Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Поячснительная записка.
Календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 64.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
3. Основной образовательной программы ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.о.Троицк в г.Москве.
4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
5. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014
Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 5-9 классах с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования и реализацию целей и задач, определенных ООП ООО школы.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1—9 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 10 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.
Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.
Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС, 102 ЧАСА, 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.
1.Введение. Книга в жизни человека .
2. Устное народное творчество .
Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
Сказка «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Художественный мир сказки. Иван-царевич и противники.
Народная мораль в сказке. Фантастика.
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.
Знать: малые жанры фольклора, что такое сказка, виды сказок.
Уметь: пересказывать сказку, сочинять загадки, частушки, приговорки.
Применять: чтение по ролям, выразительное чтение.
3. Древнерусская литература.
Возникновение древнерусской литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Знать: когда возникла древнерусская литература.
Уметь: передавать содержание повести.
Применять: для развития речи.
4. Русская литература XVIII века.
М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы
Знать: сведения о детских годах Ломоносова, о его литературной деятельности.
Уметь: определять главную мысль юмористического нравоучения.
Применять: для общего развития.
5. Литература XIX века.
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Басня «Свинья под дубом». Басня «Ворона и лисица». Понятие об аллегории и морали.
В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки. Черты народа и литературной сказки
Баллада «Кубок». Понятие о балладе.
А. С. Пушкин.. Детство и лицейские годы поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. Рифма, ритм, строфа. Мои любимые сказки А. С. Пушкина.
А. Погорельский «Чёрная курица» или «Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки В. М. Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке.
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор.
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Есть женщины в русских селеньях…» Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни. Нравственное превосходство Герасима. А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь»
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
Знать: биографии поэтов и писателей XIX века, жанровые признаки произведений.
Уметь: понимать иносказательный смысл произведений, их мораль.
Применять: чтение наизусть.
6.Литература XX века.
И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Костцы».
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе».
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Я покинул родимый дом».
П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы
К. Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы в сказке «Тёплый хлеб».
С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. Юмор в сказке «Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе Маршака.
А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира в рассказе.
В. П.Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера.
И. А. Бунин. Ден-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы.
А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Образ Родины. Анализ стихов о природе.
Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник».
Юмор в рассказе «Игорь-Робинзон».
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
Знать: сведения о поэтах и писателях xx века, их произведения.
Уметь: выразительно читать, анализировать произведения.
Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.
7.Зарубежная литература.
Р. Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение в силе человеческого духа.
Характер главного героя романа. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Жорж Санд. «О чём говорят цветы». М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Черты характера героев. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.
Знать: сведения о писателях.
Уметь: самостоятельно работать с учебником.
Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка» с требованиями ФГОС к результатам обучения, «Содержание курса», «Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса», «Тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников, «Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе» (5 класс)
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровень которых определяют основные виды учебной деятельности.
Первая группа (5-6 классы) активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на занятиях важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т.д.).
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.
Ведущая проблема курса литературы 5 класса — внимание к книге.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Результаты изучения предмета
«Литература» (5 класс)
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч.
Курс «Литература» для 5 класса рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Планируемые результаты |
1. | Введение. Книга в жизни человека | 1 | Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. |
2. | Устное народное творчество | 8 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. |
3. | Древнерусская литература | 2 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
4. | Литература XVIII века | 1 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. |
5. | Литература XIX века | 42 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
6. | Из русской литературы XX века | 32 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
7. | Из зарубежной литературы | 9 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог. |
8. | Итоги года | 6 | Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковыхсредств в создании художественных образов литературных произведений. |
Итого: | 102 |
Планирование прохождения программы
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольные работы |
Введение | 1 | - | - | - |
Устное народное творчество | 8 | 1 | - | - |
Из древнерусской литературы | 2 | - | - | - |
Из литературы XVIII века | 1 | - | - | - |
Из литературы XIX века | 42 | 6 | 6 | 1 |
Из литературы XX века | 32 | 7 | 3 | 1 |
Из зарубежной литературы | 9 | - | 2 | 1 |
Резервное время | 6 | - | 3 | - |
Итого: | 102 | 14 | 14 | 3 |
РР | Вн.чт. | К.р. | |
I четверть | 3 | 2 | - |
II четверть | 3 | 3 | 1 |
III четверть | 4 | 4 | 1 |
IV четверть | 5 | 5 | 1 |
15 | 14 | 3 |
№ | Тема урока | Тип урока | Деятельность учащихся | Домашнее задание |
ВВЕДЕНИЕ - количество часов - 1 | ||||
1. | 1. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | УИПЗЗ | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами; решение тестов. | Стр. 3-6. Составить план вступительной статьи учебника «К читателям», подготовить ее пересказ. Вопросы в тетрадих |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - количество часов - 8 | ||||
2. | 1. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор | УКИЗ | Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. | Стр.7-8. Вопросы 1,2. |
3. | 2. Сказка как особый жанр фольклора | УИПЗЗ | Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями | Читать стр.8-12. Вопросы 4,5. |
4. | 3. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | УИПЗЗ | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки | Читать стр.13-25, вопросы 1,2. |
5. | 4. Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки | УКИЗ | Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир».Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки | Стр.25 вопросы 3-6, стр. 26 вопросы 1-3. |
6. | 5. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического со-держания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | УОСЗ | Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, Беседа, чтение статьи учебника Ответить на вопросы. | Читать стр.27-38, вопрос 7. |
7. | 6. «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | УОСЗ | Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, Беседа, чтение статьи учебника Ответить на вопросы. | Подготовить пересказ сказки. |
8. | 7. Особенности сюжета сказки. Иван- -крестьянский сын, как выразитель основной мысли сказки. | УКИЗ | Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки | Прочитать сказки «Журавли и цапля», «Солдатская шинель» стр. 40-43. Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок. |
9. | 8. Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | УЗЗВУ | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках» | Читать стр.40-44. Вопросы 1-2. |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – количество часов - 2 | ||||
10. | 1. Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». | УИПЗЗ | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. | Читать стр.47, пересказ. |
11. | 2. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | УКИЗ | Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с. 49), ответить на вопросы (с. 49-50) | Читать стр.48-52. Тв.з. сочинение. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 века – количество часов -1. | ||||
12. | 1.М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. | УИПЗЗ | Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы. | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА – количество часов - 42 | ||||
13. | 1. Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | УИПЗЗ | Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки | Читать стр.57. Работа с тетрадью. |
14. | 2. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» -отражение исторических событий. | УКИЗ | Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Читать стр.58-62,выраз. чтение. |
15. | 3. И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях. | УКИЗ | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; Комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица» | Читать стр. 62 - 67 выраз. чтение. |
16. | 4.Р.Р.Басни Крылова. Анализ и исполнение. | УСОЗ | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрациями; анализ текста. | Читать стр. 67-69 |
17. | 5.ВН.ЧТ.Брейн – ринг по басням Крылова. Жанр басни в мировой литературе. Повествование и мораль в басне. | УСОЗ | Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен .Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?». | ВН. ЧТ. |
18. | 6.В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | УИПЗЗ | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Читать стр.70-82, вопросы |
19. | 7. Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | УИПЗЗ | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. | Выраз. чтение стр.84-90. |
20. | 8. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» | УИПЗЗ | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование | Стр.91-94 |
21. | 9. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | УКИЗ | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Читать стр.95-112. Вопросы 1-12. |
22. | 10.Сравнение сюжетов, композиции, героев сказок А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | УОСЗ | Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение | Стр.113-116 |
23. | 11. Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность | УЗЗВУ | Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом | Работа с текстом стр.95-112 |
24. | 12. Вн.чт. М. Твен «Том Сойер» | УИПЗЗ | Умение работать в командах, знание текста произведения, знакомство с автором и его творчеством. | ВН. ЧТ. |
25. | 13.Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | УЗЗВУ | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение | Читать стр.120-148 |
26. | 14. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. | УОСЗ | Краткий пересказ, выразительное чтение | Проект стр.149 |
27. | 15. В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «AttaleaPrinseps» | УИПЗЗ | Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко | |
28. | 16. «AttaleaPrinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения | УЗВВУ | Выразительное чтение, анализ содержания, работа со статьей учебника «Поразмышляем над прочитанным» | |
29. | 17. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | УИПЗЗ | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией | Читать стр.150-154, наизусть стих-е. |
30. | 18. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».Художественные особенности стихотворения. | УКИЗ | Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников | Стр.154-156, вопросы 1-6. |
31. | 19. Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанром.Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям | Читать стр.157-169. |
32 | 20. Н.В.Гоголь. Сюжет повести «Заколдованное место» Реальное и фантастическое в сюжете повести. | УКИЗ | Пересказ былин, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести | Работа с текстом, стр.157-169. |
33. | 21. ВН.ЧТ. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». КВН по повестям. | УКИЗ | Умение работать в командах, знание текста произведения, быстро отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в тексте. | ВН.ЧТ. |
34. | 22. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» | УИПЗЗ | Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана | Читать стр.171-172 |
35. | 23. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | УЗЗВУ | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы, | Читать стр.171-176, выучить отрывок. |
36. | 24. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | УЗЗВУ | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Читать стр.176-186, вопросы. |
37. | 25. И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Читать стр.188-202. |
38. | 26.История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | УЗЗВУ | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами | Работа с текстом, стр.188-202. |
39. | 27.Герасим и Муму. Счастливый год. | УЗЗВУ | Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Читать стр.202-211. |
40. | 28. Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | УЗЗВУ | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме | Читать стр.211-223. |
41. | 29. Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. | УКИЗ | Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами | Вопросы стр.223-225. |
42. | 30. Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму». | УОСЗ | Составление плана- характеристики литературного героя. Подобрать цитаты к плану. | Написать сочинение. |
43. | 31.Анализ сочинений. Работа над ошибками | УПОКЗ | Анализ сочинений, работа над ошибками | Выучить стих-е о природе. |
44. | 32. А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | УИПЗЗ | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями | Стр.226-228,задание 4. |
45. | 33.ВН.ЧТ. Джани Родари «Сказки по телефону». КВН | УПОКЗ | Умение работать в командах, знание текста произведения, знакомство с автором и его творчеством | ВН. ЧТ. |
46. | 34. Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | УИПЗЗ | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру | Читать стр.229-232-245. |
47. | 35. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | УКИЗ | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей | Читать стр245-258. |
48. | 36. Странная дружба Жилина и Дины. | УКИЗ | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Работа с текстом, стр.232-258. |
49. | 37. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения | УКИЗ | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста | Стр.258-260. |
50. | 38. Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». | УПОКЗ | Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами | Написать сочинение. |
51. | 39. Слово об А.П. Чехове. Рассказ «Хирургия» | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией | Читать стр.261-270 |
52. | 40. Вн. чт. Кир Булычев «Заповедник сказок».Интеллектуальная игра. | УЗЗВУ | Умение работать в командах, знание текста произведения, знакомство с автором и его творчеством. | ВН.ЧТ. |
53. | 41. РР Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе. | УПОКЗ | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки | Стр.271-283 |
54. | 42. ВН. ЧТ. Х.- К. Андерсон «Снежная королева». Игра «Умницы и умники». | УПОКЗ | Умение работать в командах, знание текста произведения, знакомство с автором и его творчеством. | ВН. ЧТ |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 века -количество часов – 32. | ||||
55. | 1. Слово об И.А. Бунине. И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы. | Стр.3-9 |
56. | 2. Человек и природа в рассказе «Косцы». Особенности лиризма в произведении. | УЗЗВУ | Чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста | Работа с текстом, стр.10-11. |
57. | 3.Слово о писателе. В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княжгородку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Читать стр.12-39,пересказ |
58. | 4. Жизнь среди «серых камней» | УКИЗ | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев | Читать стр.39-48,пересказ |
59. | 5. РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | УОСЗ | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев. Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание | Стр.48-50,работа с текстом. |
60. | 6.РР Написание сочинения. | УПОКЗ | Написание сочинения. | Стр.50 .проект |
61. | 7. Слово о С.А. Есенине. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | УИПЗЗ | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение | Стр. 51-55 |
62. | 8. С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | УЗЗВУ | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение | Стр.55, проект. |
63. | 9. П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» | УИПЗЗ | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение | Стр.56-68,читать. |
64. | 10. П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, | УЗЗВУ | Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций | Стр.68-71, проект. |
65 | 11. Вн. чт. П.П. Бажова Викторина по сказкам «Серебряное копытце» и «Хозяйка медной горы». | УПОКЗ | Умение работать в командах, знание текста произведения, знакомство с автором и его творчеством | ВН. ЧТ. |
66. | 12. Контрольная работа | УПОКЗ | Выполнение контрольной работы. | Не задано. |
67. | 13. Слово о К.Г. Паустовском. Сказка «Теплый хлеб | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки | Читать стр.72-82. |
68. | 14. Реальное и фантастическое в сказке. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. | УЗЗВУ | Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа | Стр.82-83,работа с текстом. |
69. | 15. К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Средства создания образов в рассказе. Речевая характеристика персонажей. | УИПЗЗ | Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста | Стр.83-89, вопросы 1-5. |
70. | 16. С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором. | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки) | Читать стр.90-106, выраз. чтение. |
71. | 17. Положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. | УЗЗВУ | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками. | Работа с текстом, стр.90-106. |
72. | 18. Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» | УКИЗ | Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи падчерицы и двенадцати месяцев). | Работа с текстом стр.106-111. |
73 | 19. ВН. ЧТ.А. Платонов «Волшебное кольцо». Командная игра. | УПОКЗ | Умение работать в командах, знание текста произведения, знакомство с автором и его творчеством | ВН. ЧТ. |
74. | 20. Слово об А.П. Платонове. Рассказ «Никита» Реальность и фантастика в рассказе. | УИПЗЗ | Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Читать стр. 112-121 |
75. | 21. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П. Платонова | УЗЗВУ | Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова; сравнительный анализ произведений | Стр.121-122, вопросы 1-5. |
76. | 22. Слово о В.П. Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке (рубрика «Литературные места России», с. 278). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассо-циативных связей с произведением живописи | Читать стр.123-138. |
77. | 23. Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | УЗЗВУ | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения | Читать стр.138-152. |
78. | 24. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). | УЗЗВУ | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения | Работа с текстом,стр.138-152. |
79. | 25. РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | УОСЗ | Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением | Написать сочинение. |
80. | 26. Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». | УИПЗЗ | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.Чтение стихотворений, со-общение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет | Стр.154-159 |
81. | 27. Поэты о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» | УЗЗВУ | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. Чтение стихотворений. Сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет | Стр.159-162, выразит. чтение. |
82. | 28. ВН. ЧТ. Интеллектуальная игра «Самый умный». А.Линдгрен «КаллеБлюмквист – сыщик»; «Рони- дочь разбойника»; «Расмус – бродяга». | УПОКЗ | Умение работать в командах, знание текста произведения, знакомство с автором и его творчеством | ВН. ЧТ. |
83. | 29. РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе | УЗЗВУ | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи | Стр.163-167, выраз. чтение. |
84. | 30. РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе | УКИЗ | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование | Стр.167-171,проект. |
85. | 31. Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям | Стр.172-188,выразительное чтение. |
86. | 32. Писатели улыбаются. Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» | УЗЗВУ | Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток | Стр.189-192, вопросы стр.192 |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 9 ЧАСОВ | ||||
87. | 1.Слово о писателе. Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение | Стр.193-198,читать. |
88. | 2. Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | УЗЗВУ | Чтение других баллад; ответы на вопросы; выразительное чтение | |
89. | 3. Слово о Д. Дефо. Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | УИПЗЗ | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений | Читать стр.200-212. |
90. | 4. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. | УЗЗВУ | Чтение гл. 7 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений | Стр. 213, работа с текстом. |
91. | 5. ВН.ЧТ.КВН по творчеству Д. Дефо и его произведению «Робинзон Крузо». | УПОКЗ | Умение работать в командах, знание текста произведения, знакомство с автором и его творчеством | ВН. ЧТ. |
92. | 8. Слово о Дж. Лондоне. «Сказание о Кише». Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». | УЗЗВУ | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы. | Читать стр.269-280. |
93. | 9. Дж. Лондон «Сказание о Кише» Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Особенности жанра, мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | УЗЗВУ | Осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста | Стр. 280, вопросы 4,5. |
94. | 10.В.Н. Х. К. Андерсон «Соловей». Викторина. | УПОКЗ | Умение работать в командах, знание текста произведения, знакомство с автором и его творчеством | ВН. ЧТ. |
95. | 10. Итоговый урок. Рекомендации на лето. | Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к самостоятельно прочитан-ным книгам, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?» | Список литературы на лето. | |
96-102 | Резервные уроки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....