Урок развития речи в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ильенко Екатерина Владимировна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masteritsa_savane.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок развития речи  в 5 классе.

(Учитель Семёнова Елена Владимировна)

Сочинение по картине Леонина Лара

«Мастерица Саване»

(Систематизация рабочих материалов)

Цели: знать типы речи, особенности такого типа речи как описание, уметь анализировать и систематизировать рабочие материалы по картине, развивать умение работать в группах, воспитывать любовь к краю, в котором живешь, чувство гордости за трудолюбивый народ, в частности, ненецких женщин.

Групповая форма работы, прием «Учимся вместе».

Оформление: портрет Л.Лара;

                       репродукция картины «Мастерица Саване»;

                       ненецкая музыка;

                       рисунок ненецкой женщины, орнаменты.

Урок помогают вести учащиеся 8 классов.

Ход урока.

- Организационный момент.

             Число.

              Тема.

1. Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем развивать умение работать в группах по анализу и систематизации рабочих материалов по картине,  познакомимся с биографией и творчеством ненецкого художника Леонида Алексеевича Лара, с его картиной «Мастерица Саване»; с мастерством ненецких женщин.  (Звучит ненецкая музыка).

2.В этом году исполняется 75 лет Пуровскому району, 30 лет нашему поселку.

Это наша маленькая родина, которой мы гордимся и не должны оставаться равнодушным к ее судьбе. Сегодняшний урок мы посвящаем ей.

(Звучит ненецкая музыка)

-Рассказ о Л.Лара

-Ненецкие орнаменты (рассказ ученика)

-Стих «Женщина Ямала» Л. Лапцуя.

                       (отрывки из поэмы).

3.Беседа по картине.

-Перед вами репродукция (воспроизведение картин, рисунков путем фотографирования. Маленькая копия картины) картины Л.Лара «Мастерица Саване». Внимательно рассмотрите картину.

-Что изображено на картине? Какова ее тема?

                   ( Ненецкая женщина. Мастерица Саване.)

-Какова основная идея? Что хотел этой картиной показать художник?  

                                ( Трудолюбие, мастерство, красоту женщин Севера.)

-А теперь давайте рассмотрим картину, увидим на ней все, что нарисовано, поймем содержание, а уж потом будем думать, как писать сочинение.

Чтобы описание получилось грамотным, красивым и точным проведем словарную работу. (Запись на доске).

1)Подберите синонимы к слову художник

        Автор

                                                          Живописец

                                                          Мастер кисти

2) Изображена

    Написана

    Нарисована

3)Описывая картину, будем использовать глаголы настоящего времени.

      Изобразить

      Подчеркивает

      Можно услышать

      Видим

4) Вспомним уроки культуры Ямала, что такое

    Ягушка - женская верхняя одежда

    Туча- сумочка для рукоделия

    Орнамент- повторяющийся традиционный рисунок.

-Описывая картину, на что мы должны обратить внимание, на какие отдельные ее детали?                              

                                                                          Лицо, руки, костюм, украшение,

                                                                          звук, отношение автора.

-Правильно.

Итак, каждая группа будет работать над определенным описание

  Задача группы - пользуясь словами- подсказками, собрать

                                                      и систематизировать рабочий материал по                                                            

                                                            картине. (Приложение 1).

5. Работа в группах.

            (Звучит ненецкая музыка).

6. Обсуждение. Выступление уч-ся. Дополнения.

7.Подведение итогов. Оценки.

-Сегодня мы работали в группах и поняли, что в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему однокласснику. Ты в ответе за него, он - за тебя. Мы сумели вместе собрать и систематизировать рабочий материал по картине. Следующий этап - самостоятельно и индивидуально сделать это, описывая другую картину. Это в перспективе, а сегодня мы узнали, что, благодаря женщине, ненецкий народ и сохранил многие добрые традиции, по которым жили наши предки не одно столетие. И как важно, чтобы сегодня, в такое стремительное и переменчивое время, новым поколением они не были утрачены. А помог нам в этом ненецкий художник Леонид Лара и его замечательная картина «Мастерица Саване».

7. Д/З. Написать сочинение – миниатюру.

           «Какое впечатление произвела на меня  картина Леонида Лара «Ненецкая женщина. Мастерица Саване»?

        Приложение

 Задание для групп.

Отношение автора.

Много теплого цвета

Хорошее теплое чувство

Сам художник - ненец

Гордость.

Лицо.

Мягкие теплые охристые тона;

Теплоту и спокойствие подчеркивает белый цвет воротника.

Глаза миндалевидные, открытые, большие, выразительные для ненцев.

Задумчивый.

Крылья птицы.

Сжаты, серьезны.

Загорелое.

Блики.

Трудолюбие.

Молодость.

Теплое ощущение.

Костюм.

Нарядный, богато украшенный.

Предмет декоративно- прикладного искусства.

Узоры на костюме.

Орнамент.

Ягушка с узорами.

Сочетание оленьего меха и сукна.

Не видно ни стежка, ни шва.

Приданое.

Своими руками.

Украшение:

сумочка- туча, коса

Бисер, нанизанный на нитях.

Придает владелице очень нарядный вид.

Подвески из монет.

Цветные ленты теплого цвета.

Туча. Сумочка для рукоделия.

Стараются разукрасить лучше.

Неповторимый вид.

Звук.

Можно услышать

Перезвоны украшений,

Поворот головы,

Взмах косы.

Руки.

Сложены вместе

Жест миротворения, спокойствия, открытости.  Трудолюбия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...