Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Лазарева Ольга Евгеньевна

Используемый УМК – учебник  «Литература. 7 класс» (автор-составитель: Г.С. Меркин). Используемый учебник соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1.     

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.Нормативно- правовая база документа  . Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. –  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009г.), федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.  

Используемый УМК – учебник  «Литература. 7 класс» (автор-составитель: Г.С. Меркин). Используемый учебник соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

2.Место предмета в базисном учебном плане МБОУ Солонецкая СОШ

По годовому календарному графику школы на 2016- 2017 учебный год для 7 класса предусмотрено 35 учебных недель, по учебному плану школы на 2016- 2017 учебный год на изучение литературы отводится 2 часа в неделю, следовательно, настоящая рабочая программа должна быть спланирована на  70 часов  в год, однако в связи с тем, что два урока выпадают на нерабочие праздничные дни (1 и 8 мая), программа  будет выполнена в полном объеме за 68 часов за счет выполнения классного сочинения-эссе «Труд души» в качестве домашнего и объединения часов, предназначенных для изучения творчества Р. Бернса и Я Купалы.

3. Цели обучения

* воспитание  духовно  развитой  личности,  формирование  гуманистического  мировоззрения,  гражданского  сознания,  чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры

* развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

*   освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

* овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

4. Задачи обучения

*Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

* Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

* Развивать  способности  формулировать  и   аргументированно  отстаивать  личностную  позицию,  связанную  с  нравственной проблематикой произведения,

*Совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

* Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

* Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

РАЗДЕЛ 2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА  «ЛИТЕРАТУРА»

Результатом освоения программы являются личностные, метапредметные универсальные учебные действия и предметные знания и умения, которые представлены в обобщенном виде

Личностные

*знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

*умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

*умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы;

*осознанно продолжать формирование собственного круга чтения

*осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

*воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, *осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

*усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга;

*формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

*формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

*формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира (межэтническая толерантность);

*развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

*формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

*развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

*совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

*использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Метапредметные

Познавательные:

*расширение круга приемов составления разных типов плана;

*использование различных типов пересказа;

*расширение круга приемов структурирования материала;

*умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

*умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

*определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивно, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

*осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

*развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

*овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.

Коммуникативные:

*организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

*осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

*формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

*понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

*формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

Регулятивные:

*самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

*самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

*соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

*оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

*владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

*воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.

Предметные знания:

*адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

*знание изученных текстов;

*овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств)

Предметные умения:

*понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII- XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

*умение связывать литературные произведения с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, нерпеходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

*умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или несколько произведений;

*умение определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно - художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

*владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

*умение использовать при анализе произведения понятия баллада, басня, сказка, былина, миф, новелла, рассказ;

*умение различать героический эпос, былину и миф;

*различать перевод и переработку художественного произведения;

*понимать смысловую нагрузку эпиграфа;

*уметь анализировать литературную сказку, видеть роль художественной детали в тексте;

*уметь видеть в тексте приёмы создания героического характера, в т.ч. гиперболу;

*уметь формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;

*собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

*понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

*читать выразительно наизусть стихотворение; уметь определять стихотворный размер;

*умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

-отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

-создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

*умение воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

*написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

*понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

        Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, проектная.  

РАЗДЕЛ 3.  

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Теория литературы: литературные роды, текстология.

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

БЫЛИНЫ

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

РУССКИЕ НАРОДНЫК Е ПЕСНИ

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII ВЕКА

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.                                                                                    Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XIX ВЕКА

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

И.С. ТУРГЕНЕВ

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений)

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX  ВЕКА О РОССИИ        

Н.М. Языков. «Песня».

И.С. Никитин. «Русь».                                                                                                                                              А.Н. Майков. «Нива»                                                                           А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

М. ГОРЬКИЙ                                                                                                                                                                            Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН

Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

ЛИРИКА ПОЭТОВ- УЧАСТНИКОВ  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН

Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

ПОЭТЫ XX ВЕКА  О РОССИИ

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История».                                                                                                                                                     А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

МАЦУО БАСЁ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.

Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принц»

Я. КУПАЛА

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.

                                                               



Предварительный просмотр:

                                                                    Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ урока

         Тема урока

Количество часов

Форма организации учебного занятия. Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

                                                                         ВВЕДЕНИЕ (1час)

1.

Своеобразие курса. Роль книги в жизни человека

1

Урок-беседа

  Работа с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), Чтение статьи Д.С.Лихачева, беседа по вопросам к статье.    

2.09

                                                                         ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (5 часов)

2.

Былины.

Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Своеобразие художественного мира былин.

1

Комбинированный урок

Овладение  теоретико-литературными понятиями: эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием). Характеристика отличий былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного.

5.09

3.

Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины

1

Комбинированный урок

Осмысление   черт  русского национального характера в героях былин. Произведение самостоятельного исследования эпизода былины. Характеристика  отдельного персонажа и средств создания его образа, а также владение навыками сопоставительной характеристики персонажей.        

9.09

4.

Илья Муромец и Соловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, конфликт

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение текста былины, анализ эпизодов . Характеристика героя былины как воплощение национального характера. Соотнесение  текста литературного произведения с репродукциями  картин. Работа в группах.

12.09

5.

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»);

1

Комбинированный урок

Учебное исследование:  жанровое многообразие русских песен и  своеобразие поэтического языка русской    народной песни. Определение характерных признаков лирических жанров.  характеристика идейно-эмоционального содержания произведения.  Формулирование вопросов по тексту произведения.

16.09

6.

Лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка

1

Комбинированный урок

Осмысление многозначности поэтического образа. Выразительное чтение. Сочинение миниатюра: аналитическое сочинение литературоведческой направленности. Литературное краеведение: казачьи песни.

19.09

                                                                               ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

7.

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»  « И вспомнил Олег коня своего».

1

Комбинированный урок

Усвоение  теоретико-литературных понятий: наставление, поучение.  Восприятие древнерусского текста в современном переводе.  Осмысление художественной уникальности  литературы Древней Руси.  Развернутый устный ответ, подбор цитат из текста. Работа в тексте  с незнакомыми словами , определение их значения. Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы.  подробный пересказ эпизода.

23.09

8.

Идеал человека в литературе Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы.

1

Комбинированный урок

Усвоение теоретико-литературных понятий: житие, поучительный характер древнерусской литературы. Выразительное чтение, эмоциональный отклик  на прочитанное, выражение  личного читательского отношения к прочитанному. Характеристика  персонажей  и средств создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. РР. Пересказ содержания художественного произведения с изменением лица.

26.09

                                                                         ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (7 часов)

9.

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого.

1

Урок- презентация

Подготовка  устного ответа, подбор  необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Усвоить теоретико-литературное понятие:  каноны классицизма, национальная самобытность отечественного классицизма,  эпиграмма.  Характеристика своеобразия языка писателя.  Пересказ прочитанного текста .

30.09

10.

11.

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок).

Г.Р. ДЕРЖАВИН

 «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении.

1

1

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Выразительное чтение оды, в том числе наизусть (отрывок). Выявление художественно-значимых изобразительно-выразительных средств, языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении. Выявление  в тексте произведений особенности поэтики жанра оды.

Устный ответ  о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Восприятие  текста литературного произведения.  Соотнесение  образов лирического героя  и поэта. Анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении. Усвоение теоретико-литературных понятий: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

3.10

7.10

12.

Д.И. ФОНВИЗИН. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.

1

Урок открытия нового знания

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Властителям и судиям». Устное сообщение  о биографии и творчестве Д.И. Фонвизина. Чтение по ролям, эмоциональный отклик  на прочитанное, выражение  отношения к прочитанному. Усвоение  теоретико-литературных понятий: сарказм, комедия классицизма, внутренний монолог, письма героев.   Выявление  в тексте произведения правил комедии классицизма. Работа с текстом: выделение  этапов  развития сюжета.  Общая характеристика художественного мира произведения. Группирование  образов комедии.

10.10

13.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии . Авторские средства раскрытия характеров: «говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики».

1

Урок-практикум

Выразительное чтение комедии по ролям. Учебное исследование на тему: « Авторские средства раскрытия характеров»  Отбор материала для характеристики отдельных персонажей и средств их создания , а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей

14.10

14.

Образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1

Комбинированный урок

Чтение по ролям. Осмысление  отраженнных драматургом идей XVIII века в комедии: конфликт между невежеством и корыстным миром поместного дворянства и просвещёнными служителями государственности. Делаем вывод о значении комедии для современников и последующих поколений.

 17.10

15.

РР. . Классное обучающее сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

Урок развития речи

 Обсуждение тем сочинений. Собирание  материала, необходимого  для написания сочинения на  литературную тему. Подбор  цитат из текста литературного произведения по заданной теме. Написание аналитического сочинения литературоведческой направленности.

21.10

                                                                              ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ    XIX  ВЕКА ( 28 часов)

16.

А.С. ПУШКИН. Лицей в жизни поэта.

Свободолюбивые мотивы в стихотворении поэта: «К Чаадаеву»

1

Комбинированный урок

 Развернутый устный ответ, подбор необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Усвоение  теоретико-литературного понятия – дружеское послание. Различение   образов лирического героя  и автора в лирике. Выразительное чтение наизусть. Размышление о прочитанном

24.10

17.

Свободолюбивые мотивы в стихотворении А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд». Человек и природа («Туча»).

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение, осмысление  содержания стихотворений, нахождение  в тексте изобразительно-выразительных средств создания образов

7.11

18.

Исторический и легендарный материал «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина

1

Комбинированный урок

Чтение, сопоставление с летописным источником «Песни о вещем Олеге» .Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, определение того, что утверждается, а что отрицается автором. Подбор  убедительных аргументов при ответе на проблемный вопрос.

11.11

19.

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава», образ Петра I в ней.

1

Комбинированный урок

Подбор материала  об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств и определение их роли. Осмысление образного мира  поэмы, группировки образов, отбор материала для характеристики Петра, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрацией.

14.11

20.

Р.Р. Сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

1

Урок развития речи

Написание сочинения сравнительной характеристики героев

18.11

21.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ тема России в стихотворении «Родина»

1

Комбинированный урок

Развернутый устный ответ, подбор необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве поэта, осмысление литературоведческих понятий  о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; выразительное чтение наизусть; анализ стихотворения

21.11

22.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

1

Комбинированный урок

Осмысление литературоведческих понятий стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; учебное исследование: центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героев; анализ эпизодов поэмы.

25.11

23.

Художественные особенности «Песни про царя Ивана Васильевича

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение наизусть; анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении, нахождение фольклорных элементов в авторском произведении; выявление художественных особенностей, запись в тетрадь.

29.11

24.

Р.Р. Сочинение.  Анализ эпизода из «Песни…»

1

Урок развития речи

Создание теста сочинения аналитического характера

2.12

25.

Н.В. ГОГОЛЬ в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».  Повесть «Шинель»

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе, подбор необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве писателя; Усвоение  теоретико-литературных понятий: сатирическая повесть, фантастика, маленький человек. Подбор  убедительных аргументов  при ответе на проблемный вопрос. различные виды пересказа,

5.12

26.

Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия.

1

Комбинированный урок

Общая  характеристика художественного мира произведения.  характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, определение , что утверждается, а что отрицается писателем; Отбор материала для характеристики Петербурга

9.12

27.

И.С.ТУРГЕНЕВ. Рассказ о жизни писателя  Художественные особенности рассказа «Хорь и Калиныч»

1

Комбинированный урок

Устный ответ, подбор необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве писателя, путешествие по тургеневским местам. Усвоение теоретико-литературных понятий: цикл, портрет и характер, эпилог; подбор цитат для характеристики персонажей; различные виды пересказа, аналитическое чтение

12.12

28.

Рассказ «Певцы».  Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении

1

Комбинированный урок

Учебное исследование: авторская позиция и способы ее выражения ;осмысление основной темы: таланта и чувства достоинства крестьян, отношения автора к героям. Мастерство писателя в изображении характеров персонажей, аналитическое чтение

16.12

29.

Стихотворение в прозе «Нищий»

1

Урок-практикум

Выразительное чтение стихотворения, погружение в мир художественного слова И.С.Тургенева

19.12

30.

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте «Размышления у парадного подъезда» Новые типы героев и персонажей.

1

Комбинированный урок

Подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве Н.А. Некрасова. Выразительное  чтение  наизусть отрывка из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» , развитие представлений о жанре поэмы. Выявление художественно-значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис,  и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

23.12

31.

«Русские женщины» » («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство.

1

Комбинированный урок

. Сообщение  о Е.И.Трубецкой.

Групповое задание: выразительное чтение 1 главы поэмы по ролям. Выполнение вопросов и заданий к тексту. «Живое слово»: подбор слов для характеристики героев

26.12

32.

Доля народная — основная тема произведений

поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Стихотворение «Железная дорога»

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение поэмы; составление тезисного плана; определение элементов фабулы стихотворения;составлен6ие плана ответа об одном из строителей дороги; Выявление художественно-значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис,  и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

30.12

33.

М.Е. САЛТЫКОВ -ЩЕДРИН.  Своеобразие сатирических литературных сказок. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Проблематика сказки: труд, власть, справедливость

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе;  Усвоение теоретико-литературных понятий: сатира, сатирический образ,  сатирический тип, притчевый характер сатирических сказок, аллегория. Определение проблематики сказки Характеристика отдельных персонажей и средств создания  образов.  Р.Р. Словесное иллюстрирование

12.01

34.

Изображение нравственных пороков общества в  сказке «Дикий помещик».

1

Комбинированный урок

Чтение отдельных эпизодов, определение своеобразия художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).Определение. приемов  создания образа помещика, позиции писателя.

16.01

35.

Внеклассное чтение. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина («Премудрый пискарь» и др.)

1

Урок внеклассного чтения

Осмысление своеобразия сказок писателя, их иносказательного смысла, авторского отношения к персонажам. Работа с иллюстрациями

20.01

36.

Л.Н. ТОЛСТОЙ – участник обороны Севастополя. «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.

1

Комбинированный урок

Подбор и обобщение  материала о биографии и творчестве Л.Н. Толстого. Характеристика образа писателя по фотографиям.  Жанровая характеристика изучаемого литературного произведения. Определение тематики и проблематики произведения, выявление авторской самобытности в постановке общественно значимых проблем. Соотнесение содержания произведения с иллюстративным материалом.

23.01

37.

Внеклассное чтение.

В.М.Гаршин. Тема сопротивления злу в рассказе «Красный цветок».

1

Урок внеклассного чтения

Самостоятельное осмысление содержания, определение тематики и проблематики. Беседа по содержанию

27.01

38.

Н.С. ЛЕСКОВ. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения.

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. сообщение на тему:, Образ Левши в мультипликации, кино, живописи. Учебное исследование: особенности стиля произведения      

30.01

39.

Сказ «Левша». Изображение лучших качеств русского народа в сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека.

1

Комбинированный урок

 Определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Сбор  материала, необходимого для характеристики героев, для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Усвоение  теоретико-литературного понятия – своеобразие стиля. Определение гуманистической идеи  сказа.

3.02

40.

А.А.ФЕТ. Русская природа в стихотворениях поэта

1

Комбинированный урок

Презентация  биографии и творчества поэта. Выразительное чтение наизусть .  Выявление художественно-значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис.) и определение их художественной  функции в произведении.

6.02

41.

Произведения русских поэтов XIX века о России

РР. Сочинение «Человек и природа в лирике Х1Х в»

1

Урок- литературная композиция

.  Выразительное  чтение наизусть стихотворения по выбору учащихся. Передача личного  отношения в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств и определение их роли. частичный анализ поэтического текста; прослушивание музыкальных произведений

10.02

42.

А.П. ЧЕХОВ. «Смерть чиновника» Своеобразие сюжета, социальная направленность рассказа

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа Усвоение  теоретико-литературного понятия – психологический портрет.. пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

13.02

43.

Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

1

Урок-практикум

Усвоение таких понятий как: своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа; позиция писателя в процессе работы с текстом . пересказ, близкий к тексту;

17.02

                                                                     ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (20 часов)

44.

М. ГОРЬКИЙ. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» (по повести «Детство»)

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе. Осмысление литературоведческого материала: автобиографическая проза и ее роль в создании разных типов прозаической художественной литературы; работа с текстом с целью определения основных сюжетных линий в автобиографической прозе; исследования изображения быта и характера персонажей.

20.02

45.

Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести «Детство»

1

Комбинированный урок

Аналитическое чтение, отбор материала для характеристики героев; определение проблематики рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, покорность, гордость, жалость), пересказ эпизода, составление цитатного плана

27.02

46.

Легенда о Данко» М.Горького как утверждение подвига во имя людей.

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение  текста; аналитическое чтение с целью определения основных сюжетных линий в рассказе и его проблематики (жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, гордость)  авторской позиции; контраста как основного приема  раскрытия замысла. Усвоение теоретико-литературного понятия – герой-романтик.

3.03

47.

И.А.БУНИН.  В мире художественного слова писателя. « Догорел апрельский вечер»

1

Комбинированный урок

Чтение автобиографических заметок, составление рассказа о писателе на основе них: обучение выразительному чтению стихотворения; работа с текстом: нахождение  в тексте изобразительно-выразительных средств и определение  их роли.

5.03

48.

И.А. БУНИН

Рассказ «Кукушка».  Основные проблемы рассказа;

1

Урок-исследование

 Осмысление смысла названия рассказа; определение основных проблем рассказа; характеристика  образов-персонажей; образа природы; образов животных и зверей , смысление  их значения для понимания художественной идеи рассказа.

10.03

49.

Что есть доброта?» (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»).

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе. Аналитическое чтение с целью решения сл. вопросов: . основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея. подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

13.03

50.

Allez»Правдивость рассказа

1

Комбинированный урок

Пересказ эпизодов; отбор материала для характеристики героев, отбор деталей для понимания смысла произведения; подготовка вопросов для дискуссии; подготовка ответа на проблемный вопрос

17.03

51.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Тема поэта и поэзии в стихотворении

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэте на основе статьи учебника и интернет ресурсов. Восприятие  текста литературного произведения. Различение  образов лирического героя  и автора в стихотворении. Выявление художественно-значимых изобразительно-выразительных средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении. Усвоение теоретико-литературных понятий: автобиографические мотивы в лирическом произведении, аллитерация

20.03

52.

53.

С.А. ЕСЕНИН. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…», «Каждый труд благослови, удача…» Лирический герой и мир природы.

1

1

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений  в том числе наизусть; анализ поэтического текста: проблематика, авторская позиция, художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта и  их художественная функция в произведении,

31.03

3.04

54.

И.С. ШМЕЛЕВ. Национальный характер в рассказе

«Русская песня».

1

Комбинированный урок

Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; характеристика образа рассказчика в произведении. ; осмысление понятия: пейзаж как сюжетообразующий фактор РР. Рассказ о любимом месте вашего края

7.04

55.

Родина, человек и природа в творчестве М.М. Пришвина . Рассказ «Москва-река»

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе. Аналитическое чтение текста с целью осмысления основных сюжетных линий  рассказа, проблематики и художественной идеи, темы и основной мысли. Составление тезисного плана статьи учебника. Выступление с сообщениями на литературную тему.

10.04

56.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. Повесть «Мещерская сторона» (отдельные главы) Человек и природа в художественном мире писателя.

1

Комбинированный урок

Презентация биографии и творчества писателя. . Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

14.04

57.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...».  Духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэте. Выразительное чтение наизусть. составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике, анализ. выразительно-художественных средств речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства  и их роли в создании художественных образов.

17.04

58.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта.

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Учебное исследование6 выразительно-изобразительные средства и их роль  в стихотворении,

21.04

59.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. Поэма  «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»).Изображение войны и человека на войне

1

Урок-практикум

Учебное исследование: особенности стиха поэмы, ее интонационное многообразие; Нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств и определение их роли. Усвоение  теоретико-литературного понятия – рефрен.  выразительное чтение фрагментов  из поэмы.

24.04

60.        

Лирика поэтов  —  участников Великой  Отечественной  войны

1

Урок-литературная композиция

Выразительное чтение художественного произведения, эмоциональный отклик на прочитанное, выражение  личного  читательского отношения к прочитанному. Нахождение  в тексте изобразительно-выразительных средств и определение  их роли.  сообщение о жизни и о судьбе поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны. Работа над проектом. Установление  ассоциативных связей с произведениями живописи.

24.04

61.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Р.Р. Дискуссия «Оправдывает ли благородная цель любые средства?»

1

Комбинированный урок

Определение тематики и проблематики произведения, выявление  авторской самобытности в постановке общественно значимых проблем, подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

28.04

62.

Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе.  Общая характеристика художественного мира произведения. Характеристика отдельных персонажей и средств создания их образов. Пересказ содержания художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

5.05

63.

Русские поэты XX века о России

1

Урок-презентация

Определение общего и индивидуального, в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.   Нахождение  в тексте изобразительно-выразительных средств , определение  их роли. Выразительное чтение стихотворения, эмоциональный отклик на прочитанное.

12.05

                                                                    ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 5 часов)

64.

У. ШЕКСПИР. Сонеты. Мысль и чувство в сонетах

1

Комбинированный урок

Презентация биографии Шекспира.  Выразительное чтение сонетов, выявление художественного своеобразия его лирики.

15.05

65.

МАЦУО  БАСЕ. Поэт-странник.

1

Комбинированный урок

Подготовленный рассказ о творчестве поэта. Усвоение теоретико-литературного понятия – хокку.  Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору учащихся.  Создание собственных  речевых высказываний.

19.05

66.

Р. БЕРНС  Чувство долга, воинская честь, народное представление о добре в стихах Бернса

Я. Купала Отражение в стихах судьбы белорусского народа.

1

Комбинированный урок

 Развернутый устный ответ, подбор  фактов  при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения.  Выразительное чтение стихов Нахождение в тексте изобразительно-выразительные средства и определение их роли.

22.05

67.

Р.Л. СТИВЕНСОН. «Остров сокровищ» (часть третья). Приемы создания образов

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение; различные виды комментирования эпизода, формулирование  вопросов по содержанию произведения.

26.05

68.

А. де СЕНТ -ЭКЗЮПЕРИ. Краткие сведения о писателе. Повесть-сказка «Маленький принц». Постановка «вечных» вопросов в философской сказке.

1

Комбинированный урок

Осмысление  таких понятий: Ответственность как основа человеческих отношений, аллегория и метафора в сказке.

Р.Р. Письменный ответ на вопрос: «Что заставило писателя рассказать о Маленьком принце»

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....