Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литература» создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе (далее Стандарт), Примерной программы основного общего образования по предмету для образовательных учреждений, Примерной региональной программы по литературному краеведению для образовательных учреждений города Мурманска, а также  программы по литературе для 8 класса В. Я. Коровиной

Данная рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся, а также  учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по основным разделам курса.

Согласно Стандарту основного общего образования по литературе целями обучения литературе в школе являются:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским

Особенности программы

В соответствии с этими целями основу литературного образования в 8 классе составляет чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Модель структуры курса в 8-м классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. Идея программы – изучение литературы от фольклора до древнерусской литературы, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.

Одна из ведущих проблем, которая затрагивается в курсе 8 класса – взаимосвязь литературы и истории. Особое внимание уделяется также проблеме рода и жанра, их многообразию и развитию.

В рабочей программе предусмотрены часы на развитие речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений и другим видам работ, развивающим устную и письменную речь учащихся. 

Количество часов – 68ч

Вн. чт. – 9 часов

Зачет – 1 час

Всего уроков развития речи – 10 часов

Из них:

Сочинений – 4 (2 классных и 2 домашних)

Изложений – 2 (1 сжатое и 1 подробное)

Требования к уровню подготовки учащихся

знать (понимать):

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
  • писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения различных жанров на литературные темы, изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

Основные виды устных и письменных работ

(5—9 классы)

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

  • Развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
  • Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
  • Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
  • Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  • Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.


Учебно-тематический план

Название раздела

Тема

Кол. час.

НРК

часы

Практическая часть

Наизусть

Соч.

Изл.

Введение. Русская литература и история.

1

Устное народное творчество.

Лирические песни (свадебные песни поморов)

1

Историческая песня  «Пугачев в темнице», лирическая песня «Вдоль по улице метелица метет»

Древнерусская литература

2

1

Предания о Пугачеве

1

Житие об Александре Невском

1

Литература 17 века

Повесть о Шемякином суде

1

Литература 18 века

8

1 (домашнее)

Человек 18 века в портретах своего времени.

1

Творчество Д. И. Фонвизина

2

Творчество Н. М. Карамзина

2

Творчество И. А. Крылова

2

Басня И. А. Крылова «Обоз»

Творчество К. Ф. Рылеева

1

Литература 19 века

25

1

3

2 (классных)

1 (домашнее)

1 (подробное)

Творчество А. С. Пушкина

8

А. С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье», «Телега жизни»,

Капитанская дочка (отрывок – легенда о соколе и вороне).

Творчество М. Ю. Лермонтова

4

М. Ю. Лермонтов. «Два великана», «Молитва»

Мцыри (отрывки «Бой с барсом» или «Встреча с грузинкой» по выбору).

Творчество Н. В. Гоголя

6

Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

Творчество И. С. Тургенева

1

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

2

Творчество Н. С. Лескова

1

Творчество Л. Н. Толстого

2

Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).

Пейзажная лирика

1

По два стихотворения Фета и Тютчева на выбор

Литература 20 века

17

4

2 (классных)

1 (сжатое)

Творчество И. А. Бунина

1

Творчество А. П. Чехова

1

Творчество А. И. Куприна

2

Творчество А. А. Блока

1

А. Блок «Россия»

Творчество С. Есенина

1

Творчество И. С. Шмелева

2

Творчество М. А. Осоргина

1

Сатирическая литература

1

Творчество А. Т. Твардовского

3

А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

Творчество М. Платонова

1

Творчество В. П. Астафьева

2

Тема родины в лирике

1

Симонов «Жди меня», Окуджава «Здесь птицы не поют»

О Родине и родной природе (2 стихотворения на выбор).

По одному стихотворению О. Вороновой и Н. Колычева

Зарубежная литература

5

Творчество У. Шекспира

2

Сонет У. Шекспира 91, 66 или 76 на выбор

Творчество Ж.-Б. Мольера

1

Творчество Дж. Свифта

1

Творчество В. Скотта

1

Итоговое занятие

1

Итого

61

7

6

2


Календарно-тематическое планирование

   

Дата

№ урока

Тема урока. Основные произведения.

Историко-литературные сведения

Теоретико-литературные понятия

Тип, вид и форма урока. (По Кудряшову)

Основные виды деятельности учащихся

1

Введение. Русская литература и история.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Национальная самобытность русской литературы.

Историзм русской литературы, народность, гражданственность

Урок изучения истории и теории литературы. Урок по историко-литературному материалу. Лекция.

Составление конспекта лекции.

2

НРК.

Устное народное творчество. Лирические песни.

Обрядовые лирические песни поморов.

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение жизни народа в фольклоре.

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора (повторение).

Отражение в обрядовой поэзии         нравственных идеалов народа. Высокая поэтичность обрядовых и лирических песен

Народная песня (лирическая, историческая), эпитеты, образность, параллелизм

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа.

Выразительное чтение, иллюстрация.

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве». Сопоставление с историческими песнями «Пугачев в темнице». «Пугачев казнен». Предание «О покорении Сибири Ермаком».

Народное представление о героическом.

Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.

Предание, содержание и форма предания

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа.

Сопоставительный анализ текстов о Пугачеве

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского».

Патриотический пафос древнерусской литературы. Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

Летопись, древнерусская повесть, житие как жанр литературы, особенности содержания и формы воинской повести и жития

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа.

Пересказ текста (сжатый), рецензия на пересказ

5

НРК.

В. Смирнов. "Монолог полянина, погибшего 400 лет назад"

"Авраамий Палицын"

«Трифон Печенгский» (по очерку В. Жданова)

Прошлое Кольской земли. Сила человеческого духа. Память - нравственная доминанта жизни. Русский характер. Умение любить людей и делать добро

Связь фольклора и литературы.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Практикум.

Комментированное чтение текста

6

Вн. чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Поучительный характер древнерусской литературы. Действительные и вымышленные события, новые литературные герои (крестьянские и купеческие сыновья)

Сатирическая повесть как жанр литературы, особенности поэтики бытовой сатирической повести, сатирический пафос.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия.

Пересказ от лица героя, устное словесное рисование

7

Человек 18 века в портретах своего времени.

Искусство и литература 18 века, их взаимосвязь.

Парсуна, живопись, портрет.

Уроки изучения истории и теории литературы. Урок по историко-литературному материалу. Заочная экскурсия.

Заполнение таблицы-путеводителя по живописи 18 века.

8

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы.

Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Классицистическая комедия.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Лекция.

Составление конспекта лекции

9

РР. Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.

Основные правила классицизма в драматическом произведении

Урок изучения текста художественного произведения. Урок углубленной работы над текстом. Практикум.

Анализ выбранного эпизода по алгоритму

10

Н. М. Карамзин. Слово о писателе. «Наталья – боярская дочь» как произведение сентиментализма.

Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы “человек и природа”. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Сентиментализм как литературное направление.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа.

Комментированное чтение текста, выборочный пересказ

11

РР. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века».

Урок развития речи. Урок обучения сочинению.

Подбор материала к сочинению, составление плана работы

12

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа.

История развития жанра басни. Знаменитые баснописцы в мировой литературе.

Басня как жанр литературы

Урок изучения истории и теории литературы. Урок изучения биографии. Лекция.

Составление конспекта лекции, работа с учебником, развернутый письменный ответ на вопрос

13

И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Критика общественного договора Ж.-Ж. Руссо и вмешательства императора Александра I в стратегию Кутузова в Отечественной войне 1812 года.

Басня, структура басни, мораль, аллегория

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Практикум.

Выразительное чтение и чтение наизусть, создание собственной басни

14

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный  анализ.

Отражение в думах исторических событий, связанных с покорением Сибири.

Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народное предание (повторение).

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Практикум

Сопоставительный анализ текстов

15

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.

А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Особенности поэтической формы, лирическое стихотворение, тема и мотив стихотворения

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа.

Выразительное чтение и чтение наизусть поэтического текста

16

А. С. Пушкин. Отношение к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачева». Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора

История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

Жанр произведения, роль заголовка («История Пугачева» и «История пугачевского бунта»)

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Создание отзыва на прочитанное произведение

17

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

События русской истории и их определяющее влияние на характер судьбу человека и характер литературы. Общественный и гуманистический пафос произведения.

Герой произведения, прототип, роман как жанр литературы, реализм

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Лекция.

Составление плана-конспекта лекции

18

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

События русской истории и их определяющее влияние на характер судьбу человека и характер литературы. Общественный и гуманистический пафос произведения.

Герой произведения, прототип, роман как жанр литературы, реализм

Урок изучения текста художественного произведения. Урок углубленной работы над текстом. Беседа.

Устный пересказ,  сопоставительная характеристика героев

19

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина.

События русской истории и их определяющее влияние на характер судьбу человека и характер литературы. Общественный и гуманистический пафос произведения.

Герой произведения, прототип, роман как жанр литературы, реализм

Урок изучения текста художественного произведения. Урок углубленной работы над текстом. Беседа

Устное словесное рисование, выборочный пересказ

20

РР. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Понятие о романе и реалистическом произведении.

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

Историзм художественной литературы. Особенности композиции. Фольклорные мотивы.

Урок развития речи. Обучение сочинению. Урок-консультация

Составление плана сочинения

21

РР. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок развития речи. Урок контроля

22

Вн. чт.

А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести.

Проблема человека и судьбы в русской литературе.

Повесть, проблема в художественном произведении, композиция, эпиграф, эпилог, мотив, символический смысл образа

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Викторина.

Самостоятельное чтение текста, ответы на вопросы викторины

23

НРК.

Человек    и   жизненные испытания.

И.   Чесноков. "Мореход Герасимов".  

В. Смирнов. "Миранда"

Исторический факт и его интерпретация. Истоки подвига: единство с народом его бедами, радостями. Любовь к родине

Интерпретация художественного произведения

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Практикум.

Самостоятельный анализ эпизода.

24

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (обобщение изученного в 6—7 классах)

Исторический факт и его интерпретация.

Темы и мотивы лирического произведения

Урок изучения текста художественного произведения. Урок обобщения Семинар.

Устные монологические развернутые ответы  на вопросы по прочитанным текстам

25

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Особенности романтической поэмы как жанра литературы. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

Вопрос о самоценности личности у романтиков. Воплощение в литературе романтических ценностей. Конфликт романтического героя с миром.

Поэма, романический герой, романтическая поэма, романтически-условный историзм поэмы

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Составление сопоставительной таблицы по европейскому и русскому романтизму.

Выразительное чтение

26

Романтически-условный историзм поэмы «Мцыри». Образ монастыря и образ природы и их роль в поэме. Анализ эпизода из поэмы

Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.

Поэма, романический герой, романтическая поэма, романтически-условный историзм поэмы, романтический пейзаж.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок углубленной работы над текстом. Практикум.

Комментированное чтение текста. Письменный анализ эпизода

27

РР.Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Красота человека, борющегося за свободу».

Урок развития речи. Урок контроля.

28

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

Социальная тема в русской драматургии.

Комедия, сатира и юмор

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Лекция.

Составление плана-конспекта лекции, работа с учебником.

29

Образы чиновников в пьесе «Ревизор», приемы их сатирического изображения.

Социальная тема в русской драматургии. Высмеивание «всего дурного в России» (Н. В. Гоголь)

Комедия, сатира и юмор, приемы создания комического

Урок изучения текста художественного произведения. Урок углубленной работы над текстом. Беседа

Выборочное чтение, составление сопоставительной таблицы по образам чиновников

30

Образ Хлестакова. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Социальная тема в русской драматургии. Понятие «хлестаковщины».

Комедия, сатира и юмор, «миражная интрига»

Урок изучения текста художественного произведения. Урок углубленной работы над текстом. Беседа.

Рассказ-характеристика героя, устное словесное рисование

31

РР. Особенности композиционной структуры комедии.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка, финал, немая сцена.

Урок развития речи. Обучение сочинению. Урок-консультация.

Составление плана сочинения, работа с алгоритмом анализа эпизода

32

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека».

Повесть

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа.

Выборочное чтение, составление характеристики героя

33

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека».

Повесть, символ в художественном произведении, фантастика

Урок изучения текста художественного произведения. Урок углубленной работы над текстом. Урок-экскурсия.

Сообщение «Образ Петербурга в творчестве Пушкина и Гоголя», стилистический эксперимент.

34

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Ася». Повесть о любви. Образ «тургеневской девушки».

Повесть как жанр литературы.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа.

Комментированное чтение текста

35

М. Е. Салтыков-Щедрин

Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников.

Развитие художественно-политической сатиры, сатирический взгляд на официальные исторические сочинения.

Гипербола, гротеск, пародия эзопов язык, средства создания комического в произведении, ирония, сатира.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа.

Составление таблицы образов градоначальников

36

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».  Сатира на чиновничество. Деталь как средство создания образа.  

Реализм в русской литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Рассказ, художественная деталь, сатира

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Устный выборочный пересказ, характеристика персонажа

37

РР. Подробное изложение по тексту «Портрет Л. Н. Толстого» (По Э. Бабаеву)

Урок развития речи. Урок контроля

Подробный пересказ текста

38

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Особенности композиции. Образ рассказчика.

Особый интерес русских писателей к проблеме народа. Идея разделенности двух Россий: противоречия между сословиями

Художественная деталь, антитеза и ее роль в композиции, композиция

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Ответы на вопросы, характеристика образа рассказчика

39

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Реализм в русской литературе. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы создания образа, психологизм

Урок изучения текста художественного произведения. Урок углубленной работы над текстом. Практикум.

Устная характеристика героя, комментированное чтение текста, ответы на вопросы

40

Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев а, А. А. Фета, А. Н. Майкова

Пейзажная лирика

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Литературная гостиная.

Выразительное чтение, чтение наизусть

41

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Нравственные и философские искания русских писателей. Отношение к теме любви в русской литературе

Психологизм художественной литературы

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Выборочный пересказ, комментированное чтение

42

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

Нравственные и философские искания русских писателей. Отношение к теме любви в русской литературе

Психологизм художественной литературы

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Выборочный пересказ, комментированное чтение

43

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.

Нравственные и философские искания русских писателей. Отношение к теме любви в русской литературе

Сюжет и фабула

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Выборочный пересказ, комментированное чтение

44

РР. Сочинение  по рассказам  А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна «Что значит быть счастливым?».

Урок развития речи. Урок контроля.

Написание сочинения.

45

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории.

Традиции и новаторство. Тема родины и ее судьбы. Исторический факт и его интерпретация.

Цикл стихотворений, историзм в литературе

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение, анализ поэтического текста

46

Образ Пугачева в поэме С. А. Есенина «Пугачев», в произведениях А. С. Пушкина и фольклоре.

Исторический факт и его интерпретация.

Драматическая поэма, сопоставительный анализ

Урок изучения текста художественного произведения. Урок обобщения. Урок-семинар

Выступления по подготовленным вопросам

47

РР. Сжатое изложение по тексту о С. Есенине (два варианта)

Урок развития речи. Урок контроля

Сжатый письменный пересказ текста

48

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству.

Биография, мемуары, воспоминания, дневники

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Работа по вопросам учебника

49

Вн. чт. М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Мелочи быта и их психологическое содержание

Метафора, олицетворение,

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Отзыв на прочитанный текст

50

Вн. чт. Журнал «Сатирикон»  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни».

Сатирическое изображение исторических событий, ироническое повествование о прошлом и современности

Сатира, юмор, приемы и способы создания сатирического

Урок изучения текста художественного произведения. Урок обобщения. Диспут.

Разработка карточки-подсказки «Способы создания комического»

51

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской литературе, раскрытие лучших черт национального характера.

Поэма как жанр литературы. Фольклор и литература, авторские отступления как элемент композиции, юмор.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Выразительное чтение, работа с учебником

52

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

Реалистическая правда о войне. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах

Урок изучения текста художественного произведения. Урок углубленной работы над текстом. Беседа

Устная характеристика героя (устное словесное рисование)

53

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок углубленной работы над текстом. Практикум.

Иллюстрирование, анализ эпизода поэмы

54

НРК.

Литературный      портрет К. Симонова.        Очерки "Мурманское направление". Стихотворения, написанные на Севере.

Литературный очерк и его герои. Человек в трагических    обстоятельствах войны.

Литературный очерк, литературный портрет

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Практикум.

Сообщения по заданным темам, выразительное чтение стихотворений.

55

Вн. чт.

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах.

Гуманизм, проблематика рассказа

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа.

Подробный пересказ прочитанного текста, характеристика главного героя.

56

Боевые подвиги и военные будни в песнях о войне.

М. Исаковский «Враги сожгли родную хату…»

Б. Окуджава «Здесь птицы не поют...»

А. Фатьянов «Соловьи»

Л. Ошанин «Дороги»

НРК.

А. Подстаницкий В. Смирнов В. Семенов А. Миланов О. Воронова

Лирическая песня как выражение сокровенных чувств и переживаний солдата. Героизм воинов в годы Великой Отечественной войны.

Лирическая песня.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Урок-концерт

Выразительное чтение, чтение наизусть

57

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Человек в трагических    обстоятельствах войны.

Герой-повествователь, литературное время

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Работа с учебником, рассказ о писателе, характеристика главного героя.

58

РР.

Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

Урок развития речи. Урок контроля.

59

НРК.

Б. Блинов "Вершина Ян-Майена".Образ главного героя.

Проблема отцов и детей в русской литературе

Проблема и конфликт в произведении

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа.

Сообщение о личности Б. Блинова, выборочный пересказ текста

60

Вн.чт.

Русские поэты о Родине, родной природе.

И. Анненский «Снег»

Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»

Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок»

Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия»

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Н. Оцуп «Мне трудно без России»

З. Гиппиус «Знайте!» «Так и есть»

Дон-Аминадо «Бабье лето»

И. Бунин «У птицы есть гнездо»

Тема родины и ее судьбы.Тема утраченной родины в произведениях писателей-эмигрантов.

Лирика, лирическое стихотворение, мотив, тема стихотворения

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Литературная гостиная

Выразительное чтение, чтение наизусть

61

НРК.

Стихи - "свидетели живые" Современные поэты Кольской Земли: Т. Агапова, О. Воронова, В. Семенов, В. Смирнов, В. Сорокажердьев, А. Миланов, В Тимофеев, Н Колычев, Д. Коржов.

Взаимоотношения разных поколений. Основные темы поэтов Мурманской области-человек, суровая природа, труд.

Стихотворения как самохарактеристика поэтов.

Лирика, лирическое стихотворение, мотив, тема стихотворения

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Заочная экскурсия.

Выразительное чтение, чтение наизусть

62

Сонеты У. Шекспира. Слово о писателе. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

Взаимодействие зарубежной и русской литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия.

Сонет как форма лирической поэзии

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Практикум

Чтение наизусть, анализ поэтического текста

63-64

У. Шекспир. Поединок семейной вражды и любви в трагедии «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

Драма как род литературы, трагедия, конфликт, «вечная проблема»

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Урок углубленного изучения текста. Беседа.

Анализ эпизода, выборочный пересказ, чтение по ролям

65

Ж. -Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

18 век – эпоха расцвета классицизма. Европейский классицизм. Эпоха Просвещения. Народные истоки смеха.

Классицизм, сатира, комедия

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Беседа

Выборочное чтение отрывков, анализ эпизода

66

Вн. чт.

Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывы людей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути.

Сатира, гротеск

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Викторина.

Характеристика персонажей, пересказ, работа с текстом произведения.

67

Вн. чт.

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события.

Средневековая Англия в романе. Исторические факты в литературе (история, изображенная «домашним образом»)

Исторический роман как один из видов романа

Урок изучения текста художественного произведения. Урок художественного восприятия. Викторина.

Характеристика персонажей, пересказ, работа с текстом произведения.

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Урок изучения текста художественного произведения. Урок обобщения. Урок-зачет

Выступления учащихся


Произведения для самостоятельного чтения

Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буйные...». Авдотья Рязаночка.

Из русской литературы XVIII века

Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор.

К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.

П. А. Вяземский. Тройка.

Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор.

А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука.

А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина.

М. Ю. Лермонтов. Маскарад.

Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».

Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».

А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».

И. С. Тургенев. Певцы.

А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.

Из русской литературы XX века

В. Г Короленко. Мгновение.

М. Горький. Старуха Изергиль.

И. Ф. Анненский. Снег.

Д.С.Мережковский, Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает...».

К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».

А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).

А. Белый. Заброшенный дом.

М. А. Волошин. Коктебель.

А.А. Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед столом...». «Проводила друга до передней...».

С. А. Есенин. Письмо матери.

Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...».

А. Т. Аверченко. О шпаргалке.

А. Т. Твардовский. Теркин на том свете.

В. П.Астафьев. Ангел-хранитель.

А. С. Грин. Бегущая по волнам.

Н. Н. Дубов. Горе одному.

Ч. Айтматов. Ранние журавли.

Л. С. Соболев. Морская душа.

В. Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

В. Скотт. Айвенго,

П. Мериме. Таманго.

Г Уэллс. Война миров.

Э. По. Золотой жук.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....