Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе (линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной), 3 часа в неделю
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.92 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________ /Н.Г.Куцина/ Протокол № ___ от «___»______2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _______ /С.Г.Корнева/ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы /Н.Г. Катаманов/ Приказ № ___ от «___»________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРА
для учащихся 10 класса
основного общего образования
на 2016/17учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений: Литература, 5 – 11 классы, под редакцией
В. Я. Коровиной. 12-е издание. – Москва: «Просвещение», 2010 год.
Составитель: Нарушевич О.В.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2016 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:
1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
3. Устав МБОУ РСОШ №1
4. Примерная программа среднего общего образования на базовом уровне по литературе ФБУПа М.: Просвещение, 2004;
5. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010 г.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
·воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
·развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
·освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
·совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи обучения:
- приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
- сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений расширить читательский кругозор учащихся;
- повысить качество чтения;
- способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
- активизировать художественно-эстетические потребности детей;
- развить их литературный вкус;
- подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
- стимулировать творческую активность детей;
- формировать навык выразительного чтения.
Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс:
(УМК) по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.
Содержание УМК:
- Программа общеобразовательных учреждений: Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Автор-составитель: Коровина В.Я.. Просвещение, 2010 г.
- Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и профильный уровни. В 2 ч./В.И. Коровин, Н.Л. Вершинина, Л.А. Капитанова и др.; под ред. В.И. Коровина. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 384 с.
Обоснование:
Выбор учебника определялся содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой, исходя из принципа сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение литературы в X классе 102 часа (3 часа в неделю).
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Здоровьесберегающая технология.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Формы организации учебного процесса: уроки-обзоры, комбинированный урок, лекция, беседа, повторительно-обобщающий урок, исследование, практикум, урок развития речи, урок внеклассного чтения, выразительное чтение.
Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся:
Текущий: обобщающие уроки; тесты по теме, типа ЕГЭ; викторины; письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос; анализ эпизода; чтение наизусть; подготовка сообщений, докладов, творческих проектов
Итоговый: контрольные работы, сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения).
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программы (темы, разделы) | Количество часов | Р.р | К/р | Вн. чт. | |
Р.р | Сочин. | |||||
1 | Введение | 2 | ||||
2 | А.С.Пушкин | 11 | 3 | 2 | ||
3 | М.Ю.Лермонтов | 10 | 2 | 1 | 2 | |
4 | Н.В.Гоголь | 8 | 2 | 1 | 1 | |
Обзор лит-ры2 пол. 19 в | 1 | |||||
5 | И.А.Гончаров | 4 | ||||
6 | Н.А.Островский | 6 | 1 | 1 | ||
7 | И.С.Тургенев | 8 | 1 | 1 | 1 | |
8 | Ф.И.Тютчев | 4 | ||||
9 | А.А.Фет | 2 | ||||
10 | А.К.Толстой | 1 | 1 | |||
11 | Н.А.Некрасов | 8 | 1 | 1 | ||
12 | М.Е.Салтыков-Щедрин | 3 | 2 | |||
13 | Л.Н.Толстой | 13 | 2 | 1 | ||
14.. | Ф.М.Достоевский | 7 | 1 | 1 | ||
15. | Н.А.Лесков | 3 | 1 | |||
16. | А.П.Чехов | 7 | 1 | |||
17. | Национальная литература | 1 | 1 | |||
18. | Зарубежная литература | 2 | 2 | |||
19. | Итоговый урок | 1 | ||||
Итого: | 102 | 13 | 9 | 2 | 10 | |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
№ | Тема урока | План. дата | Факт. дата | Планируемый результат | Формы и виды контроля | ||||||||
1 | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры | 1.09-6.09 | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой | План-конспект статьи учебника. | |||||||||
2 | Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития уч-ся | 1.09-6.09 | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой | План-конспект статьи учебника. | |||||||||
3 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. | 1.09-6.09 | Знать реалистическое начало в лирике Лермонтова. Уметь анализировать стихотворения, выделять гражданские, философские и личные мотивы. | ||||||||||
4 | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. | 8.09-13.09 | Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику. Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы. | Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике | |||||||||
5 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (с повторением ранее изученного) «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | 8.09-13.09 | Знать стихотворения на тему поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения с учетом тематики, идеи и проблематики. | Идейно-тематический анализ текстов стихотворений | |||||||||
6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти» | 8.09-13.09 | Знать стихотворения свободолюбивой тематики в лирике А.С.Пушкина. Уметь видеть эволюцию развития темы в творчестве поэта. | Идейно-тематический анализ текстов стихотворений | |||||||||
7-8 | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…». Р.р. Домашнее сочинение по лирике Пушкина | 15.09-20.09 | Знать нравственно-философскую проблематику стихотворений, уметь их анализировать. | Идейно-тематический анализ текстов философской лирики. | |||||||||
9 | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник». | 15.09-20.09 | Знать жанрово-композиционную основу произведения Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта. | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения. | |||||||||
10 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. | 22.09-27.09 | Знать приемы создания образов в поэме. Уметь раскрыть конфликт личности и государства. | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения | |||||||||
11 | Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | 22.09-27.09 | Знать произведения, в основе которых лежит обращение А.С. Пушкина к истории. Уметь выявлять диалектику взглядов поэта на историю. | Идейно-тематический анализ текстов. | |||||||||
12-13 | Р/р Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | 22.09-27.09; 29.04-04.10 | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. | Творческая работа | |||||||||
14 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой…» Романтизм и реализм в творчестве поэта. | 29.04-04.10 | Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. Уметь анализировать романтические стихотворения | Схематизация материала, составление плана-конспекта | |||||||||
15 | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») | 29.04-04.10 | Знать своеобразие духовной лирики. Уметь производить идейно-тематический анализ произведений. | ||||||||||
16 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Валерик». | 06.10-11.10 | Знать стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта. Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы. | Анализ лирических стихотворений на тему жизни и смерти. | |||||||||
17 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание». | 06.10-11.10 | Знать стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта. Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы. | Анализ лирических стихотворений на тему жизни и смерти. | |||||||||
118 | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта. | 06.10-11.10 | Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стихотворения на тему Родины, их философский смысл. Уметь анализировать стихотворения по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта. | Анализ философских лирических стихотворений | |||||||||
19 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…» | 13.10-18.10 | Знать биографический материал; особенности эпохи. Уметь сравнивать произведения по теме. | Анализ лирических стихотворений. | |||||||||
20-21 | Вн.чт. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. | 13.10-18.10 | Знать биографический материал; стихотворения любовной тематики. Уметь производить идейно-тематический анализ. | Анализ лирических стихотворений | |||||||||
22-23 | Р.р. Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 20.10-25.10 | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. | Творческая работа | |||||||||
24 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 20.10-25.10 | Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала | |||||||||
25 | Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород». | 27.10-01.11 | Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя. Уметь анализировать произведение на основе художественного концепта, выявляя проблемы. | Анализ стиля автора текста, проблемное изложение материала | |||||||||
26 | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | 27.10-01.11 | Знать жанр, композицию, проблематику произведения. Уметь делать обобщение по теме. | Аналитический пересказ с использованием цитат, анализ эпизода. | |||||||||
27 | Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | 27.10-01.11 | Знать текст произведения. Уметь выявлять философский аспект. | Аналитический пересказ с использованием цитат, анализ эпизода | |||||||||
28 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | 10.11-15.11 | Знать приёмы создания фантастического. Уметь разграничивать фантастику и реальность. | Аналитическая работа с текстом. | |||||||||
29 | Вн.чт. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». | 10.11-15.11 | Знать приёмы создания фантастического. Уметь разграничивать фантастику и реальность. | Аналитическая работа с текстом. | |||||||||
30 - 31 | Р/Р Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. | 10.11-15.11; 17.11-22.11 | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. | Творческая работа | |||||||||
32 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы. | 17.11-22.11 | Знать характеристику русской литературы второй половины XIX. Уметь вычленять проблемы русской литературы второй половины XIX, находить новаторские черты. | ||||||||||
33 | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. | 17.11-22.11 | Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа. Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя. | Конспектирование схематизация материала, аналитический пересказ текста | |||||||||
34 | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. | 24.11-29.11 | Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика». Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера | Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | |||||||||
35 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе. | 24.11-29.11 | Знать содержание романа «Обломов». Уметь давать характеристику герою. | Характеристика персонажей в системе образов, анализ эпизодов. | |||||||||
36 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. | 24.11-29.11 | Знать понятие «обломовщина» Уметь находить признаки явления в жизни и в романе. | Аналитический пересказ текста. | |||||||||
37 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра». | 01.12-06.12 | Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра. Уметь готовить сообщение о писателе. | Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе. | |||||||||
38 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. | 01.12-06.12 | Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями. | Характеристика персонажей в системе образов | |||||||||
39 | Драма «Гроза». Своеобразие конфликта. Смысл названия. | 01.12-06.12 | Знать текст произведения, смысл названия пьесы. Уметь анализировать драматическое произведение. | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ. | |||||||||
40 | Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. | 08.12-13.12 | Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка) | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа | |||||||||
41 | Протест Катерины против «темного царства» | 08.12-13.12 | Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление, роль религиозности в духовном мире человека. Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины. | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе. | |||||||||
42 | Р.р. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза» | 08.12-13.12 | Знать словесную символику драмы, литературную критику. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь | Творческая работа. | |||||||||
43 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе. | 15.12-20.12 | Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | |||||||||
44 | И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». | 15.12-20.12 | Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси. Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации. | |||||||||
45 | Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя. Духовный конфликт героя. | 15.12-20.12 | Знать понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст. | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | |||||||||
46 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | 22.12-27.12 | Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. | Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика. | |||||||||
47 | Любовь в романе «Отцы и дети». Базаров и Одинцова. | 22.12-27.12 | Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера. | |||||||||
48 | Анализ эпизода «Смерть Базарова» | 22.12-27.12 | Знать особенности анализа эпизода в произведении. Уметь анализировать эпизод | Анализ эпизода романа. | |||||||||
49 | Р.р. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению. | 12.01-17.01 | Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева. Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно использовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей. | Краткий конспект. Сообщение-рассуждение на основе литературной критики. Творческая работа. | |||||||||
50 | К.р. Зачетная работа за первое полугодие. | 12.01-17.01 | Знать тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. | Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы, на выбор ученика) | |||||||||
51-52 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…» | 12.01-17.01; 19.01-24.01 | Знать о личности и судьбе поэта, своеобразии его лирики. Уметь работать с поэтическим текстом. | Беседа; анализ лирических стихотворений поэта | |||||||||
53 | Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…») | 19.01-24.01 | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта Уметь анализировать лирические стихотворения. | Анализ лирических стихотворений поэта. | |||||||||
54 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.»(«Я встретил вас – и всё былое…») | 19.01-24.01 | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. Уметь анализировать любовные лирические стихотворения | Анализ любовных лирических стихотворений поэта. | |||||||||
55 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…» и др. | 19.01-24.01 | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта. Уметь анализировать стихотворения. Раскрывать их философский характер. | Сообщение о поэте. Анализ стихотворений | |||||||||
56 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»), | 26.01-31.01 | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. Уметь анализировать любовные лирические стихотворения | Анализ любовных лирических стихотворений поэта. | |||||||||
57 | Вн.чт. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» | 26.01-31.01 | Знать о жизни и творчестве А.К. Толстого. Уметь анализировать поэтический текст. | Сообщение о поэте. Анализ стихотворений. | |||||||||
58 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Надрывается сердце от муки…» и др. | 26.01-31.01 | Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. | Сообщение о поэте. анализ стихотворений. Презентация о поэте. | |||||||||
59 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт») | 02.02-07.02 | Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь анализировать стихотворения поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. | Анализ стихотворений поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. | |||||||||
60 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза!Я у двери гроба…») | 02.02-07.02 | Знать суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях. Уметь анализировать стихотворения. | Анализ стихотворений поэта, формулировка основных выводов | |||||||||
61 | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др. | 02.02-07.02 | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. Уметь анализировать любовные лирические стихотворения | Анализ любовных лирических стихотворений поэта. | |||||||||
62 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Пост», «Сельская ярмонка». | 09.02-14.02 | Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. | Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей. | |||||||||
63 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. | 09.02-14.02 | Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев | Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом. | |||||||||
64 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 09.02-14.02 | Знать содержание поэмы. Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме. | Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом. | |||||||||
65 | Р.р. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. | 16.02-21.02 | Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. | Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности. | |||||||||
66 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 16.02-21.02 | Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику. | Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок. | |||||||||
67 | Вн.чт. Обзор романа Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. | 16.02-21.02 | Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа. Уметь характеризовать образы градоначальников. | Характеристика образов градоначальников. | |||||||||
68 | Вн.чт. «История одного города». Образы градоначальников | 23.02- 28.02 | Знать содержание текста. Уметь характеризовать образы градоначальников. | Характеристика образов градоначальников. | |||||||||
69 | Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. | 23.02- 28.02 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь строить сообщение о писателе, анализировать стих-ия поэта. | Сообщения о писателе | |||||||||
70 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | 23.02- 28.02 | Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл. Уметь анализировать отдельные эпизоды | Анализ эпизодов | |||||||||
71 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра | 02.03-07.03 | Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь определять систему нравственных ценностей романа | План-конспект; сообщения об истории создания романа | |||||||||
72-73 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 02.03-07.03 | Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики. | Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | |||||||||
74 | Женские образы в романе «Война и мир» | 09.03-14.03 | Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. | Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману. | |||||||||
75 | Семья Ростовых и семья Болконских | 09.03-14.03 | Знать о «мысли семейной в романе». Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности. | Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов | |||||||||
76-77 | Тема народа в романе «Война и мир» | 09.03-14.03; 16.03-21.03; | Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война». | Анализ эпизодов | |||||||||
78 | Кутузов и Наполеон | 16.03-21.03 | Знать антитезу как центральный композиционный приём. Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории. | Сопоставительная характеристика6величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона. Сравнительная характеристика, составление таблицы | |||||||||
79 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». | 16.03-21.03 | Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев. | Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев. | |||||||||
80 | Р.р. Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению. | 30.03-04.04 | Уметь писать сочинение на литературную тему. | ||||||||||
81 | Р.р. Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению | 30.03-04.04 | Уметь анализировать эпизод из литературного произведения, определять его роль в романе. | Творческая работа. | |||||||||
82 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Жизненные и эстетические взгляды. | 30.03-04.04 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь выступать с сообщениями о писателе. | Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода. | |||||||||
83 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского. | 06.04-11.04 | Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. | Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста | |||||||||
84 | История создания романа «Преступление и наказание». | 06.04-11.04 | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. | Развернутые сообщения | |||||||||
85 | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | 06.04-11.04 | Знать историю темы «маленького человека» в русской литературе. Уметь анализировать текст с позиции раскрытия образа героя. | Анализ текста. | |||||||||
86 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | 13.04-18.04 | Знать содержание романа. Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. | Развернутые ответы на основе работы с текстом | |||||||||
87 | «Двойники» Раскольникова | 13.04-18.04 | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию. Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | |||||||||
88 | Р.р. Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание». | 13.04-18.04 | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. | Развернутые ответы на основе работы с текстом. Творческая работа. | |||||||||
89 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. | 20.04-25.04 | |||||||||||
90 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. | 20.04-25.04 | |||||||||||
91 | Вн.чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). | 20.04-25.04 | |||||||||||
92 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80 - 90-х годов. | 27.04-02.05 | Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия | Анализ рассказов. | |||||||||
93 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах». | 27.04-02.05 | Знать текст рассказа. Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности. | Анализ рассказов | |||||||||
94 | Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» | 27.04-02.05 | Знать текст рассказа. Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности. | Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей | |||||||||
95 | Особенности драматургии А.П.Чехова | 11.05-16.05 | Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. | ||||||||||
96 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда | 11.05-16.05 | Знать историю создания пьесы. Уметь определять жанр произведения, конфликт, выявлять систему образов. | Выявление проблематики и конфликта пьесы. | |||||||||
97 | Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля. | 11.05-16.05 | Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии | ||||||||||
98 | К. р. Зачётная работа за II полугодие. | 18.05-23.05 | Знать тексты произведений писателей, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. | Тестовые задания. | |||||||||
99 | Вн.чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности. | 18.05-23.05 | Знать жизненный и творческий путь К. Хетагурова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику творчества. Уметь видеть специфику художественной образности. | Сообщения о писателе. Анализ текстов. | |||||||||
100 101 | Вн.чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и сентиментализм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль» (по выбору учителя) | 18.05-23.05; 25.05-30.05 | Знать специфику зарубежной литературы. Уметь рассуждать о принадлежности зарубежных авторов к литературным направлениям. | Развернутые ответы на основе работы с текстом. | |||||||||
102 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. | 25.05-30.05 | Знать тексты произведений писателей. Уметь объяснять сущность нравственных уроков русской литературы XIX века. | ||||||||||
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 10 класса должны
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
•составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
•писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.
При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.
На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.
1. Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);
свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который:
показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:
в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
незнание существенных вопросов содержания произведения;
неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки. | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографии ческих ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Объем сочинений должен быть примерно таким:
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Количество страниц | 1 - 1,5 | 1,5 - 2 | 2 - 2,5 | 2,5 - 3 | 3 - 4 | 4 - 5 | 5 – 7 |
Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.
3. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания.
Основная литература
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
Методические пособия для учителя:
2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. поурочные разработки по Русской литературе XIX века. 10 класс 1-е полугодие. – М.: ВАКО, 2002, 336 с.
3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. поурочные разработки по Русской литературе XIX века. 10 класс 2-е полугодие. – М.: ВАКО, 2002, 336 с.
Дополнительная литература:
1. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.Н.. Литература. 10 класс: Методические советы под ред.
2. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
3. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. – М., 2001
4. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
Для учащихся:
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
- Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.
- Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
- Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.
- Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.
- Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Изд. 2-е. – Ленинград: Детская литература, 1978, 256 с.
Интернет-ресурсы:
1.Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm)
2. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm)
3. Электронная библиотека классической литературы (http://www.klassika.ru)
4. Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник.
http://writerstob.narod.ru/
5. Музеи:
- Государственный Бородинский военно-исторический музей http://www.borodino.ru
- Музей-заповедник «Московский Кремль» http://www.kreml.ru
- Государственный Эрмитаж http://www.hermitage.ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина http://www.museum.ru/gmii/
- Всероссийский музей А.С.Пушкина http://www.museumpushkin.ru
- Музей-заповедник «Петергоф» http://www.peterhof.ru
- Государственный Русский музей http://www.rusmuseum.ru
- Государственный исторический музей http://www.shm.ru
Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru
Материально-техническое обеспечение:
1. Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс». - Издательство: NMG, 2005
2. Видеофильмы:
- А.С. Пушкин
- Биографии писателей, в 2-х ч.
- Писатели России
- Пушкинская Москва
3. Медиапрезентации к урокам
Лист внесения изменений в Рабочую программу
№ п/п | Тема урока | Дата по программе | Фактическая дата | Причина изменения даты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....
