Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2010).
Программа рассчитана на 70 часов в год ( 2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.doc | 414 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
7 к л а с с
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе образовательного стан дарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеев Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Балаcс, 2006).
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- сочинений: классных - 6,
- домашних - 4;
- проверочных работ - 1.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирован у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственность целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Бунеев, Р. Н. Литература. 7 класс («Путь к станции Я») [Текст]: учебник: в 2 кн. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М.: Баласс, 2009. - (Серия «Свободный ум»);
методических пособий для учителя:
Борова, Е. С. Уроки литературы в 7 классе по учебнику «Литература» («Путь к станции Я» [Текст] : методические рекомендации для учителя / Е. С. Барова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой Р. Н. Бунеева. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2006. - 224 с. - (Серия «Свободный ум»).
Дополнительная литература для учителя:
Аркин, И. И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика [Текст] : кн. для учителя / И. И. Аркин. - М. : Просвещение, 2008.
Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литератур в школе [Текст] / Г. И. Беленький. - М. : Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русского языка и литературы).
Беляева, Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированно подхода к учащимся [Текст]: книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. - М. : Вербум, 2004.
Войтушенко, В. Д. Н. А. Некрасов - редактор Л. Н. Толстого [Текст] / В. Д. Войтушенко Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М. И. Бойко. - Киев, 1972. С. 88-95.
Володина, Н. В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературн критической статьи [Текст] / Н. В. Володина // Проблема личности автора в процессе изучен литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. - Вологда, 1984.-С. 84-93.
Воробьев, П. Г. Принципы и методы изучения биографии писателя [Текст] / П. Г. Воробьев Преподавание литературы в 8 классе / под ред. В. В. Голубкова. - М.: Просвещение, 1958. - С. 5-50.
Демиденко, Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы Е. Л. Демиденко. - М. : Дрофа, 2006.
Дорофеева, М. Г. Изучение творчества В. М. Шукшина в школе [Текст] / М. Г. Дорофее [и др.].-СПб., 1998.
Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Николаева. - М. : Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).
Каплан, И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах [Текст] : пособие для учителя / .Е. Каплан. -М.: Просвещение, 1964.
Каплина, В. С высоты шукшинского Пикета [Текст] : книга-репортаж о Шукшинских чтениях. К 70-летию В. М. Шукшина / В. Каплина, В. Брюхов. - Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1998.
Касторская, М. П. Изучение биографии писателя в 5-7 классах [Текст] / М. П. Касторская // Очерки по методике литературного чтения в 5-7 классах средней школы / под ред. А. Д. Александрова. -М. ; Л., 1951.-С. 120-140.
Крайванова, А. Р. Проблема личности писателя при работе над текстом литературного произведения в школе [Текст] / А. Р. Крайванова // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. - Вологда. 1984.-С. 40-46.
Маранцман, В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе: На пути к Пушкину [Текст]: |2 ч. / В. Г. Маранцман. - М.: Владос, 1999.
Петухова, Т. Н. Изучение биографии Некрасова в 5-7 классах [Текст] / Т. Н. Петухова // Очерки по методике литературного чтения в 5-7 классах средней школы / под ред. А. Д. Александрова. - М.; Л., 1951. - С. 141-161.
Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе Текст] : книга для учителя /хост. Е. П. Пронина. - М. : Просвещение, 1985.
Сафонова, А. М. Изучение творчества А. М. Горького в школе [Текст]: пособие для учителя / .М. Сафонова. - Киев, 1987.
Шинина, А. В. Изучение биографии писателя (на материале Л. Н. Толстого) [Текст] / А. В. Шининa // Межпредметные связи при изучении литературы в школе / под ред. Е. Н. Колокольцева. -1990.-С. 65-82.
Шолохов в школе [Текст] : книга для учителя / сост. В. В. Гура [и др.] ; под ред. В. В. Гуры, . Ф. Курдюмовой. -М. : Просвещение, 1986.
Дополнительная литература для учащихся:
Азбукин, В. Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературных материалов [Текст] : для учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. - М. : Просвещение, 1984.
А. С. Пушкин Школьный энциклопедический словарь [Текст] / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин; под ред. Коровина В. И. - М. : Просвещение, 1999.
Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературе для 7 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова - М. : Баласс, 2009. - (Серия «Свободный ум»). Граник, Г. Г. Русская литература. От былин до Крылова [Текст] : книга для чтения / Г. Г. Граник Л. А. Концевая. - М. : Баласс, 2007. - 240 с.: ил. Древнерусская литература [Текст] : книга для чтения. 5-9 классы / сост., вступ. ст., примеч. . Рогачевской. - М.: Школа-Пресс, 1996.
Катина, В. С высоты шукшинского Пикета [Текст] : книга-репортаж о Шукшинских чтениях. [70-летию В. М. Шукшина / В. Каплина, В. Брюхов. - Барнаул : ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1998.
Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст] : в 3 ч. Ч. 1. / гл. ред. СИ. Самсонов М.: Либерея, 1998.
Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст]: в 3 ч. Ч. 2. /гл. ред. С. И. Самсонов -М.: Либерея, 1999.
Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст] : в 3 ч. Ч. 3 / гл. ред. С. И.. Самсонов. - М. : Либерея, 2000.
Пушкин и его время, 1799-1837 : Посвящ. 200-летию со дня рождения поэта [Текст]: сб. / предисл. М. Филина. -М. : ТЕРРА, 1997.
Русская литература [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. - М. : Дрофа, 1998.
Русская литература [Текст] : популярная иллюстрированная энциклопедия /СВ. Стахорсжий. - М. : Дрофа-Плюс, 2007.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглое. -М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели. XIX век. Биографии [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / А. Н. Архангельский [и др.]. -М.: Дрофа, 2000.
Русские писатели. XX век. Биографии [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / В. В. Агеносов [и др.]. - М.: Дрофа, 2009.
Русские писатели. Библиогр. словарь [Текст] : в 2 ч. У ред.-сост. П. А. Николаев. - М. : Просвещение, 1990.
Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-Л / Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2002.
Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. Ы-ЯI Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2002.
Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-М / Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2005.
Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. Н-Я / Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2006.
Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] / сост. В. И. Новиков, Г. А. Шкловский. -М. : Педагогика-Пресс, 1998.
Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2 : XIX и XX века / гл. ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.
Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1 : От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000.
Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 9. Русская литература. Ч. 1 : От былин и летописей до классики XIX в. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999.
Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 9. Русская литература. Ч. 2 : XX век / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999.
Энциклопедия литературных героев [Текст]. - М.: Агроф, 1997.
Я познаю мир : Детская энциклопедия. Литература [Текст] / авт.-сост. Н. В. Чудакова. - М.: ACT, 1988.
Интернет-ресурсы:
Отечественная и зарубежная литература
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit. 1 september.ru
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
ВтНоГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
Kidsbook: библиотека детской литературы
Виртуальный музей литературных героев
http://www.likt590.ru/project/museum/ t
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
Методика преподавания литературы
Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
http ://www. foxdesign.ru/legend/
Русская виртуальная библиотека
Стихия: классическая русская / советская поэзия
iltp://litera.ru/stixiya/
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» thttp://www.feb-web.ru
Писатели и литературные произведения
Герцен Александр Иванович http://www.gercen.net.ru ,
Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru
Лермонтов Михаил Юрьевич г1 http://www.lermontow.org.ru
Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru
Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН. 7 КЛАСС
№ П/П | Тема | Количество часов | В том числе | ||
развитие речи | сочинения | проверочные работы | |||
1 | Введение | 1 | |||
2 | Раздел I. Я и мое детство | 16 | 1 | 1 | - |
3 | Раздел II. Я и Я | 20 | 2 | 2 | |
4 | Раздел III. Я и другие | 11 | 3 | 3 | |
5 | Раздел IV. Я и мир: вечное и преходящее (с приложением) | 18 | 4 | 4 | - |
6 | Обобщение | 2 | 1 | ||
68 | 10 | 10 | 1 |
Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).
Кроме произведений, включенных в Примерную программу по литературе для 5 класса, гая программа предусматривает изучение художественных произведений, обозначенных программе (выделено курсивом).
Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 5 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:
Русский язык:
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступлние , доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк)
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.
Русский язык - язык русской художественной литературы.
Слово - основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Основные выразительные средства фонетики.
Основные выразительные средства словообразования.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Основные выразительные средства морфологии.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведен устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
История:
Восстание под предводительством Е. Пугачева.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА (70 ЧАСОВ)
№ П/П | Наименование разделов | Кол-во часов | Содержание тем учебного курса |
1 | 2 | 3 | 4 |
Основное содержание | 70 | ||
Введение | 1 | Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель | |
Раздел 1. Я и мое детство | 16 | Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, ее отражение в литературе. Традиции автобиографической литературы. Для текстуального изучения: А. И. Герцен «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы*. Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности. М. Горький «Детство» (главы). Автобиографическое повествование. История детской души в повести М. Горького. С. Есенин «Письмо матери». Для обзорного изучения: М. И. Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы. Ш. Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары. Лирическая исповедь. Стихи - воспоминания о детстве: И. Бунин «Детство», К. Симонов «Тринадцать лет...», А. Тарковский «Белый день», М. Цветаева «В субботу», С. Есенин «Мой путь». Теория литературы. Художественная автобиографическая литература. Мемуарная литература. Объективное и субъективное в литературе. Автор и его герой. Понятие о литературной традиции | |
Раздел 2. Я и я... | 20 | Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике. Для текстуального изучения: А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери. A. Грин «Алые паруса» (в сокращении). Вера в прекрасное и мечта о счастье. Сотворение чуда для любимого человека. B. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.Для обзорного изучения: A. С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный...». Философские размышления о предназначении человека. B. Г. Короленко «Слепой музыкант» (главы). Истинная слепота и духовное прозрение героя. Л. А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя. К. Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент). Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни. А. Франк «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны. Стихи: Н. Огарев «Хандра», Ю. Левитанский «Диалогу новогодней елки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике. Теория литературы. Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма | |
Раздел 3. Я и другие | 11 | Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте. Для текстуального изучения: В. М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои В. М. Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку. A.Г. Алексин «Безумная Евдокия» (в сокращении). B.Г. Распутин «Уроки французского». Проблема пробуждения совести О. Генри «Дары волхвов». Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа. Для обзорного изучения: В. К. Железников «Чучело» (главы). Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: А. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...», Р. Киплинг «Заповедь», Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», А. Яшин «Спешите делать добрые дела», Б. Окуджава «Прощание с новогодней елкой». Теория литературы. Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя | |
Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (с приложением) | 18 | Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе. Для текстуального изучения: М. А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова, особенности композиции рассказа. Ю. Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека - на его жизнь и внутренний мир. Ч. Т. Айтматов «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя. К. Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле. Для текстуального и обзорного изучения: Стихи о вечном и преходящем: А. С. Пушкин «Зимнее утро», Ю. Левитанский «Падают листья...», В. Высоцкий «Я не люблю», А. Вознесенский «Сага», Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...». Сонеты У. Шекспира; стихи о любви: А. С. Пушкин «Ты и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Признание»; М. Ю. Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает...», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски»; А. К. Толстой «Средь шумного бала...», Ф. И. Тютчев «Я встретил вас...», А. Ахматова «Песенка», М. Цветаева «Как правая и левая рука...», «Наконец-то встретила...»; В. Багрицкий «Ты помнишь дачу...», М. Петровых «Назначь мне свиданье...», М. Светлов «Все ювелирные магазины - они твои...», Д. Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил..., В. Высоцкий «Баллада о любви». Теория литературы. Композиция. Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле. Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии | |
Обобщение | 2 | Итоговая проверочная работа | |
Резерв свободного времени | 2 |
Средства обучения
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
- Экран.
- Мультимедийный проектор.
Печатные пособия:
Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII-XIX вв.».
Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».
Таблицы «Теория литературы в таблицах».
Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание И. Даль).
Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).
Репродукции:
1. Набор репродукций «Изохрестоматия русской живописи».
2. Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».
Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:
1. М. Ю. Лермонтов.
2. Н. В. Гоголь.
3. Ф. М. Достоевский.
4. Л. Н. Толстой.
5. А. А. Блок.
6. С. А. Есенин.
7. В. В. Маяковский.
: 8. Поэты Серебряного века.
Альбомы раздаточного материала по литературе:
- М. Ю. Лермонтов.
- Л. Н. Толстой.
- Н. В. Гоголь.
- Ф. М. Достоевский.
Комплексные справочные издания на CD, DVD:
- CD «Английская и американская литература» (DVD-box).
- CD «Библиотека мировой литературы» вып. 1 (DVD-box).
- CD «Библиотека русской классики» вып. 1-3 (DVD-box).
- CD «Древнерусская культура: литература и искусство» (DVD-box).
- CD «Мифы Древней Греции».
- CD «Русская драматургия: от Сумарокова до Хармса» (DVD-box).
- CD «Русская литература 8-11 классы».
- CD «Русская литература от Нестора до Маяковского» (DVD-box).
- CD «Русская поэзия (XVB-XX вв)» (DVD-box).
10. Аудиокниги (комплект CD),,
Видеофильмы на DVD:
- «Пушкин А. С. Лицейские годы».
- «Древнерусская литература 10-11кл.».
- «Из истории русской письменности - 2».
- «Классики русской литературы».
- В мире русской литературы – 1,2
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Элементы содержания | Требовании к уровню подготовки | Вид контроля | Элементы дополни тельного содержания | Средства обучения | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
общеучебные | специальные | план | факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы | 1 | Литературный герой и читатель | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Текущий, ДС | Роды литератур- ных произведений | Выставка книг, рабочая тетрадь (с.1-4) | Наизусть стихотворение И.А.Бунина «Детство»; мини-сочинение «Мои детские воспоминания» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел I. Я и мое детство (16 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Автобиографическая и мемуриальн- ая литература | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Традиции автобиографической литературы | Уметь сравнивать сопоставлять различные явления | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Текущий, УО | Стихотворение И.А.Бунина «Детство», стихотворение К.М.Симонова «Тринадцать лет. Кино в Рязани» | Биография А.И.Герцена ( учебник, с.11); глава 3 из книги «Былое и думы» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | А.И.Герцен «Былое и думы». Роль отрочества в становлении личности автора | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Знакомство с биографией Герцена; анализ глав романа «Былое и думы» | Уметь осознанно бегло читать, используя различные виды чтения | Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный) | Текущий, ДС | Воспоминание А.И.Герцена | Портрет писателя, http//www. gercen.net.ru | Глава 4 «Ник и Воробьевы горы»; сочинение-миниатюра «Мой любимый друг» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Личность автора, её отражение в литературе | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав романа «Былое и думы» | Умет устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Текущий, ДПР | Н.П.Огарёв «Три мгновения» | Задания 12,13, учебник (с.29) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | «Былое и думы» как образец мемуарной литературы | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Что такое мемуары? | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь составлять планы и писать отзыв о произведении | Текущий, УО | С. Е. Шаталов «А. И. Герцен. Жизненный и творческий путь» | Главы 1-10 из повести Л. Н. Толстого «Детство» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество». Внутренний мир героя | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого | Уметь осознанно бегло читать, используя различные виды чтения | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, ДСР | Репродукции картин П. Федотова | Портрет писателя, таблица «Л. Н. Толстой», http://www. tolstoy.ru | Задание 3 (с. 7) в рабочей тетради по литературе; главы 11-15 из повести Л. Н. Толстого «Детство» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Работа над собой, нравственное становление личности | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав повести | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный) | Текущий, УО | Схемы характеристики литературного героя | Главы 16-24 из повести Л. Н. Толстого «Детство»; задание 2 (с. 6) в рабочей тетради по литературе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Проявление чувств героя | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Текущий, УО | Главы 25-28 из повести Л. Н. Толстого «Детство»; вопросы 9, 10 на с. 50 учебника | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний | . 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Взаимоотношения детей и взрослых | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Текущий, УО | Рабочая тетрадь (с. 5-7) | Главы из повести «Отрочество» (по желанию повесть может быть прочитана целиком) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Тема детской открытости миру | 1 | Урок ком- плексного применения знаний, умений, навыков | Обзор содержа- ния повести | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь осоз- нанно, твор- чески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, дс | Биография М. И. Цве- таевой (учебник, с. 52-54); прочитать главы из «Воспоминаний» (с. 54-61); задание 17 (с. 50) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | М. И. Цве- таева. «Отец и его музей» Особенности мемуарной литературы | 1 | Урок изучения нового материала и первично- го закрепления знании | Знакомст- во с био- графией М. И. Цве- таевой; анализ глав произведения | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь ис- пользовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием) | Текущий, УО | Стихотворение М. И. Цветае- вой «В субботу» | Портрет писателя | Статья о С. А. Есени- не, его стихи (учебник, с. 63-66). Сти- хотворение «Письмо матери» наизусть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | С. А. Есенин. Лирика. Эмо- циональная искренность и философ- ская глубина поэзии Есе- нина | 1 | Урок изучения нового материала и первично- го закрепления знании | Жизнь и творчество С. А. Есенина. Анализ стихотворений | Уметь использовать выразитель- ные средств языка в соответствии с коммуника- тивной задачей | Уметь выра- зительно чи- тать стихо- творные тексты, за- ученные наи- зусть | Текущий, УО | Портрет поэта | Статья о М. Горьком (учебник, с. 68-69); главы 1-4 из повести М. Горького «Детство» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | М. Горький. «Детство». Автобиогра- фическое повество- вание | 1 | Урок изучения нового материала и первично- го закрепления знании | Знакомство с биографией М. Горького | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжа- том или развернутом виде | Уметь отве- чать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Текущий, ДС | Портрет писателя, таблица «Повесть А. М- Горького «Детство» | Главы 5-8; сочинение- миниатюра «Самый близ- кий мне чело- век»; индивидуальные задания: «Алеша и Цыганок», «Алеша и Хорошее Дело» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Изображение быта и характеров | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав повести «Детство» | Уметь составлять план | Уметь аназизировать и интерпретировать произведение | Текущий, УО | Стихотворение Саши Чёрного «Утешение» | Схема характеристики литературного героя | Главы 9-13, перечитать эпизоды, связанные с дедом Алеши | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | История детской души в повести М. Горького | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав повести «Детство» | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Текущий, УО | Репродукции картин И. Е. Репина | Статья о Шарлотте Бронте и главы из романа «Джен Эйр» (учебник, с. 87-99) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Ш. Бронте. «Джен Эйр». Автобиографическое начало в романе | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Вымышленные мемуары | Уметь отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Уметь писать отзыв о произведении | Текущий, ДСР | Вопросы 1, 2, 3,6,11 на с. 100 учебника | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Подведем итоги. Подготовка к домашнему сочинению «Доброта и жестокость в жизни героев А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, М. Горького, Ш. Бронте» | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, отработки навыков | Обобщение материала раздела! «Я и мое детство» | Уметь контролировать и оценивать свою деятельность | Уметь писать сочинение по литературным произведениям | Итоговый, ДС | Репродукция картины Сальвадора Дали «Мадонна Порта Льигата» | Памятка «Как готовиться к сочинению» | Сочинение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II .Я и Я(20) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | В. Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести | 1 | Нравственные проблемы художественной литературы | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения раз-ных жанров | Текущий, ДСР | Репродукция картины С. Дали «Рождение нового человека», стихотворение Г. Апол-линэра «Кортеж» | Рабочая тетрадь (с. 8-10) | Рассказ В. Ф. Тендрякова, биографическая справка о писателе (учебник, с. 104-117). Раздел II, задание 3 на с. 24 рабочей тетрада по литературе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Герой худо- жественного произведе- ния, его ха- рактер, по- ступки | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ рассказа В.Тендрякова «Хлеб для собаки» | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь анализиро вать и интерпритиро вать произведе ние | Текущий, УО | Схема характеристики литературного героя | Главы из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант (учебник, с 119-147)» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | В. Г. Коро- ленко. «Сле- пой музы- кант».Истин- ная слепота и духовное прозрение героя | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав повести В. Короленко «Слепой музыкант» | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжа- том или раз- вернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскры- вающие знание и понимание текста | Текущий, СР | Репродукции картин | Портрет писателя | Вопросы 6,7, 9,10 (учебник, с. 147); фраг- менты из повести Л. А. Кассиля «Ранний восход» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Л, А. Кас- силь. «Ран- ний восход». Духовное становление героя | 1 | Урок изучения нового. Материала и первично- го закрепления знаний | Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике | Уметь под- бирать аргу- менты, фор- мулировать выводы | Уметь отве- чать на вопро- сы, раскры- вающие знание и понимание текста | Текущий, УО | Портрет писателя | Вопросы 4, 5 (учебник, с. 166); вы- учить стихо- творение А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | А. С. Пушкин. «Дар напрас- ный, дар слу- чайный...», «Моцарт и Сальери». Философские размышления о предназначе- нии человека | 1 | Урок изучения нового материала И первично- го закрепления знаний | Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...» | Уметь пере- фразировать мысль, выбирать и ис- пользовать выразительные средства языка | Уметь выра- зительно чи- тать стихо- творения | Текущий, УО | Портрет поэта, Aleksandr pushkin. | Прочитать трагедию «Моцарт и Сальери» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | «Гений и злодейство» в маленькой трагедии | 1 | Урок ком- плексного применения знаний умений, навыков | Характеры Моцарта, Сальери | Уметь осоз- нанно бегло читать, ис- пользуя различные виды чтения | Уметь ана- лизировать и интерпре- тировать произведение | Текущий, ДПР | Рабочая тетрадь (с. 23-25) | Вопрос 10 (учебник, с. 261); главы .1-3 из повести А. С. Пушкин «Капитанская дочка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | А. С. Пушкин «Капитанс кая дочка». Становление характера Гринева | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Герой в эпическом произведении | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | Текущий, УО | Историческая справка о восстании под предводительством Емелья-на Пугачева | Портрет поэта, книги о его жизни, альбом фотоснимков, рабочая тетрадь (с. 11-15), http://puskin. niv.ru | Главы 4-6 из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Понятия «литературный герой», «характер» | 1 | Урок изучения нового материала ц первичного закрепления знаний | Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Схема характеристики литературного героя, http.V/puskin. niv.ru | Главы 7—10 из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26- 27 | Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении | 2 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав романа; характеристика героев | Уметь сравнивать и сопоставлять литературных героев | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Текущий, ПР | Рабочая тетрадь (с. 16-18), http://puskin. niv.ru | Главы 11-14 из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Сюжет, конфликт, проблема повести | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Анализ глав романа; характеристика героев | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Умение составлять планы и писать отзывы о прочитанных произведениях | Тематический, ДСР | Таблица «А.С.Пушкин «Капитанская дочка», http://puskin. niv.ru | Задания 9, 10 учебник, с. 252; раздел И, задание 3; раздел III, задание 1 в рабочей тетради по литературе (с. 9-12) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Развитие речи. Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Урок контроля | Характеристика литературного героя | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Уметь писать сочинения по литературным произведениям | Итоговый, С | Рабочая тетрадь (с. 20-22) | Написать сочинение-характеристику | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Мотив одиночества в лирике | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ стихотворений Н.П.Огарёва»Хандра», А.Макаревича «Пока горит свеча» | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь выразительно читать поэтические тексты | Текущий, УО | Стихотворение Н.П.Огарёва»Хандра»,отрывок из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», ст-е А.Макаревича «Пока горит свеча» | Фрагмент из книги С.Таунсенд «Дневники Андриана Моула»; Биографическая справка о писательнице (учебник, с.266) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Сью Таунсенд «Дневники Андриана Моула». Ранимая душа подростка, её мечты и их их реализация в жизни | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ произведения Сью Таунсенда «Дневники Андриана Моула». | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Репродукция картины В.Овчинникова «Св.Себастьян» | Рабочая тетрадь (с.26-28) | Фрагмент из дневника А.Франк «Погибель» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Анна Франк. «Погибель». Духовное становление человека в страшные годы войны | 1 | Урок изучения нового материала и первично- го закрепления знаний | Анализ про- изведения Анны Франк «Погибель» | Уметь осоз- нанно бегло читать, ис- пользовать различные виды чтения | Уметь анализировать и интерпре- тировать произведение | Текущий, УО | Историческая справка об уничтожении евреев Гитлером | Фрагменты из книги «Си- няя трава. Дневник пятнадцатилетней наркоманки» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | «Синяя трава: дневник пят- надцатилет- ней нарко- манки». Дневник как Литератур ная форма | 1 | Урок изучения нового материала и первично- го закрепления знаний | Обзор содержа- ния про- изведения | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжа- том или раз- вернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, рас- крывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Повесть А. Грина «Алые паруса» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | А. Грин «Алые паруса». Вера в пре- красное и меч- та о счастье | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Знакомство с личностью и творчеством А. Грина | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжа- том или развернутом виде | Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный) | Текущий, УО | Б. Ш. Окуджа- ва «Песенка о ночной Моск- ве», Ю. Д. Ле- витанский «Диалог у новогодней елки» | Портрет писателя, иллюстра- ции к про- изведению, презентация | Раздел I, зада- ние 3 (с. 29) и раздел II, задание 1 (с. 29-30) в рабочей тетради по литературе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35- 36 | Сотворение чуда для лю- бимого чело- века | 2 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав повести А. Грина «Алые паруса» | Уметь ис- пользовать монологиче- скую и диалогическую речь | Уметь отвечать на вопросы, рас- крывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, ДСР | Презентация «А. Грин», рабочая тетрадь (с. 20-33) | Раздел III, за- дания 1,2 (с. 33) в рабо чей тетради по литературе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Подготовка к домашнему сочинению «Может ли трагедия быть маленькой?» | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, отработки навыков | Обобщение материала раз- дела II «Я и я» | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь составлять план и писать отзыв о произведении | Итоговый, ДС | Репродукция картины С. Дали «Рож- дение нового человека» | Памятка «Как гото- виться к сочинению» | Сочинение по предложен- ным темам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Я и другие (11 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Нравственные основы характера литературно- го героя | 1 | Урок изучения ново- го материала и первично- го закрепления знаний | Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка | Уметь учить наизусть сти хотворные тексты; выразительно читать художественные тексты | Текущий, УО | Стихотворение У. Уитмена «Тебе»; стихотворение Р. Киплинга «Заповедь»; репродукция картины Леонардо да Винчи «Наброски голов» | Главы из повести В. К. Железникова «Чучело» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | В. К. Желез- ников. «Чучело» Преданность и предательство | 1 | Уроки изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Обзор содержания повести В.К.Железникова «Чучело» | Уметь устно и письменоо передават содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь использовать различные виды пересказа (подробный с элементами комментария, с творческим заданием) | Текущий, УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок изуче- ния нового го закрепления знаний | Обзор со- держания В. К. Же- лезникова«Чучело» | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь ис- пользовать виды пере- сказа (подробный, с элементами комментария, с творческим заданием) | Текущий, УО | Экранизация Литературного произведения | План харак- теристики ного героя, фрагменты фильма Ро-лана Быкова «Чучело» | Повесть А. Г. Алексина докия» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | А. Г. Алек- син. «Безум- ная Евдокия». Взаимоотно- шения лич- ности и кол- лектива, педагога и учеников | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав по- вести А. Г. Алек- сина «Бе- зумная Евдокия» | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, ДПР | Задание 15 (учебник, с. 106) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Воспитание «таланта человечности» | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав повести А. Г. Алексина «Безумная Евдокия» | Уметь раз- личать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Репродукция картины П. Пикассо «Плачущая женщина» | Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» (к уроку 43) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Развитие речи. Рецензия на прочитан- ную книгу | 1 | Урок контроля | Рецензия на прочитанную книгу | Уметь подбирать аргументы, фор- мулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Уметь писать сочинение по лите- ратурным | Итоговый, ДС | Памятка «Как написать рецензию» | Рецензия на одну из самостоятельно прочитанных книг А. Алексина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | В. Г. Распутин. «Уроки фран- цузского». Проблема пробуждения совести и про- блема памяти в рассказе | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Роль заглавия в художе ственном произведении | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжа- том или раз- вернутом виде | произведениям и на основе жизненных впечатлений Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Текущий, УО | Репродукция фрагментов фрески Мике- ланджело «Со- творение чело- века» | Портрет писателя, иллюстрации к про- изведению, рабочая тетрадь(с. 37-39), фрагменты фильма Е. Ташкова«Уроки француз ского» | Материалы о В. М. Шук- шине (учеб- ник, с. 133- 135); индиви- дуальное задание: подгото- вить доклад о жизни писателя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | В. М. Шук- шин. «Креп- кий мужик». Герои В. Шук- шина как от- ражение авторской системы нрав ственных ценностей | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепления знаний | Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Шукшина | Уметь со- ставлять план, тезисы, конспект | Уметь отвечать на вопросы, раскры- вающие знание и понимание текста произ- ведения | Текущий, УО | В. С. Высоцкий «Памяти Васи- лия Шукшина» | Портрет писателя, иллюстра- ции к про- изведению | Рассказ В. М. Шукши- на «Крепкий мужик!» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Интерес писателя к человеку | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ рассказа В. М. Шукшина «Крепкий мужик» | Уметь ис- пользовать монологическую и диалогическую речь | Уметь использовать различные виды пересказа (с элементами комментария, с творческим заданием) | Текущий, УО | Историческая справка о Ге- рострате | Рабочая тетрадь(с. 40-42) | Рассказ 0. Генри «Дары волхвов» (к уроку 47) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Развитие речи. Очерк о малой ро- дине в худо- жественно- публицисти- ческом стиле | 1 | Урок контроля | Очерк как эпический жанр | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | Итоговый, С | Рабочая тетрадь (с. 43-46) | Написать очерк о своей «малой родине» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | 0. Генри. «Дары вол- хвов». Красота души героев | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепления знаний | Нравственные ценности в жизни героев рассказа. Способы выражения авторской позиции и оценки | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакрми-тельное, просмотровое, поисковое и др.) | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, ДПР | Рисунки к жур- налу «Париж- ская мода» и «Театральная жизнь» конца XIX века; стихотворения А. С. Пушкина, Б. Ш. Окуджавы | Рабочая тетрадь (с. 47-49) | Раздел III, за- дание 2 (с. 49) в рабочей тет- ради по лите- ратуре | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Подведем итоги. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, отработки навыков | Темы сочинений: «Не только уроки французского» (по рассказу В. Г.Распутина) «Две учительницы» (по рассказам А.Г.Алексина и В. Г. Распутина «Спешите делать добрые дела (по произведениям раздела «Я и другие») | Уметь использовать монологическую и диа-логическую речь | Уметь составлять план и писать отзыв о произведении | Итоговый, С | Сочинение на одну из предложенных тем (учебник, с. 151) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Я и мир: вечное и преходящее (с приложением) (18 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Герои и обстоятельства | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации | Текущий, УО | Репродукции картины С. Дали «Архитектурное воспоминание...», М. Эшер «Рука с отражающей сферой»; стихотворение Д. С. Самойлова «Зрелость» | Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»; выучить стихотворение Д. Самойлова «Зрелость» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | М. А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий выборочный, с элементами комментария) | Текущий, ПР | Портрет писателя, иллюстрации к произведению, фрагменты фильма С.Бондарчука «Судьба человека» | Вопросы 7-10(письменно)(учебник, с 169) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария) | Текущий, ПР | Портрет писателя, иллюстрации к произведению, фрагменты фильма С. Бондарчука «Судьба человека» | Вопросы 7-10 (письменно) (учебник, с. 169) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Нравствен ный «стер- жень» харак- тера А. Соко- лова | 1 | Урок изучения нового материала и первично- го закрепления знаний | Особенности композиции рассказа | Уметь ис- пользовать монологическую и диа логическую речь | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Стихотворение А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре...» | Иллюстра- ции к про- изведению, рабочая тетрадь (с. 50-52) | Фрагменты из повести В. В. Быкова «Круглянский мост» (к уроку 53) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Развитие речи. Сочинение | 1 | Урок кон- троля | Сочине- ние о са- мом сильном впечатлении детства | Уметь подбирать аргу- менты, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей дея- тельности | Уметь пи- сать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | Итоговый, С | Рабочая тетрадь (с. 53) | См. урок 51 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | В. В. Быков. «Круглян- ский мост». Композиция. Композици- онные прие- мы - «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением» | 1 | Урок ком- плексного применения знаний, умений, навыков | Уметь выделять характерные причинно-след- ственные связи; уметь сравнивать и сопоставлять | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, ДПР | Историческая справка | Портрет писателя, иллюстра- ции к про- изведению | Вопросы 3, 5, 8,11 (устно); вопросы 12 и 13(письмен- но) (учебник, с. 130). Выра- зительное чте ние стихотворения Ю. Ле-витанского «Ну что с того, что я там был...» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Ю. Д. Леви- танский. «Ну что с того, что я там был...». Влияние вой- ны на человека, на его жизнь и внутренний мир | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ стихотво рения Ю. Д. Ле- Витанского «Ну что с того, что я там был...» | Уметь пере- фразировать мысль, выби- рать и ис- пользовать выразительные средства языка | Уметь выра- зительно чи- тать художе- ственные тексты, учить их наизусть | Текущий, УО | Репродукция картины Пите- ра Брейгеля «Притча о сле- пых», фраг- менты из книги А. Шагалова «В. Быков. По- | Аудиозапи- си песен военных лет | Прочитать главы из повести Ч. Т. Айтматова «Первый учитель» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Ч. Т. Айтма- тов. «Первый учитель». Подвиг учи- теля Дюй- шена | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Нравст- венная красота характера героя | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжа- том или развернутом виде | Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | Текущий, УО | Историческая справка, сти- хотворение А. А. Возне- сенского «Са- га» и Г. Ф. Шпаликова «Людей теряют только раз...» | Фрагменты фильма А. Михал- кова-Кон- чаловского «Первый учитель» | Материалы о Ч. Айтма- тове (учебник, с. 195); воп- рос 19 (пись- менно) (с. 216), стихотворения А. А. Вознесенского и Г. Ф. Шпаликова выучить | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | К. Г. Пау- стовский. «Мещерская сторона». Вспоминая Паустовского | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первично- го закрепле- ния знаний | Жизнь и творчество К. Г. Пау- стовского | Уметь составлять план, тезисы, конспект | Уметь целе- направленно искать ин- формацию на основе знания ее источников и умения работать с ними | Темати- ческий, дс | Статья М. И. Мещерякова «К. Г. Паустов- ский», очерк Р. И. Фраермана «Любимый друг» | Портрет писателя, иллюстра- ции к про- изведению | Сочинение- миниатюра «Письмо к другу»; главы из книги К. Г. Паустовского «Мещерская сторона» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Бескорыст- ная любовь к обыкновен- ной земле | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первичного закрепления знаний | Анализ глав из книги К. Г. Пау- стовского «Мещерская сторона» | Уметь осоз- нанно бегло читать, ис- пользовать различные виды, чтения | Уметь отвечать на вопросы, рас- крывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, СР | Репродукции картин И. И. Левитана, Б. Смирнова-Русецкого «Отражение», «Предрассветный час» | Иллюстра- ции к про- изведению | Раздел II, за- дание 1 (с. 55) в рабо- чей тетради по литературе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Необыкно- венный мир красок, зву- ков и запахов | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первичного закрепления знаний | Художе- ственное своеобра- зие книги К. Г. Паустовского «Мещерская сторона» | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь ана- лизировать и интерпре- тировать произведение | Текущий, ПР | Рабочая тетрадь (стр. 54-58) | Раздел III, за- дания 2,3 (с. 57) в рабочейтет-ради по литературе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Развитие ре- чи. Сочине- ние-миниа- тюра о род- ном крае | 1 | Урок кон- троля | Сочинение- миниатюра о родном крае | Уметь под- бирать аргу- менты, фор- мулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | Итоговый, С | Памятка «Как рабо- тать над со- чинением» | Стихотворе ния А. С. Пушкина «Зимнее утро», М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Лирический герой и автор лирического произведения | 1 | Урок изуче- ния нового материала и первичного закрепления знаний | Сравнение, контраст, ме- тафора как средства художествен ной изобразительности | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуника- тивной задачей | Уметь выра- зительно читать художественные тексты; учить наизусть стихотворные тексты | Текущий, УО | Портрет поэта, ил- люстрации к произве- дению, рабочая тетрадь (с. 60-62) | Выучить сти- хотворение М. Ю. Лер- монтова «Ко- гда волнуется желтеющая нива...» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | В. С. Высоц- кий. «Я не люблю». По- нятие об ав- торском стиле | 1 | Урок изу- чения ново- го материала и первично- го закрепления знаний | Анализ сти- хотворения В. Высоцкого «Я не люблю» | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникатив ной задачей | Уметь вы- разительно читать худо- жественные тексты; учить наизусть стихотворные тексты | Текущий, ПР | Воспоминания отца В. С. Вы- соцкого | Ответ на воп- рос «Что та- кое «вечное» и «преходящее»? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Лирический герой и автор лирического произведения | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Жанры лирической поэзии | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь выра- зительно чи- тать художе- ственные тексты; учить наизусть | Текущий, ДСР | Стихотворение Ю. Д. Левитан- ского «Падали листья осеннего сада...» | Составить собственную таблицу ценностей; ответить на вопросы к разделу IV (учебник, с. 248) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Подведем итоги. Подго- товка к домашнему сочинению | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, отработки навыков | Темы сочинений: «Что я отношу к категории вечных ценностей» (по произведениям раздела IV), «Человек на войне: торжество духа или опустошение души?» (по произведениям раздела IV) | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь составлять план, тезисы, конспект | Итоговый С | Статья «Лирический герой и автор лирического произведения» | Написать сочинение на одну из предложенных тем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Сонеты У. Шекспира | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Знакомство с творчеством У. Шекспира | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь выразительно читать художественные тексты, учить наизусть | Текущий, УО | Сонеты А. Данте, Ф. Петрарки | Рабочая тетрадь (с. 63-64) | Выучить сонет У. Шекспира | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Развитие речи. Сочинение | 1 | Урок контроля | Сочиняем стихотворение твердой формы | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | Итоговый, С | Памятка «Как работать над сочинением» | Задание 6 (с. 64) в рабочей тетради по литературе; выразительное чтение стихотворений (с. 238-247), одно из стихотворений выучить | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | «Я помню чудное мгновенье...» | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Литературно-музыкальная композиция по любовной лирике поэтов XIX-XX веков | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные сред-ства языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь выразительно читать художественные тексты, учить наизусть | Тематический, ПР | Итоговые вопросы по учебнику (с: 249); послесловие авторов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение (2ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67-68 | Обобщение. Итоговая проверочная работа | 2 | Урок контроля | Контрольная работа по курсу литературы . 7 класса | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникатив ной задачей | Уметь составлять план и писать отзыв о произведении | Итоговый, КР | Рассказ Ф. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда» | Рабочая тетрадь (с. 65-70) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69-70 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....