Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе (линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной), 2 часа в неделю
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________ /__________/ Протокол № ___ от «___»______2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _______ /С.Г.Корнева/ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________ /Н.Г. Катаманов/ Приказ № ___ от «___»________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРА
для учащихся 8 класса
основного общего образования
на 2016/17учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений: Литература, 5 – 11 классы, под редакцией В. Я. Коровиной. 12-е издание. – Москва: «Просвещение», 2010 год.
Составитель: Нарушевич О.В.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2016 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:
1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
3. Устав МБОУ РСОШ №1
4. Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по литературе ФБУПа М.: Просвещение, 2004;
5. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Основу содержания литературы 8 класса как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы
и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений
многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце
курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Цели обучения:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Линия учебно-методических комплексов (УМК) по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. 5 – 9 классы
УМК:
1.Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010 г.
2. Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч / автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 400 с.
Обоснование:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы.
В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе.
Интересна рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение литературы в VIII классе 68 часов (2 часа в неделю).
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Традиционное обучение
- Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)
- Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, лекция,
беседа, повторительно-обобщающий урок, исследование, практикум, урок
развития речи, урок внеклассного чтения, выразительное чтение, игра
Основные формы контроля знаний и умений:
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
Виды контроля
Текущий: обобщающие уроки, тесты по теме, викторины, пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям
Итоговый сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; контрольные работы
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вн. чтение | Контрольные работы, зачёт | Развитие речи |
1. | Русская литература и история. | 1 | |||
2. | Устное народное творчество | 2 | |||
3. | Из древнерусской литературы | 2 | 1 | ||
4. | Из литературы XVIII века | 3 | 1 | ||
5. | Из литературы XIX века | 33 | 3 | 2 | 4 |
8. | Из литературы ХХ века | 20 | 3 | 1 | 4 |
9. | Из зарубежной литературы | 6 | 2 | ||
10 | Заключительный урок | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 68 | 9 | 4 | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата по программам | Фактическая дата | Тема урока | Уч-ся должны знать/уметь | |
Русская литература и история (1 час) | |||||
1. | 01. 09. – 06. 09 | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Знать: понятие «художественная литература»; понимать характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества | ||
Устное народное творчество (2 часа) | |||||
2. | 01. 09. – 06. 09 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён» Частушка как малый песенный жанр. Её тематика, поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | Знать: виды народных песен, их тематику; определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре; уметь объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, многозначность поэтического образа, определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре; определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств | ||
3. | 08.09 – 13.09 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности; уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками, определять сходное и отличное | ||
Из древнерусской литературы (2 часа) | |||||
4. | 08.09 – 13.09 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | Знать: определения понятий: «летопись», житие»; уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие...» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией | ||
5. Вн.чт | 15.09 – 20.09 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Знать: определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности; уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести | ||
Из литературы XVIII века (3 часов) | |||||
6. | 15.09 – 20.09 | Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы и ее сценическую судьбу, определение понятия «классицизм»; действующих лиц, сюжет комедии; Уметь: обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма (единство места, времени, действия, «говорящие» фамилии, резкое разграничение героев на «положительных» и «отрицательных») | ||
7. | 22.09 – 27.09 | Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | Уметь: анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой; давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый, просветительский взгляд писателя на человека; объяснять новаторство Д. И. Фонвизина – драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций классицизма, объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в ее изображении, уметь анализировать ключевые сцены комедии | ||
8. Р/Р | 22.09 – 27.09 | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVII века» (на примере 1-2 произведений). | Уметь: отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинении комедийное мастерство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные «поединки», использование антитезы, словесной детали) | ||
Из литературы XIX века (33 часа) | |||||
9. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии русской литературы; о басне как жанре; исторической основе басни Уметь: определять басню как жанр литературы по характерным признакам, выразительно читать басни | |||
10. Вн.чт | 29.09 – 04.10 | И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа. | |||
11. | 29.09 – 04.10 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева. | Знать: автора, факты его жизни; понятие о думе, характерные особенности жанра; о влиянии идей декабризма на творчество писателей разных поколений; о связи думы «Смерть Ермака» с русской историей; Уметь: определять тему думы; выражать своё отношение к проблеме; выразительно читать | ||
12. | 06.10 – 11.10 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы, мотивы. Особенности поэтической формы. | Знать: историю создания стихотворения; понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству», скрепленному «лицейским духом»; уметь определять тему стихотворения, находить и объяснять значение музыки любви (звуковые и лексические повторы, повтор строк, сквозные рифмы), роль художественно-выразительных средств); наблюдать над словом в его художественной функции, над интонацией и построением стихотворения, определять основные мотивы каждой строфы, выразительно читать; объяснять причину появления стихотворения «Туча» в трагические годы жизни поэта (1834-1835), объяснять его скрытый символический смыслы, композицию, прослеживать смену интонаций; уметь выразительно читать | ||
13. | 06.10 – 11.10 | А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 кл.) | Знать: в каких произведениях А.С. Пушкина отразилась историческая тема; чем определяется интерес его к «пугачёвской» теме Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль рассуждения | ||
14. | 13.10 – 18.10 | А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора. | |||
15. | 13.10 – 18.10 | 7 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы | Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II; уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания по «Истории Пугачева» | |
16. | 20.10 – 25.10 | Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. | Понимать, что самостоятельная жизнь Гринёва - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира; уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям | ||
17. | 20.10 – 25.10 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | Понимать: отношение автора и других действующих лиц к героине; уметь анализировать текст художественного произведения, оценивая высокие духовные качества Маши, ее близость к народу, объяснять роль эпиграфов, народных песен в раскрытии характера героини, глубины ее натуры, силы любви, способности к большому и глубокому чувству; объяснять смысл названия романа | ||
18. | 27.10 – 31.10 | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | Уметь: объяснять, как изображен восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя; сравнивать изображение Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екатерину II; оценивать сложность и противоречивость человеческого облика Пугачева, мотив превращения в создании образа Пугачёва, пришедший из фольклора | ||
19. Р/Р | 27.10 – 31.10 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка | ||
20. | 10.11 – 15.11 | А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | Знать: историю создания повести, понимать: ее нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя, уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы; объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики, темп повествования), различие в музыкальной интерпретации и исполнительских стилях сменой исторических эпох и психологической зависимостью исполнителя от своего времени | ||
21. К/Р | 10.11 – 15.11 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | Выявить пробелы в знаниях уч-ся | ||
22. | 17.11 – 22.11 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение в творчестве исторической темы. | Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта; Лермонтова-офицера; знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом, историю создания поэмы, ее сюжет, понимать тему и идею произведения; уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя | ||
23. | 17.11 – 22.11 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы. | Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами; замысел автора; выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя поэмы (пейзаж, портрет, деталь, изобразительно-выразительные средства); Уметь давать характеристику литературному герою | ||
24. | 24.11 – 29.11 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | Знать: черты романтизма как литературного направления, определение понятия; уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать лирически приподнятый язык поэмы, определять стихотворный размер | ||
25. Р/Р | 24.11 – 29.11 | Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри». | Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, проследить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде | ||
26. | 01.12 – 06.12 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 кл.) | Знать: факты жизни и творческой деятельности Н. В. Гоголя; о его отношении к истории Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль рассуждения | ||
27. | 01.12 – 06.12 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. | Знать: исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками; понимать идейный замысел комедии; уметь объяснять отношение современников и императора к пьесе Н. В.Гоголя | ||
28. | 08.12 – 13.12 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | Знать: содержание комедии, понимать ее сюжет, черты общественного строя России первой половины 19 века, обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке; уметь подтверждать примерами из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха, стремительность развития первого действия, определять завязку действия комедии | ||
29. | 08.12 – 13.12 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | Уметь анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в различных ситуациях; оценивать речь героя, отражающую особенности его характера и взаимоотношения с другими персонажами; объяснять роль пятого действия в раскрытии истинного лица Хлестакова; Уметь сопоставлять разноречивые оценки Хлестакова, высказывать свою точку зрения; понимать, что такое хлестаковщина | ||
30. Р/Р | 15.12 – 20.12 | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). | Знать: особенности композиционной структуры комедии, специфику завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены Уметь: определять роль эпизода в драматическом произведении | ||
31. | 15.12 – 20.12 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | Знать: обстоятельства жизни Н. В. Гоголя в Петербурге в 30-е годы, творческую историю повести, её сюжет; Уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке взрослого человека, чиновника, «вечного титулярного советника» в начале повести, изменение стиля повествования от комического до патетического, приводить примеры, анализировать речь персонажей, при выразительном чтении отразить стилистические полюсы смешного и страшного | ||
32. | 22.12 – 27.12 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | Уметь анализировать текст повести, делать выводы об изменениях в портрете, поведении, речи, настроении Башмачкина с появлением шинели; выражать свое отношение к героям и событиям оценивать отношение автора к изображаемому, роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича, роль художественной детали и фантастики в повести; сопоставлять литературные произведения, выявлять общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них; | ||
33. | 22.12 – 27.12 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | Знать: автора; важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина; суть моральных категорий; поступков героев произведения; Уметь: определять средства сатирического изображения народа и власти; работать с литературоведческими понятиями: сатира, ирония, алогизм, аллюзия и др. | ||
34 Р/Р. | 12.01 – 17.01 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. | Знать: план анализа эпизода Уметь: определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, проследить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде | ||
35. К/Р | 12.01 – 17.01 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Выявить пробелы в знаниях уч-ся | ||
36. | 19.01 – 24.01 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | Знать: автора, содержание рассказа; Уметь: выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа; определять роль художественной детали в создании художественного образа | ||
37. | 19.01 – 24.01 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | Знать: автора, содержание рассказа; тему и идею рассказа; уметь: определять особенности раскрытия жизненных противоречий и позиций писателя, значение элементов сюжета композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики Героев в разных ситуациях, роль антитезы как способа построения рассказа; выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику персонажам рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (главные в его поведении) | ||
38. | 26.01 – 31.01 | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | |||
39. Вн.чт | 26.01 – 31.01 | Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». | Понимать проявления возрастных особенностей героя, определять художественные средства изображения переходного возраста, отрочества героя, роль бытовых картин, сцен природы в повести, мысли и чувства героя, его отношение к окружающему миру; уметь объяснять истоки гуманизма Л. Н.Толстого (становление внутреннего духовного мира человека, развитие его души) | ||
40. Вн.чт | 02.02 – 07.02 | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. | Уметь выразительно читать стихотворения, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно - выразительных средств в раскрытии идеи произведения | ||
41. | 02.02 – 07.02 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему; уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и Любовью; выявлять отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе | ||
Из литературы ХХ века (20 часов) | |||||
42. | 09.02 – 14.02 | 1 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина-прозаика. | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; уметь: определять тему рассказа, оценивать особенности бунинской прозы и бунинского историзма; объяснять роль пейзажа произведения, его связь с настроением героев, сопоставлять произведения, раскрывающие одну проблему | |
43. | 09.02 – 14.02 | 2 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | Знать автора, факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявлять нравственные проблемы произведения, определять его художественную идею; уметь давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора | |
44. Р/Р. | 16.02 – 21.02 | 3 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | Знать: понятие «диспут», с правила и законы диспута; Уметь: высказывать своё мнение по вопросу | |
45. | 16.02 – 21.02 | 4 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению. | Знать: автора, факты его жизни и творческого пути; интерес поэта к исторической теме Уметь: выразительно читать; оценивать позицию автора | |
46. | 23.02 – 28.02 | 5 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания; понимать оценку бунта Пугачева Есениным; уметь: объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы, сопоставлять образ предводителя восстания в разных произведениях | |
47- 48 Р/Р. | 23.02 – 28.02 02.03 – 07.03 | 6-7 | Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к сочинению. | Уметь: анализировать, аргументировать, доказывать своё мнение по теме | |
49. | 02.03 – 07.03 | 8 | И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности понимать сложный путь творчества писателя; уметь определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками | |
50. Вн.чт | 09.03 – 14.03 | 9 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи. «Жизнь и воротник»; М.М. Зощенко. «История болезни». | Знать историю журнала «Сатирикон»; как строится юмористическое произведение; факты жизни и творческой деятельности писателей; понимать юмористическое освещение исторических событий в произведении; Уметь: определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект, отличать плоскую и не умную шутку от настоящего юмора. Отмечать афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе Н. Тэффи, сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказе М. Зощенко, понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях | |
51. | 09.03 – 14.03 | 10 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать авторский замысел; уметь определять реальное и фантастическое в рассказе, анализировать изобразительно-выразительные средства языка, используемые писателем для описания необычной «жизни» вещей, определять их роль в произведении | |
52. К/Р | 16.03 – 20.03 | 11 | Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина. | Выявить пробелы в знаниях уч-ся | |
53. | 16.03 – 20.03 | 12 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы; понимать ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, тему исторической памяти | |
54. | 30.03 – 04.04 | 13 | Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | Знать содержание глав, уметь анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей | |
55. | 30.03 – 04.04 | 14 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство Твардовского в поэме. | Понимать жанрово-стилевые и сюжетно - композиционные особенности поэмы; уметь находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность поэме, роль авторских отступлений, стилевое многообразие поэмы, включение лирических глав;уметь находить сходство и различие между автором и его героями | |
56. Вн.чт | 06.04 – 11.04 | 15 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, его сюжет, определять смысл названия рассказа, Уметь анализировать текст, объясняя состояние человека, вернувшегося с войны, столкнувшегося с трудными обстоятельствами мирной жизни, чувства жены героя и его детей, переживших тяготы войны; наблюдать за языком писателя, объяснять его отношение к изображенному | |
57. Р/Р. | 06.04 – 11.04 | 16 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»). | Знать автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку; уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными, стихотворения о войне, написанные в военные годы и в мирное время | |
58. | 13.04 – 18.04 | 17 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности; сюжет рассказа, его героев; уметь определять основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений; понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми | |
59. Р/Р. | 13.04 – 18.04 | 18 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося) | Уметь написать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (через сюжет, особенности построения, характеры персонажей), как выражается авторское отношение в произведении, определить художественные достоинства произведения | |
60- 61 Вн.чт | 20.04 – 25.04 | 19-20 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | Знать: русских поэтов, рассказывающих о красоте родной природы, о родине и о себе; Уметь: анализировать стихи, осмысливая прочитанное; работать над выразительным чтением. | |
Из зарубежной литературы (6 часов) | |||||
62. | 27.04 – 02.05 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать обстановку, в которой разыгрывается действие пьесы (экзотика средневековой Италии, родовая вражда); уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви | ||
63. | 27.04 – 02.05 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | Уметь: определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих чувств | ||
64. | 04.05 – 09.05 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | Знать: об особенностях драмы как рода литературы; автора, факты его биографии и творческого пути; смысл и образы комедии. Уметь: выразительно читать по ролям; делать выводы | ||
65. | 04.05 – 09.05 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | |||
66. Вн.чт | 11.05 – 16.05 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Знать: автора, факты его биографии и творческого пути; смысл и образы произведения Уметь: выражать авторское отношение в произведении, определять художественные достоинства произведения | ||
67. Вн.чт | 11.05 – 16.05 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Знать: автора, факты его биографии и творческого пути; смысл и образы произведения Уметь: выражать авторское отношение в произведении, определять художественные достоинства произведения | ||
Заключительный урок | |||||
68. Зачёт | 18.05 – 23.05 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Уметь: делать обобщающие выводы, опираясь на полученные знания | ||
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных
жанров;
− выразительное чтение художественного текста;
− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с
элементами комментария, с творческим заданием);
− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;
− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
− анализ и интерпретация произведения;
− составление планов и написание отзывов о произведениях;
− написание сочинений по литературным произведениям и на основе
жизненных впечатлений;
− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников
и умения работать с ними.
Реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Требования к уровню подготовки учащихся по окончании 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Критерии оценивания по литературе
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе
1. Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Примечание
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
2. Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.
3. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка “5” ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
5. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:
Доля самостоятельности учащихся;
Этапы выполнения работы;
Объем работы;
Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
6. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотностъ оценивалось баллом «2
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания.
Основная литература
1. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч / автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 400 с.
Методические пособия для учителя:
1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 8 кл.», М.: Издательство «Экзамен», 2003
Дополнительная литература:
1. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. и др.. Литература в 8 классе. Урок за уроком, Москва, «Русское слово», 2001
2. Тесты по литературе. 5 – 11 классы. – М.: «Издательство АСТ», 2000
3. Методический журнал «Литература в школе»
Для учащихся:
1.Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч / автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 400 с.;
- Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.
- Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
- Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.
- Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.
- Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. — М., 1996;
- Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.
- Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.
- Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.
- Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003.
Интернет-ресурсы:
1.Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm)
2. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm)
3. Электронная библиотека классической литературы (http://www.klassika.ru)
4. Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник.
http://writerstob.narod.ru/
5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».www.feb-web.ru
6.Мифологическая энциклопедия.www.myfhology.ru
7.Театр http://www.theatre.ru
8. Музеи:
- Государственный Бородинский военно-исторический музей http://www.borodino.ru
- Музей-заповедник «Московский Кремль» http://www.kreml.ru
- Государственный Эрмитаж http://www.hermitage.ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина http://www.museum.ru/gmii/
- Новгородский государственный объединенный музей-заповедник http://www.museum.ru/M654
- Всероссийский музей А.С.Пушкина http://www.museumpushkin.ru
- Музей-заповедник «Петергоф» http://www.peterhof.ru
- Государственный Русский музей http://www.rusmuseum.ru
- Государственный исторический музей http://www.shm.ru
Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru
Материально-техническое обеспечение:
1. Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс». - Издательство: NMG, 2005
2. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
3. Видеофильмы:
- А.С. Пушкин
- Биографии писателей, в 2-х ч.
- Древнерусская литература XI – XVIII вв.
- Писатели России
- Пушкинская Москва
4. Медиапрезентации к урокам
Лист внесения изменений в Рабочую программу
- Тема «Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского», запланированная на 13.04, не проведена в связи с прохождением учащимися 1997-2000 г.р. медицинского осмотра в КГБУЗ «ЦРБ с. Родино». Приказ № 74 от 10.04.15.
Рекомендовано: выдать тему за счёт уплотнения часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....
