Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2010).
Программа рассчитана на 105 (70) часов в год (3 (2) часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.doc | 461.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6 к л а с с
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2006).
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:
—сочинений - 4 классных, 1 домашнее;
— проверочных работ -1.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Бунеев, Р. Н. Литература. 6 класс («Год после детства») [Текст] : учебник : в 2 кн. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М.: Балас, 2009. - (Серия «Свободный ум»).
а также методических пособий для учители:
Барова, Е. С. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства» (текст) : методические рекомендации для учителя / Е. С. Барова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. Изд.- 2-е, перераб. - М. : Баласс, 2005. - 272 с. - (Серия «Свободный ум»).
Дополнительная литература для учителя:
Азбуки», В. Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературных материалов [Текст] : книга дня учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов; - М. : Просвещение, 1984. I Арзамасцева, И. Н. Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875) [Текст] / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаеаа. - М.: Детская литература, 2000.
-' Бабинский, М. Басни И. А. Крылова в школе: традиции изучения и новые возможности [Текст] / М. Бабинский // Литература : прил. к газ. «1 сентября». - 2003. - № 7. - С. 1-7. - (Я иду на урок)
Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Николаева—М.: Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. Г. В. Самойленко. -Киев, 1988.
Каплина, В. С высоты шукшинского Пикета [Текст] : книга-репортаж о Шукшинских чтениях. К 70-летию В. М. Шукшина / В. Каплина, В. Брюхов. Барнаул : ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1998.
М Ю. Лермонтов в школе [Текст] : пособие для учителя / сост. А. А. Шагалов. - М. : Просещение, 1976.
Мальчукова, М. Г. «Одиссея» Гомера и проблемы ее изучения [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу / М. Г. Мальчукова. - Петрозаводск, 1983.
Маранцман, В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину [Текст] :
В 2 ч. В. Г. Маранцман. - М. : Владос, 1999.
Теплинский, М. В. Изучение творчества А. П. Чехова в школе [Текст] / М. В. Теплинский. –Киев, 1985
Тургенев в школе : пособие для учителя [Текст] / сост. Т. Ф. Курдюмова. - М.: Просвещение, 1981. Тюнькин, К. И. М. Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. В помощь школе [Текст] /
К.И.Тюнькин. -М. : Русское слово-РС, 2006.
Шинина, А. В. Изучение биографии писателя (на материале Л. Н. Толстого) [Текст] / А. В. Шинина // Межпредметные связи при изучении литературы в школе / под ред. Е. Н. Колокольцева. М., 1990.
Дополнительная литература для учащихся:
Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературе для 6 класса [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чинлилова. - М.: Баласс, 2009. - 80 с. - (Серия «Свободный ум»).
Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст]: в 3 ч. Ч. 1 / гл. ред. С. И. Самсо нов. -М.: Либерея, 1998.
Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст]: в 3 ч. Ч. 2 / гл. ред. С. И. Самсоонов. - М.: Либерея, 1999.
Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст]: в 3 ч. Ч. 3 / гл. ред. С. И. Самсонов. - М.: Либерея, 2000.
Русская литература. Популярная иллюстрированная энциклопедия [Текст] / С. В. Стахорский. М.: Дрофа-Плюс, 2007.
Русские народные загадки, пословицы, Поговорки [Текст] / сост., авт. вступ. ст., коммент. и ел Ю. Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели. XX век. Биографии [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / авт. В. В. Агеносов [и др.]. - М.: Дрофа, 2009.
Русские писатели [Текст]: библиогр. словарь : в 2 ч. / ред.-сост. П. А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] / сост. В. И. Новиков, Г. А. Шкловский. -М.: Педагогика-Пресс, 1998.
Интернет-ресурсы:
Отечественная и зарубежная литература
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit. 1 september.ru
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательн го портала
ВшИоГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
Kidsbook: библиотека детской литературы
Виртуальный музей литературных героев
http://www.likt590.ru/project/museum/
Древнерусская литература
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
Методика преподавания литературы
Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
http://www.foxdesign.ru/legend/
Русская виртуальная библиотека
Стихия: классическая русская / советская поэзия
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
Писатели и литературные произведения
Гоголь Николай Васильевич
iilp://www.iiikolaygogol. org.ru
Жуковский Василий Андреевич
Крылов Иван Андреевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
Пушкин Александр Сергеевич
http://www.aleksandrpushkin.net.ru
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Толстой Лев Николаевич
Тургенев Иван Сергеевич
httpV/www.turgenev.org.ru
Чехов Антон Павлович
bttp://www.antonchehov.org.ru
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН. 6 КЛАСС
Тема | Количество часов | В том числе | |||
развитие речи | сочинение | проверочные работы | |||
1 | Введение | 1 | |||
2 | Раздел I. Пролетая над снами... | 18 | 1 | - | |
3 | Раздел II. Сказки для взрослых | 12 | 1 | - | |
4 | Раздел III. Следы во времени | 13 | 1 | ||
5 | Раздел IV. Открывая мир вокруг | 14 | 1 | - | |
6 | Раздел V. Смеясь сквозь слезы | 8 | 1 | 1 | |
? | Раздел VI. Стихи из заветной тетради | 1 | - | - | - |
S | Обобщение | 1 | - | - | - |
9 | Резерв | 2 | |||
Итого | 70 | 5 | 5 | 1 |
Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень). Кроме произведений, включенных в Примерную программу по литературе для 6 класса, рабочая программа предусматривает изучение художественных произведений, обозначенных в программе (выделено курсивом). Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально организовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой курсами. Курс литературы 6 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:
Русский язык:
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка: Основные особенности
разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки, зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы- Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.
Русский язык - язык русской художественной литературы. .
Слово - основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Основные выразительные средства фонетики.
Основные выразительные средства словообразования.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Основные выразительные средства морфологии.
Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
История:
Крымская (Восточная) война (1853-1856 гг.).
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА (70 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Содержание тем учебного курса |
1 | 2 | 3 | 4 - |
1 | Основное содержание | 70 | |
2 | Введение | 1 | Становление читателя. Литература художественная и «нехудожественная». Роль художественной литературы в жизни человека |
Раздел I. Пролетая над сна- | Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях. Для текстуального изучения: В. А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь». Эпическое начало в балладе. А. С, Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести. М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями'. Для обзорного изучения: А. С. Пушкин «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»), А. П. Чехов «Страшная ночь». Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении). Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении). Философский смысл новеллы и повести. Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка | ||
Раздел II. Сказки для взрослых | «Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых. Для текстуального изучения: В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»). Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании. Для обзорного изучения: Н. Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. A. Н.Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе М. Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении. B. В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте. Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная сказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе» | ||
Разде III Следы во времени | Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса. Для текстуального изучения. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса. Для обзорного изучения: Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле. Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе. Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин). Эпос разных народов: Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр». Из абхазских сказаний о нартах. Из киргизского эпоса «Манас». Из якутского эпоса «Олонхо». Из карело-финского эпоса «Калевала». Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа. Теория литературы. Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола | ||
Средства обучения
Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Экран.
3. Мультимедийный проектор.
Печатные пособия:
1.Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII-XIX вв.».
2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».
3. Таблицы «Теория литературы в таблицах».
4. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание (В.И.Даль).
5. Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).
Репродукции:
L Набор репродукций «Изохрестоматия русской живописи».
2. Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».
Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:
- М. Ю. Лермонтов.
- Н. В. Гоголь.
- ЛФ. М. Достоевский.
- Л.Н. Толстой.
5. А. А. Блок.
6. С А. Есенин.
7. В. В. Маяковский.
8.Поэты Серебряного века.
Альбомы раздаточного материала по литературе:
- М. Ю. Лермонтов.
- Л. Н. Толстой.
- Н. В. Гоголь.
- Ф. М. Достоевский.
Комплексные справочные издания на CD, DVD:
- CD «Английская и американская литература» (DVD-box).
- CD «Библиотека мировой литературы» вып. 1 (DVD-box).
- CD «Библиотека русской классики» вып. 1-3 (DVD-box).
- CD «Древнерусская культура: литература и искусство» (DVD-box).
- CD «Мифы Древней Греции».
- CD «Русская драматургия: от Сумарокова до Хармса» (DVD-box).
- CD «Русская литература 8-11 классы».
- CD «Русская литература от Нестора до Маяковского» (DVD-box).
- CD «Русская поэзия (XVII-XX вв)» (DVD-box).
10. Аудиокниги (комплект CD).
Видеофильмы на DVD:
- «Пушкин А. С. Лицейские годы».
- «Древнерусская литература 10-11кл.»..
- «Из истории русской письменности 2».
- «Классики русской литературы».
- «В мире русской литературы -1».
- «В мире русской литературы -2».
- «Биографии писателей - 1».
- «Биографии писателей - 2».
- «Писатели России».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требовании к уровню подготовки | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Средства обучения | Домашнее задание | Дата проведе ния | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
общеучебные | специальные | план. | факт. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Роль художе- ственной ли- тературы в жизни че- ловека | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепления знаний | Становле- ние читателя. Литера- тура худо- жествен ная и «нехудожественная» | Уметь выде- лять харак- терные при- чинно-след- ственные связи | Уметь осоз- нанно, твор- чески читать художествен- ные произведения разных жанров | Текущий, УО | Роды и жанры литературы. Аннотация на прочитан- ную книгу | Выставка книг | Баллады: В: А. Жуков- ский «Светла-, на», Г.-А. Бюргер «Ленора» в переводе В. А. Жуковского и В. Левина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел I. Пролетая над снами... (18 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Место мис- тики в мире художест- венной лите- ратуры | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепления знаний | Жанровое многооб- разие мистиче- ской литературы | Уметь под- бирать аргу- менты, фор- мулировать выводы | Уметь целе- направленно искать ин- формацию на основе знания ее источников и умения работать с ними | Текущий, УО | Баллада как литературный жанр. Французская баллада. Английская баллада. Немецкая баллада | Портреты и сборники стихотворе- ний (Бюр-гер, Шиллер, Стивенсон, А. К. Толстой) | Определение баллады как жанра; сведе- ния о В. А. Жу ковском | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | В. А. Жуков- ский. Баллада «Светлана». Эпическое начало в бал- ладе | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Анализ баллады «Светла- на». Связь баллады и сказки | Уметь ис- пользовать различные виды чтения (ознакоми- тельное, просмотровое, поисковое) | Уметь осоз- нанно, твор- чески читать художествен- ные произве- дения разных жанров | Текущий, УО | Баллада Г.-А. Бюргера «Ленора» в переводе В. А. Жуков- ского и В. Левина | Портрет, таблица «В. А. Жу- ковский», zhukovskiy. net.ru | Наизусть фрагмент из баллады «Светлана»; проанализиро- вать баллады | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | «Лесной царь». Сон как художе- ственный прием | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепления знаний | Использо- вание сна героя как своеоб- разного литературного приема | Уметь выби- рать и ис- пользовать выразитель- ные средства языка | Уметь выра- зительно чи- тать художе- ственные тексты | Текущий, УО | Биография И.-В. Гёте | Портрет Гёте | Наизусть бал- лада «Лесной царь» (по же- ланию); по- весть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика как способ художественного отражения действительности | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Быт и нравы Малороссии в изображении Гоголя | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) | Уметь осоз-нанно, твор-чески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, ДСР | Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Портрет, иллюстрации к произведению, фрагменты мультфильма В. Брум-берг(или фильма А. Роу) http://www. nikolaygogol. org.ru | Выбор из текста повести сцен, связанных с изображением нечистой силы; вопрос 8 (учебник, с. 47) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Мистика и реальность в повести | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Способы изображения человека в эпическом произведении | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь использовать различные виды пересказа | Текущий, ДПР | «Пропавшая грамота», «Страшная месть», «Майская ночь» | Иллюстрации к произведениям, http://www. nikolaygogol. org.ru | Творческая работа по темам (учебник, с. 47); домашнее чтение - повесть Н. В. Гоголя «Вий» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | А. С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Мистическое и лирическое в стихотворении Пушкина | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь заучивать наизусть стихотворные тексты | Текущий, УО | А. С. Пушкин «Утопленник». Развитие чувства как основа лирического произведения | Портрет поэта, aleksandr pushkin. | Стихотворение наизусть; рассказ А. П. Чехова «Страшная ночь» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | А. П. Чехов «Страшная ночь» | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Что такое пародия | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, дср | «Колыбельная песня (подражание Лермонтову)» Н. А. Некрасова | Портрет писателя, antonchehov. | Творческая работа на одну из тем (учебник,' с. 59) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | «Песни за- падных сла- вян» («Вур- далак», «Конь»). Пе- ревод и пере- работка ху- дожествен- ного произ- ведения | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Знакомст во с лич- ностью П. Мериме; связь меж- ду его сбор ником «La Guzla» и циклом стихотворений А. С. Пушкина «Песни западных славян» | Уметь срав- нивать и со- поставлять художест- венные про- изведения | Уметь отве- чать на во- просы, рас- крывающие знание и по- нимание тек- ста произве- дения | Текущий, УО | Портрет писателя | Новелла | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П. Мериме «Венера Илль- ская» (учебник, с. 62-79); наизусть сти- хотворение А. С. Пушкина (на выбор по желанию) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | П. Мериме «Венера Илльская» (в сокраще- нии). Истоки мистического в литературе. Мистифи- кация | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Эпиграф, его смы- словая нагрузка | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжа- том или раз- вернутом виде | Уметь отве- чать на во- просы, рас- крывающие знание и по- нимание тек- ста произве- дения | Текущий, УО | Мифы о Вене- ре и Афродите, Лукиан . | Портрет писателя | Фрагмент из повести Ги де Мопас- сана «Орля» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11- 12 | Ги де Мопас- сан «Орля» (в сокраще- нии). Фило- софский смысл по- вести | 2 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Знакомст- во с лич- ностью Ги де Мо- пассана, анализ по- вести | Уметь ис- пользовать монологиче- скую и диа- логическую речь | Уметь отве- чать на во- просы, рас- крывающие знание и по- нимание тек- ста произведения | Текущий, СР | Произведения Ги де Мопас- сана | Портрет писателя | План на тему «Он мой плен- ник, новое су- щество, новый повелитель - Орля»; статья о М. Метер-линке, учебник, с. 96-97 (к уроку 13) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | М. Метер-линк «Синяя птица» (в сокращении). Жизнь и творчество. Символ | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Знакомство с личностью М. Ме-терлинка | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними | Тмсущий, ПР | Метерлинк и русская литература; постановка пьесы на русской сцене; А. Блок «О «Голубой птице» Метер-линка» | Портрет писателя | Перечень действующих лиц, первое действие (учебник, с. 98-110). Оборудование для рисования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Драма как литературный род | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ фрагментов пьесы | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Особенности драматического произведения | Иллюстрации к пьесе | Действия 2-4 (до картины 8) (учебник, с. 110-128) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Способы изображения человека в драматическом произведении | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Анализ фрагментов пьесы | Уметь использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Текущий, ПР | Таблица «М. Метерлинк «Синяя птица» | Действие 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Истинное и ложное в жизни человека | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ фрагментов пьесы | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Текущий, ДСР | Мини-сочинение «Самое Большое Блаженство Моей Жизни» или «Блаженства, Живущие В. Нашем Доме»; фрагменты из 5-го и 6-го действий пьесы (учебник, с. 139-149) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Поиски счастья героями | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Анализ фрагментов пьесы | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Текущий, ПР | Итоговые вопросы (учебник, с. 150); обобщающий материал к разделу 1 (учебник, с. 150-151) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Подведем итоги (обобщающий урок по разделу I) | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение материала по разделу I «Пролетая над снами...» | Уметь составлять план | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Итоговый, ПР | Памятка «Как готовиться к сочинению» | Подготовка > к сочинению на одну из предложенных тем (учебник, с. 151); составить план к сочинению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Развитие речи. Сочинение по разделу «Пролетая над снами...» | 1 | Урок контроля | Темы сочинений: «О чем заставила меня задуматься пьеса М.Ме-терлинка «Синяя птица», «Смешное и страшное на страницах повестей Н. В. Го-голя», «Мистическое в литературе и жизни» | Уметь писать сочинение по литературным произведениям | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Итоговый, С | Памятка «Как работать над сочинением» | Сказка В. Гауфа «Маленький Мук» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Сказки для взрослых (12 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | «Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Роль сказки в жизни читателя | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь Осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, УО | Статья В. Каверина «Сказки Гауфа» | Иллюстрация к сказке Гауфа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы» | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Построение сказки («рассказ в рассказе») | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, ПР | Портрет писателя | Творческая работа на одну из предложенных тем (учебник, с. 163); сказка Н. Д. Телешова «Белая цапля» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Н. Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром» | Портрет писателя | Сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (к уроку 24) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Жизнь и творчество Гофмана | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Знакомство с жиз-ньюитвор-чеством А.-Т. Гофмана | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними | Текущий, УО | В. Белинский и Герцен о Гофмане | Портрет писателя | Сказка Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Двоемирие в сказке А.-Т. Гофмана | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Показать единство двух миров, выдуманного и обыденного, всказке А.-Т. Гофмана | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, ДСР | Фрагменты фильма режиссера Т. Ильиной «Щелкун чик» | Сообщения на темы: «Мери и Щелкунчик-кукла»; «Мери и Щелкунчик-принц»; «Мери и Щелкунчик - племянник крестного Дроссель-мейера» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Нравственные уроки сказки | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Место сказки вмире художественной литературы | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Текущий, ДПР | Творческая работа на одну из предложенных тем (учебник, с. 204), сказка Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26- 27 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании | 2 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Борьба добра и зла в сказках Г.-Х. Андерсена | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения | Уметь использовать различные виды пересказа (с элементами комментария, с творческим заданием) | Текущий, УО | Очерк К. Г. Паустовского «Великий сказочник». Особенности литературной сказки | Портрет писателя | Сказка А. Н. Толстого «Русалка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | А. Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ сказки, сравнение морали сказок А. Н. Толстого и Андерсена | Уметь сравнивать и сопоставлять художественные произведения | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | М. Ю. Лермонтов: «Русалка», «Царская дочь»; А. С. Пушкин «Русалка»; Л. А. Мей «Русалка» | Портрет писателя | Сказка В. В. Вересаева «Состязание» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | В. В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | «Великая сила искусства» | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь использовать различные виды пересказа | Текущий, ПР | Биография В. В. Вересаева | Портрет писателя | Вопросы к разделу «Сказки для взрослых» (учебник, с. 235) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Подведем итоги (обоб- щающий урок по разделу II) | 1 | Урок обоб- щения и сис- тематиза- ции знании | Обобщение материала по разде- лу II «Сказки для взрослых» | Уметь под- бирать аргу- менты, фор- мулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Уметь со- ставлять план и писать отзыв о произведении | Итоговый, ПР | Закрепление понятия о сказ- ке как литера- турном жанре | Памятка «Как гото- виться к со- чинению» | Подготовка к сочинению на одну из пред- ложенных тем (учебник, с. 235), план работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Развитие речи. Сочи- нение по раз- делу «Сказки для взрослых» | 1 | Урок контроля | Темы со- чинений: «Что такое сказка для взрослых?», «Нравственные уроки сказки...» (по выбору), «Почему писатели разных эпох обращаются к жанру сказки», «Мое новое прочтение детской сказки», «Сказка –воспита тель взрослых и детей» (на примере сказок В. Гауфа, Э.-Т. Гофмана и др.) | Уметь само- стоятельно выполнять различные творческие работы; ви-дить нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; давать интерпретацию изученных произведений на ос- нове лично- стного восприятия; понимать связь изученных произведений со временем их написания | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; работать со справочным аппаратом книги; различными источниками информации | Итоговый, С | Памятка «Как рабо- тать над со- чинением» | Материал к сочинениям | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Следы во времени (13 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Миф, фольк- лор и литера- тура. Герои эпоса | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Героиче- ский эпос разных народов | Уметь выде- лять харак- терные при- чинно-следственные связи | Уметь целе- направленно искать ин- формацию на основе знания ее источников и умения работать с ними | Текущий, УО | Сказители рус- ских былин | legend/ | Былина «Вольга и Ми- кула Селяни- нович» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Вольга и Микула Селянино- вич». Герои и язык рус- ского былин- ного эпоса | Урок изучения нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Закрепление теоретическо го материала о былине; анализ былины «Вольга и Микула Селяни-нович» | Умть ocoзнанно и бегло читать, ис- пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) | Уметь осознанно, творчески читать художест- венные про- изведения разных жанров | Текущй ПР | Былины эпохи Киевской Руси | Выразительное чтение были- ны «Илья Му- ромец и Соло- вей-разбой- ник»; текст о былинах (учебник, часть 2, с. 11-12) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Былины «Илья Муро- мец и Соло- вей-разбой- ник». Выра- жение в бы- линах исто- рического сознания рус- ского народа | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го: закрепле- ния знаний | Герой- богатырь. Знакомст- во с цик- лом былин об Илье Муромце | Уметь пере- фразировать мысль, выби- рать и исполь- зовать выра- зительные средства языка | Уметь отве- чать на во- просы, рас- крывающие знание и по- нимание тек- ста произве- дения | Текущий, ДПР | Цикл былин об Илье Му- ромце | feb-web.ru | Творческая работа на одну из предложен- ных тем (учеб- ник, с. 20); фрагмент из башкирско- го народного эпоса «Урал- батыр» (учебник, с. 22-26) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Эпос разных народов. Из башкир- ского народ- ного эпоса «Урал-батыр». Воплощение в мифах и ге- роическом эпосе нравст- венных идеа- лов народа | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Анализ фрагмен- тов баш- кирского народного эпоса «Урал- батыр» | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь ана- лизировать и интерпре- тировать произведение | Текущий, УО | Урал-батыр и Илья Муромец | feb-web.ru | Фрагменты из эпоса наро- дов Кавказа и киргизского эпоса «Манас» (учебник, с. 27-37) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Из абхазских сказаний о нар- тах. Из кир- гизского эпо- са «Манас». Мечты и на- дежды наро- да, воплощен- ные в образах своих бога- тырей | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ фрагментов эпоса народов Кавказа и киргиз- ского эпоса | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь ана- лизировать и интерпре- тировать произведение | Текущий, УО | feb-web.ru | Фрагменты якутского эпо- са «Олонхо», карело-фин- ского эпоса «Калевала» (учебник, с. 39-41) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Из якутского эпоса «Олон-хо», карело-финского эпоса «Калевала». Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Специфика карело-финского и якутского эпоса | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Текущий, УО | Фрагменты из поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (учебник, с. 42-47) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунина) | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь выразительно читать художественные тексты | Текущий, СР | И. А. Бунин «Предисловие переводчика к первому изданию» | Наизусть отрывок из поэмы Г. Лонгфелло; древнегреческие мифы о богах (учебник, с. 48-57). Для внеклассного чтения: фрагменты из французского эпоса «Песнь о Роланде» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Отражение в мифах представлений древних греков об устройстве мира | Уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, ПР | А. С. Пушкин: «Поэт», «Три ключа», «Труд»; А. А. Дельвиг «К Диону»; Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | http://www. foxdesign.ru/ legend/ | Иллюстрации к мифам; мифы о Геракле и его подвигах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Мифы о Геракле. Отличие ми- фа от сказки | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Приемы создания героического характера в эпосе | Уметь ерва-нивать и со- поставлять художественные произведения | Умети отвечать на во- просы, рас- крывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, ПР | http:/Avww. legend/ | Иллюстрации к мифам о Ге- ракле | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Чтение и изучение фрагментов поэмы Гомера в переводе В. А. Жуковского | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) | Уметь выразительно читать художественные тексты | Текущий, СР | Гомер и его поэмы | Вопрос 1; задание 7 (учебник, с. 65) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Одиссея как «поэма странствий». Главный ге- рой поэмы | 1 | Урок ком- плексного применения знаний, умений, навыков | Своеобра- зие гоме- ровского эпоса | Уметь ис- пользовать монологическую и диа- логическую речь | Уметь отве- чать на во- просы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, ДСР | Вопросы учебника, с. 66, статья «Подведем итоги» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Подведем итоги (обоб- щающий урок по раз- делу III) | 1 | Урок обоб- щения и система- тизации знании | Обобщение материала по разде- лу III «Сле- ды во времени» | Уметь под- бирать аргу- менты, фор- мулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Уметь со- ставлять план и писать отзыв о про- изведении | Итоговый, ПР | Закрепление понятий о ми- фе, эпосе как роде литера- турного творчества, эпических жанрах | Памятка «Как гото- виться к со- чинению» | Подготовка к сочинению на одну из предложенных тем (учебник, с. 66); план работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Развитие речи. Сочинение по разделу «Следы во времени» | 1 | Урок контроля | Темы сочинений: «Мой любимый былинный герой», «Как рождалась литература» | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | Итоговый, С | Памятка «Как работать над сочинением» | Рассказ К. Г. Паустовского «Старик в станционном буфете» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Открывая мир вокруг... (14 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Многообразие реального и художественного миров. К. Г. Паустовский «Старик в станционном буфете» | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) | Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | Текущий, УО | Книга - учебник жизни | Вступление к главе 18 (учебник, с. 73) и рассказ И. С. Тургенев «Муму» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | И. С. Тургенев «Муму». Реальная основа повести | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Изображение быта и нравов крепостнической России | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) | Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | Текущий, ДПР | И. С. Тургенев «Записки охотника» | Портрет писателя, таблица «И. С. Тургенев "Муму"» http://www. Turgenev. Org.ru | Творческая работа (учебник, с. 93) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость | 1 | Урок ком- плексного применения знаний, умений, навыков | Авторская позиция и способы ее проявления | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | А. И. Герцен о творчестве И. С. Тургенева | turgenev. Org.ru | Рассказ «Бирюк» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | «Бирюк». Авторские раздумья о жизни народа | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепления знаний | Роль пси хологиче- ской дета- ли. Мастерство пейзажа | Уметь уотно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь ана- лизировать и интерпре- тировать произведение | Текущий, ДСР | И. С Тургенев «Записки охот- ника» | turgenev. | Творческим работа(учеб- ник, с. 100); рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Л. Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ соб- ственных переживании автора в рас- сказе | 1 | Урокйзуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знании | Анализ рассказа Л. Н. Тол- стого | Уметь ис- пользовать монологиче- скую и диа- логическую речь | Уметь ана- лизировать и интерпре- тировать произведение | Текущий, УО | Историче- ская справка о Крымской (Восточной) войне(1853- 1856 гг.) | Портрет писателя, levtolstoy. | Наизусть сти- хотворение М. Ю. Лер- монтова «Сон»; выра- зительное чте- ние стихотво- рении о воине (учебник, с. 108-111) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Произведе- ния М. Лер- монтова, К. Симонова, С. Гудзенко, Б. Окуджавы, М. Петровых, Б. Слуцкого Размышления о ценности человеческой жизни | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знании | Война в стихо- творениях поэтов ХГХ-ХХвв. | Уметь ис- пользовать монологиче- скую и диа- логическую речь | Уметь выра- зительно чи- тать художе- ственные тексты | Текущий, УО | Историческая справка о Ве- ликой Отечест- венной воине | Рассказ А. Грина «Четырна- дцать футов» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | А. Грин «Че- тырнадцать футов». Изо- бражение человека в рассказе | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Знакомст- во с лич- ностью писателя А. Грина; анализ рассказа «Четырнадцать футов» | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжа- том или развернутом виде | Уметь отве- чать на во- просы, рас- крывающие знание и по- нимание текста произведения | Текущий, УО | Виртуальное путешествие в Феодосию | Портрет писателя, | Рассказ 0. Ген- ри «Последний лист» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | 0. Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ рассказа О. Генри «Последний лист». Роль художественной детали в повест вовании | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Статья А. Аникста «0. Генри» | Портрет писателя | Повесть А. С. Пушкина «Выстрел» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | А. С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел») Нравственные проблемы повести | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления Знаний | Художественное мастерство писателя | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Текущий, УО | А. С. Пушкин «Повести Белкина» | Портрет Пушкина, фрагменты фильма Наума Трах- тенберга «Выстрел», aleksandrpush kin. net.ru | Главы 1-4 из тома I романа «Дубровский». Для домашнего чтения: «Метель», «Барышня-крестьянка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | А. С. Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | История создания романа | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария) | Текущий, ДПР | Экранизация литературных произведений | Фрагменты фильма Вячеслава Никифорова «Дубровский», http://www. aleksandr pushkin. L net.ru | Главы 5-11 из томов I, II романа «Дубровский»; творческая работа 1 (учебник, с. 185) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Образ Владимира Дубровского | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав романа, характеристика главного героя | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, ПР | http://www. aleksandr pushkin. net.ru | Чтение романа (до конца); творческая работа 2 (учебник, с. 185) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Нравственная проблематика повести | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Анализ глав романа, взаимоотношения героя и героини | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Текущий, ДСР | http://www. aleksandr pushkin. net.ru | Вопросы (учебник, с. 186); статья «Подведем итоги» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел V. Смеясь сквозь слезы... (8 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Басня как литера- турный жанр. Эзоп. Басни | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первичного закрепления знаний | Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Поучительная литература | Уметь раз- личать поня- тия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома | Уметь осоз- нанно, твор- чески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, ПР | Баснописцы: Федр, Жан де Лафонтен, Г. Лессинг, В. Тредиаков-ский, А. Сумароков, Д. И. Фонвизин, И. И. Хем-ницер, И. И. Дмит-риев, Д. В. Давыдов | Таблица «Басня. Особенно- сти басни» | Теоретические сведения о басне; 2- 3 басни Эзопа наизусть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | И. А. Крылов. Басни: «Во- рона и Лиси- ца», «Кукуш- ка и Петух», «Волк и Яг- ненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Ал- легорический смысл басен | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоуче- ние, оли- цетворение | Уметь осоз- нанно бегло читать, ис- пользовать различные виды чтения (ознакоми- тельное, про- смотровое, по- исковое и др.) | Уметь заучивать наизусть сти- хотворные тексты | Текущий, УО | Иллюстрации к басням А. М. Лаптева, В. А. Серова, А. П. Сапож- никова | Портрет писателя, иллюстра- ции к бас- ням, http:// | Наизусть 1- 2 басни И. А. Крылова по выбору; сказка М. Е. Салты- кова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (учебник, с. 195-200) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | М. Е. Салты- ков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генера- лов прокор- мил». Мас- терство иносказания | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепления знаний | Объект сатиры писателя | Уметь ис- пользовать монологиче- скую и диа- логическую речь | Уметь ис- пользовать различные виды пере- сказа (подробный, краткий, вы- борочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | Текущий, УО | Иллюстрации Кукрыниксов к сказке | Портрет писателя, таблица «М. Е. Сал- тыков-Щедрин», http:// | Рассказы А. П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон» (учебник, с. 202-211) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия», «Смерть чи- новника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова | 1 | Урок изучения нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Юмор и сатира как сред- ства вы- ражения авторского отношения к изобра- жаемому, приемы создания комического | П. А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей» | Пopтрет писателя, таблица «А. П. Че- хов. Юмо- ристические рассказы», antonchehov. | Рассказ II. А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей» (учебник, с. 211-216); вопросы нас. 216; ин- дивидуальные задания: со- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уметь сравнивать и сопоставлять героев лите- ратурного произведения | Уметь анализировать и интерпре- тировать произведение | Текущий СР | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
общения о поэтах -авторах эпиграмм (с чтением наизусть и объяснением их содержания) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Р. Берне. Эпиграммы и эпитафии | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первичного закрепления знаний | Отличи- тельные черты различных жанров | Уметь осоз- нанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) | Уметь отве- чать на во- просы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Наизусть 2- 3 эпиграммы; фельетон И. Ильфа, Е. Петрова «Любители футбола» (учебник, с. 217-220) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола». Жанры коми- ческого | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | История жанра. Фельетон | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжа- том или развернутом виде | Уметь отве- чать на во- просы, рас- крывающие знание и по- нимание текста произве дения | Текущий, УО | М. Зощенко «Обезьяний язык» | Глава из кни- ги Джером К. Джерома «Трое в лодке, не считая со- баки» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы). Смешное в жизни и литературе | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Приемы создания комического. Самоирония | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, ПР | Итоговые вопросы (учебник, с. 228); домашнее сочинение на одну из предложенных тем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Подведем итоги (обобщающий урок по разделу V). Подготовка к. домашнему сочинению | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение материала по разделу. Темы сочинений: «Смешное и грустное в рассказах Чехова», «Роль детали в рассказах Чехова» | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Уметь составлять план и писать отзыв о произведении | Итоговый, ДС | Памятка «Как работать над сочинением» | Составление «поэтической антологии» (подборка любимых стихотворений) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел VI. Стихи из заветной тетради (1 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова, И. Бунин, И. Бродский, Б. Пастернак и др. по выбору учителя и учащихся | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Поэтическая антология | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка | Уметь выразительно читать художественные тексты | Текущий, УО | Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение | Выучить одно из любимых стихотворений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение (1 ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Обобщение. Итоговая проверочная работа | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Мир твоей литера- туры | Уметь само- стоятельно организовать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей | Уметь целе- направленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними | Итоговый, ПР | Список книг для самостоя- тельного чтения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69-70 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....