Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе образовательного стан­дарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2010).

Программа рассчитана на 70  часов в год ( 2 часа в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc414 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                 7  к л а с с

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе образовательного стан дарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеев Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Балаcс, 2006).

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • сочинений: классных - 6,
  • домашних - 4;
  • проверочных работ - 1.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирован у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственность целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Бунеев, Р. Н. Литература. 7 класс («Путь к станции Я») [Текст]: учебник: в 2 кн. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М.: Баласс, 2009. - (Серия «Свободный ум»);

методических пособий для учителя:

Борова, Е. С. Уроки литературы в 7 классе по учебнику «Литература» («Путь к станции Я» [Текст] : методические рекомендации для учителя / Е. С. Барова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой Р. Н. Бунеева. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2006. - 224 с. - (Серия «Свободный ум»).

Дополнительная литература для учителя:

Аркин, И. И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика [Текст] : кн. для учителя / И. И. Аркин. - М. : Просвещение, 2008.

Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литератур в школе [Текст] / Г. И. Беленький. - М. : Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русского языка и литературы).

Беляева, Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированно подхода к учащимся [Текст]: книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. - М. : Вербум, 2004.

Войтушенко, В. Д. Н. А. Некрасов - редактор Л. Н. Толстого [Текст] / В. Д. Войтушенко Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М. И. Бойко. - Киев, 1972. С. 88-95.

Володина, Н. В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературн критической статьи [Текст] / Н. В. Володина // Проблема личности автора в процессе изучен литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. - Вологда, 1984.-С. 84-93.

Воробьев, П. Г. Принципы и методы изучения биографии писателя [Текст] / П. Г. Воробьев Преподавание литературы в 8 классе / под ред. В. В. Голубкова. - М.: Просвещение, 1958. - С. 5-50.

Демиденко, Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы Е. Л. Демиденко. - М. : Дрофа, 2006.

Дорофеева, М. Г. Изучение творчества В. М. Шукшина в школе [Текст] / М. Г. Дорофее [и др.].-СПб., 1998.

Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Николаева. - М. : Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).

Каплан, И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах [Текст] : пособие для учителя / .Е. Каплан. -М.: Просвещение, 1964.

Каплина, В. С высоты шукшинского Пикета [Текст] : книга-репортаж о Шукшинских чтениях. К 70-летию В. М. Шукшина / В. Каплина, В. Брюхов. - Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1998.

Касторская, М. П. Изучение биографии писателя в 5-7 классах [Текст] / М. П. Касторская // Очерки по методике литературного чтения в 5-7 классах средней школы / под ред. А. Д. Александрова. -М. ; Л., 1951.-С. 120-140.

Крайванова, А. Р. Проблема личности писателя при работе над текстом литературного произведения в школе [Текст] / А. Р. Крайванова // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. - Вологда. 1984.-С. 40-46.

Маранцман, В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе: На пути к Пушкину [Текст]: |2 ч. / В. Г. Маранцман. - М.: Владос, 1999.

Петухова, Т. Н. Изучение биографии Некрасова в 5-7 классах [Текст] / Т. Н. Петухова // Очерки  по методике литературного чтения в 5-7 классах средней школы / под ред. А. Д. Александрова. - М.; Л., 1951. - С. 141-161.

Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе Текст] : книга для учителя /хост. Е. П. Пронина. - М. : Просвещение, 1985.

Сафонова, А. М. Изучение творчества А. М. Горького в школе [Текст]: пособие для учителя / .М. Сафонова. - Киев, 1987.

Шинина, А. В. Изучение биографии писателя (на материале Л. Н. Толстого) [Текст] / А. В. Шининa // Межпредметные связи при изучении литературы в школе / под ред. Е. Н. Колокольцева. -1990.-С. 65-82.

Шолохов в школе [Текст] : книга для учителя / сост. В. В. Гура [и др.] ; под ред. В. В. Гуры, . Ф. Курдюмовой. -М. : Просвещение, 1986.

Дополнительная литература для учащихся:

Азбукин, В. Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературных материалов [Текст] :  для учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. - М. : Просвещение, 1984.

А. С. Пушкин Школьный энциклопедический словарь [Текст] / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин; под ред. Коровина В. И. - М. : Просвещение, 1999.

Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературе для 7 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова - М. : Баласс, 2009. - (Серия «Свободный ум»). Граник, Г. Г. Русская литература. От былин до Крылова [Текст] : книга для чтения / Г. Г. Граник Л. А. Концевая. - М. : Баласс, 2007. - 240 с.: ил. Древнерусская литература [Текст] : книга для чтения. 5-9 классы / сост., вступ. ст., примеч. . Рогачевской. - М.: Школа-Пресс, 1996.

Катина, В. С высоты шукшинского Пикета [Текст] : книга-репортаж о Шукшинских чтениях. [70-летию В. М. Шукшина / В. Каплина, В. Брюхов. - Барнаул : ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1998.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст] : в 3 ч. Ч. 1. / гл. ред. СИ. Самсонов М.: Либерея, 1998.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст]: в 3 ч. Ч. 2. /гл. ред. С. И. Самсонов -М.: Либерея, 1999.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст] : в 3 ч. Ч. 3 / гл. ред. С. И.. Самсонов. - М. : Либерея, 2000.

Пушкин и его время, 1799-1837 : Посвящ. 200-летию со дня рождения поэта [Текст]: сб. / предисл. М. Филина. -М. : ТЕРРА, 1997.

Русская литература [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. - М. : Дрофа, 1998.

Русская литература [Текст] : популярная иллюстрированная энциклопедия /СВ. Стахорсжий. - М. : Дрофа-Плюс, 2007.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглое. -М.: Просвещение, 1990.

Русские писатели. XIX век. Биографии [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / А. Н. Архангельский [и др.]. -М.: Дрофа, 2000.

Русские писатели. XX век. Биографии [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / В. В. Агеносов [и др.]. - М.: Дрофа, 2009.

Русские писатели. Библиогр. словарь [Текст] : в 2 ч. У ред.-сост. П. А. Николаев. - М. : Просвещение, 1990.

Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-Л / Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2002.

Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. Ы-ЯI Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2002.

Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-М / Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2005.

Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. Н-Я / Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2006.

Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] / сост. В. И. Новиков, Г. А. Шкловский. -М. : Педагогика-Пресс, 1998.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2 : XIX и XX века / гл. ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1 : От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 9. Русская литература. Ч. 1 : От былин и летописей до классики XIX в. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 9. Русская литература. Ч. 2 : XX век / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999.

Энциклопедия литературных героев [Текст]. - М.: Агроф, 1997.

Я познаю мир : Детская энциклопедия. Литература [Текст] / авт.-сост. Н. В. Чудакова. - М.: ACT, 1988.

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit. 1 september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

ВтНоГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

http://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/        t

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

http ://www. foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия

iltp://litera.ru/stixiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» thttp://www.feb-web.ru

Писатели и литературные произведения

Герцен Александр Иванович http://www.gercen.net.ru ,

Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru

Лермонтов Михаил Юрьевич г1 http://www.lermontow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru

Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН. 7 КЛАСС

П/П

Тема

Количество часов

В том числе

развитие речи

сочинения

проверочные работы

1

Введение

1

2

Раздел I. Я и мое детство

16

1

1

-

       3

Раздел II. Я и Я

20

2

2

    4

Раздел III. Я и другие

11

3

3

      5

Раздел IV. Я и мир: вечное и преходящее (с приложением)

18

4

4

-

6

Обобщение

2

1

68

10

10

1

Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).

Кроме произведений, включенных в Примерную программу по литературе для 5 класса, гая программа предусматривает изучение художественных произведений, обозначенных программе (выделено курсивом).

Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими  курсами. Курс литературы 5 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:

Русский язык:

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступлние , доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк)

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым),  приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

 Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Основные выразительные средства фонетики.

Основные выразительные средства словообразования.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

 Основные выразительные средства морфологии.

 Основные выразительные средства синтаксиса.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведен устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

История:

Восстание под предводительством Е. Пугачева.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА (70 ЧАСОВ)

П/П

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание тем учебного курса

1

2

3

4

Основное содержание

70

Введение

1

Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель

Раздел 1. Я и мое детство

16

Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, ее отражение в литературе. Традиции автобиографической литературы. Для текстуального изучения:

А. И. Герцен «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы*. Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности. М. Горький «Детство» (главы). Автобиографическое повествование. История детской души в повести М. Горького. С. Есенин «Письмо матери». Для обзорного изучения:

М. И. Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы.

Ш. Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары.

Лирическая исповедь. Стихи - воспоминания о детстве: И. Бунин «Детство», К. Симонов «Тринадцать лет...», А. Тарковский «Белый день», М. Цветаева «В субботу», С. Есенин «Мой путь». Теория литературы.

Художественная автобиографическая литература. Мемуарная литература. Объективное и субъективное в литературе. Автор и его герой. Понятие о литературной традиции

Раздел 2.    Я и я...

20

Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике. Для текстуального изучения:

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери.

A.        Грин «Алые паруса» (в сокращении). Вера в прекрасное и мечта о счастье. Сотворение чуда для любимого человека.

B.        Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.Для обзорного изучения:

A.        С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный...». Философские размышления о предназначении человека.

B.        Г. Короленко «Слепой музыкант» (главы). Истинная слепота и духовное прозрение героя.

Л. А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя.

К. Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент).

Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.

А. Франк «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны.

Стихи: Н. Огарев «Хандра», Ю. Левитанский «Диалогу новогодней елки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике. Теория литературы.

Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма

Раздел 3. Я и другие

11

Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте. Для текстуального изучения:

В. М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои В. М. Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку.

A.Г. Алексин «Безумная Евдокия» (в сокращении).
Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности».

B.Г. Распутин «Уроки французского». Проблема пробуждения совести
и проблема памяти в рассказе.

О. Генри «Дары волхвов». Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа. Для обзорного изучения: В. К. Железников «Чучело» (главы).

Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: А. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...», Р. Киплинг «Заповедь», Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», А. Яшин «Спешите делать добрые дела», Б. Окуджава «Прощание с новогодней елкой». Теория литературы.

Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя

Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (с приложением)

18

Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе. Для текстуального изучения:

М. А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова, особенности композиции рассказа.

Ю. Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека - на его жизнь и внутренний мир. Ч. Т. Айтматов «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.

К. Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь  к обыкновенной земле. Для текстуального и обзорного изучения:

Стихи о вечном и преходящем: А. С. Пушкин «Зимнее утро», Ю. Левитанский «Падают листья...», В. Высоцкий «Я не люблю», А. Вознесенский «Сага», Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...». Сонеты У. Шекспира; стихи о любви: А. С. Пушкин «Ты и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Признание»; М. Ю. Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает...», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски»; А. К. Толстой «Средь шумного бала...», Ф. И. Тютчев «Я встретил вас...», А. Ахматова «Песенка», М. Цветаева «Как правая и левая рука...», «Наконец-то встретила...»; В. Багрицкий «Ты помнишь дачу...», М. Петровых «Назначь мне свиданье...», М. Светлов «Все ювелирные магазины - они твои...», Д. Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил..., В. Высоцкий «Баллада о любви».

Теория литературы.

Композиция. Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле.

Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии

Обобщение

2

Итоговая проверочная работа

Резерв свободного времени

2

Средства обучения

Технические средства обучения:

   1. Компьютер.

  1. Экран.
  2. Мультимедийный проектор.

Печатные пособия:

Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII-XIX вв.».

Портреты для кабинета литературы «Русские  писатели XX в.».

Таблицы «Теория литературы в таблицах».

Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание И. Даль).

        Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).

    Репродукции:

    1. Набор репродукций «Изохрестоматия русской живописи».

        2. Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».

        Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:

    1. М. Ю. Лермонтов.

    2. Н. В. Гоголь.

    3. Ф. М. Достоевский.
   4. Л. Н. Толстой.

    5. А. А. Блок.

                             6. С. А. Есенин.

   7. В. В. Маяковский.

:      8. Поэты Серебряного века.

    Альбомы раздаточного материала по литературе:

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. Л. Н. Толстой.
  3. Н. В. Гоголь.
  4. Ф. М. Достоевский.

Комплексные справочные издания на CD, DVD:

  1. CD «Английская и американская литература» (DVD-box).
  2. CD «Библиотека мировой литературы» вып. 1 (DVD-box).
  3. CD «Библиотека русской классики» вып. 1-3 (DVD-box).
  4. CD «Древнерусская культура: литература и искусство» (DVD-box).
  5. CD «Мифы Древней Греции».
  1.    CD «Русская драматургия: от Сумарокова до Хармса» (DVD-box).
  2. CD «Русская литература 8-11 классы».
  3. CD «Русская литература от Нестора до Маяковского» (DVD-box).
  4. CD «Русская поэзия (XVB-XX вв)» (DVD-box).

10.        Аудиокниги (комплект CD),,

Видеофильмы на DVD:

  1. «Пушкин А. С. Лицейские годы».
  2. «Древнерусская литература 10-11кл.».
  3. «Из истории русской письменности - 2».
  4. «Классики русской литературы».
  5. В мире русской литературы – 1,2

п/п

Тема

 урока

Кол-во

ча сов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требовании к уровню подготовки

Вид

контроля

Элементы дополни     тельного содержания

Средства обучения

Домашнее

задание

Дата проведения

общеучебные

специальные

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Введение

1

Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы

1

Литературный герой и читатель

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

Текущий,

ДС

Роды литератур-

ных произведений

Выставка книг, рабочая тетрадь

(с.1-4)

Наизусть стихотворение И.А.Бунина     «Детство»; мини-сочинение «Мои детские воспоминания»

Раздел I. Я и мое детство (16 ч)

2

Автобиографическая и мемуриальн- ая литература

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Традиции автобиографической литературы

Уметь сравнивать сопоставлять различные явления

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

Текущий, УО

Стихотворение И.А.Бунина «Детство», стихотворение К.М.Симонова «Тринадцать лет. Кино в Рязани»

Биография А.И.Герцена

( учебник, с.11); глава 3 из книги «Былое и думы»

3

А.И.Герцен «Былое и думы». Роль отрочества в становлении личности автора

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с биографией Герцена; анализ глав романа «Былое и думы»  

Уметь осознанно бегло читать, используя различные виды чтения

Уметь использовать различные виды пересказа

(подробный, краткий, выборочный)

Текущий,

ДС

Воспоминание А.И.Герцена

Портрет писателя,

http//www.

gercen.net.ru

Глава 4 «Ник и Воробьевы горы»; сочинение-миниатюра «Мой любимый друг»

4

Личность автора, её отражение в литературе

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ глав романа «Былое и думы»

Умет устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

Текущий, ДПР

Н.П.Огарёв «Три мгновения»

Задания 12,13, учебник (с.29)

5

«Былое и думы» как образец мемуарной литературы

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Что такое

мемуары?

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь составлять планы и писать отзыв о произведении

Текущий, УО

С. Е. Шаталов «А. И. Герцен. Жизненный и творческий путь»

Главы 1-10 из повести Л. Н. Толстого «Детство»

6

Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество». Внутренний мир героя

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого

Уметь осознанно бегло читать, используя различные виды чтения

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, ДСР

Репродукции

картин

П. Федотова

Портрет писателя, таблица «Л. Н. Толстой», http://www. tolstoy.ru

Задание 3 (с. 7) в рабочей тетради по литературе; главы 11-15 из повести Л. Н. Толстого «Детство»

7

Работа над собой, нравственное становление личности

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ глав повести

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)

Текущий, УО

Схемы характеристики литературного героя

Главы 16-24 из повести Л. Н. Толстого «Детство»; задание 2 (с. 6) в рабочей тетради по литературе

8

Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Проявление чувств героя

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

Текущий, УО

Главы 25-28 из повести Л. Н. Толстого «Детство»; вопросы 9, 10 на с. 50 учебника

9

Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний

. 1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Взаимоотношения детей и взрослых

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

Текущий, УО

Рабочая тетрадь (с. 5-7)

Главы из повести «Отрочество» (по желанию повесть может быть прочитана целиком)

10

Тема детской

открытости

миру

1

Урок ком-

плексного

применения знаний, умений, навыков

Обзор

содержа-

ния повести

Уметь устно

и письменно

передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь осоз-

нанно, твор-

чески читать художественные произведения разных жанров

Текущий,

дс

Биография

М. И. Цве-

таевой (учебник, с. 52-54); прочитать главы из «Воспоминаний» (с. 54-61); задание 17 (с. 50)

11

М. И. Цве-

таева. «Отец

и его музей»

Особенности

мемуарной

литературы

1

Урок изучения нового

материала

и первично-

го закрепления знании

Знакомст-

во с био-

графией

М. И. Цве-

таевой;

анализ глав произведения

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжатом или развернутом виде

Уметь ис-

пользовать

различные

виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием)

Текущий,

УО

Стихотворение

М. И. Цветае-

вой «В субботу»

Портрет

писателя

Статья

о С. А. Есени-

не, его стихи

(учебник,

с. 63-66). Сти-

хотворение «Письмо матери» наизусть

12

С. А. Есенин.

Лирика. Эмо-

циональная

искренность

и философ-

ская глубина поэзии Есе-

нина

1

Урок изучения нового

материала

и первично-

го закрепления знании

Жизнь

и творчество С. А.    Есенина.

Анализ

стихотворений

Уметь использовать

выразитель-

ные средств

языка в соответствии

с коммуника-

тивной задачей

Уметь выра-

зительно чи-

тать стихо-

творные

тексты, за-

ученные наи-

зусть

Текущий,

УО

Портрет

поэта

Статья

о М. Горьком

(учебник,

с. 68-69);    главы 1-4

из повести

М. Горького

«Детство»

13

М. Горький.

«Детство».

Автобиогра-

фическое

повество-

вание

1

Урок изучения нового

материала

и первично-

го закрепления знании

Знакомство с биографией

М. Горького

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или развернутом виде

Уметь отве-

чать на вопросы, раскрывающие

знание и понимание текста

Текущий,

ДС

Портрет писателя, таблица

«Повесть

А. М- Горького «Детство»

Главы 5-8;

сочинение-

миниатюра

«Самый близ-

кий мне чело-

век»; индивидуальные задания: «Алеша и Цыганок», «Алеша и Хорошее Дело»

14

Изображение быта и характеров

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ глав повести «Детство»

Уметь составлять план

Уметь аназизировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Стихотворение Саши Чёрного «Утешение»

Схема характеристики литературного героя

Главы 9-13, перечитать эпизоды, связанные с дедом Алеши

15

История детской души в повести М. Горького

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ глав повести «Детство»

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Репродукции

картин

И. Е. Репина

Статья о Шарлотте Бронте и главы из романа «Джен Эйр» (учебник, с. 87-99)

16

Ш. Бронте. «Джен Эйр». Автобиографическое начало в романе

1

Урок комплексного применения

знаний, умений, навыков

Вымышленные мемуары

Уметь отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь писать отзыв о произведении

Текущий, ДСР

Вопросы 1, 2, 3,6,11 на с. 100 учебника

17

Подведем итоги. Подготовка к домашнему сочинению «Доброта и жестокость в жизни героев А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, М. Горького, Ш. Бронте»

1

Урок комплексного применения знаний, умений, отработки навыков

Обобщение материала раздела! «Я и мое детство»

Уметь контролировать и оценивать свою деятельность

Уметь писать сочинение по литературным произведениям

Итоговый,

ДС

Репродукция картины Сальвадора Дали «Мадонна Порта Льигата»

Памятка «Как готовиться к сочинению»

Сочинение

Раздел II .Я и Я(20)

18

В. Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести

1

Нравственные проблемы художественной литературы

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения раз-ных жанров

Текущий, ДСР

Репродукция картины С. Дали «Рождение нового человека», стихотворение Г. Апол-линэра «Кортеж»

Рабочая тетрадь (с. 8-10)

Рассказ В. Ф. Тендрякова, биографическая справка о писателе (учебник, с. 104-117). Раздел II, задание 3 на с. 24 рабочей тетрада по литературе

19

Герой худо-

жественного

произведе-

ния, его ха-

рактер, по-

ступки

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ рассказа В.Тендрякова «Хлеб для собаки»

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализиро вать и интерпритиро вать произведе ние

Текущий, УО

Схема характеристики литературного героя

Главы из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант (учебник, с 119-147)»

20

В. Г. Коро-

ленко. «Сле-

пой музы-

кант».Истин-

ная слепота

и духовное

прозрение

героя

1

Урок изучения нового

материала

и первичного закрепления знаний

Анализ

глав повести

В. Короленко

«Слепой

музыкант»

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или раз-

вернутом

виде

Уметь отвечать на вопросы, раскры-

вающие знание

и понимание

текста

Текущий,

СР

Репродукции

картин

Портрет

писателя

Вопросы 6,7,

9,10 (учебник,

с. 147); фраг-

менты из повести Л. А. Кассиля «Ранний

восход»

21

Л, А. Кас-

силь. «Ран-

ний восход».

Духовное

становление

героя

1

Урок изучения нового.

Материала

и первично-

го закрепления знаний

Приемы

создания

характера

в эпосе,

драме,

лирике

Уметь под-

бирать аргу-

менты, фор-

мулировать

выводы

Уметь отве-

чать на вопро-

сы, раскры-

вающие знание

и понимание

текста

Текущий,

УО

Портрет писателя

Вопросы 4, 5

(учебник,

с. 166); вы-

учить стихо-

творение

А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...»

22

А. С. Пушкин.

«Дар напрас-

ный, дар слу-

чайный...»,

«Моцарт

и Сальери».

Философские

размышления

о предназначе-

нии человека

1

Урок изучения нового

материала

И первично-

го закрепления знаний

Анализ

стихотворения

А. С. Пушкина «Дар

напрасный, дар

случайный...»

Уметь пере-

фразировать

мысль, выбирать и ис-

пользовать

выразительные средства

языка

Уметь выра-

зительно чи-

тать стихо-

творения

Текущий,

УО

Портрет

поэта,

http://www.

Aleksandr

pushkin.

net.ru

Прочитать

трагедию

«Моцарт

и Сальери»

23

«Гений и злодейство»

в маленькой

трагедии

1

Урок ком-

плексного

применения

знаний

умений,

навыков

Характеры Моцарта,

Сальери

Уметь осоз-

нанно бегло

читать, ис-

пользуя различные виды чтения

Уметь ана-

лизировать

и интерпре-

тировать произведение

Текущий,

ДПР

Рабочая

тетрадь

(с. 23-25)

Вопрос 10

(учебник, с. 261);

главы .1-3

из повести А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

24

А. С. Пушкин

«Капитанс кая

дочка».

Становление

характера

Гринева

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Герой в эпическом произведении

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Текущий, УО

Историческая справка о восстании под предводительством Емелья-на Пугачева

Портрет поэта, книги о его жизни, альбом фотоснимков, рабочая тетрадь (с. 11-15), http://puskin. niv.ru

Главы 4-6 из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

25

Понятия «литературный герой», «характер»

1

Урок изучения нового материала ц первичного закрепления знаний

Приемы

создания

характера

в эпосе,

драме,

лирике

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Схема характеристики литературного героя, http.V/puskin. niv.ru

Главы 7—10 из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

26-

27

Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении

2

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ глав  романа;          характеристика героев

Уметь сравнивать и сопоставлять литературных героев

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, ПР

Рабочая тетрадь (с. 16-18), http://puskin. niv.ru

Главы 11-14 из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

28

Сюжет, конфликт, проблема повести

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Анализ глав романа; характеристика героев

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Умение составлять планы и писать отзывы о прочитанных произведениях

Тематический, ДСР

Таблица «А.С.Пушкин «Капитанская дочка», http://puskin. niv.ru

Задания 9, 10 учебник, с. 252; раздел И, задание 3; раздел III, задание 1 в рабочей тетради по литературе (с. 9-12)

29

Развитие речи.

Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок контроля

Характеристика литературного героя

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь писать сочинения по литературным произведениям

Итоговый, С

Рабочая тетрадь (с. 20-22)

Написать сочинение-характеристику

30

Мотив одиночества в лирике

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ стихотворений Н.П.Огарёва»Хандра», А.Макаревича «Пока горит свеча»

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь выразительно читать поэтические тексты

Текущий, УО

Стихотворение Н.П.Огарёва»Хандра»,отрывок из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», ст-е А.Макаревича «Пока горит свеча»

Фрагмент из книги С.Таунсенд «Дневники Андриана Моула»; Биографическая справка о писательнице (учебник, с.266)

31

Сью Таунсенд «Дневники Андриана Моула». Ранимая душа подростка, её мечты и их  их реализация в жизни

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ произведения Сью Таунсенда «Дневники Андриана Моула».

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать  на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Репродукция картины В.Овчинникова «Св.Себастьян»

Рабочая тетрадь (с.26-28)

Фрагмент из дневника А.Франк «Погибель»

32

Анна Франк.

«Погибель».

Духовное

становление

человека

в страшные

годы войны

1

Урок изучения нового материала

и первично-

го закрепления знаний

Анализ про-

изведения

Анны Франк

«Погибель»

Уметь осоз-

нанно бегло

читать, ис-

пользовать

различные

виды чтения

Уметь              анализировать

и интерпре-

тировать

произведение

Текущий,

УО

Историческая справка

об уничтожении евреев

Гитлером

Фрагменты

из книги «Си-

няя трава.

Дневник    пятнадцатилетней

наркоманки»

33

«Синяя трава:

дневник пят-

надцатилет-

ней нарко-

манки».

Дневник как

Литератур ная

форма

1

Урок изучения нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Обзор

содержа-

ния про-

изведения

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или раз-

вернутом

виде

Уметь отвечать на вопросы, рас-

крывающие

знание и понимание текста произведения

Текущий,

УО

Повесть

А. Грина

«Алые паруса»

34

А. Грин «Алые

паруса».

Вера в пре-

красное и меч-

та о счастье

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Знакомство с личностью

и творчеством

А. Грина

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или развернутом виде

Уметь использовать

различные

виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)

Текущий,

УО

Б. Ш. Окуджа-

ва «Песенка

о ночной Моск-

ве», Ю. Д. Ле-

витанский

«Диалог

у новогодней

елки»

Портрет

писателя,

иллюстра-

ции к про-

изведению,

презентация

Раздел I, зада-

ние 3 (с. 29)

и раздел II,

задание 1

(с. 29-30)

в рабочей тетради по литературе

35-

36

Сотворение

чуда для лю-

бимого чело-

века

2

Урок изучения нового

материала

и первичного закрепления знаний

Анализ

глав повести

А. Грина

«Алые

паруса»

Уметь ис-

пользовать

монологиче-

скую и диалогическую речь

Уметь отвечать на вопросы, рас-

крывающие знание и понимание текста произведения

Текущий,

ДСР

Презентация

«А. Грин»,

рабочая

тетрадь (с. 20-33)

Раздел III, за-

дания 1,2

(с. 33) в рабо

чей тетради по литературе

37

Подготовка

к домашнему

сочинению

«Может ли

трагедия быть маленькой?»

1

Урок  комплексного

применения

знаний,

умений,

отработки

навыков

Обобщение материала раз-

дела II

«Я и я»

Уметь использовать

монологическую и диалогическую речь

Уметь составлять

план и писать

отзыв о произведении

Итоговый,

ДС

Репродукция

картины

С. Дали «Рож-

дение нового

человека»

Памятка

«Как гото-

виться

к сочинению»

Сочинение

по предложен-

ным темам

Раздел III. Я и другие (11 ч)

38

Нравственные основы

характера

литературно-

го героя

1

Урок изучения ново-

го материала

и первично-

го закрепления знаний

Автор и его герой, выражение

авторской

позиции в художественном тексте

Уметь перефразировать

мысль, выбирать и      использовать выразительные средства языка

Уметь учить наизусть сти

хотворные

тексты; выразительно    читать художественные

тексты

Текущий, УО

Стихотворение У. Уитмена

«Тебе»; стихотворение

Р. Киплинга «Заповедь»; репродукция картины Леонардо да Винчи «Наброски голов»

Главы из повести В. К. Железникова «Чучело»

39

В. К. Желез-

ников. «Чучело» Преданность

и предательство

1

Уроки изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Обзор содержания повести В.К.Железникова «Чучело»

Уметь устно и письменоо передават содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь использовать различные виды пересказа (подробный с элементами комментария, с творческим заданием)

Текущий, УО

Урок изуче-

ния нового

го закрепления знаний

Обзор со-

держания В. К. Же- лезникова«Чучело»

Уметь устно

и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь ис-

пользовать

виды пере- сказа (подробный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Текущий,

УО

Экранизация

Литературного произведения

План харак-

теристики

ного героя, фрагменты фильма Ро-лана Быкова «Чучело»

Повесть

А. Г. Алексина

докия»

40

А. Г. Алек-

син. «Безум-

ная Евдокия».

Взаимоотно-

шения лич-

ности и кол-

лектива, педагога и учеников

1

Урок изучения нового

материала

и первичного закрепления знаний

Анализ

глав по-

вести

А. Г. Алек-

сина «Бе-

зумная Евдокия»

Уметь осознанно, творчески читать

художественные произведения разных жанров

Текущий,

ДПР

Задание 15

(учебник,

с. 106)

41

Воспитание

«таланта        человечности»

1

Урок изучения нового

материала и первичного закрепления знаний

Анализ

глав повести А. Г. Алексина «Безумная Евдокия»

Уметь раз-

личать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий,

УО

Репродукция

картины П. Пикассо     «Плачущая женщина»

Рассказ

В. Г. Распутина «Уроки французского» (к уроку 43)

42

Развитие

речи.

Рецензия

на прочитан-

ную книгу

1

Урок контроля

Рецензия

на прочитанную

книгу

Уметь подбирать аргументы, фор-

мулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь писать сочинение по лите-

ратурным

Итоговый,

ДС

Памятка

«Как написать

рецензию»

Рецензия

на одну из самостоятельно

прочитанных книг А. Алексина

43

В. Г. Распутин.

«Уроки фран-

цузского».

Проблема

пробуждения

совести и про-

блема памяти

в рассказе

1

Урок изучения нового

материала

и первичного закрепления знаний

Роль заглавия

в художе

ственном

произведении

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или раз-

вернутом виде

произведениям и на основе жизненных впечатлений

Уметь анализировать

и интерпретировать

произведение

Текущий,

УО

Репродукция

фрагментов

фрески Мике-

ланджело «Со-

творение чело-

века»

Портрет

писателя,

иллюстрации к про-

изведению,

рабочая

тетрадь(с. 37-39), фрагменты фильма Е. Ташкова«Уроки француз ского»

Материалы

о В. М. Шук-

шине (учеб-

ник, с. 133-

135); индиви-

дуальное задание: подгото- вить доклад о жизни писателя

44

В. М. Шук-

шин. «Креп-

кий мужик».

Герои В. Шук-

шина как от-

ражение

авторской

системы нрав

ственных

ценностей

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Знакомство

с жизнью

и творчеством

В. М. Шукшина

Уметь со-

ставлять

план, тезисы,

конспект

Уметь отвечать на вопросы, раскры-

вающие знание

и понимание

текста произ-

ведения

Текущий,

УО

В. С. Высоцкий

«Памяти Васи-

лия Шукшина»

Портрет

писателя,

иллюстра-

ции к про-

изведению

Рассказ

В. М. Шукши-

на «Крепкий

мужик!»

45

Интерес     писателя к        человеку

1

Урок изуче-

ния нового

материала и первичного закрепления знаний

Анализ

рассказа В. М. Шукшина «Крепкий мужик»

Уметь ис-

пользовать монологическую и диалогическую речь

Уметь использовать различные виды пересказа (с элементами комментария, с творческим заданием)

Текущий,

УО

Историческая

справка о Ге- рострате

Рабочая

тетрадь(с. 40-42)

Рассказ

0. Генри «Дары волхвов» (к уроку 47)

46

Развитие

речи. Очерк

о малой ро-

дине в худо-

жественно-

публицисти-

ческом стиле

1

Урок контроля

Очерк как

эпический

жанр

Уметь подбирать   аргументы, формулировать

выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь писать сочинение по литературным

произведениям и на основе жизненных впечатлений

Итоговый,

С

Рабочая

тетрадь

(с. 43-46)

Написать

очерк о своей

«малой родине»

47

0. Генри.

«Дары вол-

хвов».

Красота души

героев

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Нравственные

ценности

в жизни

героев рассказа. Способы выражения авторской   позиции и оценки

Уметь осознанно бегло

читать,           использовать

различные виды чтения (ознакрми-тельное, просмотровое, поисковое и др.)

Уметь осознанно, творчески читать

художественные произведения разных жанров

Текущий,

ДПР

Рисунки к жур-

налу «Париж-

ская мода»

и «Театральная

жизнь» конца XIX века; стихотворения А. С. Пушкина, Б. Ш. Окуджавы

Рабочая

тетрадь

(с. 47-49)

Раздел III, за-

дание 2 (с. 49)

в рабочей тет-

ради по лите-

ратуре

48

Подведем итоги. Подготовка к домашнему сочинению

1

Урок комплексного применения знаний, умений, отработки навыков

Темы сочинений: «Не только уроки французского» (по рассказу В. Г.Распутина) «Две учительницы» (по рассказам А.Г.Алексина и В. Г. Распутина «Спешите делать добрые дела (по произведениям раздела «Я и другие»)

Уметь использовать монологическую и диа-логическую речь

Уметь составлять план и писать отзыв о произведении

Итоговый, С

Сочинение на одну из предложенных тем (учебник, с. 151)

Раздел IV. Я и мир: вечное и преходящее (с приложением) (18 ч)

49

Герои и обстоятельства

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации

Текущий, УО

Репродукции картины С. Дали «Архитектурное воспоминание...», М. Эшер «Рука с отражающей сферой»; стихотворение Д. С. Самойлова «Зрелость»

Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»; выучить стихотворение Д. Самойлова «Зрелость»

50

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий выборочный, с элементами комментария)

Текущий, ПР

Портрет писателя, иллюстрации к произведению, фрагменты фильма С.Бондарчука «Судьба человека»

Вопросы 7-10(письменно)(учебник, с 169)

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария)

Текущий, ПР

Портрет писателя, иллюстрации к произведению, фрагменты фильма С. Бондарчука «Судьба человека»

Вопросы 7-10 (письменно) (учебник, с. 169)

51

Нравствен

ный «стер-

жень» харак-

тера А. Соко-

лова

1

Урок изучения нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Особенности

композиции рассказа

Уметь ис-

пользовать

монологическую и диа

логическую речь

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие

знание и понимание текста произведения

Текущий,

УО

Стихотворение

А. А. Блока

«Девушка пела

в церковном

хоре...»

Иллюстра-

ции к про-

изведению,

рабочая

тетрадь (с. 50-52)

Фрагменты

из повести

В. В. Быкова

«Круглянский

мост» (к уроку 53)

52

Развитие

речи.

Сочинение

1

Урок кон-

троля

Сочине-

ние о са-

мом сильном

впечатлении детства

Уметь подбирать аргу-

менты, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей дея-

тельности

Уметь пи-

сать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Итоговый,

С

Рабочая

тетрадь

(с. 53)

См. урок 51

53

В. В. Быков.

«Круглян-

ский мост».

Композиция.

Композици-

онные прие-

мы - «рассказ

в рассказе», «рассказ с обрамлением»

1

Урок ком-

плексного

применения

знаний,

умений,

навыков

Уметь выделять характерные причинно-след-

ственные

связи; уметь

сравнивать

и сопоставлять

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание

и понимание

текста произведения

Текущий,

ДПР

Историческая

справка

Портрет

писателя,

иллюстра-

ции к про-

изведению

Вопросы 3, 5,

8,11 (устно);

вопросы 12

и 13(письмен-

но) (учебник,

с. 130). Выра-

зительное чте

ние стихотворения Ю. Ле-витанского «Ну что с того, что я там был...»

54

Ю. Д. Леви-

танский. «Ну

что с того, что

я там был...».

Влияние вой-

ны на человека,  на его жизнь и внутренний мир

1

Урок изучения нового

материала

и первичного закрепления знаний

Анализ

стихотво

рения

Ю. Д. Ле-

Витанского «Ну что с того, что я там был...»

Уметь пере-

фразировать

мысль, выби-

рать и ис-

пользовать

выразительные средства языка

Уметь выра-

зительно чи-

тать художе-

ственные

тексты, учить

их наизусть

Текущий,

УО

Репродукция

картины Пите-

ра Брейгеля

«Притча о сле-

пых», фраг-

менты из книги А. Шагалова «В. Быков. По-

Аудиозапи-

си песен

военных лет

Прочитать

главы из повести Ч. Т. Айтматова «Первый учитель»

55

Ч. Т. Айтма-

тов. «Первый

учитель».

Подвиг учи-

теля Дюй-

шена

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Нравст-

венная

красота

характера

героя

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или развернутом виде

Уметь использовать

различные

виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Текущий,

УО

Историческая

справка, сти-

хотворение

А. А. Возне-

сенского «Са-

га» и Г. Ф. Шпаликова «Людей теряют только раз...»

Фрагменты

фильма

А. Михал-

кова-Кон-

чаловского

«Первый учитель»

Материалы

о Ч. Айтма-

тове (учебник,

с. 195); воп-

рос 19 (пись-

менно) (с. 216), стихотворения А. А. Вознесенского и Г. Ф. Шпаликова выучить

56

К. Г. Пау-

стовский.

«Мещерская

сторона».

Вспоминая

Паустовского

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепле-

ния знаний

Жизнь

и творчество

К. Г. Пау-

стовского

Уметь составлять

план, тезисы,

конспект

Уметь целе-

направленно

искать ин-

формацию

на основе

знания ее источников и умения работать с ними

Темати-

ческий,

дс

Статья М. И. Мещерякова

«К. Г. Паустов-

ский», очерк

Р. И. Фраермана

«Любимый друг»

Портрет

писателя,

иллюстра-

ции к про-

изведению

Сочинение-

миниатюра

«Письмо

к другу»; главы из книги

К. Г. Паустовского «Мещерская сторона»

57

Бескорыст-

ная любовь

к обыкновен-

ной земле

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного закрепления знаний

Анализ глав

из книги

К. Г. Пау-

стовского

«Мещерская сторона»

Уметь осоз-

нанно бегло

читать, ис-

пользовать различные виды, чтения

Уметь отвечать на вопросы, рас-

крывающие знание и понимание текста произведения

Текущий,

СР

Репродукции

картин

И. И. Левитана,

Б. Смирнова-Русецкого «Отражение», «Предрассветный час»

Иллюстра-

ции к про-

изведению

Раздел II, за-

дание 1

(с. 55) в рабо-

чей тетради по литературе

58

Необыкно-

венный мир

красок, зву-

ков и запахов

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного закрепления знаний

Художе-

ственное

своеобра-

зие книги К. Г. Паустовского «Мещерская сторона»

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь ана-

лизировать

и интерпре-

тировать произведение

Текущий,

ПР

Рабочая

тетрадь

(стр. 54-58)

Раздел III, за-

дания 2,3

(с. 57)

в рабочейтет-ради по литературе

59

Развитие ре-

чи. Сочине-

ние-миниа-

тюра о род-

ном крае

1

Урок кон-

троля

Сочинение-

миниатюра

о родном

крае

Уметь под-

бирать аргу-

менты, фор-

мулировать

выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь писать сочинение по литературным

произведениям и на основе жизненных впечатлений

Итоговый,

С

Памятка

«Как рабо-

тать над со-

чинением»

Стихотворе ния

А. С. Пушкина

«Зимнее утро»,

М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

60

А. С. Пушкин.

«Зимнее утро».

Лирический

герой и автор

лирического

произведения

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного закрепления знаний

Сравнение, контраст, ме-

тафора как

средства

художествен ной

изобразительности

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка

в соответствии

с коммуника-

тивной задачей

Уметь выра-

зительно читать художественные тексты;

учить наизусть

стихотворные

тексты

Текущий,

УО

Портрет

поэта, ил-

люстрации

к произве-

дению,

рабочая

тетрадь

(с. 60-62)

Выучить сти-

хотворение

М. Ю. Лер-

монтова «Ко-

гда волнуется

желтеющая

нива...»

61

В. С. Высоц-

кий. «Я не

люблю». По-

нятие об ав-

торском стиле

1

Урок изу-

чения ново-

го материала

и первично-

го закрепления знаний

Анализ сти-

хотворения

В. Высоцкого

«Я не люблю»

Уметь выбирать и использовать выразительные

средства языка в соответствии с коммуникатив ной задачей

Уметь вы-

разительно

читать худо-

жественные

тексты; учить наизусть стихотворные тексты

Текущий,

ПР

Воспоминания

отца В. С. Вы-

соцкого

Ответ на воп-

рос «Что та-

кое «вечное»

и «преходящее»?

62

Лирический

герой и автор

лирического

произведения

1

Урок изучения нового

материала

и первичного закрепления знаний

Жанры

лирической поэзии

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь выра-

зительно чи-

тать художе-

ственные тексты; учить наизусть

Текущий,

ДСР

Стихотворение

Ю. Д. Левитан-

ского «Падали

листья осеннего сада...»

Составить собственную таблицу ценностей; ответить на вопросы к разделу IV (учебник, с. 248)

63

Подведем итоги. Подго-

товка к домашнему сочинению

1

Урок комплексного

применения

знаний,

умений,

отработки

навыков

Темы сочинений:

«Что я отношу

к категории вечных ценностей» (по произведениям раздела IV), «Человек на войне: торжество духа или опустошение души?» (по произведениям раздела IV)

Уметь использовать

монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь составлять

план, тезисы, конспект

Итоговый

С

Статья «Лирический герой

и автор лирического произведения»

Написать сочинение на одну

из предложенных тем

64

Сонеты

У. Шекспира

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с творчеством У. Шекспира

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь выразительно читать художественные тексты, учить наизусть

Текущий, УО

Сонеты А. Данте, Ф. Петрарки

Рабочая тетрадь (с. 63-64)

Выучить сонет У. Шекспира

65

Развитие речи.

Сочинение

1

Урок контроля

Сочиняем стихотворение твердой формы

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Итоговый, С

Памятка «Как работать над сочинением»

Задание 6 (с. 64) в рабочей тетради по литературе; выразительное чтение стихотворений (с. 238-247), одно из стихотворений выучить

66

«Я помню чудное мгновенье...»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Литературно-музыкальная композиция по любовной лирике поэтов XIX-XX веков

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные сред-ства языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь выразительно читать художественные тексты, учить наизусть

Тематический, ПР

Итоговые вопросы по учебнику (с: 249); послесловие авторов

Обобщение (2ч)

67-68

Обобщение. Итоговая проверочная работа

2

Урок контроля

Контрольная работа по курсу литературы . 7 класса

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникатив ной задачей

Уметь составлять план и писать отзыв о произведении

Итоговый, КР

Рассказ Ф. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда»

Рабочая тетрадь (с. 65-70)

69-70

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....