Урок по произведению М. Гаршина " Attalea princeps"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

урок проблемно - поисковый, воспитывающий   чувства сострадания, наблюдательность,  умение работать с тексто, вести диалог. Формы работы: коллективная, групповая, парная.используется технология развития критического мышления.  Класс поделен на 4 группы: художники, консультанты, актеры, знатоки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                          «Средняя общеобразовательная школа № 14 с. Кривенковское

МО Туапсинский район

Конспект урока литературы в 5а  классе

Любовь к жизни. Проблема выбора

(По сказке Гаршина «Attаlea princeps»)

Учитель: Аведьян Эрика Альгирдовна

18.11.2016г

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать сказку Гаршина «Attelea princeps»; рассмотреть проблему выбора жизненного пути, формировать умение выделять главное, анализировать текст художественного произведения посредством постановки проблемы;  развивать умение  делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа прозаического текста; развивать у обучающихся логическое мышление, навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом; формировать умение выражать впечатления от текста, ориентироваться в тексте, разрешать проблемные ситуации, обобщать наблюдения.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать человека сострадающего, готового помочь, умеющего сделать правильный выбор.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.

Приемы: диалог, выразительное чтение эпизодов, комментированное выразительное чтение, построение схемы ,  фронтальный опрос, словарная работа, игровые приемы,  кластер, синквейн.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма работы: коллективная, групповая, парная.

Используемые технологии: технология  развития критического мышления.

Класс поделен на 4 группы по 6 человек: художники, консультанты, актеры, знатоки.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Стадия вызова.

Учитель:  Тема нашего сегодняшнего урока «Любовь к жизни. Проблема выбора»(По сказке Гаршина «Attelea princeps»).  ( слайд № 1) Как вы ее понимаете? Как вам кажется, о чем мы будем сегодня говорить?  Попытайтесь сформулировать цель нашего разговора, учитывая то, что вчера мы познакомились со сказкой Гаршина «Attelea princeps».

Учащиеся размышляют над тем, что такое любовь, жизнь, выбор ,  что значит любить жизнь.

Учитель :  А вы любите жизнь? Почему? Ответы учащихся.

Учитель: Какие  чувства  возникли у вас после прочтения  сказки? Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно у вас во время прочтения? (ответы детей…) Группа художников нарисовала рисунки дома к произведению,  в том числе ассоциативные. Представьте , пожалуйста, свои рисунки.

Учитель : Кто, на ваш взгляд, является главным действующим героем сказки? Почему вы так решили? (Ответ - пальма).

Учитель: да, героиня сказки – гордая пальма с красивым именем Attаlea princeps. О ней B.M. Гаршин написал стихотворение, где есть следующие строки: ( слайд № 2)

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит,

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт

Группа научных консультантов расскажет нам о атталее-пальме. ) Научное сообщение о пальме. (Ученики в роли научного консультанта):

Атталея - род пальм с крупными перистыми листьями; существует около 20 видов атталеи. Произрастает она в тропических лесах Южной Америки. Из листьев бразильской атталеи добывают грубые волокна, из которых изготовляют веревки, канаты, щетки, циновки. Твердые семена пальмы применяются в токарном деле. Атталеи часто выращиваются в оранжереях. Оранжерея - застекленное помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.

_ Консультанты дадут нам сейчас представление о жизни, творчестве писателя Гаршина. Они подготовили нам краткий рассказ.

3) Работа по содержанию произведения.

Учитель:

- Вспомним начало сказки

- Что такое оранжерея?  Знатоки, поработайте со словарем, дайте ответ.

Какой оранжерея предстает перед нами в начале сказки? .Найдите и прочитайте описание оранжереи. (Выразительное чтение первого эпизода от слов « В одном большом городе...» - до слов «...там листья бледнели, съеживались и увядали».)

Учитель:

- Чувство восхищения, появившееся у нас при красочном описании оранжереи, вдруг меняется грустно-мрачным настроением с началом следующего абзаца.

- Почему интонация спокойная, повествовательная становится тревожной?

Двойственность оранжереи в том, что с одной стороны - это прекрасное строение, произведение искусства, а с другой - для растений это невыносимые условия жизни.

4) Моделирование прочитанного текста.  (Работа в группах ).

Учитель:

- Представьте, что вы растения, ваши руки - корни, сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: «Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу».

-. Поднимите ладони и надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, ладони - листья. Попытайтесь показать следующий эпизод: «Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы...».

- Скажите, какие чувства и эмоции испытали растения во время борьбы за влагу и пищу?

Учитель читает фрагмент произведения от слов «Но стекла вставляли очень скоро»  до слов «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой».

- Как вы думаете, похожи ли друг на друга директор оранжереи и путешественник из Бразилии? Чем они не похожи?

Обобщение ответов учащихся:

Два человека - два характера, не похожие друг на друга. Человек науки, посвятивший свою жизнь растениям, гордился только внешними достоинствами подопечных, но был безразличен к их внутреннему миру. Путешественник - человек открытый, душевный, сострадающий, он почувствовал печаль пальмы-соотечественницы.

Знатоки- группа- вы должны были повторить сегодня литературные приемы. Как называется такое противопоставление в литературе, что это за прием? ( антитеза. Знатоки  рассказывают о приеме.)

5) Инсценировка (мини-представление обитателей оранжереи - монологи от 1- лица).

Учитель: Но пальма растет не одна в оранжерее. Вспомним второстепенных героев, назовите их.

 Каковы же обитатели прекрасной оранжереи? Давайте послушаем беседу героев сказки. Один умный человек сказал: «Заговори, чтоб я понял, каков ты...» А поможет нам группа актеров.

1 ученик-  пальма:

- Скажите, скоро ли нас будут поливать? Я, право, кажется, засохну сегодня.

2 учени - :Пузатый кактус:

- Меня удивляют ваши слова, соседушка. Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я все-таки свеж и сочен.

Саговая пальма:

- Мы не привыкли быть чересчур бережливыми. Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И, кроме всего этого, скажу вам еще, что вас не просят делать замечания.

3 ученик - Корица:

- Что касается меня, то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерет.

4 ученик - папоротник:

- Но ведь не всех же нас обдирали. Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.

5 - Автор:

- Тут корица, забыв, что ее обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за нее, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.

6 ученик - Attalea princeps:

- Зачем вы ссоритесь? Разве поможете себе этим? Вы только увеличиваете свое несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире... И мы выйдем на свободу. Нужно только работать дружнее, и победа за нами.

Все растения:

- Глупости! Вздор! Глупости! Несбыточная мечта! Вздор! Нелепость!

Учитель:  В сказке растения действуют, говорят, как люди, у них свои рассуждения, отношение к происходящему. Как называется такой литературный прием? Группа знатоков, к вам обращаемся. (Олицетворение). Когда говорим о людях-героях произведения, то рассуждаем об их характерах. А есть ли характер у героев нашей сказки?

6) Работа по группам.

Задание: охарактеризуйте следующих героев. Для этого группы изготовят кластеры.  Каждой группе  дается  лист формата  А5. В центре  наклеена  иллюстрация героя и его имя. Задача группы –охарактеризовать героя. Выберите сами способ работы в группе – каждый подберет по слову и запишет его, или один запишет, другие предложат, таким образом поучаствуют в обсуждении. Но в итоге все слова должны быть одобрены всей группой.

( Саговая пальма (злобная, раздра-жительная, завистливая, надменная, высокомерная.)

Кактус (всегда свежий, довольный жизнью, любующийся собой.)

Папоротник (рассудительный, он не доволен существующим порядком, но не стремится к изменениям, потому что пассивность - его основная черта.)

Корица (спорщица, предпочитает прятаться за спины других.)

Attalea princeps (свободолюбивая, целеустремленная, гордая.)

Маленькая травка (слабая, робкая, способная сопереживать, любить и жертвовать собой ради других.)

Учитель все рисунки- кластеры  вывешивает на доску.

Учитель:  А как вы думаете,  мы можем расположить наши кластеры  как-то на доске, учитывая взаимоотношения героев? Учащиеся разделяют героев, получаются 2 группы. В одну входят пальма и травка, а во вторую - все остальные герои.   обращает внимание, что герои противостоят друг другу. Какой прием использован ? ( снова - антитеза)

 ( да – пальму и травку расположить рядом, потому что пальму поддерживала травка, Ее отличают от других душевность, готовность прийти на помощь, бесстрашие настоящего друга, самоотверженность и любовь.).

Учитель:  Ребята, вы охарактеризовали мир растений довольно точно. Подумайте, почему стремление пальмы выйти на свободу обитатели оранжереи назвали «вздором», «глупостью»? ( ответы).

- О чем же мечтала мятежная пальма? ( о свободе…) 

Учитель: Произнесите слово «princeps». С каким словом оно созвучно?

Это слово несет определенную смысловую нагрузку. Пальма гордая, стойкая, целеустремленная, с высокими жизненными принципами, об этом свидетельствует вся ее жизнь в оранжерее. Сказка заканчивается печально. (Выразительное чтение последнего эпизода от слов «Только-то?-думала она до конца.)

Учитель:  Как вы понимаете слова «она помнила свое родное небо»? Разве небо может быть чужим или родным?

(Ответы - размышления, учащиеся вспоминают свою малую родину и убеждаются, что так - « она помнила свое родное небо» - можно сказать.) 

Учитель – Так о каких же жизненных позициях говорит автор в сказке?  Ответы учащихся( тепло и покой -  свобода, родина).

Учитель – Можем ли мы назвать пальму борцом? Почему? С кем и чем  она борется?  За что?  

Учитель – Оцените финал сказки. (Пальма умирает, а остальные растения остаются жить)Может быть, не стоило пальме бороться, стремиться к свободе? Какой выбор она делает?

Ответы учащихся, учитель записывает ключевые слова на доске: свобода,  небо, мечта.

Учитель - Только ли о растениях хотел рассказать нам писатель? Есть ли среди нас люди, похожие на героев сказки? Чей жизненный путь вам ближе?( нет, он использует иносказание, подразумевая людей…)

Учитель – Подводя итог нашему разговору, попробуем сформулировать цель написания произведения автором.? Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какие уроки преподает нам автор своим произведением? ( ответы: умей слушать и понимать других,  будь внимательным к другому, каждый имеет право на ошибку, цени то, что имеешь, сострадай, помогай другому , принимай другого  человека таким, каков он есть…)

Учитель - Полезен ли был сегодняшний урок для вас? Чем? Что узнали? Чему научились? (Ответы учащихся)

Домашнее задание :

1. Придумать другой финал сказке.

Учитель - Завершить урок я хотела бы синквейном, который мы посвятим пальме Attelea princeps (составляем вместе)

Пальма

Свободолюбивая, гордая

Борется, растет, вырывается

Хочет увидеть небо.

Свобода.

Завершается урок выставлением и комментированием  оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....