А.С. Пушкин "Полтава" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s._pushkin_poltava_7_klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока литературы 7 класс

Тема:  Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина

                                  « Полтава».

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I  в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

               произвести подробный анализ текста;

               прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к  

               историческому прошлому своей страны.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока и целей.

2.Изучение нового материала.

Слово учителя.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став  царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов  ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

 (1700 -1721 ) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

( репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)

Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,

      Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

                                      А. С. Пушкин « Медный всадник »

Так думал, стоя на берегу Невы , один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над  шведским войском при Полтаве.

Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества , слова его запали в душу каждого солдата:

( ученик читает речь наизусть в обличие Петра)

«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.

Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,

но за государство, ему врученное, за Отечество,

за нашу веру и Церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,

лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».

Слово учителя.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой  песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора  к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

3 Анализ отрывка « Полтавский бой»

Работа с учебником.

План:

  1. Начало боя.
  2. Появление Петра.
  3. Передышка в бою.
  4. Образ Петра и Карла.
  5. Битва  в разгаре.
  6. Победа.
  7. Пир Петра.

Чтение отрывка наизусть учеником.

Начало боя.

- Как рисует Пушкин начало боя?

( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)

Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.

- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

- Почему поле брани роковое?

( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

- Кто такой « бог браней»?

( У древних римлян Марс  - бог войны.)

- Кому этот Бог покровительствует?

( В донном сражении он покровительствует русским).

 - Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

- Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись?

( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

 Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

( Чтение отрывка наизусть)

-Какое впечатление он на вас производит?

( впечатление силы, величия, красоты)

- Как  поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются  устаревшими:  

«лик, глас», «Божия гроза»

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

 Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

- С чем сравнивается образ битвы?

( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  - дело народное , трудное, как труд пахаря.)

-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)  Чтение отрывка наизусть.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?

( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

- Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения.

Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Описание разгара битвы.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.

( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).

Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».

Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII  в Полтавском сражении.  Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.

Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев»  «Полтавский бой».

Описание победы.

Какие чувства  победы и как передает нам автор?

( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час!  О славный вид!

 Описание пира.

- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

4  Вывод:   Итак, каким  предстает перед нами Петр Великий  в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает  Петра  Великого сильным, смелым человеком,

 подчеркивает его патриотизм;  с уважением говорит о его участии в битве.

Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Кем же является Петр I  в поэме?  ( героем, так же , как и его народ)

5.Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.

6. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....