О природе и человеке
статья по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Обзор литературы по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

О «человеке и природе» и «природа человека»

Современный мир знает две глобальные проблемы: борьба за мир и сохранение окружающей природы. Экологические вопросы все настойчивее вторгаются в самые различные области нашей жизни, а тема «человек и природа» становится одним из главных предметов философских раздумий, социологических дискуссий, споров о нравственности и морали, современной литературе и искусстве. Защищая природу, человек защищает свою Родину, защищает человеческое в самом человеке – убедительно доказывает литература, глубоко исследующая  двуединый вопрос: влияние человека на природу и природы на человека. Широкий обзор этой темы дан в книге С.А. Липина «Человек глазами природы». Автор рассматривает развитие в литературе проблемы взаимоотношений человека и мира природы, обращается к анализу в художественных произведениях природы человека как таковой. «Так кто же он, Человек, по отношению ко всему сущему в мире? Что видят в нем сегодня глаза природы сквозь призму художественных образов литературы?» в кратком обзоре он обращается к творчеству Данте, Рабле, Руссо, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева. Глава содержит информацию об эволюции отношения человека к природе. Начало современной литературы автор связывает с творчеством Пришвина, Леонова. Автор рассматривает борьбу разумного с неразумным. Это проблема – столкновение «сегодняшней необходимости»  и  «разума истории». Но всегда в центре проблема Человек – Природа. Центральное место уделено современным авторам. С. Залыгин «Комиссия» - связь человека, крестьянства с природой, все должно быть чистым и в порядке.  В. Астафьев «Царь-рыба» - отмечает несовместимость явлений «природа-мать и природа мстит». Д. Гранин «Картина» - рисует картину художник Сергей Лосев, это полотно становится ценностью наравне с произведениями искусства, а потому нельзя пожертвовать ею даже ради самой насущной сегодняшней пользы и необходимости. Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо» - человек и природа. Повесть Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» - обращение к мифу, древним легендам, сказкам, преданиям, поднимающих взаимоотношения природы и человека. Итак, три направления о природе, экологии, человеке. Первая – разумное и неразумное. Современные классики – Распутин, Вампилов.  Второе – научно-художественная литература о природе. Н. Сладков, А. Онегов и другие.    Третье – художественная публицистика. Примером могут послужить произведения В. Чивилихина. «Глазами природы: светлым оком планеты – Байкалом или зловещей мутью Балтики – увидит он, человек будущего, нас, сегодняшних, оценит наш разум и наше величие» (Липин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...

Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».

Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок  окружающ...

"Природа и человек", 10 класс обществознание

Расширить знания учащихся о взглядах  на происхождение человека; формировать понятия «человек», «индивид», «личность, общество»; развивать умение анализировать информацию источников, воспит...

Природа и человек в творчестве Ф.И.Тютчева

Урок-погружение в поэтический мир Ф.И.Тютчева...