Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе образовательного стан­дарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2010).

Программа рассчитана на 105 (70) часов в год (3 (2) часа в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc461.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6 к л а с с

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2006).

   Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:

—сочинений - 4 классных, 1 домашнее;

 — проверочных работ -1.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе  по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных  связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.  Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Бунеев, Р. Н. Литература. 6 класс («Год после детства») [Текст] : учебник : в 2 кн. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М.: Балас, 2009. - (Серия «Свободный ум»).

а также методических пособий для учители:

Барова, Е. С. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства» (текст) : методические рекомендации для учителя / Е. С. Барова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. Изд.- 2-е, перераб. - М. : Баласс, 2005. - 272 с. - (Серия «Свободный ум»).

Дополнительная литература для учителя:

Азбуки», В. Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературных материалов [Текст] : книга дня учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов; - М. : Просвещение, 1984. I Арзамасцева, И. Н. Ханс  Кристиан Андерсен (1805-1875) [Текст] / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаеаа. - М.: Детская литература, 2000.

-' Бабинский, М. Басни И. А. Крылова в школе: традиции изучения и новые возможности [Текст]  / М. Бабинский // Литература : прил. к газ. «1 сентября». - 2003. - № 7. - С. 1-7. - (Я иду на урок)

Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. НиколаеваМ.: Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).

  Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. Г. В. Самойленко. -Киев, 1988.

Каплина, В. С высоты шукшинского Пикета [Текст] : книга-репортаж о Шукшинских чтениях. К 70-летию  В. М. Шукшина / В. Каплина, В. Брюхов. Барнаул : ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1998.

   М Ю. Лермонтов в школе [Текст] : пособие для учителя / сост. А. А. Шагалов. - М. : Просещение, 1976.

 Мальчукова, М. Г. «Одиссея» Гомера и проблемы ее изучения [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу  / М. Г. Мальчукова. - Петрозаводск, 1983.

Маранцман, В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину [Текст] :

В 2 ч. В. Г. Маранцман. - М. : Владос, 1999.

 Теплинский, М. В. Изучение творчества А. П. Чехова в школе [Текст] / М. В. Теплинский. –Киев, 1985

Тургенев в школе : пособие для учителя [Текст] / сост. Т. Ф. Курдюмова. - М.: Просвещение, 1981. Тюнькин, К. И. М. Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. В помощь школе [Текст] /

К.И.Тюнькин. -М. : Русское слово-РС, 2006.

Шинина, А. В. Изучение биографии писателя (на материале Л. Н. Толстого) [Текст] / А. В. Шинина // Межпредметные связи при изучении литературы в школе / под  ред. Е. Н. Колокольцева. М., 1990.

Дополнительная литература для учащихся:

Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературе для 6 класса [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чинлилова. - М.: Баласс, 2009. - 80 с. - (Серия «Свободный ум»).

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст]: в 3 ч. Ч. 1 / гл. ред. С. И. Самсо нов. -М.: Либерея, 1998.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст]: в 3 ч. Ч. 2 / гл. ред. С. И. Самсоонов. - М.: Либерея, 1999.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст]: в 3 ч. Ч. 3 / гл. ред. С. И. Самсонов. - М.: Либерея, 2000.

Русская литература. Популярная иллюстрированная энциклопедия [Текст] / С. В. Стахорский. М.: Дрофа-Плюс, 2007.

Русские народные загадки, пословицы, Поговорки [Текст] / сост., авт. вступ. ст., коммент. и ел Ю. Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990.

Русские писатели. XX век. Биографии [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / авт. В. В. Агеносов [и др.]. - М.: Дрофа, 2009.

Русские писатели [Текст]: библиогр. словарь : в 2 ч. / ред.-сост. П. А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] / сост. В. И. Новиков, Г. А. Шкловский. -М.: Педагогика-Пресс, 1998.

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit. 1 september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательн го портала

http://litera.edu.ru

ВшИоГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

http://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

Древнерусская литература

http://pisatel.org/old/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

http://www.foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия

http://litera.ru/stixiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

http://www.feb-web.ru

Писатели и литературные произведения

Гоголь Николай Васильевич

iilp://www.iiikolaygogol. org.ru

Жуковский Василий Андреевич

http://www.zhukovskiy.net.ru

Крылов Иван Андреевич

http://www.krylov.net.ru

Лермонтов Михаил Юрьевич

http://www.lermontow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич

http://www.aleksandrpushkin.net.ru

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

http://www.saltykov.net.ra

Толстой Лев Николаевич

http://www.levtolstoy.org.ru

Тургенев Иван Сергеевич

httpV/www.turgenev.org.ru

Чехов Антон Павлович

bttp://www.antonchehov.org.ru

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН. 6 КЛАСС

Тема

Количество часов

В том числе

развитие речи

сочинение

проверочные работы

1

Введение

1

2

Раздел I. Пролетая над снами...

18

1

-

3

Раздел II. Сказки для взрослых

12

1

-

4

Раздел III. Следы во времени

13

1

5

Раздел IV. Открывая мир вокруг

14

1

-

6

Раздел V. Смеясь сквозь слезы

8

1

1

?

Раздел VI. Стихи из заветной тетради

1

-

-  

-

S

Обобщение

1

-

-

-

9

Резерв

2

Итого

70

5

5

1

Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень). Кроме произведений, включенных в Примерную программу по литературе для 6 класса, рабочая  программа предусматривает изучение художественных произведений,  обозначенных в программе (выделено курсивом). Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально организовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой курсами. Курс литературы 6 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:

 Русский язык:

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка: Основные особенности

разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура речи. Критерии культуры речи.

        Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки, зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы- Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные  нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

Русский язык - язык русской художественной литературы. .  

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Основные выразительные средства фонетики.

Основные выразительные средства словообразования.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Основные выразительные средства морфологии.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

История:

Крымская (Восточная) война (1853-1856 гг.).

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА (70 часов)

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание тем учебного курса

1

2

3

4      -

1

Основное содержание

70

2

Введение

1

Становление читателя. Литература художественная и «нехудожественная». Роль художественной литературы в жизни человека

Раздел I. Пролетая над сна-

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях. Для текстуального изучения:

В. А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь». Эпическое начало в балладе.

А. С, Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями'. Для обзорного изучения:

А. С. Пушкин «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»), А. П. Чехов «Страшная ночь».

Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении).

Философский смысл новеллы и повести. Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка

Раздел II. Сказки для взрослых

«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

Для текстуального изучения:

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»). Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании. Для обзорного изучения:

Н. Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

A.        Н.Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе
любви.

М. Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

B.        В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.
Теория литературы.

Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная сказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе»

Разде III Следы во времени

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса. Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

Для обзорного изучения:

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле. Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе. Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин). Эпос разных народов:

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр». Из абхазских сказаний о нартах. Из киргизского эпоса «Манас». Из якутского эпоса «Олонхо». Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Теория литературы.

Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола


Средства обучения

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Экран.

3. Мультимедийный проектор.

Печатные пособия:

1.Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII-XIX вв.».

2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».

3.        Таблицы «Теория литературы в таблицах».

4.        Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание (В.И.Даль).

5. Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).

Репродукции:

L Набор репродукций «Изохрестоматия русской живописи».

2.        Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».

Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. Н. В. Гоголь.
  3. ЛФ. М. Достоевский.
  4. Л.Н. Толстой.

5.        А. А. Блок.
6. С А. Есенин.

      7.  В. В. Маяковский.

8.Поэты Серебряного века.

Альбомы раздаточного материала по литературе:

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. Л. Н. Толстой.
  3. Н. В. Гоголь.
  4. Ф. М. Достоевский.

Комплексные справочные издания на CD, DVD:

  1. CD «Английская и американская литература» (DVD-box).
  2. CD «Библиотека мировой литературы» вып. 1 (DVD-box).
  3. CD «Библиотека русской классики» вып. 1-3 (DVD-box).
  4. CD «Древнерусская культура: литература и искусство» (DVD-box).
  5. CD «Мифы Древней Греции».
  6. CD «Русская драматургия: от Сумарокова до Хармса» (DVD-box).
  7. CD «Русская литература 8-11 классы».
  8. CD «Русская литература от Нестора до Маяковского» (DVD-box).
  9. CD «Русская поэзия (XVII-XX вв)» (DVD-box).

10.        Аудиокниги (комплект CD).

Видеофильмы на DVD:

  1. «Пушкин А. С. Лицейские годы».
  2. «Древнерусская литература 10-11кл.»..
  3. «Из истории русской письменности 2».
  4. «Классики русской литературы».
  5. «В мире русской литературы -1».
  6. «В мире русской литературы -2».
  7. «Биографии писателей - 1».
  8. «Биографии писателей - 2».
  9. «Писатели России».

п/п

Тема

 урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требовании к уровню подготовки

Вид

контроля

Элементы дополнительного содержания

Средства обучения

Домашнее

задание

Дата проведе

ния

общеучебные

специальные

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Введение

1

Роль художе-

ственной ли-

тературы

в жизни че-

ловека

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Становле-

ние читателя. Литера-

тура худо-

жествен ная и «нехудожественная»

Уметь выде-

лять харак-

терные при-

чинно-след-

ственные связи

Уметь осоз-

нанно, твор-

чески читать

художествен-

ные произведения разных жанров

Текущий,

УО

Роды и жанры

литературы.

Аннотация

на прочитан-

ную книгу

Выставка

книг

Баллады:

В: А. Жуков-

ский «Светла-,

на», Г.-А. Бюргер «Ленора» в переводе В. А. Жуковского и В. Левина

Раздел I. Пролетая над снами... (18 ч)

2

Место мис-

тики в мире

художест-

венной лите-

ратуры

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Жанровое

многооб-

разие

мистиче-

ской литературы

Уметь под-

бирать аргу-

менты, фор-

мулировать

выводы

Уметь целе-

направленно

искать ин-

формацию

на основе знания ее источников и умения работать с ними

Текущий,

УО

Баллада как

литературный

жанр.

Французская

баллада.

Английская

баллада.

Немецкая

баллада

Портреты

и сборники

стихотворе-

ний (Бюр-гер, Шиллер, Стивенсон, А. К. Толстой)

Определение

баллады как

жанра; сведе-

ния о В. А. Жу

ковском

3

В. А. Жуков-

ский. Баллада

«Светлана».

Эпическое

начало в бал-

ладе

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Анализ

баллады

«Светла-

на». Связь

баллады

и сказки

Уметь ис-

пользовать

различные

виды чтения

(ознакоми-

тельное, просмотровое, поисковое)

Уметь осоз-

нанно, твор-

чески читать

художествен-

ные произве-

дения разных жанров

Текущий,

УО

Баллада

Г.-А. Бюргера

«Ленора»

в переводе

В. А. Жуков-

ского и В. Левина

Портрет,

таблица

«В. А. Жу-

ковский»,

http://w\vw.

zhukovskiy. net.ru

Наизусть

фрагмент

из баллады

«Светлана»;

проанализиро-

вать баллады

4

«Лесной

царь». Сон

как художе-

ственный

прием

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Использо-

вание сна

героя как

своеоб-

разного литературного приема

Уметь выби-

рать и ис-

пользовать

выразитель-

ные средства языка

Уметь выра-

зительно чи-

тать художе-

ственные

тексты

Текущий,

УО

Биография

И.-В. Гёте

Портрет

Гёте

Наизусть бал-

лада «Лесной

царь» (по же-

ланию); по-

весть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

5

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика как способ художественного отражения действительности

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Быт и нравы Малороссии в изображении Гоголя

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Уметь осоз-нанно, твор-чески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, ДСР

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Портрет, иллюстрации к произведению, фрагменты мультфильма В. Брум-берг(или фильма А. Роу) http://www. nikolaygogol. org.ru

Выбор из текста повести сцен, связанных с изображением нечистой силы; вопрос 8 (учебник, с. 47)

6

Мистика и реальность в повести

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Способы изображения человека в эпическом произведении

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь использовать различные виды пересказа

Текущий, ДПР

«Пропавшая грамота», «Страшная месть», «Майская ночь»

Иллюстрации к произведениям, http://www. nikolaygogol. org.ru

Творческая работа по темам (учебник, с. 47); домашнее чтение - повесть Н. В. Гоголя «Вий»

7

А. С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Мистическое и лирическое в стихотворении Пушкина

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь заучивать наизусть стихотворные

тексты

Текущий, УО

А. С. Пушкин «Утопленник». Развитие чувства как основа лирического произведения

Портрет

поэта,

http://www.

aleksandr

pushkin.

net.ru

Стихотворение наизусть; рассказ А. П. Чехова «Страшная ночь»

8

А. П. Чехов «Страшная ночь»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Что такое пародия

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий,

дср

«Колыбельная песня (подражание Лермонтову)» Н. А. Некрасова

Портрет

писателя,

http://www.

antonchehov.

org.ru

Творческая работа на одну из тем (учебник,' с. 59)

9

«Песни за-

падных сла-

вян» («Вур-

далак»,

«Конь»). Пе-

ревод и пере-

работка ху-

дожествен-

ного произ-

ведения

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Знакомст во с лич-

ностью

П. Мериме;

связь меж-

ду его сбор

ником

«La Guzla»

и циклом

стихотворений А. С. Пушкина «Песни западных славян»

Уметь срав-

нивать и со-

поставлять

художест-

венные про-

изведения

Уметь отве-

чать на во-

просы, рас-

крывающие

знание и по-

нимание тек-

ста произве-

дения

Текущий,

УО

Портрет

писателя

Новелла

П. Мериме

«Венера Илль-

ская» (учебник, с. 62-79);

наизусть сти-

хотворение

А. С. Пушкина

(на выбор

по желанию)

10

П. Мериме

«Венера

Илльская»

(в сокраще-

нии). Истоки

мистического

в литературе.

Мистифи-

кация

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Эпиграф,

его смы-

словая

нагрузка

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или раз-

вернутом виде

Уметь отве-

чать на во-

просы, рас-

крывающие

знание и по-

нимание тек-

ста произве-

дения

Текущий,

УО

Мифы о Вене-

ре и Афродите,

Лукиан .

Портрет

писателя

Фрагмент

из повести

Ги де Мопас-

сана «Орля»

11-

12

Ги де Мопас-

сан «Орля»

(в сокраще-

нии). Фило-

софский

смысл по-

вести

2

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Знакомст-

во с лич-

ностью

Ги де Мо-

пассана,

анализ по-

вести

Уметь ис-

пользовать

монологиче-

скую и диа-

логическую

речь

Уметь отве-

чать на во-

просы, рас-

крывающие

знание и по-

нимание тек-

ста произведения

Текущий,

СР

Произведения

Ги де Мопас-

сана

Портрет

писателя

План на тему

«Он мой плен-

ник, новое су-

щество, новый

повелитель -

Орля»; статья

о М. Метер-линке, учебник, с. 96-97 (к уроку 13)

13

М. Метер-линк «Синяя птица» (в сокращении). Жизнь и творчество. Символ

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с личностью М. Ме-терлинка

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Тмсущий, ПР

Метерлинк и русская литература; постановка пьесы на русской сцене; А. Блок «О «Голубой птице» Метер-линка»

Портрет писателя

Перечень действующих лиц, первое действие (учебник, с. 98-110). Оборудование для рисования

14

Драма как литературный род

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ фрагментов пьесы

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Особенности драматического произведения

Иллюстрации к пьесе

Действия 2-4 (до картины 8) (учебник, с. 110-128)

15

Способы изображения человека в драматическом произведении

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Анализ фрагментов пьесы

Уметь использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Текущий, ПР

Таблица «М. Метерлинк «Синяя птица»

Действие 4

16

Истинное и ложное в жизни человека

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ фрагментов пьесы

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, ДСР

Мини-сочинение «Самое Большое Блаженство Моей Жизни» или «Блаженства, Живущие В. Нашем Доме»; фрагменты из 5-го и 6-го действий пьесы (учебник, с. 139-149)

17

Поиски счастья героями

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Анализ фрагментов пьесы

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, ПР

Итоговые вопросы (учебник, с. 150); обобщающий материал к разделу 1 (учебник, с. 150-151)

18

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу I)

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение материала по разделу I «Пролетая над снами...»

Уметь составлять план

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Итоговый, ПР

Памятка «Как готовиться к сочинению»

Подготовка    > к сочинению на одну из предложенных тем (учебник, с. 151); составить план к сочинению

19

Развитие речи. Сочинение по разделу «Пролетая над снами...»

1

Урок контроля

Темы сочинений: «О чем заставила меня задуматься пьеса М.Ме-терлинка «Синяя птица», «Смешное и страшное на страницах повестей Н. В. Го-голя», «Мистическое в литературе и жизни»

Уметь писать сочинение по литературным произведениям

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Итоговый, С

Памятка «Как работать над сочинением»

Сказка В. Гауфа «Маленький Мук»

Раздел II. Сказки для взрослых (12 ч)

20

«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Роль сказки в жизни читателя

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь Осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, УО

Статья В. Каверина «Сказки Гауфа»

Иллюстрация к сказке Гауфа

21

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Построение сказки («рассказ в рассказе»)

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, ПР

Портрет писателя

Творческая работа на одну из предложенных тем (учебник, с. 163); сказка Н. Д. Телешова «Белая цапля»

22

Н. Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром»

Портрет писателя

Сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (к уроку 24)

23

Т.-А. Гофман

«Щелкунчик

и Мышиный

король».

Жизнь

и творчество

Гофмана

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с жиз-ньюитвор-чеством А.-Т. Гофмана

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Текущий, УО

В. Белинский и Герцен о Гофмане

Портрет писателя

Сказка

Т.-А. Гофмана

«Щелкунчик

и Мышиный

король»

24

Двоемирие в сказке А.-Т. Гофмана

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Показать единство двух миров, выдуманного и обыденного, всказке А.-Т. Гофмана

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, ДСР

Фрагменты фильма режиссера Т. Ильиной «Щелкун чик»

Сообщения на темы: «Мери и Щелкунчик-кукла»; «Мери и Щелкунчик-принц»; «Мери и Щелкунчик - племянник крестного Дроссель-мейера»

25

Нравственные уроки сказки

1

Урок комплексного

применения

знаний,

умений,

навыков

Место сказки вмире

художественной литературы

Уметь самостоятельно

выполнять различные творческие работы

Уметь анализировать  и интерпретировать произведение

Текущий,

ДПР

Творческая

работа на одну из предложенных тем (учебник, с. 204), сказка Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

26-

27

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании

2

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Борьба добра и зла в сказках Г.-Х. Андерсена

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь использовать различные виды пересказа (с элементами комментария, с творческим заданием)

Текущий, УО

Очерк

К. Г. Паустовского «Великий сказочник». Особенности литературной сказки

Портрет писателя

Сказка

А. Н. Толстого

«Русалка»

28

А. Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ сказки, сравнение морали сказок А. Н. Толстого и Андерсена

Уметь сравнивать и сопоставлять художественные произведения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

М. Ю. Лермонтов: «Русалка», «Царская дочь»; А. С. Пушкин «Русалка»; Л. А. Мей «Русалка»

Портрет писателя

Сказка В. В. Вересаева «Состязание»

29

В. В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

«Великая сила искусства»

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь использовать различные виды пересказа

Текущий, ПР

Биография

В. В. Вересаева

Портрет писателя

Вопросы к разделу «Сказки для взрослых» (учебник, с. 235)

30

Подведем

итоги (обоб-

щающий

урок по разделу II)

1

Урок обоб-

щения и сис-

тематиза-

ции знании

Обобщение

материала

по разде-

лу II «Сказки для взрослых»

Уметь под-

бирать аргу-

менты, фор-

мулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь со-

ставлять

план и писать

отзыв о произведении

Итоговый,

ПР

Закрепление

понятия о сказ-

ке как литера-

турном жанре

Памятка

«Как гото-

виться к со-

чинению»

Подготовка

к сочинению

на одну из пред-

ложенных тем (учебник, с. 235), план работы

31

Развитие

речи. Сочи-

нение по раз-

делу «Сказки

для взрослых»

1

Урок

контроля

Темы со-

чинений:

«Что такое

сказка для

взрослых?», «Нравственные уроки сказки...» (по выбору), «Почему писатели разных эпох обращаются к жанру сказки», «Мое новое прочтение

детской

сказки», «Сказка –воспита тель взрослых и детей» (на примере сказок В. Гауфа, Э.-Т. Гофмана и др.)

Уметь само-

стоятельно

выполнять

различные

творческие работы; ви-дить нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; давать интерпретацию изученных произведений на ос-

нове лично-

стного восприятия; понимать связь изученных произведений со временем их написания

Уметь писать сочинение по литературным

произведениям и на основе жизненных впечатлений; работать со справочным аппаратом книги; различными источниками информации

Итоговый,

С

Памятка

«Как рабо-

тать над со-

чинением»

Материал

к сочинениям

Раздел III. Следы во времени (13 ч)

32

Миф, фольк-

лор и литера-

тура. Герои

эпоса

1

Урок изучения нового

материала

и первичного закрепления знаний

Героиче-

ский эпос

разных

народов

Уметь выде-

лять харак-

терные при-

чинно-следственные связи

Уметь целе-

направленно

искать ин-

формацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Текущий,

УО

Сказители рус-

ских былин

http://www.

foxdesign.ru/

legend/

Былина

«Вольга и Ми-

кула Селяни-

нович»

33

Вольга

и Микула

Селянино-

вич». Герои

и язык рус-

ского былин-

ного эпоса

Урок изучения нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Закрепление теоретическо го

материала

о былине;

анализ

былины «Вольга и Микула Селяни-нович»

Умть ocoзнанно и  бегло

читать, ис-

пользовать

различные

виды чтения

(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Уметь осознанно, творчески читать

художест-

венные про-

изведения

разных жанров

Текущй

ПР

Былины эпохи

Киевской Руси

http://www.

feb-web.ru

Выразительное

чтение были-

ны «Илья Му-

ромец и Соло-

вей-разбой-

ник»; текст

о былинах (учебник, часть 2, с. 11-12)

34

Былины

«Илья Муро-

мец и Соло-

вей-разбой-

ник». Выра-

жение в бы-

линах исто-

рического

сознания рус-

ского народа

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го: закрепле-

ния знаний

Герой-

богатырь.

Знакомст-

во с цик-

лом былин

об Илье

Муромце

Уметь пере-

фразировать

мысль, выби-

рать и исполь-

зовать выра-

зительные

средства языка

Уметь отве-

чать на во-

просы, рас-

крывающие

знание и по-

нимание тек-

ста произве-

дения

Текущий,

ДПР

Цикл былин

об Илье Му-

ромце

http://www.

feb-web.ru

Творческая

работа на одну

из предложен-

ных тем (учеб-

ник, с. 20);

фрагмент

из башкирско-

го народного

эпоса «Урал-

батыр» (учебник, с. 22-26)

35

Эпос разных

народов.

Из башкир-

ского народ-

ного эпоса

«Урал-батыр».

Воплощение

в мифах и ге-

роическом

эпосе нравст-

венных идеа-

лов народа

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Анализ

фрагмен-

тов баш-

кирского

народного

эпоса

«Урал-

батыр»

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжатом или развернутом

виде

Уметь ана-

лизировать

и интерпре-

тировать

произведение

Текущий,

УО

Урал-батыр

и Илья Муромец

http://www.

feb-web.ru

Фрагменты

из эпоса наро-

дов Кавказа

и киргизского

эпоса «Манас»

(учебник,

с. 27-37)

36

Из абхазских

сказаний о нар-

тах. Из кир-

гизского эпо-

са «Манас».

Мечты и на-

дежды наро-

да, воплощен-

ные в образах

своих бога-

тырей

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного закрепления знаний

Анализ

фрагментов эпоса

народов

Кавказа

и киргиз-

ского эпоса

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжатом или развернутом

виде

Уметь ана-

лизировать

и интерпре-

тировать

произведение

Текущий,

УО

http://www.

feb-web.ru

Фрагменты

якутского эпо-

са «Олонхо»,

карело-фин-

ского эпоса

«Калевала»

(учебник,

с. 39-41)

37

Из якутского эпоса «Олон-хо», карело-финского эпоса «Калевала». Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Специфика карело-финского и якутского эпоса

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

http://www. feb-web.ru

Фрагменты из поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (учебник, с. 42-47)

38

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунина)

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь выразительно читать художественные тексты

Текущий, СР

И. А. Бунин «Предисловие переводчика к первому изданию»

Наизусть отрывок из поэмы Г. Лонгфелло; древнегреческие мифы о богах (учебник, с. 48-57). Для внеклассного чтения: фрагменты из французского эпоса «Песнь о Роланде»

39

Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Отражение в мифах представлений древних греков об устройстве мира

Уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, ПР

А. С. Пушкин: «Поэт», «Три ключа», «Труд»; А. А. Дельвиг «К Диону»; Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

http://www. foxdesign.ru/ legend/

Иллюстрации к мифам; мифы о Геракле и его подвигах

40

Мифы о Геракле.

Отличие ми-

фа от сказки

1

Урок изучения нового

материала

и первичного закрепления знаний

Приемы создания

героического характера в эпосе

Уметь ерва-нивать и со-

поставлять

художественные произведения

Умети отвечать на во-

просы, рас-

крывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, ПР

http:/Avww.

foxdesign.ru/

legend/

Иллюстрации

к мифам о Ге-

ракле

41

Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Чтение и изучение фрагментов поэмы Гомера в переводе  В. А. Жуковского

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Уметь выразительно читать художественные тексты

Текущий, СР

Гомер и его поэмы

Вопрос 1; задание 7 (учебник, с. 65)

42

Одиссея как

«поэма

странствий». Главный ге-

рой поэмы

1

Урок ком-

плексного

применения знаний,

умений, навыков

Своеобра-

зие гоме-

ровского эпоса

Уметь ис-

пользовать

монологическую и диа-

логическую речь

Уметь отве-

чать на во-

просы, раскрывающие

знание и понимание текста произведения

Текущий,

ДСР

Вопросы

учебника,

с. 66, статья «Подведем

итоги»

43

Подведем

итоги (обоб-

щающий

урок по раз-

делу III)

1

Урок обоб-

щения

и система-

тизации

знании

Обобщение

материала

по разде-

лу III «Сле-

ды во времени»

Уметь под-

бирать аргу-

менты, фор-

мулировать

выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь со-

ставлять

план и писать

отзыв о про-

изведении

Итоговый,

ПР

Закрепление

понятий о ми-

фе, эпосе как

роде литера-

турного творчества, эпических жанрах

Памятка

«Как гото-

виться к со-

чинению»

Подготовка

к сочинению

на одну из

предложенных

тем (учебник, с. 66); план работы

44

Развитие речи. Сочинение по разделу «Следы во времени»

1

Урок контроля

Темы сочинений: «Мой любимый былинный герой», «Как рождалась литература»

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Итоговый, С

Памятка «Как работать над сочинением»

Рассказ К. Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»

Раздел IV. Открывая мир вокруг... (14 ч)

45

Многообразие реального и художественного миров. К. Г. Паустовский «Старик в станционном буфете»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Текущий, УО

Книга - учебник жизни

Вступление

к главе 18

(учебник,

с. 73) и рассказ

И. С. Тургенев

«Муму»

46

И. С. Тургенев «Муму». Реальная основа повести

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Изображение быта и нравов крепостнической России

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Текущий, ДПР

И. С. Тургенев «Записки охотника»

Портрет писателя, таблица «И. С. Тургенев "Муму"» http://www. Turgenev. Org.ru

Творческая работа (учебник, с. 93)

47

Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость

1

Урок ком-

плексного

применения

знаний,

умений,

навыков

Авторская позиция и способы ее проявления

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

А. И. Герцен о творчестве И. С. Тургенева

http://www.

turgenev.

Org.ru

Рассказ «Бирюк»

48

«Бирюк».

Авторские

раздумья

о жизни народа

   1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Роль пси

хологиче-

ской дета-

ли.

Мастерство пейзажа

Уметь уотно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжатом или развернутом виде

Уметь ана-

лизировать

и интерпре-

тировать

произведение

Текущий,

ДСР

И. С Тургенев

«Записки охот-

ника»

http://www.

turgenev.

org.ru

Творческим

работа(учеб-

ник, с. 100);

рассказ

Л. Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце»

49

Л. Н. Толстой

«Севастополь

в декабре

месяце».

Анализ соб-

ственных

переживании

автора в рас-

сказе

1

Урокйзуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знании

Анализ

рассказа

Л. Н. Тол-

стого

Уметь ис-

пользовать

монологиче-

скую и диа-

логическую

речь

Уметь ана-

лизировать

и интерпре-

тировать

произведение

Текущий,

УО

Историче-

ская справка

о Крымской

(Восточной)

войне(1853-

1856 гг.)

Портрет

писателя,

http://www.

levtolstoy.

org.ru

Наизусть сти-

хотворение

М. Ю. Лер-

монтова

«Сон»; выра-

зительное чте-

ние стихотво-

рении о воине

(учебник, с. 108-111)

50

Произведе-

ния М. Лер-

монтова,

К. Симонова,

С. Гудзенко,

Б. Окуджавы,

М. Петровых,

Б. Слуцкого

Размышления

о ценности

человеческой

жизни

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знании

Война

в стихо-

творениях

поэтов

ХГХ-ХХвв.

Уметь ис-

пользовать

монологиче-

скую и диа-

логическую

речь

Уметь выра-

зительно чи-

тать художе-

ственные

тексты

Текущий,

УО

Историческая

справка о Ве-

ликой Отечест-

венной воине

Рассказ

А. Грина

«Четырна-

дцать футов»

51

А. Грин «Че-

тырнадцать

футов». Изо-

бражение

человека

в рассказе

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Знакомст-

во с лич-

ностью

писателя

А. Грина;

анализ рассказа «Четырнадцать футов»

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или развернутом виде

Уметь отве-

чать на во-

просы, рас-

крывающие

знание и по-

нимание текста произведения

Текущий,

УО

Виртуальное

путешествие

в Феодосию

Портрет

писателя,

http://grinlan

dia.narod.ru

Рассказ 0. Ген-

ри «Последний

лист»

52

0. Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ рассказа О. Генри «Последний лист». Роль художественной детали в повест вовании

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Статья А. Аникста «0. Генри»

Портрет писателя

Повесть

А. С. Пушкина

«Выстрел»

53

А. С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел») Нравственные проблемы повести

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления Знаний

Художественное мастерство писателя

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

А. С. Пушкин «Повести Белкина»

Портрет

Пушкина,

фрагменты

фильма

Наума Трах-

тенберга

«Выстрел»,

http://www.

aleksandrpush

kin. net.ru

Главы 1-4 из тома I романа «Дубровский». Для домашнего чтения: «Метель», «Барышня-крестьянка»

54

А. С. Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

История создания романа

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария)

Текущий,

ДПР

Экранизация

литературных

произведений

Фрагменты фильма Вячеслава Никифорова «Дубровский», http://www. aleksandr pushkin. L net.ru

Главы 5-11 из томов I, II романа «Дубровский»; творческая работа 1 (учебник, с. 185)

55

Образ Владимира Дубровского

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ глав романа, характеристика главного героя

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, ПР

http://www. aleksandr pushkin. net.ru

Чтение романа (до конца); творческая работа 2 (учебник, с. 185)

56

Нравственная проблематика повести

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Анализ глав романа, взаимоотношения героя и героини

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, ДСР

http://www. aleksandr pushkin. net.ru

Вопросы (учебник, с. 186); статья «Подведем итоги»

Раздел V. Смеясь сквозь слезы... (8 ч)

59

Басня

как литера-

турный жанр.

Эзоп. Басни

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного закрепления знаний

Авторский

взгляд

на мир

и его отображение в художественной литературе. Поучительная литература

Уметь раз-

личать поня-

тия: факт,

мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

Уметь осоз-

нанно, твор-

чески читать

художественные произведения разных жанров

Текущий,

ПР

Баснописцы:

Федр, Жан

де Лафонтен,

Г. Лессинг, В. Тредиаков-ский, А. Сумароков, Д. И. Фонвизин, И. И. Хем-ницер, И. И. Дмит-риев, Д. В. Давыдов

Таблица

«Басня.

Особенно-

сти басни»

Теоретические

сведения

о басне; 2-

3 басни Эзопа наизусть

60

И. А. Крылов.

Басни: «Во-

рона и Лиси-

ца», «Кукуш-

ка и Петух»,

«Волк и Яг-

ненок»,

«Демьянова

уха», «Петух

и жемчужное

зерно»,

«Тришкин

кафтан». Ал-

легорический

смысл басен

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Аллегория, эзопов язык,

мораль,

нравоуче-

ние, оли-

цетворение

Уметь осоз-

нанно бегло

читать, ис-

пользовать

различные

виды чтения

(ознакоми-

тельное, про-

смотровое, по-

исковое и др.)

Уметь

заучивать

наизусть сти-

хотворные

тексты

Текущий,

УО

Иллюстрации

к басням

А. М. Лаптева,

В. А. Серова,

А. П. Сапож-

никова

Портрет

писателя,

иллюстра-

ции к бас-

ням, http://

www.krylov.

net.ru

Наизусть 1-

2 басни

И. А. Крылова

по выбору;

сказка

М. Е. Салты-

кова-Щедрина

«Повесть

о том, как

один мужик

двух генералов

прокормил»

(учебник,

с. 195-200)

61

М. Е. Салты-

ков-Щедрин

«Повесть

о том, как

один мужик

двух генера-

лов прокор-

мил». Мас-

терство

иносказания

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Объект

сатиры

писателя

Уметь ис-

пользовать

монологиче-

скую и диа-

логическую речь

Уметь ис-

пользовать

различные

виды пере-

сказа (подробный,

краткий, вы-

борочный,

с элементами

комментария,

с творческим заданием)

Текущий,

УО

Иллюстрации

Кукрыниксов

к сказке

Портрет

писателя,

таблица

«М. Е. Сал-

тыков-Щедрин», http://

www.saltykov.

net.ru

Рассказы

А. П. Чехова

«Лошадиная

фамилия»,

«Смерть чиновника»,

«Толстый

и тонкий»,

«Хамелеон»

(учебник,

с. 202-211)

62

А.П.Чехов. «Лошадиная

фамилия»,

«Смерть чи-

новника»,

«Толстый

и тонкий»,

«Хамелеон».

Смешное

и грустное

в рассказах А. П. Чехова

1

Урок изучения нового материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Юмор

и сатира

как сред-

ства вы-

ражения

авторского отношения

к изобра-

жаемому,

приемы создания комического

П. А. Тэффи

«Митенька»,

«Переоценка

ценностей»

Пopтрет

писателя,

таблица

«А. П. Че-

хов. Юмо-

ристические

рассказы»,

http://www.

antonchehov.

org.ru

Рассказ

II. А. Тэффи

«Митенька»,

«Переоценка

ценностей»

(учебник,

с. 211-216);

вопросы

нас. 216; ин-

дивидуальные

задания: со-

Уметь сравнивать  и сопоставлять

героев лите-

ратурного

произведения

Уметь анализировать

и интерпре-

тировать

произведение

Текущий СР

общения о поэтах -авторах эпиграмм (с чтением наизусть и объяснением их содержания)

63

Р. Берне.

Эпиграммы

и эпитафии

1

Урок изуче-

ния нового

материала и первичного закрепления знаний

Отличи-

тельные

черты

различных

жанров

Уметь осоз-

нанно бегло

читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Уметь отве-

чать на во-

просы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий,

УО

Наизусть 2-

3 эпиграммы;

фельетон И. Ильфа, Е. Петрова «Любители футбола» (учебник, с. 217-220)

64

И. Ильф,

Е. Петров

«Любители

футбола».

Жанры коми-

ческого

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

История

жанра.

Фельетон

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или развернутом виде

Уметь отве-

чать на во-

просы, рас-

крывающие

знание и по-

нимание текста произве дения

Текущий,

УО

М. Зощенко

«Обезьяний

язык»

Глава из кни-

ги Джером

К. Джерома

«Трое в лодке,

не считая со-

баки»

65

Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы). Смешное в жизни и литературе

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Приемы создания комического. Самоирония

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, ПР

Итоговые вопросы (учебник, с. 228); домашнее сочинение на одну из предложенных тем

66

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу V). Подготовка к. домашнему сочинению

1

Урок

обобщения и систематизации знаний

Обобщение материала по разделу. Темы сочинений: «Смешное и грустное в рассказах Чехова», «Роль детали в рассказах Чехова»

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь составлять план и писать отзыв о произведении

Итоговый, ДС

Памятка «Как работать над сочинением»

Составление «поэтической антологии» (подборка любимых стихотворений)

Раздел VI. Стихи из заветной тетради (1 ч)

67

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова, И. Бунин, И. Бродский, Б. Пастернак и др. по выбору учителя и учащихся

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Поэтическая антология

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка

Уметь выразительно читать художественные тексты

Текущий, УО

Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение

Выучить одно из любимых стихотворений

Обобщение (1 ч

68

Обобщение.

Итоговая

проверочная работа

1

Урок

обобщения

и систематизации знаний

Мир твоей

литера-

туры

Уметь само-

стоятельно

организовать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей

Уметь целе-

направленно

искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Итоговый,

ПР

Список книг

для самостоя-

тельного чтения

69-70

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....