Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Лазарева Ольга Евгеньевна

   Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Авт.-сост.   Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004). Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Нормативно-правовая база документа.           Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Авт.-сост.   Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004). Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.

2.Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ Солонецкая СОШ

По годовому календарному графику школы на 2016-2017 учебный год предусмотрены  34 учебный недели, по учебному плану школы на 2016-2017 год на изучение литературы отводится 3 часа в неделю, следовательно, настоящая рабочая программа должна быть спланирована на 102 часа, однако в связи с тем, что 4 урока выпадают на нерабочие праздничные дни (24 февраля, 1,8 9 мая) программа в полном объеме будет выполнена за 98 часов за счет уменьшения  часов(2 ч) на изучение новейшей  прозы, а также проведения классного сочинения по роману  «Герой нашего времени» в качестве домашнего.

3. Цели обучения

*Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представления о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

*Формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

*Развитие способности эстетического восприятия и оценки произведений литературы;

*Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотические чувства, гражданскую позицию;

*Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

*Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.

4. Задачи обучения

*Приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 *Овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 *Овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 *Формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;

 *Совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;

 *Освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций

РАЗДЕЛ 2

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты

* чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

* любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

* устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

* осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

* ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

* эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира,

 межэтническая толерантность;

* потребность в самовыражении через слово;

* устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

* самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к

целеполаганию, включая постановку новых целей;

*самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

* самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

* работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

* в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями..

Познавательные УУД:

* самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную

информацию текста, воспринятого на слух;

* пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

* извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

* владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

* перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять текст – иллюстрация, таблица, схема);

* излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

* пользоваться словарями, справочниками;

* осуществлять анализ и синтез;

* устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

* учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

 Коммуникативные УУД:

* учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

*уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и

координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

* уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

* уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

* уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

* уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

* осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

* оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

* оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

* адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога»

* высказывать и обосновывать свою точку зрения;

* слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

* выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

* договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

* задавать вопросы, уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и. координировать  с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

* уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

* уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

* уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

* уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

* осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

*оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

*создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

*оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

* адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

* высказывать и обосновывать свою точку зрения;

* слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

* выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

* договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

* задавать вопросы.

Предметные результаты

 В познавательной сфере:

* понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

* понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

* умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

* определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

* владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 в ценностно-ориентационной сфере:

* приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

* формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

* собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

* понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 в коммуникативной сфере:

* восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

* умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

* написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 в эстетической сфере:

* понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

* понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

РАЗДЕЛ 3

Содержание тем учебного курса «Литература»

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.

РР: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Из  древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. …». Русская земля – центральный образ произведения. Образы русских князей. Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»   Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.                                                                                                                                                РР: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Литературовелческие понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

РР: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Теория литературы: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

РР: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Теория литературы: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

РР: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Теория литературы: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

РР: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Теория литературы: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

РР: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX        столетия.

Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цвета¬евой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного  романа первой половины XX        века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).

Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия

Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Теория литературы: историко-литературный процесс, лите¬ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова¬торство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контек¬сте литературной эпохи.



Предварительный просмотр:

                                                  КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Количество часов

Форма организации учебного занятия. Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

                                                                ВВЕДЕНИЕ(1 ч.)

1.

. Цели и задачи изучения литературы в 9 классе. Историко-литературный процесс, литературное направление, сквозные темы и мотивы.

1

Урок-лекция

Лекция с элементами беседы, презентация, характеристика художественного мира произведения, писателя, конспект лекции

2.09

                                                                ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7ч)  

2.

Древнерусская литература – «начало всех начал». Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

1

Урок-лекция

Изучение материала о  жанрах древнерусской литературы: летописи, житии, хронографах, поучении,  хожении. Восприятие древнерусского текста в современном переводе и его фрагментов в оригинале.

Выразительное  чтение фрагментов  произведений древнерусской литературы

5.09

3.

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи

1

Урок изучения нового материала

 Выразительное чтение фрагментов произведения Составление цитатного плана «Слова…», беседа по содержанию произведения

6.09

4.

Человек и природа в художественном мире поэмы.

1

Урок-практикум

Работа с текстом, аналитическое  чтение, сопоставительный анализ,

9.09

5.

Художественное совершенство «Слова…». Русская земля – центральный образ произведения. Образы русских князей.

1

Комбинированный урок

Эвристическая беседа с элементами анализа, выразительное чтение фрагментов произведения, характеристика героев « Слова»

12.09

6.

5.Образ автора в «Слове…»

1

Комбинированный урок

Работа с текстом, отбор материала для характеристики автора произведения, анализ фрагментов «Слова»

13.09

7.

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»  

1

Комбинированный урок

Чтение отрывка наизусть, аналитическое чтение, учебное исследование: Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

16.09

8.

РР. Обучение сочинению по  « Слову»

1

Урок развития речи

Рассмотрение этапов работы над сочинением. Тема, идея, подбор материала, структурирование, составление подробного плана

19.09

                                                             ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (6 ч)

9.

Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

Урок-лекция

Лекция с элементами беседы, презентация, осмысление понятий: Классицизм в русском и мировом искусстве.

Основные каноны классицизма. Составление тезисов лекции

20.09

10.

Формирование «новой» русской литературы в начале  столетия (А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский,М.В.Ломоносов)

1

Комбинированный урок

Сообщение о жизни и творчестве представителей «новой русской литературы, презентация, монологическое высказывание о классицизме

23.09

11.

Новая русская драматургия (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, В.В.Капнист, Я.Б.Княжнин) – обзор.

1

Комбинированный урок

Презентация: : черты биографии. содержание произведений, осмысление понятий  трагедии, комедии, принцип «трех единств», герой-резонер, интрига.

 Анализ образов, самостоятельные  выводы, определение тематики и проблематики произведений

26.09

12.

 Г.Р.Державин. Идейно -художественное своеобразие поэзии

1

Комбинированный урок

 Сообщение о жизни поэта. Осмысление идейно-художественного содержания поэзии Г.Р.Державина. Выразительное чтение и анализ стихов

                         

27.09

13.

Подвиг  А.Н. Радищева

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в произведении просветительских взглядов автора.

1

Комбинированный урок

Презентация: основные этапы жизни и творчества Радищева,

пересказ и анализ глав. Выявление авторской позиции.  Сообщение об одной из станций.

30.09

14.

Н.М.Карамзин. Открытия его «сентиментальной» школы

1

Комбинированный урок

Углубление представлений о литературном течении. Учебное исследование: Черты данного течения в повестях Карамзина

3.10

                                                              ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО РОМАНТИЗМА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ  XIX ВЕКА (3ч)

15.

Литература русского романтизма первой четверти 19 века.

1

Урок-  презентация

Осмысление основных принципов  русского романтизма. Запись тезисов в тетрадь

4.10

16.

Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского.

1

 Презентация. Обзор шедевров поэзии

Анализ стихотворений и баллад.

Выразительное чтение наизусть. Составление таблицы «Важнейшие черты эстетики романтизма».

7.10

17.

РР. Анализ стихотворения

1

Урок развития речи

Обучение анализу стихотворения

10.10

                                                                                ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА(51ч)

18.

А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.

1

Урок изучения нового материала

Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Повторение  особенностей комедии как драматического произведения

11.10

19.

Творческая история комедии «Горе от ума». Сюжет и композиция, система образов.

1

Комбинированный урок

Повторение понятий:  комедия классицизма, консерватизм, прогресс, крепостничество; комментированное чтение, анализ сцен, монологов.

14.10

20.

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.

1

Урок-практикум

Учебное исследование по теме; запись в тетрадь плана характеристики фамусовского общества; Подбор цитат из текста  по заданной теме

17.10

21.

Идеалы и антиидеалы Чацкого

1

Урок-практикум

Подбор цитат из текста  для характеристики героя; анализ художественного текста; сопоставление  эпизодов и сравнение  поступков и характеров героев; выражение своего отношения к ним.

18.10

22.

Чацкий и Молчалин.

1

Комбинированный урок

Чтение монолога наизусть; анализ эпизодов для создания сравнительной характеристики героев

21.10

23.

Развитие любовного конфликта в пьесе

1

Урок - практикум

Учебное исследование: развитие конфликта Чацкий-Софья-Молчалин «Молчалины блаженствуют на свете…». Работа с текстом пьесы.

24.10

24.

. Развязка комедии. Проблема ума.

1

Комбинированный урок

Чтение монологов наизусть, беседа по содержанию пьесы, анализ художественного текста; сопоставление эпизодов и  поступков и характеров героев; выражение своего отношения к прочитанному;  различные виды пересказа

25.10

25.

И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи

1

Урок -пратикум

Составление плана, тезисов, конспектирование.

7.11

26.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Урок развития речи

Работа над темой сочинения. формулирование идеи, подбор цитатного материала;  составление плана аргументирование своей точки зрения; редактирование написанного

8.11

27.

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

1

Комбинированный урок

Подбор материала о биографии и творчестве поэта  с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Презентация с включением выступлений учащихся

11.11

28.

Тема дружбы в лирике Пушкина

Поэты пушкинского круга

1

Комбинированный урок

Презентация, лекция  с элементами беседы. Анализ стихотворения по плану. Выразительное чтение наизусть лирического стихотворения

14.11

29.

Лирика Петербургского периода «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине.

1

Комбинированный урок

Устное сообщение на тему урока; чтение наизусть; анализ поэтического текста; беседа по вопросам учебника

15.11

30.

Южное изгнание. Романтический мир поэта. «К морю»

Южные поэмы. «Цыганы». Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

1

Комбинированный урок

Презентация; анализ романтических стихотворений; анализ образов поэмы. Чтение наизусть . Работа с учебником

18.11

31.

В Михайловском заточении. «Я гимны прежние пою…» «Пророк»

Тема свободы и власти в лирике Пушкина  «Анчар»

1

Комбинированный урок

Презентация, чтение и анализ стихотворений «Пророк», « Анчар», работа с теоретическим материалом.

21.11

32.

После женитьбы. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. («Осень», «Бесы», «Вновь я посетил…»

1

Комбинированный урок

Презентация; чтение и анализ стихотворений; работа с теоретическим материалом: передача содержания прочитанного текста в развернутом виде;

владение монологической и диалогической речью;

 выводы в результате анализа текста, фрагмента;

22.11

33.

Печаль моя полна тобою…» Пушкинская лирика любви. Гармония мысли и образа

1

Комбинированный урок

Презентация: «Адресаты лирики Пушкина», чтение наизусть; выполнение проблемных заданий, анализ стихотворений

25.11

34.

А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии

1

Комбинированный урок

Сообщение по теме урока; чтение наизусть стихотворений, анализ стихотворного текста

28.11

35.

36.

Реализм «Маленьких трагедий

Повести Белкина»- опыт циклизации повестей

1

1

Комбинированный урок

Урок-презентация

Осмысление  тем и мотивов цикла, художественных особенностей произведений; работа с теоретическим материалом; выводы в результате анализа текста, фрагмента;

Защита презентаций по группам: История создания «Повестей Белкина», особенность формы и тематики, художественные особенности произведений.

29.11

2.12

37.

Последние годы жизни. Дуэль и смерть Пушкина.

«Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики.

1

Комбинированный урок

Сообщение по теме урока; учебное исследование на тему: «Чувства добрые как нравственная основа пушкинской лирики», чтение наизусть.

5.12

38.

РР. Сочинение по лирике А.С.Пушкина

1

Урок развития речи

Работа над темой сочинения. формулирование идеи, подбор цитатного материала;  составление плана аргументирование своей точки зрения; редактирование написанного

6.12

39.

Роман в стихах «Евгений Онегин» История создания. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах

1

Урок-лекция

Составление плана лекции: принципы организации композиции, реализм, сюжет, композиция, лирическое отступление, конфликт.  Общая характеристика романа.

9.12

40.

Типическое  и индивидуальное в образах  Онегина и Ленского.

1

Урок-беседа

Анализ 1 и 2 глав романа: Жизнь столицы и мир деревни. Роль антитезы в создании центральных образов. Составление сравнительной характеристики героев. Нахождение отрывков текста, построенных на антитезе.

12.12

41.

Система образов романа «Евгений Онегин». Сестры Ларины. Онегин и Татьяна.

1

Комбинированный урок

Чтение наизусть отрывка, аналитическое чтение: отработка навыков сравнительного анализа, Цитирование текста при сравнении

13.12

42.

Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе

1

Урок - практикум

Аналитическое чтение глав романа, учебное исследование: Любимая героиня Пушкина в романе в стихах. Отбор материала для характеристики героини

16.12

43.

Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений

1

Комбинированный урок

Сообщение на тему: «Художественные особенности романа»; учебное исследование: роль лирических отступлений в тексте романа; образ автора в произведении

19.12

44.

Образы провинциального и столичного дворянства в романе

1

Урок-презентация

Сообщения по группам:

1.Быт Петербурга

2.Быт Москвы

3. Провинциальный быт

20.12

45.

Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.

1

Комбинированный урок

Лекция с элементами беседы; анализ финальных глав; выразительное чтение наизусть

23.12

46.

Оценка художественных открытий А.С.Пушкина в критике В.Г.Белинского

1

Комбинированный урок

Работа с критической статьей: чтение, критическое осмысление прочитанного, составление тезисного плана; обсуждение основных положений статьи

26.12

47.

Подготовка к сочинению по роману « Евгений Онегин»

1

Урок развития речи

Работа над темами сочинений. формулирование идеи, подбор цитатного материала;  составление плана аргументирование своей точки зрения; редактирование написанного

27.12

48.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии

1

Урок -презентация

Работа с теоретическим материалом: Жизненный путь поэта, отражение эпохи 30-х гг. в творчестве поэта. Презентация. Учебное исследование: Мотивы вольности и гордого одиночества в лирике («Парус», «И скучно и грустно»)

30.12

49.

Образ поэта в лермонтовской лирике («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»)

1

Урок - практикум

Учебное исследование: Характерные особенности стихотворений о поэте и поэзии. Анализ поэтического текста. Сопоставительный анализ «Пророка» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова

13.01

50.

Под бременем познанья и сомненья» (Образ «потерянного» поколения в лирике Лермонтова)Поэт и его поколение «Дума».

1

Комбинированный урок

Устное сообщение по теме урока; Сопоставительный анализ  стихотворений «Дума», «Монолог»

16.01

51.

Тема родины «Родина» «Люблю Отчизну я…» (тема России в лирике Лермонтова)

1

Урок -практикум

Выразительное чтение наизусть; учебное исследование: тема России в лирике Лермонтова; умение выражать свое отношение к прочитанному.

17.01

52.

Любовь и Муза М.Ю.Лермонтова ( любовная лирика)

1

Комбинированный урок

Презентация:  «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова»; учебное исследование: Центральный мотив стихотворений в любовной лирике поэта.  Средства художественной выразительности, Анализ стихотворений

20.01

53.

РР. Творческая работа по лирике М.Ю.Лермонтова

1

Урок развития речи

Самостоятельный анализ стихотворения по плану

23.01

54.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

1

Урок-лекция

Восприятие основных положений лекции: Герой нашего времени» - первый психо-логический роман в русской литературе. Сюжет, фабула, композиция. Жанровое многообразие (путевой очерк, рассказ на биуваке, светская повесть, кавказская новелла

24.01

55.

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в главах «Бэла», «Максим Максимыч».

1

Урок-практикум

Аналитическая беседа, решение проблемных задач; работа с текстом: отбор материала для сообщения: Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ.

27.01

56.

Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».

1

Комбинированный урок

 Осмысление литературоведческого материала: Представление о психологическом портрете. Учебное исследование: Конфликт героя и среды.

Работа с текстом: Мастерство «дневниковых» страниц романа (художественная выразительность описаний, глубокий психологизм, богатство интонаций).

30.01

57.

Печорин  в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина

1

Урок -практикум

Работа с текстом произведения: Раскрытие отношений Печорина с Грушницким, Вернером, Вуличем. Составление портретной  и речевой характеристики героя

31.01

58.

. Печорин  в системе женских образов. Любовь в жизни героя.

1

Урок -практикум

Работа с текстом произведения: Раскрытие отношений Печорина с Мери, Верой, Бэлой. Любовь в жизни героя. Анализ эпизода: В погоне за Верой»

3.02

59.

. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Белинский о романе.

1

Комбинированный урок

Беседа о проблематике романа: Проблема смысла жизни в произведении Лермонтова.

Общечеловеческие ценности в романе. Проблема милосердия и справедливости.

Обобщение изученного по роману «Герой нашего времени». В. Г. Белинский о романе.

6.02

.

60.

Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. Страницы жизни и творчества.

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника

1

Урок- лекция

Изучение нового материала с элементами беседы: Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Обзор содержания поэмы «Мертвые души», замысел, история содержания, особенности жанра и композиции.

7.02

61.

Вся Русь явится в нем!» (Замысел и история создания поэмы «Мертвые души»

Губернский город NN и его обитатели

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение фрагментов  по ролям;  различные  виды пересказа; восприятие и анализ художественного текста; характеристика особенностей персонажей, выявление авторской позиции;

10.02

62.

Помещики-«расточители» и помещики –«накопители» в поэме «Мертвые души» Манилов и Коробочка.

1

Комбинированный урок

Работа с текстом произведения: Галерея помещичьих типов поэмы. Характеристика помещиков. Деталь как средство создания образов. Составление опорной схемы по образам помещиков

13.02

63.

Помещики-«расточители» и помещики –«накопители» в поэме «Мертвые души». Собакевич и Ноздрев

1

Комбинированный урок

Работа с текстом произведения: Галерея помещичьих типов поэмы. Характеристика помещиков. Деталь как средство создания образов. Составление опорной схемы по образам помещиков

14.02

64.

Образы помещиков. Плюшкин.

1

Комбинированный урок

Работа с текстом произведения: Галерея помещичьих типов поэмы. Характеристика помещиков. Деталь как средство создания образов. Составление опорной схемы по образам помещиков

17.02

65.

«Любезнейший Павел Иванович». Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме

1

Комбинированный урок

Работа с текстом произведения: Выяснение вопроса, почему именно Чичиков – главное лицо повествования. Понятие о типизации.

20.02

66.

Фигура автора и роль лирических отступлений.

1

Комбинированный урок

Сообщения: «Образ Родины в поэме», «Роль лирических отступлений», работа с текстом произведения:  углубление навыка анализа прозаического текста

21.02

67.

Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

1

Урок обобщения изученного

Наизусть отрывок «Эх, тройка! Птица-тройка…», беседа  об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения Н.В. Гоголя.

27.02

68.

РР.Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души»

1

Урок развития речи

Работа над темами сочинений. формулирование идеи, подбор цитатного материала;  составление плана аргументирование своей точки зрения; редактирование написанного

28.02

                                                                           ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ  XIX ВЕКА (13ч)

69.

Литературный процесс середины и второй половины 19 века Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов

1

Урок-лекция

Презентация: Основные направления русской литературы 2-й половины XIX века. . Отражение в литературе исторической эпохи. Запись тезисов лекции в тетрадь.

3.03

70.

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Ф.И. Тютчев - поэт-философ и поэт родной природы.

1

Комбинированный урок

Презентация или сообщение о жизни и творчестве поэта; выразительное чтение и анализ стихов Ф.И.Тютчева

6.03

71.

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Тема «Невыразимого» в лирике

1

Комбинированный урок

Презентация или сообщение о жизни и творчестве, выразительное чтение и анализ стихов А.А.Фета

7.03

72.

Поэзия Н.А. Некрасова. Своеобразие некрасовской Музы. Анализ стихотворения «Вчерашний день,  часу в шестом..»

1

Урок обобщения изученного

Индивидуальные сообщения на тему: «Своеобразие некрасовской Музы», анализ стихотворений

10.03

73.

А.Н.Островский «Бедность не порок» Патриархальный мир в пьесе

1

Комбинированный урок

Слово о писателе. Работа с текстом пьесы «Бедность не порок»: Особенности сюжета. Характеристика патриархального мира в пьесе .

13.03

74.

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы.

1

Комбинированный урок

Работа с текстом, подбор эпизодов для иллюстрации основных идей, определение позиции автора.

14.03

75.

Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность».

1

Комбинированный урок

Презентация или сообщение о жизни и творчестве Л.Н.Толстого. Осмысление понятия автобиографическая проза: повесть «Юность» Работа с текстом: Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

17.03

76.

. Анализ главы «Я проваливаюсь»

1

Урок- практикум

Работа с текстом произведения с целью определения особенностей повествования Л.Толстого, приёмов психологического анализа. Работа над понятием «диалектика души».

20.03

77.

Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. Повесть «Белые ночи».

1

Комбинированный урок

Презентация или сообщение о жизни и творчестве писателя. Анализ текста повести:  материальное и духовное в повести, характеристика образов, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

21.03

78.

 Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя.

1

Урок-практикум

Практическая работа: Особенности главного героя-мечтателя. Анализ эпизода. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения.

31.03

79.

Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков.

1

Комбинированный урок

Беседа с включением выступлений учащихся: Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века, чеховское отношение к нему. Анализ рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска»

3.04

80.

81

РР. Сочинение по разделу « Литература второй половины XIX века»

2

Урок развития речи

Написание сочинения по предложенной теме.

4.04

7.04

                                                                          ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX  ВЕКА (17ч)

82.

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века .

1

Урок -лекция

 Презентация. Осмысление основных положений лекции: Серебряный век, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм. Запись тезисов лекции в тетрадь

10.04

83.

М.Горький. Личность и творчество. «Челкаш»

1

Комбинированный урок

Презентация или сообщение о творчестве писателя. Работа с текстом произведения: Романтизм и реализм рассказа, новый тип героя. Основной конфликт в рассказе «Челкаш»

11.04

84

Песня о Буревестнике». Революционный смысл «Песни…»

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение наизусть ;Работа с текстом: определение нравственной проблематики произведения; выявление авторской позиции и художественной концепции

14.04

85.

Из поэзии Серебряного века Многообразие поэтических голосов эпохи.

1

Комбинированный урок

Презентация. Чтение наизусть. Работа с текстом произведений:

17.04

86.

Из поэзии Серебряного века Многообразие поэтических голосов эпохи.

1

Комбинированный урок

Презентация. Выразительное чтение наизусть. Анализ стихотворений:  особенности художественного  мира, сюжета, проблематики и тематики  у поэтов Серебряного века.

18.04

87.

Из поэзии Серебряного века Многообразие поэтических голосов эпохи.

1

Комбинированный урок

Работа с текстами стихотворений: особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений поэтов первой половины 20 века

21.04

88.

. М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Система образов произведения

1

Комбинированный урок

Лекция с элементами художественного анализа: Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Сатира, сарказм, сюжет, фабула.

24.04

89.

Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины» и «швондерства»

1

Комбинированный урок

 Составление цитатного плана для характеристики персонажа.

Пересказ эпизода с опорой на художественную деталь

25.04

90.

М.А.Шолохов Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе. Учебное исследование: особенности сюжета и композиции, пересказ  и анализ эпизода.

28.04

91.

Трагедия народа во время войны и судьба Андрея Соколова

 Проблема нравственного выбора в рассказе.

1

Урок- практикум

Пересказ эпизодов; работа с текстом рассказа: Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти».

2.05

92.

А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...».

1

Комбинированный урок

Презентация или сообщение о поэте. Чтение и анализ стихотворений: Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Учебное исследование: Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне.

5.05

93.

А. И. Солженицын. .    Рассказ «Матренин двор». Картины послевоенной деревни

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе. Выразительное чтение, пересказ эпизодов; работа с текстом, отбор материала для сообщения о жизни деревни. Художественное своеобразие рассказа

12.05

94.

Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. Нравственный смысл рассказа-притчи

1

Комбинированный урок

Подготовка сообщения об образах  Марены и рассказчика.

15.05

95.

. В.В. Быков. Б.Васильев. Тема войны в творчестве писателей.

1

Комбинированный урок

Презентация. Работа с текстами произведений: особенности изображения войны в творчестве писателей. Выделение ключевых проблем повестей

16.05

96.

Ф.А.Абрамов «Трава-мурава». Цикл прозаических миниатюр

1

Комбинированный урок

Сообщение о творчестве писателя. Работа с текстом произведений.

19.05

97.

Новейшая русская проза

1

Урок- лекция

Презентация: Знакомство с творчеством писателей последних десятилетий

22.05

98

Итоговый урок. Рекомендации о чтении летом

1

Урок- беседа

23.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....