Тема Родины в лирике А. Блока.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Алиева Наталья Бадалиевна

Разработка урока в 11 классе

Тема Родины в лирике А. Блока.

Цель: показать значение образа России в творчестве А.Блока.

Задачи:

- образовательные: познакомить учащихся с патриотической лирикой поэта; показать место и значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства

- развивающие: совершенствовать навыки анализа лирического произведения; на примере анализа стихотворений почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины;

- воспитательные: воспитывать любовь к Отчизне, способствовать развитию интереса учащихся к творчеству А.Блока и его личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_rodiny_v_tvorchestve_bloka.docx38.83 КБ
Файл tema_rodiny_v_lirike_a.bloka_.pptx498.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 11 классе.

Тема урока:  Тема Родины в лирике А. Блока.

Цель урока: показать значение образа России в творчестве А.Блока.

Задачи:

- образовательные: познакомить учащихся с патриотической лирикой поэта; показать место и значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства

- развивающие: совершенствовать навыки анализа лирического произведения; на примере анализа стихотворений почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины;

- воспитательные: воспитывать любовь к Отчизне, способствовать развитию интереса учащихся к творчеству А.Блока и его личности.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Оборудование: тексты стихотворений «Русь», «На поле Куликовом», «Россия», презентация к уроку (в системе Power Point), репродукции с картин М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан», «Сирень», «Лебедь», «К ночи». 

Эпиграф: …Стоит предо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный  (А.А.Блок)                                                                                                      

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Объявление темы и задач урока, целеполагание.

III. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. С тех пор, как  в 1911 – 1912 годах Александр Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное «Собрание стихотворений», его поэзия существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», повествующая о духовном пути поэта.

Блок называл своё творчество процессом «вочеловечения». Он как бы теряет основные ценности, противопоставляет свое творчество окружающему миру, используя при этом антитезу как основной художественный прием.

Именно Родина становится собирательным образом всех утраченных ценностей. Поэт переживает за её судьбу. Мир человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

Восприятие Родины в творчестве Блока, как и других великих мастеров русской поэзии, неоднозначно. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества.

Проблемный вопрос: Какое место в творчестве Блока занимал образ Родины? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти на нашем сегодняшнем уроке.

IV. Этап усвоения новых знаний.

Технология исследовательского обучения. Работа в группах:

1 группа анализирует стихотворение «Русь».

2 группа анализирует стихотворение «На поле Куликовом» (первое стихотворение из цикла).

3 группа анализирует стихотворение «Россия».

План анализа лирического произведения:

  1. Название, автор произведения.
  2. История создания стихотворения, жанр.
  3. Тема, идея.
  4. Композиция, особенности поэтики.
  5. Художественно-изобразительные средства.
  6. Ритм, рифма, стихотворный размер.
  7. Авторская и читательская позиция.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Русь» (видеозапись).

Выступление первой группы.

Стихотворение «Русь» написано А.Блоком 24 сентября 1906 года и вошло в его второй том лирики. В этом произведении чувствуются отголоски творчества Гоголя, образы из фольклора и старинных преданий.

Тема стихотворения – создание романтического образа Родины. Лирический герой находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна»«где ведуны с ворожеями»«и ведьмы тешатся с чертями». Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины». Идея – поэт показал нам Русь разной: и сказочной, и волшебной, и убогой, но все же необычайной, он с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий».

Стихотворение состоит из 11 строф по 4 строки.

Тропы:

гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь.

олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.

метонимия (переименование) горящих сел.

стилистические фигуры:

кольцо (повтор речевой конструкции) — в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.

эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты.

Стихотворный размер - четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема:

Ты/ и/ во/ сне'/ не-/о-/бы-/ча'й-/на.
Тво-/е'й/ о-/де'ж-/ды/ не/ кос-/ну'сь.
Дрем-/лю'/ — и/ за/ дре-/мо'-/той та'й-/на,
И/ в та'й-/не/ — ты/ по-/чи'-/ешь/, Ру'сь.

_ _ /_ _'/_ _ /_ _'/_
_ _'/_ _'/_ _ /_ _'
_ _'/_ _ /_ _'/_ _'/_
_ _'/_ _ /_ _'/_ _'

Ритм четкий, рифма перекрестная (АбАб), чередуются мужская (ударение падает на последний слог) и женская (ударение на предпоследнем слоге)  рифмы.

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы»«ведуны с ворожеями»«ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга»«утлое жилье»«девушка»«злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.

Лирический герой влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная — его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».

 Стихотворение не может не понравиться читателю глубиной эмоций и переживаний.

Слово учителя: Блок относится к поэтам-символистам. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…», - писал поэт.

  1. Выразительное чтение стихотворения «На поле Куликовом» (видеозапись).

Выступление второй группы.

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, — одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Связанный своим содержанием с известным историческим событием — Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее — о        неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Тема первого  стихотворения - движение воинов по полю боя. Идея – это стихотворение выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России.

Стихотворение состоит из 7 строф по 4 строки.

Именно в этом стихотворении поэт «дерзнул» вместо привычного эпитета «матушка-Русь» предложить свой, предельно личный: «О, Русь моя! Жена моя!»

Метафоры: «закат в крови», «из сердца кровь струится»; эпитеты: «степная кобылица», «высокие и мятежные дни», олицетворения: «река раскинулась, течёт, грустит лениво»,  гиперболы: «вековая тоска», «вечный бой». Риторическое восклицание: «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней!» Символ – степная кобылица символизирует судьбу России (несется вскачь).

С точки зрения синтаксиса, возникает каскад кратких предложений и восклицательных интонаций:

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Первое стихотворение цикла написано разностопным ямбом:

Ре-/ка'/ рас-/ки'-/ну-/лась./ Те-/че'т/, гру-/сти'т/ ле-/ни'-/во/

И/ мо'-/ет/ бе-/ре-/га'/.

Над/ ску'д-/ной/ гли'-/ной/ же'л-/то-/го/ об-/ры'-/ва/

В сте-/пи'/ гру-/стя'т/ сто-/га'.

_ _'/_ _'/_ _/ _ _'/_ _'/_ _'/_

_ _'/_ _/_ _'/

_ _'/_ _'/_ _'/ _ _/_ _'/_

_ _'/_ _'/_ _'/

Рифма перекрёстная, чередуются мужская и женская рифмы, ритм четкий. Необычна его ритмическая организация: сочетание длинных (пятистопных, а в первом стихе и шестистопного) и коротких (трех- и двустопных) ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием «неподвижной» Руси («Река раскинулась, течет, грустит лениво // И моет берега») и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего («Летит, летит степная кобылица // И мнет ковыль...»). Постепенно темп скачки и настроение тревоги нарастают.

В данном стихотворении с предельной силой отразилась сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом: «И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль...». Ho бесспорно одно — это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени.

Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться. Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту.

Слово учителя: Цикл «На поле Куликовом», в который входит стихотворение «Россия», – высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим историзмом», способностью увидеть в прошлом России свое, близкое - сегодняшнее и «вечное». В своих раздумьях о судьбе Родины Блок обращается к облику старой России, издавна характеризуемой как Россия нищая и униженная. Такой видится она и Блоку. «Куликовская битва, — писал поэт в примечании к циклу, — принадлежит <...> к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». И, по его убеждению, время «возвращения» наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Россия» (видеозапись).

Выступление третьей группы.

Стихотворение «Россия», написанное Александром Блоком в 1908 году, входит в цикл стихов «Родина» и подцикл «На поле Куликовом». 

К 1908 году Блок уже пережил личную драму (Менделеева влюбляется в его друга, Александра Белого), также он был потрясен революцией 1905 года, которая принесла только разочарование в жизнь общества, поэтому в стихотворении слышатся грустные мотивы. Образ Прекрасной Дамы, которая стала символом ранних стихов Блока, нашел новое воплощение в этом стихотворении. По мнению Блока, единственная женщина, достойная любви – это родина, Россия.

С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»).

Тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Основная мысль - Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.

Стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто Блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ Руси-тройки Гоголя. Становится ясно, что Россия не меняется со временем, а остается такой же, как и была.

Текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. Перед нами стихотворение, состоящее из 5 строф по 4 строки (катренов), последняя же строфа представляет собой 6 строк, объединенных в одно предложение. Каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. Деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя.

Последняя строфа особенная, состоит из шести строк. В ней Блок перечисляет черты, присущие России. Дороги, дали, песни ямщика, «мгновенный взор», то есть проникновенность души – всё это чисто российские реалии.

Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).

Несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «Россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи.

В стихотворении Александра Блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и смысловые нюансы. Например,   «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Бог обязательно поможет; это надежда на светлое будущее. Россия – это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.

Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет, забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.

В цветовом плане стихотворение имеет неброский колорит («избы серые»), что подчеркивает любовь автора к любой России, даже нищей.

Своеобразны тропы стихотворения «России» Блока. В нем присутствуют только жизнеподобные художественные образы. Например, метафорические эпитеты: «расхлябанные колеи», «дорога долгая», «мгновенный взор», «тоской острожной», «глухая песня», «избы серые», которые делают его более ярким, эстетическим, увиденные картины становятся реальнее. Эпитет «разбойная» к слову «краса» очень важен. В нем выражается непокорность, упрямость, непредсказуемость. В первой строфе употреблен постоянный эпитет «годы золотые», придающий выразительность поэтической речи.

Нетрудно заметить единство временных и пространственных представлений, которые принято называть хронотопом. В «России» представлено настоящее время, о котором говорят глаголы, употребленные в настоящем времени, например: «треплются», «вязнут», «звенит» – и будущее, судить об этом можно по глаголам будущего времени: «заманит», «обманет», «пропадешь», «не сгинешь», «затуманит», «блеснет». Пространство в этом стихотворении – Россия,   изображенная Блоком.

«Россия» написана четырехстопным ямбом, который придает легкую напевность и просветленность. В третьей стопе наблюдается пиррихий, что делает стихотворение неповторимым и наполненным задумчивостью.

О-/пя'ть/, как/ в го'-/ды/ зо-/ло-/ты'-/е/,

Три/ сте'-/ртых/ тре'-/плют-/ся/ шле-/и'/,

И/ вя'з-/нут/ спи'-/цы/ рос-/пис-/ны'-/е/

В рас-/хля'-/ба-/нны-/е/ ко-/ле-/и'/...

_ _'/ _ _'/ _ _/ _ _' /_

_ _'/ _ _'/ _ _/ _ _' /_

_ _'/ _ _'/ _ _/ _ _'/_

_ _'/ _ _/ _ _/ _ _'/

Благодаря перекрестной рифмовки «Россия» становится похожей на разговор.

Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность.

Безусловно, интересен синтаксис стихотворения «Россия». Практически в каждой строфе есть предложения с многоточиями, из чего следует, что автор находился в раздумье, размышлял во время написания стихотворения. Восклицательные предложения придают эмоциональную окраску, воодушевленность.

Кроме того, в «России» наблюдается инверсия: «годы золотые», «треплются шлеи», «вязнут спицы», «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «плат узорный», «дорога долгая», «блеснет взор», «звенит песня» - тем самым, вызывая интонационное выделение ключевых слов.

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви», а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени - «как слезы первыя любви», что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Следующая строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Слово учителя: Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты».

В конце вновь звучит мотив пути, дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно». Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней», приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

V. Дискуссия. Поэт настаивает на интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива. Какие картины М.Врубеля очень созвучны блоковскому восприятию Руси?( «Царевна – Лебедь», «Пан», «Сирень», «Лебедь», «К ночи»).

VI. Рефлексия.                 

- Какой след в душе оставила лирика Блока?

                                   - Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

                                  - Было ли занятие полезным?

- Как бы вы хотели организовать уроки по изучению лирики того или иного поэта? Ваши пожелания.

VII. Подведение итогов. 

Тема  Родины – основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к Родине была «странной». Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя в стихотворении «Россия» из цикла «Родина». И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос: за что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

С ней «и невозможное возможно», она ведёт на «вечный бой», указывает путь вперёд, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта – гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбу Родины и народа. «Этой теме я сознательно посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель», - написал Блок в 1908 году.

VIII. Оценивание.

Оценку работы групп дают сами учащиеся. Отмечают положительные стороны работы,  указывают на недостатки и пути их устранения.

IX. Домашнее задание:

1. Прочитать и проанализировать другие стихотворения, посвящённые России: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910)

                     «На железной дороге» (1910)

                     «Грешить бесстыдно, непробудно…» (1914)

                     «Дикий ветер…» (1916)

                     «Коршун» (1916)                         (одно по выбору)

2. Создать видео презентацию к любому стихотворению А.Блока на патриотическую тематику.

                     3. Прочитать поэму «Двенадцать».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе по теме: «Тема Родины в лирике А. Блока».

Данный урок позволяет на примере анализа художественных особенностей стихотворений почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины....

Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....

Тема Родины в лирике А. Блока

В статье приведена разработка открытого урока  "Тема Родины в лирике А. Блока" в 11 классе....

Тема Родины в лирике Блока

План-конспект нестандартного урока литературы по заявленной тематике, по сути своей напоминает литературно-музыкальную композицию....

Конспект открытого урока по литературе: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А. Блока.

Место и значение образа Родины в творчестве Блока; связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Очен...

Урок по литературе в 11 классе по теме: "Тема Родины в лирике А.Блока"

Данный конспект урока раскрывает тему Родины в лирике А.Блока....

Тема Родины в лирике А.Блока

Методическая разработка урока литературы в 11 классе.Цель урока - определить значение образа Родины в лирике Блока, отрабатывать навыки анализа поэтического текста...