Создание гипертекста на уроках литературы
статья по литературе на тему

Пидиксеева Валентина Викторовна

Что бы ни читали сегодня школьники, задача учителя все-таки не в запрете читать то, что хочется, а в воспитании читательского вкуса и желании читать.  Подобное же восприятие текста предоставляет почву для самовыражения.                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы118.06 КБ
Файл Презентация855.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Создание гипертекста – один из вариантов интерпретации художественного произведения

(1)Актуальность темыопределяется теми изменениями, которые происходят в российской школе. На современном этапе модернизации образования на первый план выходят не отдельные специальные дисциплины, а единые методологические принципы и категории, применяемые к гуманитарным наукам в целом. Одной из таких универсальных категорий является категория текста, а одной из центральных проблем гуманитарного познания – проблема интерпретации. Важно также то, что интерпретация в современной методологии рассматривается не как конечный продукт понимания текста, а как деятельность. Низкий уровень качества чтения и понимания текста современных школьников говорит о необходимости совершенствования их интерпретационной деятельности в процессе обучения. Современный школьник имеет низкую мотивацию к чтению, поэтому учителю необходимо не только использовать потенциал программы по литературе, но и построить работу с текстами произведений таким образом, чтобы после прочтения произведения учащиеся создавали творческие работы, разного рода интерпретации с опорой на текст, которые, в свою очередь, способствовали бы тому, чтобы школьники стремились к повторному, более глубокому и вдумчивому, чтению текстов произведений, в результате чего они могли бы создавать интерпретационные работы более высокого уровня, что, в конечном результате, повышало бы дальнейшую мотивацию к чтению.

(2)Цели применения данной методики

Во многом то, насколько успешен человек в жизни, зависит от его читательской компетентности – способности к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне, умению вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев, пониманию специфики языка художественного произведения. Культурный читатель – тот, кто умеет извлекать эстетический смысл из литературно-художественного текста. Только в этом случае можно ожидать желаемого воспитательного эффекта. Другими словами: через воспитание «культурного, талантливого читателя» - к последующему становлению внутренних побуждений личности. К учению, развитию потребности в самопознании, самообразовании и саморазвитии. Основываясь на таком подходе к читательской деятельности школьников, я попыталась обосновать и внедрить в практику такие формы и приемы читательского развития учащихся, которые одновременно обеспечивали бы обогащение духовного мира ученика, углубление его знаний по предмету и расширение литературно-эстетического кругозора, а главное, - возвратили бы желание читать. 

В природе драгоценные камни не блестят, и только гранильщик помогает невзрачному камню засверкать всеми гранями. Таков и труд читателя. Без читателя литературное произведение молчит, оставаясь пачкой сшитых листов. Все мы читаем одни и те же слова, одинаково переживаем за героев, одинаково ждем, чем закончится, радуемся или огорчаемся в финале. Это называется восприятием. А вот понимаем и оцениваем прочитанное вовсе не одинаково, каждый по-своему. И когда мы пытаемся пересказать и объяснить свое понимание, получается интерпретация.

Интерпретация –

  1. истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо;
  2. творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями актера, режиссера, музыканта и т.п. Процесс, напрямую связанный с пониманием текста.

(3)Структура, состав, последовательность операций

   Есть в литературоведении проблема – прочтение текста как гипертекст.

Гипертекст - текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример Г. - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками

    Можно заключить, что гипертекстовое представление является более соответствующим способу человеческого мышления, чем традиционный линейный текст.

   Сами авторы объединяли произведения под общим заголовком, настраивая читателя на единое прочтение повестей как гипертекст. Школьная программа зачастую не следует ей, вероятно, в целях экономии времени.

   Например,по программе под редакцией В.Я.Коровиной, повести Белкина изучаются в 6 классе. Буквально формулировка в программе выглядит так: из двух повестей изучается одна по выбору учителя или учащихся. Но будет правильнее для осознания текста изучить повести Белкина как единое целое, которое, изолируясь друг от друга, потеряет свою завершённость.

    У Пушкина повести расположены в следующей последовательности:

1)Выстрел

2)Метель

3)Гробовщик

4)Станционный смотритель

5)Барышня-крестьянка

   Как-то прочитала высказывание А.С.Пушкина из спора с французским историком Гизо: «Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою…»

Отсюда стало ясно, что  здесь, в повестях Белкина, да и во многих других, Пушкин размышляет о судьбе России. Таким образом, цель урока при изучении вышесказанных повестей : через прочтение повестей Белкина попытаться найти ответ на вопрос: Какова сегодня роль России по отношению к Западу? И что нам делать — интегрироваться или идти своим путём?

   Таким образом, мы даём свою интерпретацию текста через прочтение текста как гипертекст: Россия отделена от Западной Европы, ее история требует особой формулы; в истории действуют не столько законы, сколько провидение и случай.

России определено было высокое предназначение.

      Разработки уроков с подачей повестей как гипертекста получили высокую оценку во всероссийском конкурсе «Лучший открытый урок» и «Лучший интегрированный урок»

   Стандарты второго поколения настраивают на то, чтобы дети сами находили информацию. Безграничные возможности поисковой информации преподносит каждый текст. В них масса загадок, на которые дети могут дать ответы.

Формирующий эксперимент в 11 классе

Цель: сформировать у школьников умение осмысленного чтения

Создание гипертекста  из коротких рассказов Бунина

    Вначале рассказать детям, что Бунин – это Россия. Живя в эмиграции, был связан с ней, думал о ней, падал в отчаяние. Этими рассказами Бунин указал путь России. Какой? Узнаем, прочитав рассказы Бунина:

   1)Антоновские яблоки

   2)Господин из Сан-Франциско

   3)Чистый понедельник

Проблемные задания при прочтении:

  1) Обратить внимание на время написания

  2)Расшифровать значение названия произведения

  3)Особо обратить внимание на зачин и концовку рассказов

  4)Какой образ присутствует во всех рассказах?

  5)Раскрыть значение деталей: образ дьявола, икона Богоматери-троеручницы,…

Что бы ни читали сегодня школьники, задача учителя все-таки не в запрете читать то, что хочется, а в воспитании читательского вкуса и желании читать.  Подобное же восприятие текста предоставляет почву для самовыражения.                        

  Особенно это важно в подростковый период, когда ребенку не хватает настоящего, осмысленного общения при помощи ЖИВОГО слова, когда подросток понимает, насколько беден его словарный запас, когда он вроде бы и правильно мыслит, но не может свою мысль оформить в слове и мучается из-за этого, чувствуя свою несостоятельность. Подростку (особенно в 8-9 классах) необходимо самовыражение на материале жизненных и литературных впечатлений, которое возможно, когда ему предлагаются на уроке литературы различные виды интерпретации художественного произведения. 

Задача учителя заключается в том, чтобы таким образом организовать педагогический процесс, чтобы учащихся интересовал не только объем литературного произведения, но и осознанная необходимость его изучения. А такое осознание приходит к подростку только при системном подходе к изучению произведений литературы, основанном, в частности, и на умении создавать разного рода интерпретации, которые тем не менее не должны подменять видение писателя, его отношение к миру, а мотивировать к чтению других произведений данного писателя и произведений других писателей. 
Интерпретационная деятельность читателя-школьника – это технология, которую использует учитель для достижения одной из главных задач современной школы – формирования вдумчивого читателя.


(4)Что даёт применение данного фактора

Работа над интерпретацией произведения (в различных формах) на уроках литературы даёт уникальную возможность для развития не просто творческого потенциала учащегося, а для развития мыслительной сферы, умения анализировать, сопоставлять и создавать продукт своей собственной деятельности, основанный на вдумчивом прочтении произведения, что является также и мотивацией для чтения.

1.В ходе работы ученики перечитывают произведение, что очень важно в условиях тотального нежелания у современных школьников читать текст произведения;

2.Узнают значения слов, развивая навык работы с комментариями, справочной литературой, ресурсами сети интернет, энциклопедиями по истории, мифологии, литературе.

3. Прививает любовь к литературе, учит писать, думать.

4.Способствует развитию творческих способностей учащихся.

5.Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике

за последние 4 года (средний балл)

6.Результаты креативного развития личности

Количество обучающихся, принявших участие в олимпиаде по русскому языку и литературе на муниципальном уровне.

Учебный год

Класс

Ф.И.ученика

Муници-

пальная

2008-2009

11

Шишкина Валентина

1место

2009-2010

 8

Крючун Екатерина

1 место

2009-2010

 9

Ахмерова Анастасия

2 место

2010-2011

 9

Нагорнова Юлия

3 место

2010-2011

10

Ахмерова Анастасия

1 место

2012-2013

 8

Ширтанов Артём

3 место

2012-2013

9

Шубин Игорь

1 место

2012-2013

11

Нагорнова Юлия

2 место

7.Рейтингобразовательных учреждений Цильнинского района по результатам ЕГЭ по русскому языку

(5)Обобщение опыта

Наличие профессиональных публикаций (статьи в профессиональных периодических изданиях, сборниках и т.п.), брошюр и др.

 В 2012 году опыт работы учителя русского языка и литературы ПидиксеевойВ.В.обобщался институтом повышения квалификации и переподготовки работников  образования. Имеются публикаци статей из опыта работы:

1) «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур»,

2) «Роль учителей родного и русского языков в формировании полиэтнической культуры школьников»в брошюрах УИПК ПРО кабинета проблем национального образования.

    Имею  публикации  в социальной сети работников   образования.

Участие в конкурсах

    - НагражденаДипломом 2 степени за участие в Общероссийском конкурсе методического объединения учителей «Эврика» «Лучший интегрированный урок»

    - Дипломом  3 степени за участие в Общероссийском конкурсе методического объединения учителей «Эврика» «Лучший открытый урок»

(в презентации включить грамоты)

(6)За счёт чего получаю высокие результаты

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в духовном и нравственном изучении, позволяющее осознавать личностные возможности школьников. Основа литературного образования – чтение и целостное восприятие художественного произведения.

Проблема урока: его содержание, структуры, типологии, эффективности, взаимосвязи методов обучения на уроке, роли учителя, совершенствования учебной деятельности школьника – разработаны в трудах многих дидактов. Теоретические проблемы урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в исследованиях М.И. Махмутова,М.Н. Скаткина,М.А. Данилова, В.И. Стрезикозина, Ю.К. Бабанского, И.Т. Огородникова, М.М. Левиной, Г.Д. Кирилловой  и других.

В методике преподавания литературы поставлены как теоретические проблемы урока (типология, классификация, структура урока, его воспитательная направленность, роль в нем учебной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, взаимодействие методовобучения на уроке), так и задачи конкретной реализации положений педагогической науки.

Время идет, меняется общество, меняется ученик, меняется учитель. Сегодня для того чтобы приобщить современного школьника к литературе, необходимы изменения в подходах к технологиям преподавания предмета. Я использовала такую, на мой взгляд, эффективную технологию, как участие учащихся в издательской деятельности (т.е. в данном случае – это одна из технологий создания интерпретаций).

Таким образом появился материалдля издания, который был создан нами совместно с учащимися:

- Создание гипертекста из рассказов Бунина

-  Прочтение повестей Белкина как гипертекста
-  Единое прочтение романов Достоевского

Данная технология не просто стимулирует появление у учащихся интереса к литературе как искусству слова, но и вызывает к жизни разные формы интерпретации художественного текста, способствует развитию творческих, аналитических, исследовательских способностей.

Использованная литература

1. Айзерман Л.С. Уроки литературы как диалог//Литература в школе – 1990 № 4

2. Айзерман Л.С. От монолога к диалогу: О задачах урока лит. //Дет.лит. - 1993. - № 8/9.

3. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. - М.: 1959.
4. «Интерпретация художественного произведения» (факультативный курс для старшеклассников и студентов.Учебное пособие под общей редакцией В.Г. Маранцмана). Санкт-Петербург, САГА, 2007
5. Маранцман В.Г. «Методы и приемы изучения литературы в школе// Методика преподавания литературы . – М., 1995
6. Ядровская Е.Р. Анализ и соотношение понятий «литературное развитие читателя-школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность

7. ru.wikipedia.org/wiki/
8. www.ref.by/refs/54/12225/1.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентина Викторовна Пидиксеева МОУ Богдашкинская СОШ Учитель русского языка и литературы Стаж педагогической работы – 21 год Презентация педагогического опыта

Слайд 2

Создание гипертекста – один из вариантов интерпретации художественного произведения (1)Актуальность темы определяется теми изменениями, которые происходят в российской школе. На современном этапе модернизации образования на первый план выходят не отдельные специальные дисциплины, а единые методологические принципы и категории, применяемые к гуманитарным наукам в целом. Одной из таких универсальных категорий является категория текста, а одной из центральных проблем гуманитарного познания – проблема интерпретации

Слайд 3

С овременный школьник имеет низкую мотивацию к чтению, поэтому учителю необходимо не только использовать потенциал программы по литературе, но и построить работу с текстами произведений таким образом, чтобы после прочтения произведения учащиеся создавали творческие работы, разного рода интерпретации с опорой на текст, которые, в свою очередь, способствовали бы тому, чтобы школьники стремились к повторному, более глубокому и вдумчивому, чтению текстов произведений, в результате чего они могли бы создавать интерпретационные работы более высокого уровня, что, в конечном результате, повышало бы дальнейшую мотивацию к чтению. Одна из задач уроков литературы – создание мотивации к чтению

Слайд 4

во многом то, насколько успешен человек в жизни, зависит от его читательской компетентности – способности к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне, умению вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев, пониманию специфики языка художественного произведения. 2.Цели применения данной методики

Слайд 5

Основываясь на таком подходе к читательской деятельности школьников, я попыталась обосновать и внедрить в практику такие формы и приемы читательского развития учащихся, которые одновременно обеспечивали бы -обогащение духовного мира ученика, -углубление его знаний по предмету и -расширение литературно-эстетического кругозора , а главное, -возвратили бы желание читать

Слайд 6

Все мы читаем одни и те же слова, одинаково переживаем за героев, одинаково ждем, чем закончится, радуемся или огорчаемся в финале. Это называется восприятием. А вот понимаем и оцениваем прочитанное вовсе не одинаково, каждый по-своему. И когда мы пытаемся пересказать и объяснить свое понимание, получается интерпретация.

Слайд 7

- истолкование , объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо; - творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями актера, режиссера, музыканта и т.п. - Процесс , напрямую связанный с пониманием текста. Интерпретация

Слайд 8

Есть в литературоведении проблема – прочтение текста как гипертекст. Гипертекст - текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример Гипертекста - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками 3. Структура , состав, последовательность операций

Слайд 9

Сами авторы объединяли произведения под общим заголовком, настраивая читателя на единое прочтение повестей как гипертекст гипертекстовое представление является более соответствующим способу человеческого мышления, чем традиционный линейный текст.

Слайд 10

1)Выстрел 2)Метель 3)Гробовщик 4)Станционный смотритель 5)Барышня-крестьянка Повести Белкина

Слайд 11

настраивают на то, чтобы дети сами находили информацию . Безграничные возможности поисковой информации преподносит каждый текст. В них масса загадок, на которые дети могут дать ответы. Стандарты второго поколения

Слайд 12

Цель: сформировать у школьников умение осмысленного чтения Создание гипертекста из коротких рассказов Бунина Формирующий эксперимент в 11 классе

Слайд 13

1 ) Обратить внимание на время написания 2)Расшифровать значение названия произведения 3)Особо обратить внимание на зачин и концовку рассказов 4)Какой образ присутствует во всех рассказах 5)Раскрыть значение деталей: образ дьявола, икона Богоматери- троеручницы ,… Проблемные задания

Слайд 14

Задача учителя заключается в том, чтобы таким образом организовать педагогический процесс , чтобы учащихся интересовал не только объем литературного произведения, но и осознанная необходимость его изучения. А такое осознание приходит к подростку только при системном подходе к изучению произведений литературы

Слайд 15

1.В ходе работы ученики перечитывают произведение , что очень важно в условиях тотального нежелания у современных школьников читать текст произведения ; 2.Узнают значения слов, развивая навык работы с комментариями, справочной литературой, ресурсами сети интернет, энциклопедиями по истории, мифологии, литературе. 3. Прививает любовь к литературе, учит писать , думать. 4.Способствует развитию творческих способностей учащихся . (4)Что даёт применение данного фактора

Слайд 16

Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике за последние 4 года (средний балл)

Слайд 17

Результаты креативного развития личности Количество обучающихся, принявших участие в олимпиаде по русскому языку и литературе на муниципальном уровне. Учебный год Класс Ф.И.ученика Муници- пальная 2008-2009 11 Шишкина Валентина 1место 2009-2010 8 Крючун Екатерина 1 место 2009-2010 9 Ахмерова Анастасия 2 место 2010-2011 9 Нагорнова Юлия 3 место 2010-2011 10 Ахмерова Анастасия 1 место 2012-2013 8 Ширтанов Артём 3 место 2012-2013 9 Шубин Игорь 1 место 2012-2013 11 Нагорнова Юлия 2 место

Слайд 18

Рейтинг образовательных учреждений Цильнинского района по результатам ЕГЭ по русскому языку

Слайд 19

Наличие профессиональных публикаций (статьи в профессиональных периодических изданиях, сборниках и т.п.), брошюр и др. В 2012 году опыт работы учителя русского языка и литературы Пидиксеевой В.В . обобщался институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Имеются публикаци статей из опыта работы: 1) «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур», 2) «Роль учителей родного и русского языков в формировании полиэтнической культуры школьников»в брошюрах УИПК ПРО кабинета проблем национального образования. Имею публикации в социальной сети работников образования. Участие в конкурсах - Награждена Дипломом 2 степени за участие в Общероссийском конкурсе методического объединения учителей «Эврика» «Лучший интегрированный урок» - Дипломом 3 степени за участие в Общероссийском конкурсе методического объединения учителей «Эврика» «Лучший открытый урок» (5)Обобщение опыта

Слайд 20

Конкурс «Лучший открытый урок»

Слайд 21

Лучший интегрированный урок

Слайд 22

Время идет, меняется общество, меняется ученик, меняется учитель. Сегодня для того чтобы приобщить современного школьника к литературе, необходимы изменения в подходах к технологиям преподавания предмета. Я использовала такую, на мой взгляд, эффективную технологию, как участие учащихся в издательской деятельности (т.е. в данном случае – это одна из технологий создания интерпретаций). Таким образом появился материал для издания, который был создан нами совместно с учащимися: - Создание гипертекста из рассказов Бунина - Прочтение повестей Белкина как гипертекста - Единое прочтение романов Достоевского Данная технология не просто стимулирует появление у учащихся интереса к литературе как искусству слова, но и вызывает к жизни разные формы интерпретации художественного текста, способствует развитию творческих, аналитических, исследовательских способностей. ( 6)За счёт чего получаю высокие результаты

Слайд 23

1. Айзерман Л.С. Уроки литературы как диалог//Литература в школе – 1990 № 4 2. Айзерман Л.С. От монолога к диалогу: О задачах урока лит. //Дет. лит. - 1993. - № 8/9. 3. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. - М.: 1959. 4. «Интерпретация художественного произведения» (факультативный курс для старшеклассников и студентов. Учебное пособие под общей редакцией В.Г. Маранцмана ). Санкт-Петербург, САГА, 2007 5. Маранцман В.Г. «Методы и приемы изучения литературы в школе// Методика преподавания литературы . – М., 1995 6. Ядровская Е.Р. Анализ и соотношение понятий «литературное развитие читателя-школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность 7. ru.wikipedia.org/ wiki / 8. www.ref.by/refs/54/12225/1.html Использованная литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...