Главные вкладки

    Урок по чтению "Идёт волшебница-зима"
    план-конспект урока по литературе по теме

    Класс:4класс.

    Тема урока: "Идёт волшебница зима"

    Тип урока: комбинированный.

    Продолжительность урока: 40 минут.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_chteniyu.docx27.14 КБ
    Файл prilozhenie_1.docx14.95 КБ
    Файл prilozhenie_2.docx16.07 КБ
    Файл prilozhenie_3.docx14.86 КБ
    Файл idyot_volshebnitsa_zima.pptx713.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

    Открытый урок по чтению в 4 классе:

    «Идёт волшебница зима»

                                                Подготовила:

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         первой квалификационной категории

                                                                         Белова Любовь Алевтиновна

    Приволжск 2016 г.

    Открытый урок по чтению:

    «Идёт волшебница зима».

    Цели:

    • исследовать с помощью каких средств передаётся волшебство зимней              природы; формировать навык выразительного чтения; расширять словарный запас;
    • развивать зрительное восприятие, мышление, речь, творческое воображение;
    • воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе.

    Оборудование: компьютер, презентация, карточки.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Снег  летает и сверкает

    В золотом  сиянье дня,

    Словно пухом  устилает

    Все дороги и дома

    Сыплет, сыплет снег-снежок,

    Начинаем наш урок.

    1. Дыхательная гимнастика.

    (Учитель читает на фоне музыки ветра)

     Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают снежинки.

    Сейчас мы превратимся в холодный ветер и будем дуть на снежинки. (Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем) – повторим 3 раза

    А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом.

    1. Речевая разминка.

    Составить пословицы (соотнести левую сторону с правой). Слайд 1.

    Мороз не велик,                 в большой мороз.

    Береги нос -                        да стоять не велит.

    - Прочитайте правильно первую пословицу. Объясните смысл.

    - Прочитайте вторую пословицу и объясните смысл.

        4. Подготовка к восприятию нового материала.

     

    - Послушайте стихотворение.

    Белый снег, пушистый в воздухе кружится
    И на землю тихо падает, ложится.
    И под утро снегом поле побелело,
    Точно пеленою все его одело.
    Темный лес что шапкой принакрылся чудной
    И заснул под нею крепко, непробудно…

    - О каком времени года это стихотворение?

    - Какие картины природы вы представили?

    Объявление темы урока: «Идёт волшебница зима»

    Идёт волшебница зима

    (Учитель крепит на доску карточку)

    - Почему зиму называют волшебницей? Мы ответим на этот вопрос, выполнив исследовательскую работу. Цель нашего исследования показать

     с помощью каких средств передаётся волшебство зимней природы.

    Как можно передать  волшебство зимы?

    (Учитель крепит на доску карточку)

    1. Работа по теме урока.

    - Послушайте и представьте:

    В полдень дождь перестал,

    И, что белый пушок,

    На осеннюю грязь начал падать снежок.

    - Из какого стихотворения эти строчки? («Встреча зимы»)

    - Кто автор этого произведения?  (И. Никитин)

    - Прочитайте это стихотворение наизусть.

     (Читают 1-2 уч-ся. Выставляются оценки.)

    - О начале какого времени года говорится в стихотворении? (Начало зимы).

    - По каким приметам вы это узнали? Прочитайте строчками из стихотворения.

    - С чем сравнивается снег? (Белый пушок).

    - Прочитайте строчки, в которых лес изображается как живое существо. (Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей).

    - Какие краски вы использовали бы для этого стихотворения?

    Чтобы ответить на этот вопрос, выполним работу в парах.

    Работа в парах. (Карточки со стихами. Приложение 1)

    - Перечитайте стихотворение про себя и раскрасьте в определённый цвет  столбик стихотворения. (1 пара- 1столбик, 2 пара – 2столбик, 3 пара – 3столбик, 4 пара – 4 столбик)

    Проверка. (Читаем, называем цвет, который выбрали и объясняем почему).

    - Мы увидели начало зимы в таких красках, а известный художник Аркадий Александрович Пластов сумел уловить и передать своеобразие начала зимы на картине «Первый снег». Слайд 2.

    - Найдите на ней приметы первого снега. (Небольшие сугробы, видна земля, на берёзе ещё сохранилась листва).

    - Почему художник изобразил детей? (Чтобы показать, что первому снегу радуется не только природа, но и дети).

    - Как можно охарактеризовать настроение ребят? (Удивлённые, радостные)

    Что представилось их взору?

    Давайте вместе с героями картины опишем первый снег.

    Для этого выполним работу в группах.

    Работа в группах. (Карточки. Приложение 2)

    1 группа подбирает слова-признаки для описания первого снега,

    2 группа подбирает слова-действия для снежинок.

    Проверка. (Прочитать описание первого снега и что делают снежинки).

    - Ещё раз внимательно посмотрите на картину, и скажите, какие краски использовал художник для того, чтобы изобразить первый снег.

    - Как вы думаете, удалось ли художнику передать волшебство начала зимы? С помощью чего достигается это волшебство?

    Краски

    (Учитель крепит на доску карточку)

    Таким образом, делаем вывод, волшебство начала зимы можно передать при помощи красок.

    - Мы познакомились с двумя произведениями, изображающими волшебство начала зимы. Что общего вы нашли в этих произведениях? (изображение начала зимы, первого снега).

    - А в чём отличие? (на картине – с помощью красок, в стихотворении – с помощью слов). Но необычных слов.

    - Давайте обратимся к рассказу «Зима в лесу» по И. Соколову-Микитову.

    Попробуем найти эти необычные слова в этом рассказе.

    6. Физкультминутка для глаз.

    - Послушайте пересказ этого рассказа (Выставляется оценка).

    - Как выглядит зимний лес? Прочитайте.

    Выполним работу в парах.

    Работа в парах. (Карточки с описанием зимнего леса и ноты. Ответ записываем на нотах. Приложение 3)

    • С чем сравнивается первый снег?

    чистая белая скатерть

    • Какое выражение нам говорит о том, что снега выпало много?

    тяжёлые белые шапки

    • Найдите и запишите слово, которое говорит о лесе, как о живом существе.

    притих

    • С чем сравниваются звериные и птичьи  следы на снегу?

    красивые узоры

    Проверка. (Выходят и на нотный стан крепят ноты)

              Посмотрите, какая красивая мелодия у нас получилась.

    - Как  писатель передаёт волшебство зимней природы?

    слова

    (Учитель крепит на доску карточку)

    Об этом удивительном времени года поэтами и писателями написано много стихов и рассказов, художниками – картин, а композиторами много музыки.

    Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского, который написал альбом «Времена года», в котором 12 пьес по названиям месяцев года. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Январь».

    - Как композитор передаёт волшебство зимней природы?

    звуки

    (Учитель крепит на доску карточку)

    На протяжении урока мы провели исследовательскую работу. Посмотрите на доску и скажите, при помощи каких средств можно передать волшебство зимней природы?

    Волшебство зимней природы побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, поэтов и писателей – выразительными средствами-словами.

    Попробуем и мы, используя эти средства, передать красоту этого удивительного времени года. Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены зимние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Расскажите о том, какие звуки вы услышали, какие краски увидели.

    Проверка. (Читают  уч-ся)

    - Чей рассказ понравился больше? Почему?

    Д/з.

     Подготовить рассказ по выбору на темы: «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу», «Каким я видел снег однажды вечером», «Снег».

    Рефлексия.

    Какое настроение осталось после сегодняшнего урока? У меня на столе белые и синие снежинки.  Если на уроке было интересно и  вы не испытывали трудностей, берём синюю снежинку. Если не понравилось,  и вам было трудно – то берём белую снежинку. Крепим их на доску.



    Предварительный просмотр:

    Встреча зимы.      И. Никитин                                                                                                

    В полдень дождь перестал,

    И, что белый пушок,

    На осеннюю грязь

    Начал падать снежок.

    Ночь прошла. Рассвело.

    Нет нигде облачка.

    Воздух лёгок и чист,

    И замёрзла река.

    На дворах и домах

    Снег лежит полотном

    И от солнца блестит

    Разноцветным огнём.

    На безлюдный простор

    Побелевших полей

    Смотрит весело лес

    Из-под чёрных кудрей.

                     Встреча зимы.    И. Никитин

                     В полдень дождь перестал,

                     И, что белый пушок,

                     На осеннюю грязь

                     Начал падать снежок.

                     Ночь прошла. Рассвело.

                     Нет нигде облачка.

                     Воздух лёгок и чист,

                     И замёрзла река.

                     На дворах и домах

                    Снег лежит полотном

                    И от солнца блестит

                    Разноцветным огнём.

                    На безлюдный простор

                    Побелевших полей

                   Смотрит весело лес

                   Из-под чёрных кудрей.



    Предварительный просмотр:

    Первый снег (какой?) ……………(белый, мягкий, пушистый, золотистый, жемчужный, серебристый, зелёный, воздушный, белоснежный, красный).

    Снежинки (что делают?)…………(падают, танцуют, кружатся, летают, стоят, пляшут, порхают, спят)

       



    Предварительный просмотр:

       Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

       Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.

       На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

    С чем сравнивается первый снег?

       Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

       Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.

       На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

    Какое выражение нам говорит о том, что снега выпало много?

       Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

       Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.

       На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

    Найдите и запишите слово,  которое говорит о лесе, как о живом существе.

       Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

       Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.

       На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

    С чем сравниваются звериные и птичьи  следы на снегу?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Составь и прочитай пословицы Мороз не велик, Береги нос в большой мороз да стоять не велит

    Слайд 2

    Составь и прочитай пословицы Мороз не велик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку развития речи "Идёт волшебница зима"

    Презентация к уроку развития речи "Идёт волшебница зима" Повторяем средства художественной изобразительности (эпитет, метафора, олицетворение) - краски писателя....

    Тема урока "Идет волшебница зима".

    Урок изучение нового материала с применением интеграции литературы, музыки, изобразительного искусства....

    Урок - творческая мастерская "Волшебница - зима"

    Развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности в составе универсальных учебных действий:1)личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания исх...

    Интегрированный урок "Идёт волшебница зима" Музыка. Чтение

    Интегрированный урок.    Чтение, музыка.                         2класс....

    Конспект интегрированного урока по литературному чтению для 3, 4 классов "Идёт волшебница зима..."

    Урок способствует воспитанию интереса к творчеству русских поэтов и писателей, любви к природе и животным, нравственных качеств....

    Презентация к уроку "Идёт волшебница зима..."

    Данная презентация является дополнением к уроку литературного чтения "Идёт волшебница зима..."...