"Героический народный эпос". Технология РКМЧП
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Героический народный эпос.
Тип урока: формирование новых знаний.
Место в системе: внеклассное чтение в 7 - 10 классах.
Технология: РКМЧП.
Ход урока.
- Вызов.
Учитель: (показывая на видеофрагменте ордена, медали, наградные знаки) Что это? Кому это может принадлежать?
Дети: Это награды героев.
Учитель: Понятия «героизм», «герой» - общечеловеческие или принадлежат какой-либо национальной культуре?
Дети: Общечеловеческие.
Учитель: Как вы думаете, почему мы начали встречу с этих понятий? Какая будет тема нашего занятия?
Дети: (строят возможные предположения, формулируют тему).
Учитель: (объявление темы «Героический народный эпос», постановка задачи) Наша задача – раскрыть понятие героического в литературоведении на материале народного эпоса. С одной стороны, (вы в начале урока об этом сказали) «герой» – понятие общечеловеческое. Значит, вероятно, национальные герои будут типичными, по одному шаблону выстроенными. А если нет?
- Осмысление.
Перед вами отрывки из произведений «Витязь в тигровой шкуре» Руставели Ш., «Олонхо», «Алпамыш», «Кёр-оглы». Распределите отрывки в группе, прочитайте, маркируя текст:
Г – портрет героя, какие качества проявляет.
П – в чём подвиг, какие идеалы защищает, с кем сражается.
К – национальный колорит (предметы быта, одежда, пространство).
О – обряды, верования.
Дети: (после индивидуальной работы с текстом обобщают материал в группе и представляют своего героя всему классу).
Учитель: Все эти песни создавались много веков назад. Каждый эпический герой многое говорит об общем духе народа. Любая национальная культура «взращивает» свой образец национального героя. Понятие героического и героизм по-разному предстают в различных культурах. А в различных эпохах?
- Рефлексия.
Учитель: Понятия «герой» и «героизм» привязаны к исторической эпохе? Откройте учебник, из «содержания» выпишите названия произведений и авторов, которые продолжают тему подвига, героической борьбы. Обратите внимание на разделы учебника.
Дети: (выписывают названия произведений, делают вывод, что литература от народного эпоса до современности развивает понятие героического).
Учитель: Изменился ли народный герой? С кем теперь он призван сражаться? Какие идеалы защищает? Познакомьтесь с фрагментом газетной статьи.
В конце минувшего года в прессе Узбекистана появилось объявление о конкурсе на создание образа «национального героя» или «героя нашего времени» в литературе и публицистике. А две недели назад газета "Народное слово", не желая отставать от руководства страны, придумала свой аналогичный конкурс под названием "Гордость Родины". Газета предложила написать статью или очерк о человеке, которым может гордиться страна. Вознаграждение за самый красноречивый рассказ составляет полмиллиона сумов (около 500 долларов) – довольно значительную для среднего узбекистанца сумму. Так кто же он - герой нашего времени? Неужели его образ до сих пор не создан? Каким требованиям должен он отвечать и нужен ли он нам вообще? С такими вопросами автор этих строк обратился к нескольким представителям ташкентской интеллигенции.
Вячеслав Ахунов, художник, писатель, кинорежиссер:
- Герой своего времени - это, по моему, человек, занимающийся актуальными проблемами той эпохи, в которой он живет. Человек, говорящий правду. Чтобы говорить правду, нужно иметь большое мужество, а герой не может не быть мужественным. Я считаю, Узбекистану на самом деле сегодня герои не нужны, потому что во всех сферах идет замалчивание тех проблем, которые в них накопились за последние 15 лет. А герой, уверен, где-то ходит среди нас, и, в конце концов, его голос прорвется, и мы его услышим. Так, в свое время подобными героями были Солженицын, Айтматов и Сулейменов.
Джура Тешабаев, киновед, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств:
- Национальный герой - это аксиома. Его образ должен включать в себя национальные черты, присущие только данному народу. Например, когда мы смотрим мексиканские фильмы, то видим мексиканский быт, костюмы, моментально узнаваемые, то есть эти фильмы построены на основе жизни народа. А узбек во все времена в искусстве изображался карикатурно или гротескно. Была попытка у Ишмухамедова в фильме "Влюбленные" создать образ узбека, однако его образы носили полурусские-полуузбекские черты.
Абдурахман Давлятов, предприниматель, продюсер, генеральный директор киностудии "Байрам-синема"
Недавно прошли выборы в двухпалатный парламент, и в него попало много талантливых людей из мира бизнеса и искусства. Может, теперь начнутся изменения в лучшую сторону? Тогда и герои появятся и - немало. Ведь чтобы они себя проявили, им необходимо предоставить для этого все возможности. А с появлением реальных, а не мифических героев у режиссеров или писателей появится почва для создания произведений, рассказывающих об этих людях.
Алишер Хамдамов, кинорежиссер, сценарист:
-Лично для меня героем нашего времени является человек, который несмотря ни на какие тяжелые жизненные условия и нищенскую зарплату, не оставляет ни свою профессию, ни свое призвание. Учитель должен оставаться учителем, а режиссер - режиссером. Таких людей очень мало. Сколько инженеров ушло на рынок торговать, уйма педагогов из Узбекистана в Москву возят фрукты и овощи! А вот те, кто остался верен своему делу, пусть их называют «лохами», идиотами, - вот они и есть подлинные герои.
Учитель: Звание Героя России учреждено указом Бориса Ельцина в 1992 году. Это высшее почётное звание РФ, которое присваивается, как сообщается на сайте правительства РФ, "за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига". А каким вы представляете национального героя России? Составьте синквейн.
Дети: Записывают синквейн, представляют в классе.
Учитель: Мы сегодня размышляли о том, как строится образ героя в народном эпосе и как изменился этот образ с ходом времени. Всегда ли героический поступок совершает герой? Посмотрите видео о скромных героях нашего времени.
Дети просматривают ролик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с научной статьёй в 7 классе по технологии РКМЧП.
Работа с научной статьёй. Учебник Разумовской М.М. Русский язык.7 класс. "Наречие". Технология РКМЧП...

Урок развития речи. "Что такое толерантность?" по технологии РКМЧП.
Урок проведен по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Умение воспринимать, перерабатывать, а потом использовать информацию является основой успешности ребенка и в школе, и ...

Урок развития речи по технологии РКМЧП "Давайте говорить друг другу комплименты"
Богатый материал по данной теме....

Урок литературы "Читай, размышляя" в 7 классе с использование методов и приемов технологии группового обучения и технологии РКМЧП (по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Урок литературы в 7 классе использованием приемов разных технологий...

Математическая игра "По страницам калмыцкого народного эпоса "Джангар"
"Для познания мироздания, надо предварительно изучить ее язык и письмена.Она написана на языке математики, а письмена ее- числа, треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без знакомства...
Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка
Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...