Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Пояснительная записка

Календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе
к УМУ под редакцией В.Я. Коровиной

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа по литературе создана на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования; поурочных планов по литературе по учебнику «Литература 6 класс» В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой, В.И. Коровина.

Данная программа предназначена для  учащихся 6 класса общеобразовательной школы, обучающихся по традиционной системе обучения.  

Количество часов – 102 (3 часа в неделю).

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Цель уроков литературы – формирование читательской компетенции школьника. В средней школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Основная характеристика учебного предмета:

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений  и  теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду  и  жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел  и  различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев  и сущности конфликта;

- устные  и  письменные интерпретации художественного произведения;

- выявление языковых средств художественной образности  и  определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств  и  историей;

- участие в дискуссии, утверждение  и  доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе  и  по мотивам литературных произведений.

  1.  ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

  1. Учебник «Литература 6 класс». В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин, М.: «Просвещение», 2008 г
  2. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс».
  3. Литература. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составители Л. П. Макарова, Н. Ю. Кадашников, Н.А. Дегтярева, Т.М. Амбушева, Волгоград: Учитель, 2010. – 179 с.
  4. Рабочая программа по литературе. 6 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.- 96с.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 6 КЛАССА:

К концу учебного года шестиклассники должны знать и уметь:

знать:

 - авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения.

уметь:

-  выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению,

разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • оценивать проблематику современной литературы;
  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.


№ урока в п/п

№ урока в теме

Тема урока

1

1

Вводный.  Художественное  произведение. Содержание  и  форма.  Выражение  авторской  позиции.

Тема  1.   УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

2

Обрядовый  фольклор.  Обрядовые  песни.

3

Художественные особенности календарно - обрядовых песен.

4

Пословицы  и  поговорки.  

5

Урок - конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора.

Т6ема  2.   ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  (3  урок)

7

Из  «Повести  временных  лет». Отражение  народных  идеалов  в  летописях.

8

"Сказание о белгородском киселе".

9

Урок-зачет по  "Повести временных лет".

Тема  3.  РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА   XVIII века    (5  урока)

10

Русские  басни.  Басня как эпический жанр литературы  Аллегория  и  мораль  в  басне. Особенности  языка  XVIII  столетия.

11

И.И. Дмитриев «Муха».

12

«Осёл  и  соловей»  Анализ  басни. Развитие  понятия  об  аллегории.

13

И.А. Крылов   Басни. «Листы  и  корни», «Ларчик».

 Анализ  басен.Развитие понятия об аллегории.

14

Конкурс инсценированной басни.

Тема  4.  РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА   XIX века    (47  уроков)

15

1

А.С. Пушкин . Лицейские годы. Выражение  вольнолюбивых  устремлений  поэта. Обучение  выразительному  чтению.

16

2

Жанр дружеского послания.«И.И. Пущину»  Тема  дружбы.    

17

3

    «Узник» как  выражение  вольнолюбивых  устремлений  поэта. Обучение  выразительному  чтению.

18

4

«Зимнее  утро»  Действительность  и  внутренний  мир  человека.  Эпитет.  Метафора.  

19

5

Двусложный размер стиха

20

6

История романа "Дубровский"

21

7

«Дубровский»  Конфликт  Андрея  Дубровского  и Кириллы  Троекурова. Анализ 1 главы.

22

8

Суд и его последствия

23

9

Протест  Владимира  Дубровского.  Анализ  эпизода  «Пожар  в  Кистенёвке»  Роль  эпизода  в  повести.

24

10

Учитель (гл.8-10)

25

11

История  любви  Владимира  Дубровского  и  Маши  Троекуровой.  Развитие  понятия  о  композиции  художественного  произведения

26

12

Развязка романа "Дубровский"

27

13

РР Сочинение-сравнительная характеристика"Два помещика" по роману "Дубровский"

28

14

РР Сочинение-сравнительная характеристика"Два помещика" по роману "Дубровский"

29

15

ВН.ЧТ.Своеобразие цикла"Повести Белкина".

30

16

«Барышня – крестьянка». Сюжет  и  герои  повести.

31

17

М.Ю.Лермонтов Рассказ о писателе. Жажда борьбы и свободы. Лирика

32

18

М.Ю. Лермонтов   «Тучи»  Настроение  и  композиция   Особенности  поэтических  интонаций.

33

19

«Листок», «Утёс», «На  севере  диком…».  Антитеза

Обучение  анализу  одного  стихотворения.

34

20

«Три  пальмы»  Анализ.

 Двусложные  и  трёхсложные  размеры  стиха.

35

21

И.С. Тургенев . Рассказ о писателе.  «Записки  охотника»  Гуманистический  пафос.  «Бежин  луг» .

36

22

Роль  картин природы в рассказе «Бежин  луг»  

37

23

Характеристики и портреты  героев как  средство  изображения характеров. Духовный мир крестьянских детей. Рассказы мальчиков у костра.

38

24

Р.Р. Речевая характеристика одного из героев.

39

25

ВН. ЧТ. О. Уайльд "Кентервильское привидение".

40

26

Ф.И. Тютчев. Рассказ о поэте.  Природа  в  лирике  Тютчева.  Антитеза.

41

27

«Листья» Обучение анализу  одного стихотворения.

42

28

А.А.Фет .Рассказ о поэте. Лирика.

43

29

А.А. Фет. «Ель рукавом  мне  тропинку  завесила…» Природа  в  лирике  поэта как  воплощение прекрасного.  Роль  детали. «Ещё  майская  ночь»  Взаимодействие тем природы и любви.

44

30

Н.А. Некрасов  «Железная дорога»  Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя.

45

31

Композиция стихотворения  «Железная дорога»

Эпиграф, диалог-спор, реальность и фантастика, пейзаж.

46

32

Декабристская тема в творчестве Некрасова. Историческая поэма «Дедушка».   Обзор. Стихотворение "Школьник"

47

33

Трёхсложный размер стиха.

48

34

  1. ВН, ЧТ. Н. А. Некрасов поэма «Дедушка»

49

35

Н.С. Лесков  «Левша»  Понятие о сказе.

50

36

Герои повести. Авторское отношение к героям.

51

37

Н.С. Лесков  «Левша» . Портрет Левши

52

38

Р.Р. Изложение на тему  "Левша в гостях у англичан"

53

39

Завершение работы над "Левшой"

54

40

ВН.ЧТ. Н.С.Лесков "Человек на часах".

55

41

А.П. Чехов - писатель и человек.

56

42

А.П. Чехов .  Рассказ  "Толстый  и  тонкий" . Разоблачение лицемерия. Речь героев  и  художественная деталь как источник юмора.

57

43

Рассказы   «Пересолил», «Лошадиная  фамилия».Разоблачение лицемерия. Речь героев  и  художественная деталь как источник юмора.

58

44

ВН. ЧТ. А.П. Чехов. Юмористические рассказы : "Лошадиная фамилия", "Пересолил", "Злоумышленник", "Пересолил", "Мальчики", "Хирургия", "Толстый и тонкий".

59

45

Родная  природа  в  стихотворениях  русских  поэтов

 XIX века.   

60

46

А.И.Куприн .Рассказ о писателе.

61

47

А.И.Куприн .Рассказ "Чудесный доктор".

Тема  5.  РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА   XX века    (24  урока)

62

1

А.С. Грин . Слово о сказочнике.«Алые  паруса».

63

2

ВН. ЧТ. А. С. Грин  "Алые паруса" .

64

3

А.П. Платонов .Слово о писателе. «Неизвестный  цветок». 

65

4

«Неизвестный  цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни  на  кого  не  похожие»  герои  Платонова.

66

5

Стихи  русских  поэтов  о  Великой  Отечественной  войне.К.Симонов.

67

6

Стихи  русских  поэтов  о  Великой  Отечественной  войне.Д.С.Самойлов

68

7

В.П. Астафьев  «Конь  с  розовой  гривой». Герои  рассказа.  Нравственные  проблемы.  Картины  жизни  и  быта  сибирской  деревни  в  послевоенные  годы.

69

8

Р.Р.  В.П. Астафьев  «Конь  с  розовой  гривой». «Конь  с  розовой  гривой».Особенности использования народной речи в рассказе.

70

9

Р.Р.  В.П. Астафьев  «Конь  с  розовой  гривой».Почему бабушка купила "пряник конём"?

71

10

ВН. ЧТ. Ж. Верн "Таинственный остров".

72

11

В.Г. Распутин  «Уроки  французского». Герой  рассказа  и  его  сверстники.  Отражение  трудностей  военного  времени.

73

12

Нравственные  проблемы  рассказа.

74

13

 Роль  учительницы  в  жизни  мальчика.  

75

14

"Уроки доброты". Смысл произведения.

76

15

В.М. Шукшин  

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя  в творчестве  Шукшина.

77

16

ВН. ЧТ. М. Твен "Приключения Гекльберри Финна".

78

17

Ф.А. Искандер  «Тринадцатый  подвиг  Геракла».  Влияние  учителя  на  формирование  детского  характера. Юмор.

79

18

Ф.А. Искандер  «Тринадцатый  подвиг  Геракла».  Смысл названия рассказа. Юмор.

80

19

Р. Р. Родная  природа  в  стихотворениях  русских  поэтов

 XX века.  Стихи  А.А. Блока.

81

20

Родная  природа  в  стихотворениях  русских  поэтов .С.Есенин.

82

21

Н.М. Рубцов  Человек  и  природа  в  лирике  поэта

83

22

Родная  природа  в  стихотворениях  русских  поэтов

 XX века.  Стихи  А.А.Ахматова

84

23

Стихотворения народов России. К. Кулиев, Г. Тукай     Анализ  стихотворений.

85

24

ВН. ЧТ. Р. Брэдбери "Зеленое утро", "Каникулы".

Тема  6.  ЗАРУБЕЖНАЯ  ЛИТЕРАТУРА   (16  уроков)

86

Мифы  Древней  Греции.  Подвиги  Геракла

87

Подвиги  Геракла

88

Отличие  мифа  от  сказки. Легенда об Арионе.

89

Гомер. "Илиада "как героическая  поэма.

90

ВН. ЧТ. Гомер "Одиссея".

91

М. Сервантес  «Дон  Кихот»  Проблема  истинных  и  ложных  идеалов. Образ Санчо  Панса.

92

Ф. Шиллер  Баллада  «Перчатка»  Проблемы  благородства, достоинства  и  чести.

93

П. Мериме  Новелла  «Маттео  Фальконе»  Конфликт  естественной  жизни  и  цивилизованного  общества.

94

ВН. ЧТ. Джек Лондон "Любовь к жизни".

95

КР   Контрольное тестирование

96

Итоговый урок. Задание на лето: список художественной литературы

Резервные уроки

97

98

99

100

101

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....