«МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ». Русская интеллигенция в изображении Чехова. Сюжетное мастерство писателя. Поэтика художественной детали, портрет, пейзаж.
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

·       Ознакомить учащихся с идейно – тематическим содержанием рассказов, составляющих «маленькую трилогию» А.П. Чехова, определить их художественные особенности, показать своеобразие художественной детали, портрета и пейзажа в творчестве писателя;

·       Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл; совершенствовать коммуникативные навыки: высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.

·       Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию,  осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_chehov.ppt810.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь дается человеку один раз, и нужно прожить её бодро, осмысленно, красиво. А.П. Чехов

Слайд 2

В 1892-1893гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты «Заочная экскурсия». Мелихово

Слайд 3

В Мелихово было написано более 40 произведений

Слайд 4

Знаменитый флигель Мелихово Здесь были написаны: «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), пьеса «Чайка»

Слайд 5

Мелихово. 1898 год

Слайд 6

Как складывалась композиция «маленькой трилогии» Рассказы «маленькой трилогии» всегда (и при жизни Чехова) печатались в такой последовательности: В «Записных книжках» писателя сначала появляются наброски «Крыжовника», потом – рассказа «О любви» и только потом – заметки о материальных проявлениях «футлярности». Что и почему изменил Чехов?

Слайд 7

Типизация Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины». Тип «маленького человека»

Слайд 8

В год 150-летнего юбилея А.П.Чехова на родине писателя состоялось торжественное открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Композицию, созданную известным ростовским скульптором Давидом Бегаловым, установили возле гимназии Чехова. Скульптура стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как, собственно, и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни .

Слайд 9

«Футлярность» «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности. Футляр-усадьба-идеал покоя, бездумного существования; крыжовник – символ плотского счастья. Футляр для чувства, для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.

Слайд 10

Домашнее задание Написать мини-сочинение 1. «Кто такие «футлярные люди»? 2. «Что же мешает человеку быть человеком?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Маленькая трилогия А.П.Чехова".

Данный   материал - работа  моих  учеников....

Презентация по теме "Маленькая трилогия"

Данная презентация предназначена для использования на уроках литературы в 11 классе....

Конспект урока на тему: «Нет, больше жить так невозможно!» («Маленькая трилогия» А.П. Чехова как обличение «футлярной» жизни человека).

На примере чеховских рассказов учащиеся раскрывают  сложность человеческих отношений, анализируют  произведения....

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс...

Конспект урока «Тема «футляра» в «Маленькой трилогии» А.П. Чехова (рассказы «Крыжовник», «О любви»)».

Развернутый конспект урока на тему: «Тема «футляра» в «Маленькой трилогии» А.П. Чехова (рассказы «Крыжовник», «О любви»)».    10 к...