Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе образовательного стан­дарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2010).

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

8 класс

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе образовательного стандаpтa основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2006).

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение сочинений:

классных - 4,

домашних -1.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Бунеев, Р. Н. Литература. 8 класс («Дом без стен») [Текст] : учебник : в 2 кн. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М.: Баласс, 2009. - (Серия «Свободный ум»);

методических пособий для учителя:

Барова, Е. С. Уроки литературы в 8-м классе по учебнику-хрестоматии «Дом без стен» [Текст]: метод, рекомендации для учителя / Е. С. Барова ; под науч. ред. Р. Н. Бунеева. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2006. - 192 с. - (Серия «Свободный ум»).

Дополнительная литература для учителя:

Альбеткова, Р. И. М. Ю. Лермонтов. Лирика. Поэма «Мцыри» [Текст]: пособие для учителя / Р. И. Альбеткова. - М., 1983.

Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литературы в шив-

[Текст.] / Г. И. Беленький. - М. Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русского языка литературы).

Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. Г. В. Самойленко. - Киев, 1988.

Миронова, Г. С. Изучение трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в VIII классе с учетом жанровой специфики [Текст] / Г. С. Миронова // Поэтика художественного текста на уроках литературы. - М., 1997. - С. 207-216.

Розанова, Л. А. О творчестве Н. А. Некрасова [Текст]: кн. для учителя / Л. А. Розанова. - М.: Просвещение, 1988.

Рыжкова, Т. В. Путь к Булгакову [Текст] /Т. В. Рыжкова. - СПб.: Глагол, 1999.

Сафонова, А. М. Изучение творчества А. М. Горького в школе [Текст]: пособие для учителя / М. Сафонова. - Киев, 1987.    

Теплинский, М. В. Изучение творчества А. П. Чехова в школе [Текст] / М. В. Теплинский. - Киев, 1985.

Тургенев в школе [Текст]: пособие для учителя / сост. Т. Ф. Курдюмова. - М.: Просвещение, 1981.

Дополнительная литература для учащихся:

   Азбукин, В. Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературных материалов [Текст] : а для учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. - М. : Просвещение, 1984.

А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь [Текст] / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин ; под ред. В. И. Коровина. - М. : Просвещение, 1999.

Граник, Г. Г. Русская литература. От былин до Крылова [Текст] : книга для чтения / Г. Г. Гра-, Л. А. Концевая. - М.: Баласс, 2007. - 240 с. : ил.

Древнерусская литература [Текст] : книга для чтения. 5-9 классы / сост., вступ. ст., прим Е. Рогачевской. -М. : Школа-Пресс, 1996.

Каплина, В. С высоты шукшинского Пикета [Текст] : книга-репортаж о Шукшинских чтениях  К 70-летию В. М. Шукшина / В. Каплина, В. Брюхов. - Барнаул : ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1998.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст]: в 3 ч. Ч. 1. / гл. ред. С. И. Самсонов. - М.: Либерея, 1998.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст]: в 3 ч. Ч. 2. / гл. ред. С. И. Самсонов. -М.: Либерея, 1999.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф, словарь [Текст] : в 3 ч. Ч. 3 / гл. ред. С. И. Самсонов. - М. : Либерея, 2000.

Пушкин и его время, 1799-1837 : Посвящ. 200-летию со дня рождения поэта [Текст]: сб. / предисл.  М. Филина. - М.: ТЕРРА, 1997.

Русская литература [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. - М. : Дрофа, 1998.

Русская литература [Текст] : популярная иллюстрированная энциклопедия / С. В. Стахорский. - М.: Дрофа-Плюс; 2007.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов  Ю. Г. Круглов. - М. : Просвещение, 1990.

Русские писатели. XIX век. Биографии [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / А. Н. Архангельский [и др.]. - М. : Дрофа, 2000.

Русские писатели. XX век. Биографии [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / В. В. Агеносов [и др.]. - М. : Дрофа, 2009.

Русские писатели. Библиогр. словарь [Текст] : в 2 ч. / ред.-сост. П. А. Николаев. - М. : Просвещение, 1990.

Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-Л / Г. Н. Тубельская. - М. : Школьная библиотека, 2002.

Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. М-Я / Г. Н. Тубельская. - М. : Школьная библиотека, 2002.

Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-М / Г. Н. Тубельская. - М. : Школьная библиотека, 2005.

Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический  справочник. Ч. 2. Н-Я / Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2006.

Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] / сост. В. И. Новиков, Г. А. Шкловский. -М.: Педагогика-Пресс, 1998.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1 : От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2 : XIX и XX века / гл. ре В. А. Володин. - М. : Аванта+, 2001.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 9. Русская литература. Ч. 1 : От былин и летописей д классики XIX в. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М. : Аванта+, 1999.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 9. Русская литература. Ч. 2 : XX век / гл. ред. М. Д. Аксёнова. -М.: Аванта+, 1999.

Энциклопедия литературных героев [Текст]. - М. : Агроф, 1997.

Я познаю мир. Литература [Текст] : детская энциклопедия / авт.-сост. Н. В. Чудакова. - М. : ACT, 1988.

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit. 1 september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

ЕИЫюГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

http://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л. О. Красовской

http://skolakras.narod.ru

Древнерусская литература

http ://pisatel. org/old/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

http ://www. foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Слова: поэзия Серебряного века

http://slova.org.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия

http://litera.ru/stixiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

http://www.feb-web.ru

Писатели и литературные произведения

Булгаковская энциклопедия

http://www.bulgakov.ru

Гоголь Николай Васильевич

http://www4nikolaygogol.org.ru

Лермонтов Михаил Юрьевич

http://www.lermontow.org.ru

Некрасов Николай Алексеевич

http://www.nekrasow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич

http://www.aleksandrpushkin.net, ru

Чехов Антон Павлович

http://www.antonchehov.org.ru

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 8 КЛАСС

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

развитие речи

сочинения

проверочные работы

1

Введение

1

2

I. Человек толпы - человек в толпе

12

2

1

3

II. Человек размышляющий...

13

2

1

4

III. Человек чувствующий...

13

1

1

1

5

IV. Человек действующий...

23

3

2

6

V. Большой «маленький человек»

4

7

Обобщение

2

1

8  

Резерв

2

Итого

70

8

5

2

Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной грамме по литературе основного общего образования (базовый уровень).

Кроме произведений, включенных в примерную программу по литературе для 8 класса, ра чая программа предусматривает изучение художественных произведений, обозначенных в грамме (выделено курсивом).

Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между пенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литера и другими курсами. Курс литературы 8 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:

Русский язык:

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым) приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социальные культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сфер и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспектов отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Основные выразительные средства фонетики.

Основные выразительные средства словообразования.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Основные выразительные средства морфологии.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

История:

Иван IV Грозный. Установление царской власти.

Движение декабристов.

Отечественная война 1941-1945 гг.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА (70 ЧАСОВ)

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание тем учебного курса

1

2

3

4

1

Основное содержание

70

2

Введение

1

Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса

3

I. Человек толпы - человек в толпе

12

Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя. Для текстуального изучения:

Н. В. Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина. «Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа. М. А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества. Теория литературы.

Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр

4

II. Человек размышляющий..;

13

Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе. Для текстуального изучения:

У. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение. Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни. А. П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.

Для обзорного изучения:

Т. Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью. Теория литературы.

Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. 1 Рассказ как эпический жанр

5

III. Человек чувствующий...

13

Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. Для текстуального изучения:

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести.    1 Глубокое проникновение в человеческую душу.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе как лирическая исповедь автора. «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.

Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев. Для обзорного изучения:

Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения 1 к чувствам других.

С. Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны. Теория литературы.

Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихо-  1 творение в прозе как жанр

6

IV. Человек действующий...

23

Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория. Для текстуального изучения:

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.

«Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» (в сокращении). Вольный мир Запорожской Сечи в изображении Гоголя. Остап и Андрий. Прием контраста в изображении героев. Героический характер Тараса Бульбы. Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэм. Поступок героя как способ Создания характера.

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Герой пассивный и герой действующий: Костылин и Жилин. Современное прочтение рассказа. Для обзорного изучения:

М. Сервантес «Дон Кихот» (главы). Дон Кихот - борец с несправедливостью или пародия на рыцаря?

К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.

Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.

Дж. Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия. Теория литературы. Героический характер в литературе.

Прием контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа

7

V.Большой «маленький   человек»

4

Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы. Для текстуального изучения:

М. Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»). Великая сила маленького человека.

Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести. Сила характера старика. Для обзорного изучения.

В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое Я. Теория литературы.

Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой - характер - образ (соотношение понятий)

7

Обобщение

2

Итоговая проверочная работа

9

Резерв свободного времени

2

Средства обучения

Технические средства обучения:

1.      Компьютер.

2.        Экран.

3.        Мультимедийный проектор.

Печатные пособия:

1.        Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII-XIX вв.».

2.        Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».

      3. Таблицы «Теория литературы в таблицах».

4. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание И. Даль).

5. Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).

Репродукции:

  1. Набор репродукций «Изохрестоматия русской живописи».
  2. Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».

Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. Н. В. Гоголь.
  3. Ф. М. Достоевский.
  4. Л. Н. Толстой.
  5. А. А. Блок.
  6. С. А. Есенин.
  7. В. В. Маяковский.
  8. Поэты Серебряного века.

Альбомы раздаточного материала по литературе:

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. Л. Н. Толстой.
  3. Н. В. Гоголь.
  4. Ф. М. Достоевский.

Комплексные справочные издания на CD, DVD:

  1. CD «Английская и американская литература» (DVD-box).
  2. CD «Библиотека мировой литературы» вып. 1 (DVD-box).
  3. CD «Библиотека русской классики» вып. 1-3 (DVD-box).
  4. CD «Древнерусская культура: литература и искусство» (DVD-box).
  5. CD «Мифы Древней Греции».
  6. CD «Русская драматургия: от Сумарокова до Хармса» (DVD-box).
  7. CD «Русская литература 8-11 классы».
  8. CD «Русская литература от Нестора до Маяковского» (DVD-box).
  9. CD «Русская поэзия (XVII-XX вв)» (DVD-box).

10.        Аудиокниги (комплект CD).
Видеофильмы на DVD:

  1. «Пушкин А. С. Лицейские годы».
  2. «Древнерусская литература 10—11кл.».
  3. «Из истории русской письменности - 2».
  4. «Классики русской литературы».
  5. «В мире русской литературы -1».
  6. «В мире русской литературы -2».
  7. «Биографии писателей - 1».
  8. «Биографии писателей - 2».
  9. «Писатели России».

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Средства обучения

Домашнее задание

Дата проведения

общеучебные

специальные

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Введение

1

Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе

1

Урок изучения Нового материала и первичного закрепления знаний

Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь

отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

Текущий, УО

Выставка книг

Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Маяковского «Надоело» или стихотворения А. Блока «Незнакомка»

Человек толпы. Человек в толпе (12 ч)

2

Реалистический взгляд художника на мир

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы

Уметь

целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать сними

Текущий, УО

В. В. Маяковский «Надоело»; А. А. Блок «Незнакомка»

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель»

3

Н. В. Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе

Уметь использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, ПР

Мультипликационный фильм Юрия Норш тейна «Шинель»

Портрет писателя, таблица «Н. В. Гоголь «Шинель»

Вопросы 1-3 (учебник, с. 25)

4

Типический

характер

Башмачкина

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Общество и личность, социальные отношения как объект искусства

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Текущий, УО

Ю. Д. Леви-танский «Как показать зиму»; А. П. Чехов «Душечка»

Стихотворение Ю. Ле-витанского «Как показать зиму» (наизусть); повесть М. Булгакова «Собачье сердце»

5

М. А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Особенности булгаковской сатиры

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, ДПР

Портрет писателя, таблица «М. А. Булгаков «Собачье сердце» (1988)

Ответ на тему «Профессор Преображенский в изображении М. Булакова»; «Доктор Борменталь в изображении М.Булгакова»

6

Разрушительная сила воинствующего невежества

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя

Уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Фрагменты

фильма

В. Бортко

«Собачье

сердце»,

(1988)

Действия 1, 2 комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

7

Н. В. Гоголь «Ревизор». Система образов в комедии

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Мастерство сатирического изображения действительности

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, СР

Портрет писателя, таблица «Н. В. Гоголь «Ревизор»

Действие 3 комедии; вопрос 2 учебника (с. 117)

8

Образ города и тема чиновничества

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Авторские средства раскрытия характеров

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Таблица «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь?»

Действия 5, 6 комедии

9

Хлестаков и хлестаковщина

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Мастерство речевых характеристик персонажей

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь составлять план

Текущий, ДСР

Фрагменты фильма режиссера С. Газарова «Ревизор» (1996)

Задание 4 (учебник, с. 117); вопросы 3, 10, 11 (там же)

10

Комедия как драматургический жанр

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии

Уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, ПР

Вопрос 4 (письменно) (учебник, с. 118)

11

«Остановись и подумай!»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Подготовка к сочинению по разделу «Человек толпы. Человек в толпе»

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь составлять план и писать отзыв о произведении

Тематический, Т

Ю. Д. Леви-танский «Зачем дураку море...»

Памятка «Как готовиться к сочинению»

Подготовиться к сочинению, составить план к избранной теме

12-13

Развитие речи. Сочинение по разделу «Человек толпы. Человек в толпе»

2

Урок контроля

Темы сочинений: «Боль за человека или насмешка над ним?» (Н. В. Гоголь «Шинель»), «Шариков как человек толпы» (М. А. Булгаков

«Собачье сердце»), «Превраще-

ние маленького

человека в «боль-

шого» (Н. В. Гоголь «Ревизор», и М. А. Булгаков

«Собачье сердце»), «Нравст-

венный портрет

маленького чело-

века в комедии

«Ревизор»

Уметь подбирать аргументы для подтверждения выдвинутых положений; формулировать выводы,

выражающие собственное отношение

к изложенным фактам, событиям;

отражать в устной или

письменной

форме результаты своей

деятельности

Уметь писать сочинения по литературным произведениям, выражая собственную точку зренияк описываемым фактам действиям

героев

Итоговый, С

Памятка «Как работать над сочинением»

Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Тушновой «Мы шли пустынной улицей вдвоем»

Человек размышляющий (13 ч)

14

Вечный поиск смысла жизни литературными героями

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Идеал и действительность в литературе

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, УО

Рассказ

А. П. Чехова

«Крыжовник»

15

А. П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии

1

Урок изучения НОВОГО материала и первичного закрепления знаний

Тема пошлости и неизменности жизни

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)

Текущий, УО

П. А. Вяземский «Жизнь наша в старости -изношенный халат»)

Портрет писателя, таблица «Литература XIX века. А- П. Чехов»

Рассказ

А. П. Чехова

«О любви»

16

Проблема ответствен-

ности человека за свою

судьбу

1

Урок комплексного

применения знаний,

умении, навыков

Рассказ как эпический

жанр

Уметь выделять ха-

рактерные причинно-

следственные связи

Уметь отвечать на во-

просы, раскрывающие

знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

А. П. Чехов «О любви»;

В. М. Тушнова «Мы

шли пустынной улицей вдвоем...»; А. А. Фет «Ласточки»)

Вопросы учебника

(с. 137)

17

У. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь использовать различные виды пересказа

Текущий, УО

А. А. Тарковский «Жизнь, жизнь»

Фрагменты из трагедии У. Шекспира «Гамлет» (учебник, с. 139-146)

18

Мечты и их крушение

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Трагедия как драматургический жанр

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь

отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Рассказ Т. Н. Толстой «Река Оккервиль»

19

Т. Н. Толстая

«Река Оккер-виль»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Столкновение

выдуманного мира героя с реальной жизнью

Уметь ис-

пользовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий,

УО

П. Верлен

«Целует клавиши прелестная рука»

Выучить сти-

хотворение П. Верлена «Целует клавиши прелестная рука»; статья о классицизме (учебник, с. 265-266)

20

Ж.-Б. Мольер «Мещанин

во дворянстве». Особенности классицистической

драматургии

1

Урок изучения нового

материала и первичного закрепления знаний

Драматургический конфликт

Уметь выделять ха-

рактерные причинно-следственные

связи

Уметь отвечать на во-

просы, раскрывающие знание и понимание тек-

ста произведения

Текущий, СР

В. Г. Белинский

о творчестве Ж.-Б. Мольера, М А. Булгаков «Жизнь

господина де Мольера»

Портрет Ж.-Б. Моль-

ера, таблица «Зарубежная литература. Ж.-Б. Мольер»

Сообщения о разных пе-

риодах жизни и творчества Ж.-Б. Мольера

21

Образ Жур-дена

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Сатирическое значение образа господина Журдена

Уметь подбирать аргументы, формули ровать выводы

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Действия 1 и 2 комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

22

Жизненная позиция героя

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Журден и аристократы

Уметь сравнивать и сопоставлять литературных героев

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Действия 3-5 комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

23

Авторские приемы создания образа

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

«Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Ф. И. Тютчев «Когда дряхлеющие силы...»; А. А. Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту...»

Выучить стихотворение Ф. И. Тютчева или А. А. Ахматовой (по вариантам)

24

«Остановись и подумай!»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение материала по действию I «Человек размышляющий»

Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные - источники информации

Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Тематический, Т

Е. А. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»

Памятка «Как готовиться к сочинению»

Подготовиться к сочинению на одну из тем (учебник, с. 180)

25-26

Развитие речи. Сочинение по разделу I «Человек размышляющий»

2

Урок контроля

Примерные темы сочинений: «Смешон ли господин Журден?», «Сомневающиеся герои Чехова»

Уметь подбирать аргументы, формули ровать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь писать сочинения по литературным произведениям

Итоговый, С

Памятка «Как работать над со-чинением»

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

27

Мир чувств

литературно-

го героя

1

Урок изуче-

ния нового

материала и первичного закрепления знаний

Глубина чело-

веческих

чувств и способы их выражения в литературе

Уметь со-

ставлять

план, тезисы, конспект

Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Текущий,

УО

Таблица

«Сентимен-

тализм»

Конспект

статьи «Сен-

тиментализм» (учебник, с. 268-269)

28

Сентимента-

лизм и твор-

чество

Н. М. Карам-

зина

1

Урок изучения нового

материала

и первичного закрепления знаний

Сентименталь-

ный сюжет

повести «Бед-

ная Лиза», ее

обращенность к душевному миру героев

Уметь осоз-

нанно бегло

читать, ис-

пользовать

различные виды чтения

Уметь отве-

чать на во-

просы, рас-

крывающие

знание и понимание текста произведения

Текущий,

СР

Портрет

писателя

Задание 5,

(учебник,

с. 196)

29

Изображение

чувств героев

в повести

1

Урок изуче-

ния нового

материала и первичного закрепления знаний

Глубокое про-

никновение

в человеческую

душу

Уметь уст-

но и пись-

менно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь ана-

лизировать

и интерпретировать произведение

Текущий,

ПР

Е. А. Бара-

тынский

«Разуверение»

Вопросы

7 и 11 (учеб-

ник, с. 196)

30

Образ приро-

ды и психо-

логические

характери-

стики героев

1

Урок изучения нового

материала

и первичного закрепления знаний

Психологизм

как способ

изображения

внутреннего

мира героев

Уметь уст-

но и пись-

менно пере-

давать

содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь от-

вечать на во-

просы, рас-

крывающие

знание и понимание текста произведения

Текущий,

УО

Стихотворе-

ние Е. А. Ба-

ратынского

«Разувере-

ние» наизусть

31

Особенности языка и стиля повести

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Авторская позиция и формы ее выражения

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, ПР

Ф. И. Тютчев «О, как убийственно мы любим!»

Часть 1 повести Ф. Саган «Здравствуй, грусть»

32

Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Часть 2 повести Ф. Саган «Здравствуй, грусть»

33

Необходимость бережного отношения к чувствам других

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Мир чувств

литературного

героя

Уметь использовать монологиче» скую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

П. Верлен «Сентиментальная беседа»; А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»

Прочитать главы из повести

С. Д. Довла-това «Наши»

34

С. Д. Довла-тов «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Развитие внутреннего мира героя

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, ДСР

Е. А. Евтушенко «Итальянские слезы»)

Задание 13 (учебник, с. 241)

35

Проблема отношения человека к родине

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Тема эмиграции. Судьбы людей и страны

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Наизусть стихотворение А. А. Фета

36

Стихи о роди-

не: Ф. Тют-

чев, А. Блок,

Е. Евтушенко,

А. Галич. Те-

ма Отчизны

в лирике

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично

го закрепления знаний

Родина в систе-

ме ценностей -

героев

Уметь пере-

фразировать

мысль, выбирать и ис-

пользовать

выразительные средства языка

Уметь выра-

зительно чи-

тать художе-

ственные

тексты,

заучивать

стихотворные тексты

Текущий,

УО

Репродук-

ции картин

русских ху-

дожников

Выучить

одно стихо-

творение

37

И. С. Турге-

нев. Стихо-

творения

в прозе как

лирическая

исповедь ав-

тора. «Рус-

ский язык».

Любовь

к родине, спо-

соб ее выра-

жения в сти-

хотворении

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного закрепления знаний

Стихотворение

в прозе как

жанр

Уметь пере-

фразировать

мысль, выбирать и использовать

выразитель ные средства

языка

Уметь выразительно чи-

тать художественные

тексты, заучивать

стихотворные тексты

Текущий,

УО

С. А. Есенин

«Шаганэ ты

моя, Шага-

нэ...»;

О. Э. Ман-

дельштам

«Я вернул-

ся в мой го-

род...»;

А. А. Ахма-

това «Мне

голос был...»

Портрет пи-

сателя, таб-

лица

«И. С. Тур-

генев»

Наизусть

стихотворе-

ние в прозе

«Русский

язык»

38

Развитие ре-

чи. «Остано-

вись и поду-

май!» Подго-

товка к до-

машнему со-

чинению

1

Урок обоб-

щения

и систе-

матизации

знаний

Примерные

темы сочине-

ний: «Повесть

Н. М. Карамзи-

на "Бедная

Лиза" глазами

современного читателя», «Самое близкое мне стихотворение о родине», «Если скажут слово «Родина», сразу в памяти встает...»

Уметь со-

ставлять план

и писать от-

зыв о произ-

ведении

Уметь подбирать аргу-

менты, формулировать

выводы, отражать в уст-

ной или письменной форме результаты своей деятельности

Тематиче-

ский, ДС

А. С. Пуш-

кин «Во глу-

бине сибир-

ских руд...»;

А. А. Галич

«Когда я

вернусь...»

Памятка

«Как подго-

товиться

к сочинению»

Сочинение;

наизусть сти-

хотворение

А. С. Пушкина

«Во глубине

сибирских

руд.»

39

Проверочная работа

1

Урок контроля

Проверочная работа № 1

Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей

Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Итоговый, КР

Человек действующий (23 ч)

40

Идеалы свободы и справедливости в литературе

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Герои-борцы. Героический характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев

Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, УО

А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»

Таблица «Романтизм»

Статья о романтизме (учебник, с. 268); поэма М. Ю.Лермонтова «Мцыри»

41

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Романтизм и романтическая поэма

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Романтический герой поэмы

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Портрет поэта, таблица «М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Наизусть отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова

42

Противопоставление мечты и действительности

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Образ Мцыри в поэме

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Памятка «Как готовиться к сочинению»

Подготовиться к сочинению по поэме

43

Развитие речи. Сочинение по поэме «Мцыри»

1

Урок контроля

Тема сочинения: «Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова»

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь писать сочинения по литературным произведениям

Итоговый, С

Памятка «Как работать над сочинением»

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова...»

44

Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне...». Герои-личности в «Песне...»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Калашников и Кирибеевич. Образ Ивана Грозного и тема власти

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, ДСР

Историческая справка об     оприч нине

Таблица «М. Ю. Лермонтов Песня про... купца Калашникова»

Исторический материал об опричнине; выучить наизусть отрывок из поэмы

45

Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей

Уметь сравнивать и сопоставлять героев литературного произведения

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, ПР

Вопрос 3 (письменно) (учебник, с. 38); повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»

46

Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути

Уметь

различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, ПР

Краткая справка о лауреатах Нобелевской премии; А. А. Евтушенко «Встреча в Копенгагене»

Портрет писателя

Вопрос 3 (учебник, с. 56)

47

Сила характера старика

   1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Роль художественной детали и реалистической символики в повести

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Наизусть стихотворение Б. Пастернака; главы из романа М. Сервантеса «Дон Кихот»

48

М. Сервантес «Дон Кихот» (главы). Дон Кихот - борец с несправедливостью или пародия на рыцаря?

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь использовать различные виды пересказа (с элементами комментария, с творческим заданием)

Текущий, УО

Б. Л. Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»

Главы из повести Б. Васильева «Завтра была война»

49

Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Жажда личного подвига

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

50

Н. В. Гоголь «Тарас Буль-ба» (в сокращений). Вольный мир Запорожской Сечи в изображении Гоголя

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Историческая и фольклорная основа повести

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь использовать различные виды пересказа

Текущий, СР

Историческая справка о Запорожской Сечи

Портрет

писателя,

фрагменты

фильма

В. Бортко

«Тарас

Бульба»

(2009)

Историческая справка о казачестве, его роли в истории России

51

Остап и Андрий

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Прием контраста в изображении героев

Уметь сравнивать и сопоставлять героев литературного произведения

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, ПР

План сравнительной характеристики литературных героев

Сравнительная характеристика Ос-тапаи Андрия

52

Героический характер Тараса Бульбы

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Трагизм конфликта отца и сына

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Повесть Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

53

Л. Н. Толстой «Кавказский пленника. Герой пассивный и герой действующий

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Современное прочтение рассказа

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, ДСР

Историческая справка о войнах на Кавказе

Портрет писателя, таблица «Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

54

Костылин и Жилин

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Сравнительная характеристика героев

Уметь сравнивать и сопоставлять героев литературного произведения

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Рассказ В. Шаламова

«Последний

бой майора

Пугачева»

55

В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое Я

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с творчеством В. Шаламова

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

A.С. Пушкин «Анчар»;

B.С. Высоц
кий «Притча о Правде

и Лжи»

Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

56

Самоотверженность героинь поэм Н. А. Некрасова «Мороз Красный нос», «Русские женщины»

1

Урок изуче-ния нового материала и первичного закрепления знаний

Образ русской женщины

Уметь осознанно бегло читать, исх пользовать различные виды чтения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Историческая справка о декабристах

Портрет поэта

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»

57

Поступок героя как способ создания характера

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Подвиг как

нравственная

категория

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, УО

Поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин»

58

К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Героическое начало в думе

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь выразительно читать художественные тексты

Текущий, УО

Историческая справка о «смутном времени»

Повесть Дж. Олд-риджа «Последний дюйм»

59

Дж. Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Многообразие типов литературных героев

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

М. А. Светлов «Гренада»; К М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»),

Наизусть стихотворение М. А. Светлова «Гренада» или К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

60

«Остановись и подумай!»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Способы создания характера литературного героя (обобщение)

Уметь самостоятельно выполнять

различные творческие работы

Уметь составлять план и писать отзыв о произведении

Тематический, Т

Памятка «Как составлять тезисы»

Тезисы к выбранному плану как рабочие материалы к сочинению

61-

62

Развитие речи. Сочинение по разделу IV «Человек действующий»

2

Урок контроля

Темы сочинений: «Подвиг или бессмысленный поступок? - взгляд Оптимиста и Пессимиста на поступок литературного героя», «Я мог бы просто плыть по течению...» (сочинение-монолог по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море»)

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Уметь

писать сочинения по литературным произведениям

Итоговый, С

Памятка «Как работать над сочинением»

Наизусть стихотворение

А. С. Пушкина «Поэту»

63-

64

Человек как главная ценность в мире и в литературе

2

Урок закрепления знаний, умений, навыков

Гуманистический характер художественной литературы

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, УО

А. С. Пушкин «Поэту»

Фрагменты из цикла М. Горький «Сказки об Италии»

65

Великая сила маленького человека. М. Горький «Симплонский туннель»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Развитие жанра сказки в литературе

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжа-том или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, ПР

Портрет писателя

Задание 5 (учебник, с. 212)

66

Герой - характер - образ (соотношение понятий)

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков

Анализ фрагментов «Сказок об Италии»

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

Текущий, СР

Авторское «Письмо к читателям»

Обобщение (2 ч)

67-68

«Оглянемся назад» (заключение). Итоговая проверочная работа

2

Урок контроля

Обобщение материала

Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей

Уметь составлять план и писать отзыв о произведении

Итоговый, КР

Список литературы на лето

69-70

Резерв

2

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....