Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе на тему

Карпунина Тамара Геннадьевна
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной (авторский коллектив: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx51.39 КБ
Microsoft Office document icon ktp_po_literature_9_klass.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ЛИТЕРАТУРА

9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая  программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов (базовый уровень)  под редакцией  В.Я.Коровиной (авторский коллектив: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин,  И.С.Збарский,  В.П.Полухина).  

Программа конкретизирует содержание предметных тем, содержит примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет   получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

 

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая программа включает в себя перечень  произведений художественной литературы. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения, включаются теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.  

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

 Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать  художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции,   отвечающей возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место предмета «Литература»  в  учебном плане школы

В учебном плане школы на изучение литературы в IX классе выделено 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Учебно-методическое обеспечение предмета   

  • Литература.   9 класс:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2013г.;
  • Дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(102 часа)

Введение (1 час)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

 «Слово о полку Игореве»

 Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея в «Слове». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.  Ярославна как идеальный образ русской женщины.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (8 часов)

Введение (1 час)

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М.В. Ломоносов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни  Императрицы  Елисаветы  Петровны, 1747 года» (фрагменты).  

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

 

Г.Р. Державин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

А.Н. Радищев (1 час)

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория   литературы. Жанр путешествия.

Н.М. Карамзин (2 часа)

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». 

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (62 часа) 

В.А. Жуковский (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

 «Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

А.С. Грибоедов (10 часов)

Жизнь и творчество.

Комедия «Горе от ума».

Специфика жанра комедии.  Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

Теория литературы.  Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность    языка комедии. 

А.С. Пушкин (17 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…»,   «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество, раздумья о смысле жизни, о поэзии).   «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы».

Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный, и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. 

Роман в стихах «Евгений Онегин».

Образы главных героев. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.  Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Онегинская строфа. Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

  

М.Ю. Лермонтов (15 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа.   «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Стихотворения:

 «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно,  и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк»,  «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...».  

Судьба поколения 30-х голов в стихах Лермонтова.  Пафос вольности, чувство одиночества, темы родины,  любви, поэта и поэзии.

Теория   литературы. Композиция. Романтизм, реализм. Художественно-выразительные средства.

Н.В. Гоголь (11 часов)

Жизнь и творчество.

Поэма «Мёртвые души».

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав.   Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Смысл названия произведения. Лирические отступления в поэме.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм.

Александр  Николаевич Островский (1 час)

 Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский (1 час)

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой (1 час)

 Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Теория   литературы. Трилогия.

А.П. Чехов (1 час)

 Слово о писателе.

Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».

Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

Теория   литературы. Комическое и трагическое.

Из поэзии XIX века (2 часа)

Стихи Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (20 часов)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века (1 час)

И. А. Бунин (2 часа) 

Слово о писателе.

Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

М. А. Булгаков (2 часа) 

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий), гротеск.

Михаил Александрович Шолохов (2 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении.  

Теория литературы. Реализм в художественной литературе.  

А.И. Солженицын (2 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века (11 часов)

 Поэзия Серебряного века  

 Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.  

А. А. Блок  

 Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...».Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока.  

С. А. Есенин  

 Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...»,  «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта . Тема России — главная в есенинской поэзии.

В. В. Маяковский  

 Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок)  и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

М. И. Цветаева  

 Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,  «Стихи к Блоку»,  «Откуда такая нежность?..», «Родина»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «Стихи о Москве». Стихи о родине, о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.  

Н. А. Заболоцкий

 Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

А. А. Ахматова  

 Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны».  Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Б. Л. Пастернак  

  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

А. Т. Твардовский  

 Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».  Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.  

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой (4-й акт).     Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.  

 

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и  Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».  

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Резерв (итоговые работы) – 4 часа

 


ОСНОВНЫЕ

 ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), лирическое отступление, конфликт, система образов, образ автора,   литературный герой,  лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  •  Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

         

          знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

         уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Материально – техническое обеспечение учебного предмета:

1. Учебная, научная и художественная литература по курсу.

2. Портреты авторов, иллюстративный материал по курсу.

3. Компьютер.

4. Видеопроектор.

5. Видеозаписи, презентации.

Учебно – методическое обеспечение предмета:

  1. Русская литература XX века: Учебник для 9 класса: в 2 ч. / Под ред. В. Коровиной. –М.: Просвещение, 2016.
  2. Программа по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Забарский, В. П. Полухина. – М.: Просвещение.
  3. Литература в 9 классе: Метод. советы / Под ред. И.Забарской. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Уроки литературы: 9 класс: Книга для учителя/ Под ред.Егоровой. – М.: Просвещение, 2014.



Предварительный просмотр:

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 9 КЛАССЕ

№ урока п/п

Наименование разделов и тем

Коли-чество  часов

Результаты обучения

Формы и виды контроля

Виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

1

Введение. 

Шедевры русской литературы. Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека.

1

Знать: роль литературы в духовной жизни России, образную природу словесного искусства.

Уметь аргументированно отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

Чтение  статьи учебника, составление таблицы.

 Анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства…»

 

03.09

Древнерусская литература  

3

2

 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. 

Пересказ статьи учебника. Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

04.09

3

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея в «Слове».  

1

Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором.

 Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения.

Чтение и восприятие текста. Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

06.09

4

Образы  русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины.

1

Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова», образ автора, лирическое отступление.

Уметь: выделять смысловые части. формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, особенности сюжета, композиции

Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?  

 Характер князя Игоря.    Ярославна как идеальный образ русской женщины.

10.09

Русская литература ХVIII века  

8

5

Рр

Классицизм как литературное направление.

Тезисный план.

1

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции, выявлять черты классицистического

направления  в произведениях русской  литературы

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана. Составление хронологической таблицы.

Ответы на вопросы.

11.09

М.В.Ломоносов

2

6

М.В. Ломоносов – великий сын России.  Жанр оды.

1

Знать факты из биографии М.В. Ломоносова, теорию «трёх штилей», теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде?    какие строки привлекли внимание в оде и почему? Выразительное чтение.

13.09

7

Прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях    М.В.Ломоносова.

1

Знать содержание «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни…». Умение назвать отличительные черты жанра оды, находить примеры прославления родины, мира, жизни и просвещения в оде.

Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции,  идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. Осмысление сюжета оды. Анализ текста «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни  Императрицы  Елисаветы  Петровны, 1747 года» (фрагменты).  

17.09

Г.Р. Державин

2

8

Г.Р. Державин – поэт-философ.

1

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Составление плана.

Ответы на вопросы.

18.09

 9

Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.  

1

Знать, какую роль Д. отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

Выразительно читать стихотворение «Памятник». Вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

20.09

10

Вн.чт.

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

1

Знать взгляды Радищева на крепостное право,  самодержавие. Черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идея произведения.

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении.

 Комментарий  глав «Путешествия…», определение темы, идеи произведения, авторской позиции. Ответ  на  вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»? Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.  

24.09

Н.М.Карамзин

2

11

Сентиментализм. Н.М. Карамзин.

 Повесть  «Бедная Лиза».

1

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя,   сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

Чтение статьи учебника.

Ответы на вопросы репродуктивного характера.

Выразительное чтение пейзажных зарисовок.

Комментирование текста.

25.09

12

Главные герои повести, их внутренний мир.

1

Знать содержание произведения.

Уметь кратко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Анализ  стихотворения «Осень».

Краткий пересказ   повести «Бедная Лиза», ответы на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?  Характеристика  главных героев по плану.

27.09

Из русской литературы  ХIХ века  

62

В.А.Жуковский

3

13

 Поэзия 19 в. Романтизм. В.А.Жуковский.  

1

Знать  отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы 19 века, биографические сведения о Ж.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Чтение статей учебника, развернутый ответ  на вопрос: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»? Запись основных положений лекции учителя.

Краткий рассказ  о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана.

01.10

 14

В.Жуковский. «Море», «Невыразимое».

1

Знать теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Выразительное чтение стихотворений «Море», «Невыразимое», ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта,  «невыразимо» в стихах? Анализ стихотворного текста.

02.10

15

 Баллады В.А.Жуковского.  «Светлана».

1

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Чтение  статьи учебника «Жанр баллады у Жуковского» и баллады «Светлана», ответы  на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» Сопоставление иллюстраций и текста.

04.10

А.С.Грибоедов  

10

16

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество.

 («Он ненавидел слово «раб»)

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

08.10

08.10

17

Комедия «Горе от ума». Действие 1.

(«К вам Александр Андреич Чацкий!»)

1

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка, конфликт.
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, видеть афористичность речи.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет), понимание природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). Словесное рисование.

09.10

09.10

18

Чацкий и Фамусов. Действие 2.  

(«Век нынешний и век минувший)

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

 Термины «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова.   Ответы на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

11.10

11.10

19

Бал в доме Фамусова. Галерея характеров и взглядов.  Действие 3.

( «Безумный ко всему»)

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Краткие характеристики персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.  Выразительное чтение монологов. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Диалоги Ч. и Софьи, Ч. и Молчалина.

15.10

20

«Открытый финал» и смысл названия комедии.  Действие 4.  

1

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.   Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

16.10

21

Рр

Сравнительная характеристика. Чацкий и Молчалин.

1

Знать: Нравственный идеал А.С.Грибоедова.Уметь   выражать своё отношение к прочитанному, комментировать, работать с текстом, составлять сравнительную характеристику  героев

Ответы на вопросы репродуктивного характера.

Подбор цитат.

Составление плана характеристики.

Составление сравнительной характеристики героев. 

18.10

22

Рр

Групповая характеристика. Чацкий и фамусовское общество.

1

Уметь выразительно читать, выражать своё отношение к прочитанному, комментировать, составлять групповую характеристику  героев

Ответы на вопросы репродуктивного характера.

Подбор цитат.

Составление плана характеристики.

Составление групповой характеристики героев.

22.10

23

Рр

Критики о комедии. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний» (конспект).

1

Знать основные положения статьи. 

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

23.10

24

Рр

 Сочинение  по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Знать: содержание комедии.
Уметь:  составлять план сочинения

 Обсуждение вариантов вступления и заключения, составление плана. Сочинение.

25.10

25

Обобщающий урок по комедии «Горе от ума». Тест.

1

Знать: материал по теме, технологию тестовой

 работы  с выбором  варианта ответа

Уметь: работать с тестом

Самостоятельная тестовая работа

29.10

А.С.Пушкин  

17

26

 А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта. («Вся жизнь - один чудесный миг»)

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления, тематику лирики А.С. Пушкина.

Уметь строить высказывание, пересказывать текст учебника.

Пересказ  статьи учебника (сжато).  Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

30.10

27

Тема свободы в лирике А.С.Пушкина.

(«Звезда пленительного счастья»)

1

Знать: политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь: анализировать стихотворное произведение

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений. Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

01.11

28

Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. («Друзья мои, прекрасен наш союз!»)

1

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь воспринимать и анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств, выражать  своё отношение

Рассказ о лицейских друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Развернутый ответ на вопрос: «Какие идеалы утверждает дружеская лирика?», «Каково отношение Пушкина к друзьям? Что общего в их судьбах?»

12.11

29

Любовная лирика А.С.Пушкина. («Я вас любил…»)

 

1

Знать: адресаты любовной лирики.

Понимать: образно-стилистическое богатство любовной лирики.                

Уметь выразительно читать стихи, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: «Почему лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

Продолжить фразу: «Любовь для Пушкина - это…»

13.11.

30

Философская лирика Пушкина.  Тема поэта и поэзии.

 («Глаголом жги сердца людей»)

1

Знать:  философские мотивы в лирике П., философские раздумья о смысле жизни и мире, взгляды поэта на назначение поэта и поэзии

Уметь: находить ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию, участвовать в диалоге, обосновывать свою точку зрения, рецензировать ответы. анализировать стихотворное произведение.  

 Как вы понимаете высказывание Н.В.Гоголя о лирике Пушкина: «В каждом слове бездна пространства»?

Какая бездна пространства   в стихотворении «Осень»?

Выразительное  чтение стихотворений. Сопоставительный анализ  сюжета   «Пророк» и библейского сюжета.

15.11

31

Рр

Анализ  лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащегося)

1

Знать способы переработки текста, его построение.

Уметь воспринимать и анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств, выражать  своё отношение 

Анализ стихотворения по предложенному плану

Анализ вариантов вступления и заключения.

Письменный анализ.

19.11

32

Вн.чт.

Поэма «Цыганы». Романтический колорит.

( «И всюду страсти роковые»)

1

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику,  приводить цитаты из текста для аргументации

Характеристика героев, комментарий текста.

Ответить на вопросы: «Почему поэму нельзя считать целиком романтической, какие реалистические черты в ней есть?» «В чём истинная свобода человека?» «Можно ли удержать любовь?»

Сопоставление героев

20.11

33

Вн.чт.

«Моцарт и Сальери». Спор о сущности творчества.

1

Знать определение трагедии как жанра, содержание, проблематику.

символический смысл образов.

Уметь   выражать своё отношение к прочитанному, комментировать.

Запись   основных положений лекции. Ответы на вопросы: Почему гений и злодейство –   вещи несовместные? В чём П. видит причину различия двух музыкантов (Два музыканта – две судьбы)?  От чего свободен или несвободен человек?

22.11

34

Роман «Евгений Онегин». Творческая история.

(«Собранье пестрых глав»)

 1

Знать творческую историю романа, жанровые особенности стихотворного романа, композицию, что такое  «онегинская  строфа»

Уметь выделять смысловые части текста,   строить устные высказывания.

Ответы на вопросы.

Записи в тетрадь.

Чтение и восприятие текста.

Комментирование текста.

26.11

35

Онегин и столичное дворянское общество.

(«И жить торопится, и чувствовать спешит»)

1

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек»,  знать наизусть 2 строфы 1 гл.

Уметь давать характеристику героя, высказывать собственные суждения о прочитанном,   черты.

Развернутый ответ на вопрос: как характеризует Пушкин столичное дворянство?  Ответ на вопросы: как автор относится к Онегину, чем они схожи и чем отличаются, каков смысл эпиграфа?

Выразительное и комментированное чтение.

27.11

36

Онегин и поместное дворянство.

1

Знать  содержание глав,   тип лишнего человека в литературе

Уметь выявлять типическое и индивидуальное в героях,  давать характеристику литературному герою.

Развернутый ответ на вопрос: какой предстает в романе жизнь поместного дворянства?

Выборочное чтение.

Письменный ответ на вопрос.

29.11

37

Онегин и Ленский.

(«От делать нечего друзья»)

1

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Ответы на проблемные вопросы.

Выборочное чтение.  Работа с иллюстрациями.

Сравнительная характеристика.

03.12

38

Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга. («Татьяна, русская душою»)

1

Знать авторское отношение к героине, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героев  произведения, строить устные и письменные высказывания.

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. Выборочное чтение. Ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями.

04.12

39

Татьяна и Онегин.
( «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас»)

1

Знать текст  и его  нравственно-философскую проблематику, смысл финала, смысл сопоставления героев.

Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологическое высказывание, выявлять авторское отношение к героям.

Ответы на вопросы.

Чтение наизусть письма Онегина. Комментирование текста, анализ текста.

06.12

40

Образ автора в романе. Лирические отступления.

1

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, их тематику, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора как героя и образ автора как создателя.

Определение тематики лирических  отступлений.

10.12

41

Рр

Сочинению по роману «Евгений Онегин».

1

Знать текст романа,  его проблематику.

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой,  логично, в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения.

Написание сочинения на литературную тему. Редактирование.  

11.12

42

Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина.

1

Знать: материал по теме, технологию тестовой

 работы  с выбором  варианта ответа

Уметь: работать с тестом

Самостоятельная тестовая работа.

13.12

М.Ю. Лермонтов  

15

43

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики.

1

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

17.12

44

Судьба поколения 30-х голов в стихах Лермонтова.
(«Печально я гляжу на наше поколение»)

1

Знать основные признаки эпохи,  идейный смысл стихов

Уметь выделять смысловые части текста, анализировать стихотворение по плану, выявлять чувства и настроения лирического  героя.

Выразительное чтение  стихотворного текста. Анализ стихотворений. Поиск ответа на проблемный вопрос: «В чём причина духовной опустошённости человека лермонтовского поколения?»

 

18.12

 45

Тема родины. Человек и природа в лирике Лермонтова.

1

Знать тематику поэзии М.Ю. Лермонтова

Уметь: выявить мысли и

 чувства автора, его переживания в лирических произведениях,

выразительно читать стихотворение

Чтение и восприятие текстов. Ответы на вопросы репродуктивного характера.

Выразительное чтение.

20.12

46

Рр

 Анализ стихотворения Лермонтова «Родина».

1

Знать способы переработки текста, его построение

Уметь интерпретировать стихотворение, редактировать текст сочинения.

Выразительное чтение, комментирование стихотворения, анализ стихотворения (письменный)

24.12

47

Тема любви в лирике Лермонтова.

(«Всякий плакал, кто любил»)  

1

Знать  адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на  лексическом уровне , выразительно читать, искать нужную информацию в источниках разного типа, развёрнуто обосновывать суждение

Выразительное чтение  стихотворений. Анализ любовной лирики, ответы на вопросы. Сообщения учащихся.

25.12

48

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова.

1

Знать основные мотивы лирики поэта, тексты стихов, художественные особенности, историю создания.

Уметь анализировать стихотворения, делать историко-культурный комментарий

Анализ стихотворений. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

Сопоставление стиха Лермонтова со стихотворением Пушкина.

27.12

49

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».  Смысл заглавия.

1

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа, проблематику, композицию.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции, формулировать проблемы, выявлять авторскую позицию.

Чтение предисловия к роману. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?  Выяснение первоначальных впечатлений. Особенности композиции

50

Повесть «Бэла». Печорин и горцы.

1

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей, различать героя-повествователя и автора, определять жанр повести, её художественные  особенности.

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера?  Устное словесное рисование.  Выборочный пересказ. Сообщения «Изображение природы Кавказа в повести», «Казбич и Азамат».

51

  Печорин и Максим Максимыч.

1

Знать текст повести, художественные особенности.

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов, анализировать повесть, выборочно пересказывать, определять границы эпизода.

Чтение и восприятие повести «Максим Максимыч». Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. Выборочный пересказ. Поиск ответа на проблемный вопрос: «Как во внешности героя раскрывается его характерр?»

52

Повесть «Тамань». Основной конфликт.

1

Знать  художественные особенности повести, признаки романтического сюжета, текст.

Уметь составить характеристику героя, определять конфликт повести.  Обучение анализу эпизода.

Выборочное чтение. Пересказ.   Комментирование заключительной сцены в повести «Тамань».

53

Повесть. «Княжна Мери». Печорин и «водяное общество».  

1

Знать Содержание повести, понятие «двойник».

Уметь  составлять характеристику героя на основе  текста по плану,  развёрнуто обосновывать суждение, аргументировать выводы, приводя цитаты, определять границы эпизодов.

Выборочное чтение. Выборочный пересказ.

 Поиск ответа на проблемный  вопрос.

54

Печорин и Грушницкий

1

55

Философское звучание повести «Фаталист». («Зачем я жил? Для какой цели родился?»)

1

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа   В.Г.Белинским, текст повести «Фаталист», её композиционное значение.

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их,   делать выводы и обобщения.

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

Краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

Подробный пересказ с изменением лица.   Анализ текста повести по вопросам и заданиям.

56

Рр

Подготовка к сочинению по роману

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

1

Знать текст романа, психологические особенности образа Печорина.

Уметь составлять план, подбирать цитаты, приводить доказательства,   систематизировать материал.

Редактирование сочинения.

Написание сочинения.

57

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1

Знать: материал по теме

 "М.Ю. Лермонтов", технологию тестовой  работы  с выбором  варианта ответа.

Уметь: работать с тестом

Самостоятельная работа

Н.В.Гоголь  

11

58

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.

(«На пользу отечества, для счастья граждан»)

1

Знать  основные факты жизни и творчества, проблематику и поэтику первых сборников «Вечера…», «Миргород».

Уметь выделять главное.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, составление хронологической таблицы,  презентация.

 

59

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Жанр и композиция поэмы. Система образов.

1

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Понимать особенности жанра.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста.  

Ответы на вопросы.

Сообщение об истории создания поэмы.

60

Типы помещиков в поэме. Деталь как средство создания образов.

1

Знать текст поэмы

Уметь комментировать текст, составлять характеристику персонажа, выделять приёмы сатирического изображения, выявлять роль детали.

Восприятие текста, ответы на вопросы по тексту поэмы,   Комментированное чтение. Анализ текста.

61

Манилов и Коробочка.

1

Знать текст поэмы,   способы создания образов помещиков

Уметь составлять характеристику героев, развёрнуто обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля, приёмы сатирического изображения.

Чтение глав 2- 3; составление таблицы «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» по разделам: значение говорящей фамилии, внешность, дом и постройки, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова.  

 62

 Собакевич и Ноздрёв.

1

Знать текст поэмы,   способы создания образов помещиков

Уметь составлять характеристику героев, развёрнуто обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля, приёмы сатирического изображения.

Главы 4- 5. Продолжить заполнение таблицы;  рассказ-характеристика помещика Собакевича.

63

 Чичиков у Плюшкина.

1

Знать:   типический характер, текст поэмы,  способы создания образа Чичикова. Уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Глава 6, заполнение таблицы «Сравнительная характеристика помещиков в поэме»;  рассказ-характеристика

Плюшкина.

64

Нравы города N.

(«Город никак не уступал другим губернским городам»)

1

Знать текст поэмы,  смысл  вставной повести

Уметь давать общую характеристику

Главы 7-10. Индивидуальное  задание: пересказать «Повесть о капитане Копейкине», картины жизни чиновников.

65

Образ Чичикова в поэме. Новый герой.

(«Кто же он? Стало быть, подлец?»)

1

Знать текст поэмы, путь Чичикова – нового героя эпохи, художественные  приёмы создания образа, роль образа в поэме.

Уметь давать обобщающую характеристику

Комментированное чтение. Пересказ. Анализ 11 главы. Ответы на вопросы.

66

Образ России в поэме. Лирические отступления.

1

Знать текст поэмы, понимать смысл  лирических отступлений.

Уметь пересказывать текст, определять идею лирических отступлений

Групповые задания: Подготовить сообщения

1) образ русского народа в поэме;

2)лирические отступления в поэме;

3) как оценил поэму Гоголя критик В.Г. Белинский?

67

Рр

Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

1

Знать текст произведения,   понятие   чичиковщина.

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.

Обсуждение вариантов вступления и заключения, составление плана. Редактирование черновиков.

Сочинение

68

Тест по поэме Гоголя «Мёртвые души».

1

Знать: материал по теме, технологию тестовой  работы  

Уметь: работать с тестом

Самостоятельная тестовая работа.

69

 

А.Н.Островский.   «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе.

1

Знать творческую биографию писателя, содержание пьесы.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.

Уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанной статьи учебника.  Анализ афиши пьесы. Характеристика героев. Выразительное чтение эпизодов пьесы. Ответы на вопросы.

70

 

Ф.М.Достоевский.  «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя.

1

Знать содержание повести, основные факты биографии писателя.

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему, характеризовать изобразительно-выразительные средства

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. Чтение и восприятие текста. Анализ текста.

71

Вн.чт.

Л.Н.Толстой.  «Юность». Формирование личности героя

1

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения,   три периода жизни человека в трилогии.

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Рассказ о писателе, определение черт личности героя

72

Вн.чт.

А.П.Чехов.  «Тоска», «Смерть чиновника». Образ «маленького человека».

1

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказов, их индивидуальную особенность, эволюцию образа «маленького человека».

Уметь  выявлять авторскую позицию.

 Анализ рассказов, монологические ответы на вопросы, пересказ статьи учебника. Комментированное чтение.

73-74

Рр  Рр

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство в лирике.   

2

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

Анализ  поэтических произведений  Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Выразительное чтение.

Русская литература ХХ века

20

  75

 Многообразие жанров и направлений  в литературе 20 века (проза)

1

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

 Запись основных положений лекции учителя. Ответы на вопросы репродуктивного характера.

76- 77

 

И.А.Бунин.  «Тёмные аллеи». Печальная история любви

2

Знать факты  жизни и творчества писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

Анализ рассказа: монологические ответы.

 

Лиризм повествования в рассказе Бунина

78-79

М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце».  Система образов.

2

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь определять нравственную проблематику повести.

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

Смысл  названия повести. Гротеск.

 80- 81

М.А. Шолохов.   «Судьба человека». Особенности сюжета  и композиции.

2

Знать особенности композиции рассказа.

Уметь характеризовать образ главного героя, понимать идейный смысл рассказа.

 Чтение обращения писателя, зачина повести. Анализ рассказа

  Рр

Судьба человека и судьба Родины в рассказе Шолохова.

   

 

Знать идейный смысл рассказа

Уметь анализировать произведение.

Чтение эпизода, пересказ,    анализ рассказа, письменный ответ на вопрос.

82-83

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор».  Картины послевоенной деревни.

2

Знать автобиографическую основу рассказа

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ произведения с элементами художественного пересказа  

 

Образ праведницы в рассказе-притче.  

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе

Объяснение смысла «праведничества»  в рассказе с опорой на текст произведения.

Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения?  Пересказ. Анализ текста.

Русская поэзия XX века

10

 84

Русская поэзия Серебряного века. Обзор.

1

Знать содержание теоретико-литературных терминов, своеобразие лирики поэтов

"серебряного" века.

Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспектировать лекцию

Работа с учебником, запись основных положений лекции учителя.

85

А.А.Блок. «Трагический тенор эпохи».

1

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Сообщение о  творчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.  

86

С.А.Есенин – певец России. Тема Родины  в лирике Есенина.

1

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

87

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.  

1

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений, анализ стихов.

88

М.И.Цветаева. Стихи о родине, о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

1

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематика стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

89

Вн.чт.

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

 

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

90

А.А.Ахматова.     Трагические интонации в лирике.

1

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематика  стихотворений, трагические интонации в любовной лирике.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

91

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта.  

1

Знать факты биографии поэта,  тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

92

Вн.чт.

А.Т.Твардовский.   Раздумья о Родине  в лирике поэта.

 

1

Знать факты биографии поэта,  тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией  Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

93

Рр

Анализ   стихотворения поэта 20 века.

1

Знать художественные  особенности стихотворения

Уметь письменно анализировать стихотворение.

Написание сочинения-анализа.

94

Защита реферата (презентации) по творчеству поэта 20 века.

1

Знать факты биографии поэта,  тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Написание реферата, создание презентации по теме

95 - 96

Итоговая контрольная работа за курс литературы в 9 классе.

 

2

Знать изученный материал по курсу литературы.

Уметь применять знания на практике.

Самостоятельная тестовая  работа. Выявление уровня литературного развития учащихся.

 

Из зарубежной литературы  

4

97

Античная лирика. Катулл.  Гораций.  

1

Знать:  понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь:  выразительно чтение стихотворений и их анализ.

Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

98

Вн.чт.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

 

1

Иметь представление о  героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Ответы на вопросы.   Комментированное чтение.

99

Вн.чт.

У.Шекспир. «Гамлет».  Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Знать содержание трагедии «Гамлет».

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Ответы на вопросы. Чтение монологов Гамлета.

100

Вн.чт.

И.-В. Гёте. «Фауст».   Идейный смысл трагедии.

 

1

Знать содержание отдельных сцен трагедии

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Ответы на вопросы репродуктивного характера.

Чтение отдельных сцен. Комментирование.

101

Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения.

1

102

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....