Основные элементы художественного произведения
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Косицина Юлия Владимировна

Презентация знакомит учащихся с основными элементами художественного произведения (тема, идея, образы, сюжет), необходимыми для анализа текста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные элементы художественного произведения Автор: Косицин Антон Николаевич, у читель русского языка и литературы МБОУ « Лицей №34 » г. Новокузнецка

Слайд 2

Тема – то, о чем в целом говорится в произведении т ема природы т ема любви т ема дружбы т ема смысла жизни

Слайд 3

А. Блок. «Летний вечер» Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! Какова тема стихотворения? Тема природы, летнего вечера

Слайд 4

Идея – главная мысль, то, что хотел донести автор, ради чего было создано произведение

Слайд 5

А. Блок. «Летний вечер» Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! Какова идея стихотворения? Природа приносит человеку спокойствие, радость, создаёт гармонию в душе.

Слайд 6

Образы – герои произведения (люди и явления окружающего мира), с помощью которых передаётся идея

Слайд 7

А. Блок. «Летний вечер» Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! Какие образы присутствуют в стихотворении? Образ заката Образ тишины Образ природы

Слайд 8

Языковые средства – выразительные средства и речь героев, с помощью которых создаются образы

Слайд 9

А. Блок. «Летний вечер» Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! Какие языковые средства помогают создать образы в стихотворении? д ремота розовая з амирает песня в ечерняя тишина л уговые дали н и ветерка, ни крика

Слайд 10

Сюжет – последовательность событий в произведении

Слайд 11

Языковые средства Образы Тема Идея Сюжет

Слайд 12

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Детство Школьная пора Счастье Материнская любовь Тема

Слайд 13

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Счастье можно найти в самых обычных вещах, нужно только уметь видеть прекрасное вокруг себя Идея

Слайд 14

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Мать Отец Император Пётр I Сад Скворец Образы

Слайд 15

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Молодая девушка полюбила молодого человека, своего соседа, и призналась ему в своих чувствах. Молодой человек не ответил ей взаимностью, потом уехал. Девушка в дальнейшем вышла замуж и через несколько лет вновь встретила того, кого любила когда-то. Бывший возлюбленный на этот раз сам признался в любви, но его отвергли. Сюжет

Слайд 16

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Смысл жизни заключается в том, чтобы творить добро вокруг себя, делать жизнь лучше. Идея

Слайд 17

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Страдания народа Война Жизнь русской деревни Тема

Слайд 18

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Двое партизан отправились на задание. Их взяли в плен немцы. Один солдат отказался выдать своих и был повешен. Другой всё рассказал и перешёл на службу к немцам. Сюжет

Слайд 19

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Война проверяет человека, заставляет делать выбор между добром и злом, жизнью и смертью. Идея

Слайд 20

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Командир батальона Мать солдата Жители деревни Сосед-предатель Образы

Слайд 21

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Сёстры Дуся и Оля Старуха Капуста Образы

Слайд 22

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Тяжёлое детство Жизнь города Смерть Тема

Слайд 23

Определите, о каком элементе произведения идёт речь В жизни никогда нельзя терять надежду, надо верить в лучшее. Идея

Слайд 24

Определите, о каком элементе произведения идёт речь Две девочки пошли покупать капусту, но по дороге потеряли деньги. Когда они в страхе возвращались домой, мимо проехала машина с капустой и два кочана упали им под ноги. Сюжет

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.

Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...

Доклад «Лингвостилистический анализ художественного произведения в литературном развитии учащихся основной школы»

Доклад по материалам диссертации "Лингвостилистический анализ художественного произведения в литературном развитии учащихся основной школы"...

Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка    Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....