А.С. Пушкин "Полтава" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий урока литературы 7 класс
Тема: Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина
« Полтава».
Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.
Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему;
произвести подробный анализ текста;
прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к
историческому прошлому своей страны.
Метод изучения нового материала: частично-поисковый.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
- Организационный момент.
Сообщение темы урока и целей.
2.Изучение нового материала.
Слово учителя.
А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)
Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне
(1700 -1721 ) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
( репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)
Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
А. С. Пушкин « Медный всадник »
Так думал, стоя на берегу Невы , один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве.
Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества , слова его запали в душу каждого солдата:
( ученик читает речь наизусть в обличие Петра)
«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.
Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,
но за государство, ему врученное, за Отечество,
за нашу веру и Церковь.
А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,
лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».
Слово учителя.
На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.
Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.
3 Анализ отрывка « Полтавский бой»
Работа с учебником.
План:
- Начало боя.
- Появление Петра.
- Передышка в бою.
- Образ Петра и Карла.
- Битва в разгаре.
- Победа.
- Пир Петра.
Чтение отрывка наизусть учеником.
Начало боя.
- Как рисует Пушкин начало боя?
( описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)
Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.
- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
- Почему поле брани роковое?
( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
- Кто такой « бог браней»?
( У древних римлян Марс - бог войны.)
- Кому этот Бог покровительствует?
( В донном сражении он покровительствует русским).
- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?
(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)
Давайте найдем эти глаголы.
Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
- Как поэт передает ощущение топота множества ног?
Для этого Пушкин использует звукопись.
Что такое звукопись?
( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)
Найдем это четверостишие в тексте.
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит…
( в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)
Появление Петра I.
Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.
( Чтение отрывка наизусть)
-Какое впечатление он на вас производит?
( впечатление силы, величия, красоты)
- Как поэт добивается этого эффекта?
Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:
«лик, глас», «Божия гроза»
Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.
Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?
- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?
( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).
Передышка в бою.
- С чем сравнивается образ битвы?
( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное , трудное, как труд пахаря.)
-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.
Образы Петра и карла.
Портреты Петра и Карла.
Как изображается появление Петра I перед своими войнами?
(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) Чтение отрывка наизусть.
А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?
Чтение отрывка наизусть.
- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?
( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).
- Как вы понимаете выражения:
Смущенный взор изобразив;
Желанный бой в недоуменье?
Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.
Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.
Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.
Описание разгара битвы.
Анализ разгара боя. Работа по вариантам.
1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.
( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
2 вариант: звукопись в описании боя.
( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).
Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».
Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII в Полтавском сражении. Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.
Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев» «Полтавский бой».
Описание победы.
Какие чувства победы и как передает нам автор?
( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
Чтение отрывка наизусть.
Но близок, близок миг победы!
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Описание пира.
- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?
( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали полезные уроки).
Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
4 Вывод: Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?
Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.
Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?
А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,
подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.
Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Кем же является Петр I в поэме? ( героем, так же , как и его народ)
5.Домашнее задание
Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.
6. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....