Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Нарушевич Ольга Вениаминовна

Рабочая программа по литературе (линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной), 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura-9_klass_2016-2017.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

 «РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________ /__________/

Протокол № ___ от «___»______2016 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_______ /С.Г.Корнева/

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________ /Н.Г. Катаманов/

 Приказ № ___ от «___»________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРА

для учащихся 9-а класса

основного общего образования

на 2015/2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений: Литература, 5 – 11 классы, под редакцией В. Я. Коровиной. 12-е издание. – Москва: «Просвещение», 2010 год.    

    

                                                  Составитель: Нарушевич О.В.,

                                                                  учитель русского языка и   литературы  

                                                         высшая квалификационная категория

2016 г.

Пояснительная записка

        Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:

  1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ  "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". 
  3.  Устав МБОУ РСОШ №1
  4. Программы развития образовательного учреждения на 2011-2015 годы.
  5. Примерная программа основного общего образования (базовый уровень) по литературе ФБУПа, 2004 г
  6. Программа общеобразовательных учреждений. Литература.  5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией  В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010 г.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

                         Общая характеристика учебного предмета

        Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

       Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Основу содержания литературы как учебного предмета в 9 классе составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

       Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения:

- развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

- совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

- отбирать  тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;

- постигнуть  систему  литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Линия учебно-методических комплексов (УМК) по литературе под редакцией   В. Я. Коровиной. 5 – 9 классы

    УМК:

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Литература.  5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией  В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010 г.

2. Учебник: Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ. 9 класс/В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин/ 9-е издание, Москва, «Просвещение», 2003 - 464с.

Обоснование:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении  федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

              В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы.

       В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе.

     Интересна рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)

Технологии, используемые в образовательном процессе

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,  классные и внеклассные;

Предметное содержание учебного процесса: монопредметный

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

Виды контроля:

- текущий,

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения,  комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

- итоговый: анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.  

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во

уроков

Вн.чт.

К.р.

Р.р.

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

2

3

Из литературы XVIII века

10

1

1

4

Из русской литературы XIX века

54

4

2

6

5

Из русской литературы XX века

27

2

1

6

Зарубежная литература

8

3

Итого

102

10

3

7

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата по

программ

мам

Фактичес

кая дата

Тема урока

Уч-ся должны знать/уметь

1.

02. 09. – 05. 09

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал

2.

02. 09. – 05. 09

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»

Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения.

Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части.

3.

02. 09. – 05. 09

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…»

Подготовка к домашнему сочинению.

Знать жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова…»; приемы создания героев, худож.средства выразительности.

Уметь выделять смысловые части ХТ (худ.текста), формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения; характеризовать героя пр-ния, определять роль худож.средств выраз-сти для создания образа и выражения основной идеи произведения

4.

07.09 – 12.09

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма

Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма.

Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему.

5.

07.09 – 12.09

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве…» Особенности содержания и формы произведения.

Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.

Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.

6.

07.09 – 12.09

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.

Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.

Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.

7.

Вн.чт

14.09 – 19.09

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.

8.

14.09 – 19.09

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.

9.

14.09 – 19.09

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.

Уметь  строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.

10.

21.09 – 26.09

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.

Уметь  строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.

11.

21.09 – 26.09

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Знать основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому, выявлять и объяснять позицию автора.

12.

21.09 – 26.09

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Знать черты жанра сентиментальной повести, сюжет произведения.

Уметь давать характеристику персонажа, выявлять отличительные признаки персонажа сентиментального произведения, способы проявления авторской позиции, развернуто обосновывать свои суждения.

13.

Р.р.

28.09 – 03.10

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).

Знать особенности литературы 18 века.

Уметь строить связное письменное высказывание на определенную тему.

14.

28.09 – 03.10

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Знать общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь развернуто обосновывать суждения, прослеживать темы РЛ в их исторических изменениях, делать выводы, давать определение романтизму.

15.

28.09 – 03.10

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

Знать факты жизни и творчества В.А.Жуковского.

Уметь выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументировано выражать свою точку зрения, находить в тексте стихотворения черты романтизма.

16.

05.10 – 10.10

В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, приводить доказательства, видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ.

17.

05.10 – 10.10

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Знать основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума».

Уметь  работать с разными источниками информации, строить связное монологическое высказывание, составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства.

18.

05.10 – 10.10

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

Знать литературоведческие понятия (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц.

Уметь выразительно читать монологи, комментировать, воспринимать и анализировать текст комедии, выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику.

19-20.

12.10 – 17.10

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

Знать значение понятий (экспозиция, завязка), кульминация, конфликт, внесценические персонажи,

их роль в развитии конфликта.

Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего».

Уметь анализировать эпизод произведения, аргументировать, развернуто обосновывать свою точку зрения и строить монологическое высказывание, выявлять типические черты, присущие представителям «века нынешнего».

21-

22.

12.10 – 17.10

19.10 – 24.10

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.

Уметь  определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.

23.

Р.р.

19.10 – 24.10

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

Знать текст комедии, специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма.

Уметь оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи, находить черты романтизма и классицизма в комедии, оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы.

24.

Р.р.

19.10 – 24.10

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

Знать текст статьи Гончарова, ее концепцию.

Уметь работать с текстом критической статьи, определяя ее концепцию, составлять тезисный план и конспект статьи.

25.

26.10 – 31.10

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры.

Уметь строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта, развернуто обосновывать суждения.

26.

26.10 – 31.10

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

Знать  понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.

27.

26.10 – 31.10

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

Знать адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина.

Уметь выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге.

28.

09.11 – 14.11

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

Знать философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи.

Уметь выразительно читать стихотворения, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию, участвовать в диалоге, обосновывать свою точку зрения, сопоставлять стихотворения разных авторов, рецензировать ответы.

29.

К.р.

09.11 – 14.11

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии  «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина.

Знать материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

30.

Вн.чт

09.11 – 14.11

А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы.

Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения.

31.

16.11 – 21.11

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

Знать творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах.

Уметь   выразительно читать, строить устные высказывания.

32.

16.11 – 21.11

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Знать содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя.

Уметь давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою.

33.

16.11 – 21.11

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге, оценку образа Татьяны В.Г.Белинским.

Уметь давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания.

34.

23.11 – 28.11

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев.

Уметь  сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям.

35.

23.11 – 28.11

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Знать лирические отступления, их тематику, оценку романа Белинским.

Уметь различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа; сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики.

36.

23.11 – 28.11

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Знать о пушкинской эпохе в романе,  о произведении «Евгений Онегин» как энциклопедии русской жизни; о реализме романа.

Уметь строить устные высказывания, развернуто обосновывать суждения.

37.

Р.р.

30.11-05.12

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Знать о мнениях о пушкинском романе, текст и художественные особенности романа, его нравственно-философскую проблематику.

Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.

38.

Вн.чт

30.11-05.12

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

Знать определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения.

Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

39.

30.11-05.12

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…».

Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики.

Уметь  выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова,  давать историко-культурный и биографический комментарий.

40.

07.12 – 12.12

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…».

Знать тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк».

Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий.

41.

07.12 – 12.12

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий».

Знать тексты стихотворений, адресатов любовной лирики.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

42.

07.12 – 12.12

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

Знать время создания стихотворений, их художественное своеобразие и жанровые особенности.

Уметь анализировать стихотворение по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, давать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства и настроения лирического героя.

43.

14.12 – 19.12

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю. Лермонтова в романе.

Знать теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа.

Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа.

44.

14.12 – 19.12

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Знать текст, художественное своеобразие произведения.

Уметь различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения.

45-46.

14.12 – 19.12

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Знать содержание произведения, понятие «двойник».

Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет, определять границы эпизодов.

47.

21.12 – 26.12

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Знать о Печорине  в системе мужских образов романа, о дружбе в жизни Печорина.

Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

48.

21.12 – 26.12

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Знать о Печорине  в системе женских образов романа, о дружбе в жизни Печорина.

Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

49.

Р.р.

21.12 – 26.12

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман  «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

Знать художественное своеобразие романа, его значение в истории русской литературы.

Уметь выражать отношение к прочитанному, определять жанр и художественные особенности произведения.

50.

К.р.

11.01 – 16.01

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

Знать текст произведения, его особенности.

Уметь применять данные знания на практике.

51.

11.01 – 16.01

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников писателя. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию.

Уметь  сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

52-

53.

11.01 – 16.01

18.01 – 23.01

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.

Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

54.

18.01 – 23.01

Образ города в поэме «Мёртвые души».

Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

55.

18.01 – 23.01

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Знать путь Чичикова – нового героя эпохи.

Уметь создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя.

56-

57.

Р.р.

25.01 – 30.01

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образов автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений.

Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию

58.

25.01 – 30.01

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Знать основные факты жизненного и творческого пути драматурга, текст пьесы; значение Островского для русского театра.

Уметь выразительно читать диалоги, давать характеристику герою драматического произведения, понимать условный язык драмы.

59.

01.02 – 06.02

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

Знать текст пьесы; основной конфликт.

Уметь  выразительно читать, характеризовать персонажей драматического произведения, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения.

60-61.

01.02 – 06.02

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

Знать основные факты жизни Достоевского, текст произведения.

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения.

62.

08.02 – 13.02

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

Знать роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»; содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Уметь развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения.

63.

Вн.чт.

08.02 – 13.02

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание трилогии; особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения.

64.

08.02 – 13.02

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение у нему. Боль и негодование автора.

Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Смерть чиновника».

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

65.

15.02 – 20.02

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска».

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

66.

Р.р.

15.02 – 20.02

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)». (По выбору учащихся).

Знать особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)».

Уметь строить связное письменное высказывание.

67.

Вн.чт.

15.02 – 20.02

Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений.

Знать о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, их стихотворения разных жанров; об эмоциональном богатстве русской поэзии.

Уметь рассуждать о жанрах лирических произведений, их особенностях.

68.

22.02 – 27.02

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века.

Уметь конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательства собственные примеры.

69.

22.02 – 27.02

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Знать основные факты жизни и творчества Бунина; историю любви Надежды и Николая Алексеевича в произведении  «Темные аллеи»;

о «поэзии» и «прозе» русской усадьбы.

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

70.

22.02 – 27.02

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.

Знать о лиризме повествования в рассказе «Темные аллеи».

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

71.

29.02 – 05.03

М.А. Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце». Система образов. Социально-философская сатира на современное общество.

Знать основные факты биографии Булгакова, названия произведений, текст повести, сатирические приемы создания образа.

Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.

72.

29.02 – 05.03

Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика. Сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

Знать идейное значение эпизодов.

Уметь  пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию.

73.

29.02 – 05.03

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию.

Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.

74.

07.03 – 12.03

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию.

Уметь находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию, оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя.

75.

07.03 – 12.03

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества а рассказе.

Знать основные события жизни писателя, историю создания рассказа, определение понятия «притча», текст произведения.

Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.

76.

07.03 – 12.03

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Знать текст произведения.

Уметь  пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию.

77.

К.р.

14.03 – 19.03

Контрольная работа/зачётное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века.

Знать материал по произведениям второй половины 19 и 20 века.

Уметь применять данный материал на практике.

78.

14.03 – 19.03

Русская поэзия Серебряного века.

Знать о русской поэзии Серебряного века

Уметь конспектировать лекцию учителя.

79.

14.03 – 19.03

А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Знать основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

80.

21.03 – 27.03

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».

 Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

81.

21.03 – 27.03

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики Есенина.

Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

82-

83.

21.03 – 27.03

04.04 – 09.04

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

Знать основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

84.

04.04 – 09.04

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой.

 Знать основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее  художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

85.

04.04 – 09.04

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.и. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Знать об образе Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой,  о традициях и новаторстве в творческих поисках Цветаевой.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

86.

11.04 – 16.04

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.

 Знать основные факты творческого пути Заболоцкого, особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

87.

11.04 – 16.04

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Знать основные факты творческого пути Ахматовой, особенности ее  художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

88.

11.04 – 16.04

Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Знать основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее  художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

89.

18.04 – 23.04

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака.

Знать основные факты творческого пути Пастернака, особенности его  художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

90.

18.04 – 23.04

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его  художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

91.

18.04 – 23.04

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его  художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

92-93.

Вн.чт.

25.04 – 30.04

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XX веков.

Знать  песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.

Уметь  анализировать поэтические тексты.

94.

25.04 – 30.04

Зачётное занятие по русской лирике XX века.

Знать материал по русской лирике 20 века.

Уметь применять этот материал на практике.

95.

Вн.чт.

25.04 – 30.04

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Знать особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время; содержание и идейный смысл оды Горация.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения; сопоставлять произведения, выявлять авторскую позицию на назначение поэта и поэзии.

96.

02.05 – 07.05

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.

Знать о множественности смыслов «Божественной комедии».

Уметь выразительно читать, определять аллегорический, мистический смысл поэмы.

97.

02.05 – 07.05

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира.

Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох.

98.

Вн.чт.

02.05 – 07.05

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Знать содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира.

Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох.

99.

09.05 – 14.05

И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов.

Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы.

100.

Вн.чт

09.05 – 14.05

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов.

Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы.

101-102.

09.05 – 14.05

16.05-21.05

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.

Знать материал курса литературы за 9 класс.

Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.  Литературное образование на данном этапе (9 класс) является  переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по литературе

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Критерии оценивания по литературе

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучащихся по литературе

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
 Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
 Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
 Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.
Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.


При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка


Основные критерии отметки


Содержание и речь


Грамотность 


«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.


Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.


Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.


В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.


«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.


Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 76 – 89 %;
«3» - 50 – 75 %;
«2» - менее 50 %. 
Оценка зачетных работ.

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные издания.

            Основная литература

1. Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ. 9 класс/В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин/ 9-е издание, Москва, «Просвещение», 2003 - 464с.

     Методические пособия для учителя

1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 9 кл.», М.: Издательство «Экзамен», 2003

2. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. и др.. Литература в 9 классе. Урок за уроком, Москва, «Русское слово», 2001

3. Тесты по литературе. 5 – 11 классы. – М.: «Издательство АСТ», 2000

  1. Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003

    Дополнительная литература

1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004

2. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

3. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

4. Методический журнал «Литература в школе»

5. Интернет-ресурсы

Для учащихся

1. Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ. 9 класс/В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин/ 9-е издание, Москва, «Просвещение», 2003 - 464с.

2. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.

3. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

4. Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.

5. Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.

6. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.

7. Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.

8. Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.

 9. Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.

10. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.

11. Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003.

Интернет-ресурсы:

1.Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm

2. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm)

3. Электронная библиотека классической литературы (http://www.klassika.ru)

4. Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник. 
http://writerstob.narod.ru/ 

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».www.feb-web.ru 

6.Мифологическая энциклопедия.www.myfhology.ru 

7.Театр http://www.theatre.ru

8. Музеи:

*Государственный Бородинский военно-исторический музей  http://www.borodino.ru

*Музей-заповедник «Московский Кремль»  http://www.kreml.ru

*Государственный Эрмитаж  http://www.hermitage.ru

*Портал «Музеи России» http://www.museum.ru

*Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина  http://www.museum.ru/gmii/

*Новгородский государственный объединенный музей-заповедник http://www.museum.ru/M654

*Всероссийский музей А.С.Пушкина http://www.museumpushkin.ru

*Музей-заповедник «Петергоф» http://www.peterhof.ru

*Государственный Русский музей  http://www.rusmuseum.ru

*Государственный исторический музей  http://www.shm.ru

*Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru

Материально-техническое обеспечение:

       Диски:

- Из истории русской письменности

- Н.А. Некрасов – Отечества достойный сын

- Уроки литературы Кирилла и Мефодия, 9 кл.

  Видеофильмы:

- А.С. Пушкин

- Биографии писателей, в 2-х ч.

- Древнерусская литература XI – XVIII вв.

- Писатели России

- Пушкинская Москва

  Диафильмы:

- А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

- А.С. Пушкин, 1799 – 1837

- «Вокруг Пушкина»

- Медиапрезентации к урокам

Лист внесения изменений в Рабочую программу

№ п/п

Тема урока

Дата по программе

Фактическая дата

Причина изменения даты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....