Открытый урок по литературе 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Марина Васильевна Волнухина

Урок культуры "В небесах торжественно и чудно" ( интегрированный) по лирике М.Ю.Лермонтова 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                    Скоробогатовская средняя общеобразовательная школа                                                               д. Сухоноска Ковернинского района Нижегородской области

УРОК КУЛЬТУРЫ

«В небесах торжественно и чудно…»                                                                                              ( тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова)

Выполнила:                                                                                                                             ВОЛНУХИНА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА,                                                                              учитель русского языка и литературы,                                                                                             I квалификационная категория

2014 год

Урок литературы  6 класс

«В небесах торжественно и чудно…»                                                                                              ( тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова)

Урок-открытие, бинарный урок ( литература+ музыка + изобразительное искусство)

Цели:

обучающие: расширение темы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова; знакомство с «Лунной сонатой» Бетховена; художественным творчеством А.Куинджи

развивающие: развитие умения анализировать лирическое произведение, развитие аналитического мышления, умения высказывать своё мнение, находить соответствия, развитие у учащихся воображения и эстетического вкуса, развитие навыка культуры речи;

воспитательные: на основе материалов из античной культуры прививать уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный, наглядно-иллюстративный

Приёмы: беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, групповая работа, поиск соответствий, работа с информационными технологиями.

Оборудование:  компьютер, проектор, репродукции картин А.Куинджи,  раздаточный материал – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»; презентация «Небо» ( Приложение №1),  музыка  Бетховена «Лунная соната».

Ход урока

1.Восприятие ( приложение1)

Учитель литературы. Как часто мы поднимаем голову и смотрим на небо? В наше суетливое время, наполненное массой информацией, компьютеризацией, телефонизацией, погоней за материальными удобствами, нам некогда остановиться хотя бы на несколько минут, поднять голову и взглянуть на небо.

 ( слова А.Болконского из романа – эпопеи «Война и мир»)

А когда мы все-таки смотрим на небо?

( ответы детей)

2.Стихотворения М.Ю.Лермонтова ( повторение изученного)

На предыдущих уроках литературы мы с вами говорили о М.Ю.Лермонтове и его стихотворениях. Выявили основную тему, объединяющую все стихотворения, предложенные нам авторами учебника, -тему одиночества поэта.

О каких стихотворениях идёт речь? ( «Парус», «Утёс», «Три пальмы», «Листок», «Тучи»

3.Групповая работа

Ещё раз вспомните эти стихотворения и обратите внимание на «обитателей» неба, мысленно поднимая глаза вверх. Какие выразительные средства языка использует поэт, описывая этот «небесный мир»?

( Групповая работа: выразительное чтение стихотворений, ответы учащихся)

«Небесный мир» М.Ю. Лермонтова  прекрасен. Он наполнен свободой и светом: светлая лазурь , золотой луч солнца, золотая тучка, тучки небесные в степи лазурной, их цепь жемчужная, в этом необъятном и свободном пространстве  мы видим и листок, гонимый ветром. Чем больше мы восхищаемся этим ярким безоблачным небом, тем больше чувствуем внутреннее состояние того, кто остался внизу.

Какие слова находит М.Ю.Лермонтов, чтобы вы почувствовали настроение героев «земного мира»? ( ответы учащихся)

А на «земле Лермонтова»  часто употребляется слово «одинокий»: одинокий парус, одиноко плачет утёс, сетуют на одиночество пальмы, одинокий листок просит пристанища у чинары, одиночество испытывает и лирический герой глядя снизу вверх на тучки. Но кроме одиночества на земле встречаются «бури», которую жаждет парус, боль разлуки, которую испытывает утёс, жестокость, которой подвергаются пальмы, равнодушие и высокомерие, которые видит листок, зависть, злоба, преступления, клевета, о которых думает герой стихотворения «Тучи»

Как несовершенен «земной мир» Лермонтова! Не потому ли он всё больше и пристальнее смотрит в небо, видя там гармонию, которая в унисон связана с тем, что он чувствует в душе. Может, «небесный мир» и есть душа поэта!

Это открытие связано только с именем М.Ю.Лермонтова?

4.»Лунная соната» Бетховена

Учитель музыки.  Ребята, прослушайте музыку. Попробуйте представить картину, соответствующую мелодии.

( звучит «Лунная соната» Бетховена)

( впечатления детей от музыки)

Учитель литературы читает стихотворение:

Спит моя большая синяя страна.
Над её снегами — синяя луна...
Словно кто-то с нами вдруг заговорит:
«Лунная соната» сердце озарит,—
Будто сам Бетховен в синеве ночной
Встанет лунной тенью здесь, передо мной...
«Лунная соната» говорит со мной.
«Лунная соната», синяя страна...
«Лунная соната», синяя луна...

Учитель музыки:  Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты, и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату»...

Все сочинения Бетховена в той или иной степени связаны с его биографией. Но ни одно из них не носит столь автобиографического характера, как «Лунная соната».

В 1801 году, когда возникла соната, душевное состояние Бетховена было сложным. Успех сопутствовал ему как пианисту и композитору. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах.
По одним преданиям, Бетховен написал «Лунную сонату» летом 1801 года, в Коромпе, в беседке
 парка  имения Бруневиков, и потому сонату при жизни Бетховена иногда называли «Сонатой-беседкой». По другим предположениям, это посвящение Джульетте Гвиччарди, итальянке, в которую Бетховен был безумно влюблён.

Давайте вместе пройдем путь, по которому ведёт нас композитор.Первая часть — в медленном движении, в свободной форме фантазии. Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам но, в конце концов, падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.
После Аллегретто 
финал сонаты, в начале которого Бетховен сразу же предельно ясно, хотя и лаконично обозначает темп и характер — «очень быстро, взволнованно», — звучит как буря, все сметающая с пути. Вы сразу слышите четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами — бушует стихия. Но вот вступает вторая тема. Верхний ее голос широк, певуч: жалуется, протестует. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря сопровождению — в том же движении, что и при бурном начале финала. Именно эта вторая тема развивается дальше, хотя общее настроение не изменяется: беспокойство, тревога, напряжение сохраняются во всей части. Меняются лишь некоторые оттенки настроения. Иногда, кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания. Как апофеоз всей сонаты разрастается кода — заключительная часть финала. ЭТО - схватка человека с самим собой.
Финал — главенствующая часть сонаты и естественное завершение её драматических событий. Здесь всё, как в жизни, как случается у многих людей, для которых жить — значит бороться, побеждать страдания.
Одна из центральных идей творчества Бетховена — способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли - находит совершенное воплощение в «Лунной сонате»: слушая сонату, вы оказываетесь во власти неумолимого движения музыки от внутреннего страдания к взрыву, протесту, к победе над бедой, несчастьем, к активному действию.
Учитель литературы. Что из сообщения учителя музыки показалось вам похожим на наше открытие, сделанное в связи с лирикой М.Ю.Лермонтова?

( ответы учащихся)

5. Картины А.Куинджи

Учитель изобразительного искусства. Сколько прекрасных словесных картин я сегодня услышала на нашем уроке, которые нарисовали ребята, опираясь на своё воображение! Роль изобразительного искусства – помочь человеку воплотить воображение в реальную картину. Желание художника передать впечатления от окружающей действительности соединены с потребностью его выразить свои особенные переживания, свой внутренний мир.  Я хочу вас, ребята, познакомить с картинами А. Куинджи.

(презентация репродукций картин А.Куинджи на фоне романса «Выхожу один я на дорогу»)

Энергия природы, переменчивые состояния небесных сфер проходят параллельной темой пейзажа Куинджи 1870-х годов. Чувствуется ощущение мощи мира, вечное его движение, совершающееся в природе . Тема грозы, непогоды, яростного порыва небесных сил увлекают Куинджи на протяжении 1880-1890-х годов. Наряду с полотном «После дождя» он создал массу этюдов и эскизов - подготовительных работ к картине « Радуга» ,задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века. Цвет в этих работах становится ярче, естественней. Манера письма - легкая, свободная. Художник не гнушается эскизными прописями, прибегает к эффекту просвечивающегося холста, употребляет самые разнообразные выразительные приемы.

Повсюду ощутима свобода и абсолютная несвязанность устоявшимися к тому времени приемами. Образы совсем иного смысла, чем в передвижническом пейзаже, потребовали еще одного примечательного нововведения — декоративности, проявившейся в плавных и изящных, почти силуэтных очертаниях «Березовой рощи», в контрастной интенсивности цвета «Вечера на Украине» и сияющих снежных вершин Эльбруса, без которых художник не смог бы воплотить чудесный мир природы. Куинджи вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира, отказавшись от поэтизации прозы медленно текущей жизни. Достоверности натуры он предпочел преображение природы.
С течением времени Куинджи стало свойственно созерцательное, философское восприятие мира, наполняющее человека сознанием величия земного бытия. В отличие от прежних работ художник мыслит другими масштабами, в других измерениях. Его привлекают не драматические состояния природы и даже не ее прекрасные материальные качества, а нечто значительное и вечное, ощущение мироздания как целостного бытия природы и человека, как дыхания миров.
Обратите внимание на  картину «Лунная ночь на Днепре»
, где космические и человеческие начала не тождественны. Они измерены разными мерами. Человеческая природа несопоставима своими малыми величинами с мировым порядком. Эти два восприятия проникают друг в друга. Они неразрывны. Но ощущение громадности мира, таинственности его горизонтов, глубины его завораживающего света, его притягательной силы как бы подавляет человеческую жизнь, ее следы на земле. Он словно хотел проникнуться таинствами неба. Бездонный мир открывался ему непознанной тайной, загадочностью своего бытия.

6. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу»                                                                    Учитель литературы. Найдите соответствие сообщения учителя изобразительного

искусства о картинах А.Куинджи с темой нашего урока. ( ответы детей) Соответствовали ли слова  романса  пейзажам?

(раздаточный материал – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»)

«Выхожу один я на дорогу…» сводит с ума не только русского читателя, но и является одним из шедевров мировой лирики. Не правда ли, столь счастливая судьба этого стихотворения кажется таинственной? Но еще большей таинственностью напоена сама ткань прелестного творения Лермонтова, которое от начала до конца является волшебным.
Сейчас давайте предпримем попытку вместе с Лермонтовым выйти на дорогу в лунную ночь, а вернее, войти в стихотворение «Выхожу один я на дорогу…».

Докажите, что это стихотворение продолжает тему одиночества в лирике поэта. Какие картины возникают в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?  Какую роль играют слова дорога, пустыня в стихотворении? Встречалась картина пустыни в других, знакомых вам стихотворениях М.Ю.Лермонтова?
Первая строфа его вызвала восторг Толстого от зорко схваченного кавказского пейзажа, воплощенного в простой, но очень точной детали «кремнистого пути». Это действительно изумительная по точности и краткости деталь. . И все-таки, несмотря на широкую распространенность мотива дороги Не удивительно ли, что только лирический герой вышел на дорогу – и уже «Пустыня внемлет Богу»?
Что это за пустыня такая? Конечно, пустыня у Лермонтова обозначает и географическое явление, как например, в «Трех пальмах». Но даже в этом стихотворении пустыня по своему значению шире, чем характеристика почвы «аравийской земли», то есть являет собой не только Аравийскую пустыню (и вообще прежде всего не ее), а саму мерзость запустения, творимую человеком. Пустыня Лермонтова очень часто является аллюзией на опустошенность духовной жизни в цивилизованном обществе.
Примечательно, что и в «Утесе» герой  от одиночества «тихонько плачет в пустыне», и лирический герой стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» тоже в то же самой пустыне прибывает один, в полном одиночестве.

А дальше – проступает излюбленный Лермонтовым мир антитезы: противопоставление «чудного, торжественного неба» и страдания одинокого, окруженного пустыней, никому не нужного, лишнего для хлопотливой, мелочной жизни человека, чей взор устремлен к высокому. Важно подчеркнуть, что намеченная антитеза могла бы развернуться в привычное противопоставление низкой земли и высокого неба. Однако поэт пошел иным путем: он одарил своего лирического героя, страждущего в пустыне, небом прямо тут же, на земле, спящей в «голубом сиянии» космоса. В этом сказалась особенная любовь Лермонтова к своему лирическому герою. Вспомним, например, жалость и нежность, проявленную к несчастному дубовому листку, оторвавшемуся от ветки родимой.

7.Итоги урока, рефлексия

Ребята, интересным ли был для вас урок? Какое открытие для себя вы сделали? Нужно ли проводить такие уроки?                                                                                                    ( ответы учащихся)

Искусство даёт нам способность ярко ощущать жизнь. Познание искусства – это познание жизни, это труд души, и этот труд – радостный.

Идеи художественного произведения живут во времени. Они рождаются в определённую эпоху и в определённых обстоятельствах, а потом продолжают жить в иных эпохах и при совершенно других обстоятельствах, которые автор не мог предугадать

Общение с искусством – это творчество, которое позволяет открывать в себе самом новые чувства и мысли, способность понимать окружающих людей, проникать в строй души предшествующих нам поколений.

8. Домашнее задание

Сочинение-миниатюра, «В небесах торжественно и чудно…» ( посвящение М.Ю.Лермонтову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...