Мир насекомых в русской поэзии (на примере стихотворения И.А.Бунина «Последний шмель»)
статья по литературе на тему

Дюкарева Наталья Юрьевна

Данная тема рассмотрена на примере стихотворения И.Бунина "Последний шмель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_nasekomyh.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мир насекомых в русской поэзии (на примере стихотворения И.А.Бунина «Последний шмель»)

Дюкарева Н.Ю., Плюхина Н.Е., учителя русского языка и литературы МБОУГ № 97

      Мир насекомых - самый многочисленный мир живых существ, бесцветный и  красочный, непонятный и  прекрасный , любопытный сам по себе , дает сотни ассоциаций с миром человеческой жизни.  Среди вечных лирических сюжетов ,переходящих из одной поэтической книги в другую, нет-нет да и мелькает «Мотылек», «Бабочка», «Муравей», «Стрекоза»,«Пчелка»,«Кузнечик».
      Поэзия вносит свой вклад в осмысление этого удивительного мира, устанавливая бесчисленное богатство его связей с жизнью человека .  «Я – мотылек ночной. Послушно кружусь над яркостью свечи…» - говорит лирический герой В.Брюсова ,увидев в предсмертном кружении мотылька роковою предначертанность собственной судьбы. А Державин увидел в жизни маленького кузнечика воплотившиеся счастье , которого так не хватает человеку : «счастлив золотой кузнечик», «чист в душе своей, не злобен»,«сам богат                собою        всем».
    Однако чаще всего мир насекомых в лирической поэзии – знак хрупкой красоты , за сохранение которой ответствен человек . Мотив бьющейся о стекло бабочки , которая « из цветистой становится тусклая ,бледная», преследует воображение Бальмонта . Выпустив бабочку на волю, лирический герой считает ,что совершил чуть ли не главный поступок жизни, который зачтется ему в будущем . Идею прекрасного несет «Бабочка» Фета:

Ты прав.- Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
   Ощущение красоты мира, радости бытия есть и в стихотворениях Бунина:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…

    Шмель , не такой уж и частый гость лирических сюжетов, дополняет картину прекрасного мира вне времени и пространства, хотя и то и другое в стихотворении четко обозначено… Упоминание шмеля, наполнившее рисунок летнего полдня звучанием , возвращает нас к другому , более раннему стихотворению И.Бунина , имеющему совсем другую тональность:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

      Стихотворение называется «Последний шмель».
     Слово «последний» – одно из любимых  в творчестве Бунина: оно часто встречается в заглавиях его стихотворений и рассказов. Частотность слова определено особым интересом писателя к теме осени и смерти. Слово «последний», дважды повторенное в этом маленьком стихотворении, актуализирует самые разные оттенки значений : «связанный со смертью» , «связанный с осенью», «дорогой», «единственный», «завершающий ряд каких-либо                явлений».
     Таким образом, название произведения настраивает нас на лирично-печальную волну, вносит нотки увядания, прощания и смерти ,которые затем,по ходу стихотворения ,получат свое полное         развитие.  
     Это произведение состоит из трех строф, каждую из которых можно считать отдельной композиционной частью . Первая строфа служит как бы введением – она рассказывает о психологическом  состоянии лирического героя , намечает ход его размышлений:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

      Все эпитеты –черный , бархатный , золотой – предельно точны , это реалистически верное изображение шмеля.
Одновременно сам выбор слов переводит описание в высокий поэтический план. Традиционно-поэтический эпитет золотой актуализирует значение «царственный» , «величественный» . Эпитет черный , актуализирует значения , связанные со смертью : черный цвет-цвет траура ,традиционный символ смерти ,предчувствия гибели .

      Лирический герой как бы ведет со шмелем диалог, при котором важную роль играет поэтическое обращение; красноречива и сама форма вопросительного предложения . Близость «настроений» человека и шмеля передает сравнение и как будто тоскуешь со мной , но одновременно , благодаря сравнительному союзу как будто, возникает оттенок неуверенности,        предположительности,        сомнения.
     Таким образом ,многокрасочный мир природы ,противопоставленный  бесцветному миру человека , одновременно объединен с ним кажущемся общим        настроением.
    Тема смерти , подтекстно  заявленная в первой строфе , получает свое развитии         во        второй.
   Лирический герой призывает своего мнимого собеседника наслаждаться последними прекрасными деньками:

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

     Свет и зной выступают как текстовые синонимы с положительной окраской (жизнь, тепло, лето продолжается). Зной и жара не воспринимаются как изнуряющие человека; высокая степень качества как бы смягчена словом «безмятежны». Но настроение предощущения конца, гибели постепенно усиливается.

        Красота природы представляется как нечто быстротечное, преходящее.      Насладившись прощальными нотами тепла и света, заснуть, заснуть навсегда. Интересно, что описание цветка здесь напоминает описание гроба: « в засохшей татарке, на подушечке красной». Увядший цветок преображается в прекрасное посмертное ложе шмеля.

     Второе четверостишие насыщено яркими красками и тонами. Они контрастируют с темой увядания, которая отчетливо звучит здесь. И от этого контраста смерть представляется нам еще более грустной и тягостной, еще более неожиданной. Отношения «человек-природа»  становятся более отчужденными, происходит все большее их размежевание.

      Третья строфа раскрывает эту тему до конца, доводя ее до логического финала:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

      Происходит окончательное размежевание двух миров. Строфа начинается констатирующим предложением с  категорическим  инфинитивом: «Не дано тебе знать человеческой думы». Оппозиция «человек- природа» получает свое завершение. Отношения «я»-«ты» (лирический герой-шмель) сменяются более отчужденными отношениями «я»-«он». Мир человека противопоставлен миру шмеля способностью мыслить, осознавать происходящее.

      Стихотворение перестает быть простой природной зарисовкой, обретая философское звучание. Человеческое осознание неизбежности осени и смерти всего живого-счастье это или горе? Хорошо или плохо знать о быстротечности времени, о собственной смерти, наконец, о забвении, тема которого так ненавязчиво поддержана словом «бурьян»? Что в этом осознании- торжество над бездумным миром шмеля, кружащегося в неведении близкой гибели, или грусть от собственного бессилия перед лицом гибели всего прекрасного? Строку  Не дано тебе знать человеческой думы можно понимать и как «и это хорошо», и как « и это плохо». В этой боли человеческого осознания конца есть еще грусть от того, что бытие природы, столь прекрасной и в жизни, и в смерти, так разительно отличается от жизни и смерти человека.

       Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель»- образец философской лирики поэта. Здесь затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бунин И. Последний шмель

Видеоклип  романса на стихи И.Бунина...

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

А. Фет. Страницы биографии. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».

конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета,  воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений "Ель рукавом мне тропинку завесила", "Ещу майская ...

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...

Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»

Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....

Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Материал представлен в виде презентации. Он позволяет  обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ....