Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literat_5.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №9 городского округа города Выкса

Рабочая программа

Наименование курса: литература                                                  

Класс: 5   «Д»                                                                                            

Уровень основного общего образования: пропедевтический        

Учитель:Мишарина Е.Г.

Срок реализации программы: 1 год 2016-2017                              

Количество часов по учебному плану: всего 102 часа в год; в неделю 3 часа

Рабочая программа составлена на основе:авторской программы В.Я.Коровиной

Программа составлена на основе ФГОС основного общего образования второго поколения и отражает базовый уровень подготовки школьников.

Учебник:

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Рабочую программу составил (а) ____________       Мишарина Е.Г.

г. Выкса 2016 год


Пояснительнаязаписка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии стребованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,на основе Примерной программы основного общего образования по литературе,авторской программы В.Я. Коровиной (- М.: «Просвещение»,2014).

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основногообщего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературыдля школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуруи уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического инационально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средстворазвития личности.

Рабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка» с требованиями ФГОСк результатам обучения, «Содержание курса», «Требования к уровню подготовки  учащихсяза курс литературы 5 класса», «Контроль уровня обучения», «Тематическое планирование»с определением основных видов учебной деятельности школьников, «Ресурсное обеспечение».

Содержаниелитературногообразованияразбитонаразделы,согласноосновнымвехам развития русской литературы. Главной идеей программы является изучение литературыот мифовкфольклору,отфольклоракдревнерусскойлитературе,аотнеекрусскойлитературе XVIII, XIX и XXвеков.

Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетанияконцентрического,

историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русскойизарубежнойлитературы,поднимающиевечныепроблемы(добро,зло,жестокостьисострадание,великодушие,прекрасноевприродеичеловеческойжизни,рольизначениекнигивжизниписателяичитателяит.д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Однимиз признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно этинавыки формирует преподавание литературы в 5классе.

В  рабочей программе  курс 5 класса представленразделами:

  1. Устноенародноетворчество.
  2. Древнерусскаялитература.
  3. Русскаялитература XVIII.
  4. Русскаялитература XIXвека.
  5. Русскаялитература XXвека.
  6. ЛитературанародовРоссии.
  7. Зарубежнаялитература.
  8. Обзоры.
  9. Сведения по теории и историилитературы.

В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы,краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественноесвоеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчестваписателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподаванииучебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи(далее–Р.Р.),наурокивнеклассногочтения(далее-Вн.чт.),проектнуюдеятельность учащихся.

Место предмета в базисномплане

Наизучениепредмета в5классеотводится3часавнеделю,итого-102часазаучебный

год.

Результаты изучения предмета   «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Учебно-тематическое планирование по литературе 5класс

№ п/п

Названиераздела

Кол-вочасов

В томчисле

Контр.работы

Урокивнекл.чтения

Р.р.

1.

Введение

1

2.

Устноенародноетворчество

10

3.

Древнерусскаялитература

2

4.

Изрусскойлитературы 18века

1

5.

Изрусскойлитературы 19века

39

6.

Излитературы 20века

33

2 ч

7.

Иззарубежнойлитературы

14

8.

Урокиитоговогоконтроля

1

Итого

102ч

18ч

16ч


Содержание учебногопредмета

5класс Введение(1ч.)

Писателиороликнигивжизничеловекаиобщества.Книгакакдуховноезавещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац,сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.).Учебник литературы и работа сним.

Устное народное творчество(10ч.)

Фольклор — коллективное устное народноетворчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природафольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное вфольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки,приговорки, скороговорки, загадки —повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитиепредставлений).

Русские народныесказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные,бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характерсказок. Сказители. Собиратели сказок.(Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образневесты- волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою,недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная  готовность  жертвоватьсобою радиторжествасвоеймечты—вотдуховныеданныеВасилисыПремудрой...»(М.Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая рольчудесных противников—Бабы-яги,КощеяБессмертного.Народнаяморальвсказке:доброторжествует, злонаказывается.Поэтикаволшебнойсказки.Связьсказочныхформулсдревнимимифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебнойсказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказкагероического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сынкак выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказкив оценке автора-народа. Особенностисюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления осправедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовыхсказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений).Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативностьнародных сказок (начальные представления).Сравнение.

Из древнерусской литературы(2ч.)

Началописьменностиувосточныхславянивозникновениедревнерусскойлитературы. КультурныеилитературныесвязиРусисВизантией.ДревнехристианскаякнижностьнаРуси. (Обзор.)

«Повестьвременныхлет»каклитературныйпамятник.«Подвиготрока-киевлянинаи хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...»и их подвиги во имя мира на роднойземле.

Теория литературы. Летопись (начальныепредставления).

Из литературы XVIII века(2ч.)

МихаилВасильевичЛомоносов.Краткийрассказожизниписателя(детствоигоды учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник,гражданин.


«Случилисьвместедваастрономавпиру...»—научныеистинывпоэтическойформе.Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанрылитературы (начальныепредставления).

Из литературы XIX века (42ч.)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIIIвека). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, началолитературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяниепороков

— грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» —отражение исторических событий в басне; патриотическая позицияавтора.

Рассказиморальвбасне.Аллегория.Выразительноечтениебасен(индивидуальное,по ролям,инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория(начальные представления). Понятие об эзоповомязыке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и началотворчества, Жуковский-сказочник).

«Спящаяцаревна».СходныеиразличныечертысказкиЖуковскогоинароднойсказки.

Герои литературной сказки, особенностисюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Героибаллады. Теория литературы. Баллада (начальныепредставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годыучения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,скрашиваемые любовью няни, ее сказками ипеснями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» —собирательная картинасюжетов,образовисобытийнародныхсказок,мотивыисюжетыпушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление срусскими народными  сказками,  сказкой  Жуковского  «Спящая  царевна»,  со  сказками  братьев   Гримм;

«бродячиесюжеты»).Противостояниедобрыхизлыхсилвсказке.Царицаицаревна,мачехаи падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство иразличие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность— красотавнешняяивнутренняя,победадобранадзлом,гармоничностьположительныхгероев. Поэтичность, музыкальность пушкинскойсказки.

Русская литературнаясказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное, фантастическойидостоверно-реальноевлитературнойсказке.Нравоучительноесодержаниеи причудливый сюжетпроизведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения)Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла среалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочностьи яркостьязыка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaltaPrinceps». (Для внеклассногочтения) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающийпафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворнаяи прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разныхнародов.

МихаилЮрьевичЛермонтов.Краткийрассказопоэте(детствоиначалолитературной деятельности, интерес к историиРоссии).


«Бородино»—откликна25-летнююгодовщинуБородинскогосражения(1837).Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядовогоучастника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетаниеразговорных интонаций с патриотическим пафосомстихотворения.

Теориялитературы.Сравнение,гипербола,эпитет(развитиепредставлений),метафора, звукопись, аллитерация (начальныепредставления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения,начало литературнойдеятельности).

«Заколдованноеместо»—повестьизкниги«ВечеранахутореблизДиканьки».Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комическогои лирического, реального ифантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народнойжизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлыхсил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитиепредставлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство иначало литературнойдеятельности).

Стихотворение«Крестьянскиедети».Картинывольнойжизникрестьянскихдетей,их забавы,приобщениектрудувзрослых.Мирдетства—короткаяпоравжизникрестьянина. Речевая характеристикаперсонажей.

«Есть  женщины  в  русских  селеньях...»  (отрывок  из  поэмы  «Мороз,  Красный   нос»).

Поэтический образ русскойженщины.

«На Волге». (Для внеклассного чтения) Картины природы. Раздумья поэта осудьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую егосудьбу.

Теория литературы. Эпитет (развитиепредставлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и началолитературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание кокружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протестакрепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературныйгерой (начальныепредставления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ опоэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картинавесенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красотыжизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, началолитературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина.  Душевнаяблизость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистическихидеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальноепредставление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и началолитературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.Речь персонажей как средство иххарактеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).Речевая характеристикаперсонажей.

Речь героев как средство создания комическойситуации.

Русские поэты XIX века о Родине и роднойприроде(обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть восени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночьв деревне»  (отрывок);  А.  Н.  Майков.  «Ласточки»;  И.  3.  Суриков.  «Зима»  (отрывок);  А.    В.


Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя иуча-щихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачиэмоционального состояния,настроения.

Из литературы XX века(29ч.)

ИванАлексеевичБунин.Краткийрассказописателе(детствоиначалолитературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровноеродство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок,связанных междусобойвидимымиитайнымисилами.Рассказ«Косцы»какпоэтическоевоспоминаниео Родине.

Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения)Тема историческогопрошлого России.Праздники и будни в жизни главногогероя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство иначало литературнойдеятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Ихобщение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушиеокружающих людейкбеднякам.Вася,Валек,Маруся,Тыбурций.Отецисын.Размышлениягероев.«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений всемье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композициялитературного произведения (начальныепонятия).

СергейАлександровичЕсенин.Краткийрассказопоэте.Стихотворения«Япокинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображениеродной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины,России. Своеобразие языка есенинскойлирики.

ПавелПетровичБажов.Краткийрассказописателе(детствоиначалолитературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность,добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонациисказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ исказка (общее иразличное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ описателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическоев сказкахПаустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я.Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои.Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенностипьесы- сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления).Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство,начало литературнойдеятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя сприродой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радостии грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающегомира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитиепредставлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и еепонимание, находчивость  в  экстремальных   обстоятельствах.Поведение  героя   в  лесу.   Основные   черты


характера героя.ОткрытиеВасюткой нового озера.Становление характера героя черезиспытания, преодоление сложных жизненныхситуаций.

Теория        литературы.        Автобиографичность        литературного        произведения        (начальные представления).

«Ради жизни наЗемле...»

Стихотворные        произведения        о        войне.        Патриотические        подвиги        в        годы        Великой Отечественнойвойны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку налафете...»;

А. Т. Твардовский. «Рассказтанкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений оВеликой Отечественнойвойне.

Произведения о Родине, роднойприроде

И.Бунин.  «Помню—долгий  зимний  вечер...»;  Прокофьев.   «Аленушка»;   Д.  Кедрин.

«Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города игоды».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе каквыражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственногомироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближениеобразов волшебных сказок и русской природы в лирическихстихотворениях.

Писателиулыбаются

Саша        Черный.        «Кавказский        пленник»,        «Игорь-Робинзон».        Образы        и        сюжеты литературной классики как темы произведений длядетей.

Теория литературы. Юмор (развитиепонятия).

Из зарубежной литературы (15ч.) Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ описателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традицийпредков.

Теория литературы. Баллада (развитиепредставлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ описателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характергероя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами).Гимн неисчерпаемым возможностям человека.Робинзонада в литературе икиноискусстве.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ описателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов ихудожественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая.Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда— противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви идружбы.Победа добра, любви идружбы.

Теория литературы. Художественнаядеталь.

Жорж Санд. «Очем говорят цветы».(Для внеклассного чтения). Спор героево прекрасном. Речевая характеристикаперсонажей.

Теория литературы. Аллегория в повествовательнойлитературе.

Марк Твен. Краткий рассказ описателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы,находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетаниереальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий миринтересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ описателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добыватьпищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость,мужество, изобретательность,   смекалка,   чувство   собственного   достоинства   —   опора   в труднейших


жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизнисеверного народа.

Произведения для заучиваниянаизусть

Пословицы ипоговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна»(отрывок). И.А. Крылов.Басни.

А.С. Пушкин. «Улукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения«Крестьянские дети» («Однажды в студѐную зимнююпору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенниеводы» А.А. Фет. «Весеннийдождь».

М.Ю. Лермонтов.«Бородино»

По теме «Война и дети» 1-2стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2стихотворения.

Список литературы для самостоятельногочтения

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс наОлимпе.

Из древнерусскойлитературы

А. Никитин. Из «Хождений за триморя».

Из русской литературы 18века

А.Д. Кантемир. Верблюд илисица.

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневныйшумумолк…»

Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (навыбор) И.А. Крылов (3 - 4 басни навыбор)

К.Ф. Рылеев. ИванСусанин.

Из русской литературы 19века

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град поройсольется...». А.А. Дельвиг. Русскаяпесня.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град поройсольется...». А. С. Пушкин. Зимняя дорога.Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб(сказка). А. В. Кольцов. Осень.Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшнаяместь.

Н. А. Некрасов. Накануне светлогопраздника. Д. В. Григорович. Гуттаперчевыймальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе,рассказы. В. М. Гаршин. Сказка о жабе ирозе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» идр. И. С. Никитин. Утро.Пахарь.

Я. П. Полонский.Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветрукружат....... Ф. И. Тютчев. Утро вгорах.

С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетскихвоспоминаний. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (навыбор).

А. Н. Островский.Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа навыбор.

Из русской литературы XXвека

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок обИталии». А. И. Куприн. Чудесныйдоктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимнийвечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути втеремок...». С. А. Есенин. Песнь особаке.

Дон Аминадо.Колыбельная. И. С. Соколов-Микитов.Зима.

П. П. Бажов. Каменныйцветок. М. М. Пришвин. Мояродина.

С. Я. Маршак. Двенадцатьмесяцев. А. Т. Твардовский. Лесосенью.

Е. И. Носов.Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля?Белогрудка.

Из зарубежнойлитературы

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительныеприключения морехода РобинзонаКрузо.

М. Твен. Приключения ТомаСойера.


Календарно-тематическое планирование

Тема

Колич. часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение. Роль книги вжизни человека.

1

1.09

1.09

Фольклор (11 ч.)

Устное народноетворчество. Понятие офольклоре.

1

Вн/чт 1 Детский фольклор.

1

Сказка как особый жанр фольклора

1

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

1

Народная мораль в характерах и поступках героев.

1

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

1

Р/р 1Изобразительный характер формул волшебной сказки.

1

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержа -ния

1

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

1

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

Вн/чт 2 Моя любимая русская народная сказка

1

Древнерусскаялитература (2ч.)

Древнерусская        литература.Летопись. «Повесть

временных        лет»        как литературныйпамятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Из литературы XVIII века (1ч.)

М.В. Ломоносов.«Случились вместе два Астрономав пиру…»

Из литературы XIX века (39ч.)

Русские басни. Басня как литературный жанр

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».

И.А.Крылов        «Ворона        и лисица», «Свинья поддубом»

Вн/чт 3  Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Р/ р 2 Сочинение по творчеству И.Крылова  на одну из тем по выбору.

В. А. Жуковский «Спящаяцаревна».

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Вн/чт 4 Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

Роберт Льюис Стивенсон  «Вересковый мед»

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У Лукоморья…»

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Р/р 3 «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях». Подготовка        к домашнему письменному  ответу на один изпроблемных вопросов

Вн/чт5 Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

Р/р4 Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Антоний Погорельский «Чѐрная курица, илиПодземные жители»как литературнаясказка.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание

Вн/ чт 6 П.П. Ершов«Конѐк -горбунок».

В.М.Гаршин«AttaleaPrinceps».

М.Ю.Лермонтов.Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера нахуторе близ Диканьки».«Заколдованноеместо».

«Заколдованное место»:реальность и фантастикав повести.

Вн/чт7«Майская ночь,или Утопленница»

Р/р 5 Контрольная работа     № 1по произведениям 1-ой половины 19 века

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Вн/чт 8 Н.А. Некрасов «На Волге». Раздумья поэта о судьбах народа.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе.

Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна.

«Муму»: системаобразов

Р/р 6Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

А.А. Фет.Лирика.

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

«Кавказский пленник»:Жилин иКостылин.

Странная дружба Жилина и Дины.

Р/р 7 Краткость и выразительность языка рассказа.

Р/р 8 «Кавказскийпленник». Подготовка кписьменному ответу на один изпроблемных вопросов

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

Р/р 9  «Хирургия». Рассказв актѐрском         исполнении.Составление киносценарияпо рассказу.

Вн/чт 9Рассказы        Антоши Чехонте.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

Р/р 9 Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Из литературы XX века (29ч.)

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

Вн/чт 10 И.А. Бунин «Подснежник»

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурномобществе»

Повесть. Сюжет и композиция повести            «В дурном обществе»

2.03

Путь Васи к правде и добру

2.03

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

2.03

Р/р 10 Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

4.03

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

6.03

Р/р 11 Стихотворение                 «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

6.03

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»

9.03

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

9.03

Вн/чт11 «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

11.03

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

13.03

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

13.03

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»Человек и природа в рассказе

16.03

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

19.03

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

19.03

Р/р 12  Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке».

20.03

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Человек и природа в рассказе

Р/р 13 Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

Вн/чт 13 В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

13.04

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

10.04

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

10.04

Вн/чт 14 ВОВ в литературе.

15.04

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

15.04

Картина В.М.Васнецо -ва «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбищеосеннеготумана..»)

17.04

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина- до. «Города и годы»

20.04

РР

Вн/чт15 Н.А. Тэфи «Валя»

22.04

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

24.04

Вн/чт 16 Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

27.04

Р/р 14 Контрольная работа «Русская литература XX века»

29.04

Иззарубежнойлитературы (15ч.)

Р.Л. Стивенсон. Рассказо писателе. «Вересковыймед»: верность традициямпредков.

4.05

Д. Дефо. «РобинзонКрузо»: необычайныеприключения героя.

6.05

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»- произведение        о        силечеловеческогодуха

6.05

Г.Х. Андерсен. Рассказо писателе.        «Снежнаякоролева»:реальность                и фантастика

11.05

«Снежная королева»: сказкао великой силелюбви.

11.05

Р/р 15 Подготовка к сочинению «Герда против Снежной королевы»

15.05

Вн/ чт17 СказкиАндерсена.

13.05

Р/р  16 Сказки Х.-К.Андерсена. Устный и письменный ответна один из проблемныхвопросов.

15.05

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

18.05

Том Сойер и его друзья

18.05

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

20.05

Обобщение изученного материала  за курс 5 кл.

20.05

Итоговая контрольная работа.

22.05

Вн/чт 18 Ж. Санд. «О чемговорят цветы».

25.05

Подведение итогов. Что читать летом.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....