежность (метафора)

Ещё досматривает сны.

Проснётся… (олицетворение)

Влюблённых глаз (эпитет)

Восторг и торжество героини связано с открытием чуда:

Я столько лет весну встречала…

Но он-то,

                он-то в первый раз! (психологический параллелизм)

  1. Творческая разминка

«Закройте глаза. Какую картину увидели?»

Одуванчик

Уронило солнце лучик золотой,                                      

Вырос одуванчик - первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

                                                Е. Серова

(весёлые жёлтые огоньки-одуванчики, солнечные лучи, маленькое солнышко…)

  1. Работа над стихотворением Самуила Маршака «Ландыш»
  • Чтение стихотворения. Практическая работа.

Одно из стихотворений Самуила Маршака посвящено цветку (название стихотворения не называю). Я прочту вам это стихотворение, а вы нарисуйте весенний цветок.

 Чернеет лес, теплом разбуженный,

 Весенней сыростью объят.

 А уж на ниточках жемчужины

 От ветра каждого дрожат.                                                            

 Бутонов круглые бубенчики

 Еще закрыты и плотны,

 Но солнце раскрывает венчики

 У колокольчиков весны.

 Природой бережно спеленатый,

 Завернутый в широкий лист,

 Растет цветок в глуши нетронутой,

 Прохладен, хрупок и душист.

 Томится лес весною раннею,

 И всю счастливую тоску,

 И все свое благоухание

 Он отдал горькому цветку.


(
Дети рисуют колокольчики, подснежники, ландыши и т.д.).

  • Самостоятельная работа

Определите  средства  выразительности речи, применяемые поэтом:

 лес, теплом разбуженный (олицетворение)

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат. (метафора)

У колокольчиков весны (перифраз)

Природой бережно спеленатый (олицетворение)

Прохладен, хрупок и душист (эпитет)

счастливую тоску (оксюморон)

  1. Дети читают наизусть стихотворения о весенних  цветах

  1. Творческая работа

Первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй  - пишем свои миниатюры. Мы  прослушали стихотворения А. Блока, С.Есенина, С. Маршака, Е. Стюарт о весенних цветах. Как удивительно тонко видят мир поэты, как чутко они воспринимают все, что нас окружает!  

(Взволнованные поэтическими образами мастеров русского художественного слова, дети пишут свои этюды…)

Одуванчик – это солнце для нас. Его яркие желтые лепестки согревают наши сердца. А потом желтая головка одуванчика превращается в седую, пушистую – и нет солнышка. (Ярославцев Саша) 

Ландыши – самые красивые весенние цветы. На очень тоненьком стебельке  много-много маленьких бубенчиков. Эти бубенчики белые, как снег, А если вдруг холодно, то этот нежный красивый цветок защитят его листочки. Листочки у ландыша темно-зеленого цвета, длинные и широкие. Совсем как зонтик, который закрывает цветок от ветров.

      Яркие, но печальные цветы. ( Мирзаева Ильмира)

( Дети  пишут стихотворные миниатюры. Творения ребят далеки от стихотворных законов совершенства, но они покоряют неповторимостью детского виденья мира ).

Одуванчик

Увидел я красивый одуванчик,

Мне показалось: он будто плачет. 

И я сорвал его

И побежал домой,

А он – а он рассыпался, как песок меж пальцев,

И я расплакался, что не донес его домой.

(Самойлов Артем)

  1. Этюд-игра

«Попробуем на минутку превратиться в цветы»

Подснежник

На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь как на ладошке,
Против ветра налегке,
Встал на тонкой ножке

С колокольчиком в руке.
                         М. Сырова

Учитель: подснежник обрадовался миру, улыбнулся  солнцу … Дети, давайте подарим друг другу улыбки.

  1. Выводы

      У каждого цветка есть своя тайна – тайна красоты. Разгадать её могут лишь «зрячие сердцем». Мне хотелось, чтобы  и о вас, дети, можно было так сказать - «зрячие сердцем». Так говорят о тех, кто чувствует и понимает красоту.

Используемые источники

1. Моложавенко В.С. Тайна красоты: Книга о цветах. –М.: Педагогика-Пресс, 1993.

2. Очей очарованье (сост. Л.Г.Андреев и О.К.Мамонтова, вступ. статья Льва Озерова). Хабаровск, Кн. изд., 1976.

3. Интернет-ресурсы (иллюстрации):

подснежник: http://forum.pravda.com.ua/read.php?7,205134297,207884311,page=80

одуванчик: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?s=8086493281b105830d6d498305e2e261&t=644&page=518

ландыши: http://white-flowers.ru/serebristye-landyshi/

весенние цветы: http://www.kirus.ru/wallpapers/flowers/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

Быть может, еда прибавляет года!

Внеклассное занятие...

«…Быть может, вспомнит обо мне, Как о цветке неповторимом» (Судьба и поэзия С.Есенина). Урок литературы в 11 классе.

На этом уроке будет идти разговор о творчестве Сергея Есенина, о темах, о поэтике, о  созданных им образах, о важных вехах в жизни, о том, почему помнят и будут  помнить…...

Правила безопасного поведения детей в быту и на природе

Правила безопасного поведения детей в быту и на природе...

Технологическая карта урока «Момент силы. Рычаги в быту, в технике, природе»

Технологическая карта урока «Момент силы. Рычаги в быту, в технике, природе»Учитель физики Павлова Татьяна АлександровнаУчебный предмет: физикаКласс: 7 дАвтор УМК: А.В. Перышкин Физика 7 к...