Урок по литературе для 7 класса «Боль за все живое» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Мамонова Евгения Анатольевна

Урок изучения, первичного закрепления знаний. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, вводно - мотивационный этап, первичная проверка знаний (произведение было прочитано дома), первичное закрепление, домашнее задание, подведение итогов, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etap_uroka.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Мамонова Евгения Анатольевна

Район

Городецкий

Место работы

ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»

Должность

Педагог дополнительного образования

Общая информация

Тема занятия

«Боль за все живое» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Тип занятия

изучения, первичного закрепления знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: добиться осознания детьми необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости, показать значимость поставленных автором проблем.

Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования навыков и умений литературного анализа.

Развивающие: формировать умение работать в группе, работать с текстом учебника, высказывать свою точку зрения, развивать эмоциональную сферу.

Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, милосердия, доброго отношения ко всему живому.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран, колонки, флеш – накопитель.

Дидактическое обеспечение

  • Учебник   по литературе В.Я. Коровиной;
  •  «Поурочные разработки по литературе» Н.В. Егоровой;
  • Флеш - накопитель с песней С.Никитина «Собака бывает кусачей»;
  • слайд № 1 для словарной работы;
  • слайд №2 с картиной осени;
  • слайд № 3 с заданием для творческих групп;
  • слайд №4 с домашним заданием.

Планируемые результаты урока

  • личностные
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.
  • предметные
  • знание  содержания рассказа «Кусака»;
  • умение искать и анализировать информацию.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • способность регулировать свои действия, взаимодействовать в группе;
  • уметь вести учебное сотрудничество в группе и с учителем;
  •  уметь строить речевое высказывание,  использовать информацию для обоснования своего суждения.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный опрос учащихся, индивидуальный опрос, групповой контроль.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник   по литературе В.Я. Коровиной и «Поурочные разработки по литературе» Н.В. Егоровой

Дополнительная

  • Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000.
  • Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Кусака» – lit-helper.ru

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1.Организационный

2 мин.

Приветствие педагога.

Проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, отсутствующих

Дети приветствуют учителя.

2. Вводно-мотивационный

3 мин.

Проблемная ситуация

-Для того чтобы начать работу  над  темой урока,  предлагаю вам прослушать песню и подумать, какая проблема объединяет эти произведения и актуальна ли она сейчас?

  - Верно. Проблема взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства. Раз проблема существует, мы должны её решать, что-то делать.

                         

- Итак,  тема нашего урока «Боль за все живое».

  -И то, и другое о жестоком и равнодушном отношении к животным и об ответственном отношении к  ним. Проблема актуальна.

 3. Первичная проверка знаний

20 мин.

-Все вы дома внимательно прочитали рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» и составили цитатный план к произведению.

Примерный цитатный план:

1. «Она никому не принадлежала».

2. «У неё отняли ее непримиримую злобу».

3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака»

4. «Как же нам быть с Кусакой?»

5. «Собака выла…».

Беседа.

-Что мы узнаем о жизни собаки из первой главы рассказа? (  Как жила собака до приезда  дачников?  Как к ней относились дети, взрослые? )

- Почему писатель не даёт ей никакой клички, а называет её она?

 – С каких пор собака перестала «доверять людям»?     

 -Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни?  

- Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны? 

 - Как изменилась собака с приездом дачников? (Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?)

-Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья?

 – Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

-Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой?

 

– Почему дачники не взяли с собой в город собаку?

– Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом?

- Каких же человеческих качеств нет у «добрых» дачников?

-Верно. Давайте разберемся, что означают эти слова.

Словарная работа. (слайд )

Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.

Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.

Фронтальная работа

Выборочно учащиеся зачитывают свои цитатные планы.

Зачитывают из текста

-Автор подчёркивает безличие собаки, её ненужность.

-Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога».

 -Злоба.

-На дачу, где жила Кусака, приехали дачники.

-Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». У нее появилось имя, она обрела смысл жизни. Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки».

-Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья.

   -Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать.

-Они тоже счастливы, Кусака доставляла  им радость, веселье.

 Зачитывают диалог из рассказа.

-Она воспринимала собаку как развлечение.

-Сострадания, сочувствия, милосердия, ответственности….

Запись в тетради.

4. Первичное закрепление

15 мин.

Устное словесное рисование

-Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к рассказу, то что бы вы изобразили?

-Как менялась внешность Кусаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей?

- Найдите в тексте фрагмент соответствующий тому, что вы видите на экране. (Демонстрируется картина осени)

-Какой троп и с какой целью использовал автор?

-Какую роль в повествовании играет пейзаж, помогает ли он почувствовать настроение собаки?

Творческая работа в группах

- Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.

Первая группа: представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной.

Вторая группа: представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей.

Третья группа: представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации?

Ответы детей.

4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо».

-Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора ,даже будто сама природа грустит вместе с собакой.

-Пейзаж красивый, но настроение тревожное, мы предчувствуем беду.

Выступление творческих групп учащихся со своими придуманными новыми финалами рассказа.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

Проблемная ситуация:

-Можно ли считать себя порядочным человеком, если ты равнодушен к судьбе того, кто слабее тебя, к братьям нашим меньшим?

-Оформите ответ в виде мини-сочинения.

Списывают со слайда домашнее задание.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

3 мин.

-Так что же будет менять мир в лучшую сторону?

- Но этого достаточно? Ведь это было и у дачников?

-А что нужно еще?

-Что же мы должны делать, чтобы проблема, о которой мы сегодня говорили  исчезла?

-Верно. Нужна действенная доброта, дело, понимание, забота, участие, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость.  (Учитель рисует стрелочки с названием этих качеств на доске, а в серединке пока пусто) .

 - А как называется качество,  которое все это включает в себя?

- У нас получилось солнышко и слова теплые . Только когда мы будем понимать, любить, сопереживать, заботиться, отвечать за ближнего, тогда на земле не будет страдания, боли, отчаяния.

Мы должны не просто говорить о доброте, а действовать.  Милосердие есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь.

Будьте добрыми и человечными!

-Любовь, доброта.

-Нет!

-Нужны конкретные действия.

Ответы детей.

- Милосердие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс

Методическая разработка метапредметного урока по литературе....

интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"

Открытый урок русского языка и литературы  проводился  в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....

Урок по литературе 8 класс. "Для кого закон писан?" (по рассказу Н. Лескова "Старый гений")

Данный урок создавался для участия в кокурсе профессионального мастерства "Учитель года Самарской области - 2014"....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"

В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок на тему "Добро и зло в рассказе Л.Андреева "Кусака"...