Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Нарушевич Ольга Вениаминовна

Рабочая программа по литературе (линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной), 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura-11_klass_2016-2017.docx71.37 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

 «РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________ /__________/

Протокол № ___ от «___»______2016 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_______ /С.Г.Корнева/

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________ /Н.Г. Катаманов/

 Приказ № ___ от «___»________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 11  класса

среднего (полного) общего образования

на 2016/2017 учебный год

      Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений: Литература, 5 – 11 классы, под редакцией В. Я. Коровиной. 12-е издание. – Москва: «Просвещение», 2010 год.         

                                                                      Составитель: Нарушевич О.В.,

                                                                                    учитель русского языка и   литературы,  

                                                                                  высшая квалификационная категория

2016 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:

  1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". 
  3.  Устав МБОУ РСОШ №1
  4. Примерные программы среднего общего образования на базовом уровне по литературе. ФБУПа. М., Просвещение, 2004.
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература.  5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией  В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010 г.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

    Задачи  обучения:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
  • расширить читательский кругозор учащихся;
  • повысить качество чтения;
  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;
  • развить их литературный вкус;
  • подготовить  их к самостоятельному эстетическому восприятию и  анализу  произведения литературы;
  • стимулировать творческую активность детей;
  • формировать навык выразительного чтения

Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс:

 (УМК) по литературе под редакцией    В. Я. Коровиной.

Содержание УМК:

  1. Программа общеобразовательных учреждений: Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Автор-составитель: Коровина В.Я.. Просвещение, 2010 г.
  2. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и профильный уровни. В 2 ч./В.И. Коровин, Н.Л. Вершинина, Л.А. Капитанова и др.; под ред. В.И. Коровина. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 384 с.

Обоснование:

Выбор учебника определялся содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой, исходя из принципа  сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение литературы  в VIII  классе  102 часа (3 часа в неделю).

Технологии, используемые в образовательном процессе:

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Здоровьесберегающая технология.

Технология индивидуализации обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Формы организации учебного процесса:  уроки-обзоры, комбинированный урок, лекция, беседа, повторительно-обобщающий урок,  исследование, практикум, урок развития речи, урок внеклассного чтения, выразительное чтение

Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся:

Текущий: обобщающие уроки; тесты по теме, типа ЕГЭ; викторины; письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос; анализ эпизода; чтение наизусть; подготовка сообщений, докладов, творческих проектов

Итоговый: контрольные работы, сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов

Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание программы

(темы, разделы)

Количество часов

Р.р

К/р

Вн. чт.

Р.р

Сочин.

1

Введение

1

2

И.А. Бунин

6

3

А.И. Куприн

3

1

1

4

М. Горький

6

1

1

5.

Серебряный век русской поэзии

7

1

1

1

6.

А. А. Блок

5

7.

Крестьянская поэзия

6

2

8.

Русская литература

20-х годов XX века

4

9.

В.В. Маяковский

4

1

1

10.

Русская литература

30-х годов

1

11.

М.А. Булгаков

5

1

1

12.

Зачётная работа за

I полугодие

1

13

А.П. Платонов

2

2

14.

А.А. Ахматова

4

15.

О.Э. Мандельштам

2

16.

М.И. Цветаева

2

1

1

17.

М.А. Шолохов

8

1

1

18.

Литература периода Великой Отечественной войны

1

19.

Литература второй половины XX века

3

20.

А.Т. Твардовский

2

21.

Б.Л. Пастернак

4

2

22.

А.И. Солженицын

2

23.

В.Т. Шаламов

1

1

24.

Н.М. Рубцов

1

25.

«Деревенская» проза

4

26.

И.А. Бродский

1

27.

Б.Ш. Окуджава

1

28.

«Городская» проза

1

1

29.

Современная драматургия

1

1

30.

Из литературы народов России

2

2

31.

Современная литература

2

32.

Зарубежная литература

5

5

33.

Итоговый урок

1

34.

Консультации к экзамену

2

Итого:

102

7

7

1

17

Тематическое планирование

п/п

Содержание

Дата

факт

Знать, уметь

I полугодие

1

Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направление философской мысли начала столетия.

02-05.09

Знать: закономерности литературного процесса 19-нач.20вв.

Основные биографические сведения о писателях 20в.

Уметь находить причинно – следственные связи между общественными явлениями и их художественным отражением, видеть и понимать эстетическую систему писателя и истоки ее формирования.

2

И.А. Бунин: судьба и творчество. Лирика   И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» или др.

3

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.

4

 И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».  Поэтика рассказа.

07-12

5

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»

6

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

7

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

14-

19

8

А. И. Куприн: судьба и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».

9

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

10

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А. Бунина и  А.И. Куприна.

21-26

11

М. Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы.

12

М. Горький. «Старуха Изергиль». Проблематика  и особенности композиции рассказа.

13

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

28-

03.10

14

Три правды в пьесе «На дне», её социальная и нравственно-философская проблематика.

15

«На дне». Смысл названия пьесы.

16

Р/Р Письменная работа по творчеству Горького.

05-10.10

17

Русский символизм и его истоки.

Знать поэтические направления, предпосылки, причины их  возникновения,  роль в литературном процессе.

Уметь отличать символизм от футуризма и акмеизма, объяснять сходство и различие разных писателей одной эпохи.

Владеть навыками аргументированной связной речи- речевой компетенцией.

18

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов  как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова.

19

Вн.чт. Лирика поэтов -символистов              К.Д. Бальмонт, А. Белый,  и др.

12-17.10

20

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

21

Н.С. Гумилев. Слово о поэте.

22

Проблематика и поэтика лирики                   Н.С. Гумилева.

19-24.10

23

Р/Р Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Подготовка к домашнему сочинению по поэзии Серебряного века.

24

А.А. Блок: жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

25

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

26.-31.

26

Тема Родины  в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге».

27-

28

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

09.11-14.11

29

Вн.чт. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор)

30

С.А. Есенин: жизнь и творчество. Ранняя лирика.  «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери».

31

Тема России в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину» и др.

16-21.11

32

Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др

33

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст».

34

Вн.чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

23.11-

28.11

35

Литературный процесс 20-х годов XX века.

36

Обзор русской литературы 20-х годов.

37

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

30.11-05.12

38

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

39

В.В. Маяковский: жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

40

Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

07.12-12.12

41

Своеобразие любовной лирики                        В. В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

42

Р/Р Тема поэта и поэзии в творчестве          В.В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А. Блока,               С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

43

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

14-19.12

Знать кардинальные перемены в общественной жизни  страны и искусстве и их причины.

Уметь  видеть причины трагических судеб представителей русской интеллигенции в условиях выбора политической позиции.

Уметь пересказывать худож. текст и научную статью.

44

М.А. Булгаков: судьба и творчество.           М.А. Булгаков  и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных»

45

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». История создания, проблемы романа.

46

Герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

21-26.12

47

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя)

48

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению  по творчеству М.А. Булгакова.

49

Зачетная работа за первое полугодие.

11-16.01

II полугодие

50

Вн.чт. А. П. Платонов:  жизнь и творчество.

11-16.01

51

Вн.чт. Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор.

52

А. А. Ахматова: жизнь и творчество.  Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики                          А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…»

18-23.01.

53

Судьба России и судьба поэта в лирике      А.А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» и др. стихотворения

54

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

55

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Особенности жанра и композиции.

25-30.01

56

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

57

О.Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи.  «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» и др. стихотворения

58

М. И. Цветаева: жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике            М.И. Цветаевой.  «Моим стихам, написанным так рано…», «Стиху к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину», Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

01-06.02

59

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой или О.Э. Мандельштама

60

М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

Знать  художественные черты романа – эпопеи, понимать масштаб противоречий в обществе времен гражданской войны и сложность характеров и судеб.

Уметь составлять связное высказывание, анализировать художественное произведение, объяснять мотивы поступков героев, принадлежащих разным политическим лагерям.

61

Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон».

08-13.02

15-20.02

62

Проблемы и герои романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

63-

64

Трагедия народа и судьбы Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

65

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

66

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон»

67

Р/Р Письменная работа по творчеству         М.А. Шолохова.

22-27.02

68

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

69

Литература второй половины XX века (обзор).

70

Поэзия 60-х годов.

29-05.03.

71

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю. Бондарев, В. Богомолов,     Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьёв,            В. Быков,  Б. Васильев (произведения по выбору учителя)

72

А.Т. Твардовский: жизнь и творчество. Лирика А.Т. Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины.

73

Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», и др. стихотворения.

07-12.03

74

 Б. Л. Пастернак: жизнь и творчество.  Философский характер лирики Б. Пастернака.

75

Основные темы и мотивы поэзии Б. пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь», и др. стихотворения

76

Вн.чт. Проблематика романа Б.Л. Пастернака  «Доктор Живаго»

14-19.03

77

Вн.чт. Художественное своеобразие романа          Б.Л. Пастернака  «Доктор Живаго»

78

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество.  

79

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть  «Один день Ивана Денисовича».

21-27.03

80

Вн.чт. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

81

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонёк», «Звезда полей», «В горнице моей»

82

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы».

04.04-09.04

11.04-

16.04

83

Нравственные проблемы произведения          В. Астафьева «Печальный детектив» (обзор)

Знать нравственные основы жизни человека, понимать неразрывную связь с природой.

Уметь отличать произведения «деревенской прозы» как особое явление искусства 50-70-х годов.

84-

85

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» (по выбору учителя)

86

И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.  «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») или др. стихотворения

87

Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», « Ты течёшь, как река.   Странное название…».   Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне  невмочь пересилить беду…»

88

Вн.чт. «Городская» проза в современной литературе Ю.В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

18.04-

24.04

Знать нравственные основы жизни человека, понимать неразрывную связь с природой.

Уметь отличать произведения «городской прозы» как особое явление искусства 50-70-х годов.

89

Вн.чт. Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А.В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

90

Вн.чт. Из литературы народов России.           М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – всё больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…» -

91

Вн. чт. «Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.

25.04-30.04

92-93

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращённая литература

 Знать основные направления и тенденции развития современной литературы. Уметь  отличать прозу реализма и «неореализма», уметь оперировать понятиями: литература Русского зарубежья последних лет, возвращённая литература

94-95

Вн.чт. Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору учителя)

02.05-

07.05

96

Вн.чт. Т.С. Элиот. Слово о поэте.  «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического.

97

Вн.чт. Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

09-14.05

98

Вн.чт. Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

99

Проблемы и уроки литературы XX века

Понимать нравственные проблемы, поднятые литературой, осознавать ценность высокой морали. Уметь применять знания как средство формирования личных моральных качеств.

100-102

Консультации по подготовке к экзаменам.

16-21.05

   Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

                        Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 11 класса должны знать/уметь:

чтение и восприятие

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- знать основные  факты о жизни и творчестве  изучаемых писателей;

- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;

- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

чтение и речевая деятельность

- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

- анализировать эпизод изученного произведения;

- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

- писать сочинения на литературную тему разных жанров;

- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

 Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых  в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение  пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);

свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями  и навыками при анализе прочитанных произведений;

умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается  одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;

об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

незнание существенных вопросов содержания произведения;

неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

 Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

 или 1 грамматическая

ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические

и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и

3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки

 при отсутствии орфографии

ческих ошибок, а также

2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

 4 пунктуационные ошибки,

или 3 орфографические ошибки

 и 5 пунктуационных ошибок,

или 7 пунктуационных при

отсутствии орфографических

ошибок, а также

4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок,

или 6 орфографических и

8 пунктуационных ошибок,

5 орфографических и

9 пунктуационных ошибок,

8 орфографических и

 6 пунктуационных ошибок,

 а также 7 грамматических

ошибок.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Объем сочинений должен быть примерно таким:

Класс

5

6

7

8

9

10

11

Количество страниц

1 - 1,5

1,5 - 2

2 - 2,5

2,5 - 3

3 - 4

4 - 5

5 – 7

Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти  дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Печатные издания.

Основная литература

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 11 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

Методические пособия для учителя:

1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс 1-е полугодие.  – М.: ВАКО, 2005, 384 с.

2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 11 класс 2-е полугодие.  – М.: ВАКО, 2005, 368 с.

3. Литература, 11 класс. Поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлёва/авт.-сост. Н.Е. Щетинкина, Волгоград: Учитель, 2012.

Дополнительная литература:

1. Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.

2. Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 176 с.

3. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М.: Изд-во МГУ, 1991. – 184 с.

4. Я иду на урок литературы: Готовимся к экзаменационному сочинению:11 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001. – 216 с.

Для учащихся:

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

  1. Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.
  2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.

4. Литература. Единый экзамен. Типовые экзаменационные варианты.  П/ред. Зинина С.А., 30 вариантов. М.:Национальное образование, 2015.

Интернет-ресурсы:

1.Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm) 

2. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm)

3. Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник. 
http://writerstob.narod.ru/ 

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Видеофильмы:

 - Биографии писателей, в 2-х ч.

- Писатели России

2. Медиапрезентации к урокам

3. Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс». -  Издательство: NMG, 2005

4..Портреты писателей 20 века. Набор.

5. Электронная версия журнала «Литература», приложение к газете «первое сентября». 2015, №№1-4.

                                   

                                            Лист изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....