Интегрированный урок "Идёт волшебница зима" Музыка. Чтение
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Тростина Татьяна Алексеевна

Интегрированный урок.

 

 Чтение, музыка.

                        2класс.

« И вот сама идет волшебница зима».

 

ЦЕЛИ УРОКА. Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков, выразительного чтения и слушания музыки. Познакомить учащихся со стихами разных авторов о зиме, с музыкой разных композиторов расширять читательский кругозор, знания по классической музыке. Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природе, развивать способность внимательного отношения к языку художественных произведений и сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебники «Живое слово» автор 3 И. Романовская) и «Родная речь» (М.В. Голованова), репродукция картины А. Пластова «Первый снег», кассета с записью музыки; сочинения детей, выполненные на нарядных снежинках, портреты композиторов.

Ход урока.

     Вход детей под музыку Г. Свиридова «Вальс» к повести

Пушкина «Метель».

Организационный момент.

 II. Тема урока.

Ребята тема нашего сегодняшнего урока необычная

«И вот сама идет волшебница зима».

У.Ч.Про зиму много поэтов сочинили стихов.

У.М.  А выдающиеся композиторы сочинили много прекрасной музыки об этом удивительном  времени года.

У.М. Ребята, а какой сейчас месяц? (ответ детей.)

Давайте споем песенку «В декабре». ( Дети исполняют два куплета)

 

Урок прошёл очень интерсено, с замечательным педагогом начальных классов Дроздовой Динарой Николаевной.Было много музыки, наглядности, а самое интересное для детей приходила сама "волшебница зима". Приносила угощение: печенье в форме снежинок, бизе  виде комка снега, леденцы разных фигурок. Детям очень понравилась"волшебница зима", её наряд. И убедились, что зима бывает не только суровой , но и доброй.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок.

 Чтение, музыка.

                        2класс.

« И вот сама идет волшебница зима».

ЦЕЛИ УРОКА. Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков, выразительного чтения и слушания музыки. Познакомить учащихся со стихами разных авторов о зиме, с музыкой разных композиторов расширять читательский кругозор, знания по классической музыке. Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природе, развивать способность внимательного отношения к языку художественных произведений и сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебники «Живое слово» автор 3 И. Романовская) и «Родная речь» (М.В. Голованова), репродукция картины А. Пластова «Первый снег», кассета с записью музыки; сочинения детей, выполненные на нарядных снежинках, портреты композиторов.

Ход урока.

     Вход детей под музыку Г. Свиридова «Вальс» к повести

Пушкина «Метель».

/  Организационный момент.

 II. Тема урока.

Ребята тема нашего сегодняшнего урока необычная

«И вот сама идет волшебница зима».

У.Ч.Про зиму много поэтов сочинили стихов.

У.М.  А выдающиеся композиторы сочинили много прекрасной музыки об этом удивительном  времени года.

У.М. Ребята, а какой сейчас месяц? (ответ детей.)

Давайте споем песенку «В декабре». ( Дети исполняют два куплета)

У.Ч.. В снежных вихрях, словно на светлых пушистых крыльях белой стаей  голубей  мчится к нам. ( Дети читают с доски) Чародейка Зима.

 -А как можно по - другому назвать Зиму? ( Волшебница, Кудесница, Невидимка.)

-Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками Можно по- разному увидеть.

У.М. И услышать зиму.

У.Ч. В этом нам помогут произведения мастеров слова.

У.М. И музыкальных звуков.

У.Ч, Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу, и в то же время есть в этих стихах.

У.М.  И в музыке, что-то общее.

. Что ж? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.                                          

Сейчас Марина нам прочитает стихотворение (читает К.Ибраева) «Зима»

У.М. А  когда Марина будет читать, стихотворение будет тихо звучать музыка «Зимнее утро» из детского альбома  русского композитора П. И. Чайковского

«Зима».

                   Называть её хочется

                   Не по имени просто,

                 А по имени- отчеству.

                Ой, зима, ты - Морозовна,

               Ой, зима, ты - Метельевна!

               Утром кажется розовым

              Ветер с веток берёзовых

             Сыплет хлопья на головы...

            Ой, зима, ты- Морозовна,

            Ой, зима, ты- Метельевна!

У.Ч. Какой перед нами предстает зима?

 У.М. Нужные слова приветствия этой снежной королеве  нашел  Иван Савич Никитин, замечательный русский поэт.

Ребята, давайте споем песню «Здравствуй, гостья - зима» из

стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы».

У.Ч. С каким чувством встречает русский народ зиму

(С радостью, ожидания чуда) 

У.М.   Зима интересное  и прекрасное время года.

Для вас это время интересное? Ребята, а  почему интересная зима? (Ответ детей).

 (Потому что, зимой праздник новый год, рождество, можно колядовать, в святки по играть.

 -Потому что зимой можно лепить снежную бабу, делать снежные крепости, лепить разных зверей, кататься на горках, на санках и просто на доске, на лыжах, на коньках).

У.М.  О зиме многие композиторы сочинили музыки. Русский композитор          П.И. Чайковский и итальянский композитор Антонио Вивальди сочинили цикл пьес под названием «Времена года». Мы с вами на уроке слушали музыку Чайковского  «На тройке – ноябрь месяц», «Святки – декабрь», «У камелька – январь».

Сейчас мы послушаем музыку итальянского композитора А. Вивальди «ЗИМА».

У.М. Ребята, а какие инструменты исполняют это произведение.

 =(Ответ детей. Скрипка.)

У.М.  Да, именно звучанием скрипки может изобразить легкий полет снежинок, вой ветра, вьюги, метели.

У.Ч.         Я хочу прочитать стихотворение, которое тоже

                   посвящено приходу зимы. В нем есть строчка, которая

            дала названию нашему уроку

           « И вот сама идёт волшебница зима". А. С. Пушкин.

У.М. На фоне чтения будет звучать музыка из балета «Щелкунчик композитора П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

Ребенок.  Вот север, тучи нагоняя,

                  Дохнул, завыл - вот сама

                 Идёт волшебница зима.

                 Пришла, рассыпаясь, клоками.

                 Повисла на суках дубов,

                 Легла волнистыми коврами

               Среди полей, вокруг холмов;

               Брега с недвижною рекою

                Сравняла пухлой пеленою;

                 Блеснул мороз. И рады мы

                  Проказам матушки- зимы...

 Ребенок.      А вот Федор Иванович Тютчев называет зиму    чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который стоит волшебным сном, околдованный чарами зимы.

                  Чародейкою Зимою

                 Околдован, лес стоит-

                  И под снежной бахромою,

                 Неподвижною, немою,

               Чудной жизнью он блестит.

                И стоит он, околдован –

                Не мертвец и не живой-

             Сном волшебным очарован,

               Весь опутан, весь окован

              Лёгкой цепью пуховой....

            Солнце зимнее ли мещет

            На него свой луч косой-

        В нем ничто не затрепещет,

        Он весь вспыхнет и заблещет

         Ослепительной красой.

У.Ч.    Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении. А, Кондратьева «Метель»

У.М. А русский композитор Г. Свиридов сочинил вальс под названием «Метель» к повести А. С. Пушкина «Метель».

Стих «Метель».           (Начало громко звучит музыка,  потом учитель читает на фоне музыке стихотворение).  

                  Кружится и хохочет

                  Метель на Новый год.        

                 Снег опуститься хочет,

                  А ветер не дает.

                И весело деревьям,

                И каждому кусту:

               Снежинки, как смешинки,

               Танцуют на лету.

У.Ч.  У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания, они тоже сильные, могучие.

  Таким предстает перед нами Мороз- воевода у поэта Н.А.

Некрасова.

                    Не ветер бушует - над бором,

                   Не с гор побежали ручьи,

                     Мороз- воевода дозором

                   Обходит владенья свои.

                Глядит - хорошо ли метели

                      Лесные тропы занесли,

                     И нет ли где трещины, щели,

                       И нет ли где голой земли?

                     Пушисты ли сосен вершины,

                     Красив ли узор на дубах?

                       И крепко ли скованы льдины

                      В  великих и малых водах?

                        Идет – по деревьям шагает,

                        Трещит по замерзлой воде,

                           И яркое солнце играет

                            В косматой его бороде…

У.М. А мы сейчас проведем музыкальную разминку песенку «В декабре» (поем третий куплет.)

-У.Ч. Мне хотелось прочитать стихотворение   В Субботина, которое нашим ребятам незнакомо.

          Мелькает, кружится и вьется,

           как лебяжий пух, снежок.

Будто там, на заоблачных лугах,

 отцвели и осыпаются белые одуванчики.

 У.Ч. А какие слова рождаются у вас, когда вы слышите снова «Снежная зима», «Гостья-зима»,  «Русская зима» Сейчас ребята прочитают отрывки из своих сочинений. Вот некоторые из них.

У.М

 В старину не было машин, поездов и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней. Композиторы П.И. Чайковский и Георгий Васильевич Свиридов сочинили произведение почти одинакового названия. П.И. Чайковский сочинил пьесу из Цикла  «Времена года» «На тройке». Ноябрь. а композитор Г.Свиридов сочинил музыкальную пьесу под названием «Тройка» к пьесе А.С. Пушкина « Метель. Сейчас мы послушаем «Тройка» композитора Г. Свиридова.

Вы сейчас внимательно послушайте и скажите: «Какого характера музыка? И какую картину вы увидите во  время слушания?

(После прослушивания пьесы дети говорят о том, что музыка передает быстрый бег коней, топот копыт из - под которых летит снег. Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром,  огромное небо и ощущаем, какие  чувства  испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге:

это радость, восторг, восхищение, ощущения счастья.)

У.Ч. Красота зимней природы вдохновляло не только композиторов и           поэтов, но и художников.

У.Ч.Третья часть нашего урока посвящена картине К. Юона «Зима»

У.М. Во время просмотра картины будет звучать музыка «Снег идет» Свиридова. На стихи Пастернака

У.Ч.Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?

.Да. Деревья стоят все в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело.  Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его, но видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем

Это делает  более радостной, праздничной.

 Мы чувствуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице вместе с ним.

« Остановись, мгновение «. Перед вами иллюстрации, на которых действительно удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы.

У.М. Итак возвращаемся к нашему вопросу.

Ребята, что же объединяет стихи поэтов о зиме и музыка композиторов?

Дети: Любовь к природе, умение видеть ее красоту и передавать её с помощью волшебных  слов.

У.М. И с помощью волшебных музыкальных звуков.

-У.Ч.В заключение мне хотелось бы напомнить слова Бианки: « Наше слово - зерно, брошенное в душу».

И это очень верно. Произведения мастеров слова,

У.М. И музыки.

У.Ч. это зерна, брошенные в души читателей,

У.М. Слушателей.

 Появляются в них и крепнут ростки ясной любви к родной природе. И в это мы видим  наибольшую ценность музыкально – литературных уроков.

У.М. Ребята, сегодня мы много слушали музыки, читали стихи и познакомились со многими композиторами и писателями.

Скажите какие произведения вы слушали? Каких композиторов мы слушали музыку? (Ответ детей).

Ребята, а какая была  тема нашего урока?

Дети. К нам сама идет волшебница зима/

Зима.Здравствуйте, ребята. Пролетала мимо вашей школы и услышала обо мне говорили. Спасибо вам за слова благодарности, спасибо за то, что вы оценили мою красоту. Примите моё угощение. А мне пора.До свиданья! ( Зима   в знак благодарности угощает зимними угощениями. Печенье снежинки и бизе в виде снега).

 Учителя. Спасибо всем ребята, за  участие в уроке.

У.М .(поет)Прозвенел звонок.

Дети. Кончился урок.

У.М. До свиданья!

У.Ч.  До новых встреч!                        

(Звучит музыка Г. Свиридова Вальс «Метель» к повести А.С. Пушкина «Метель». Все выходят из класса.)

    Фонограмма  музыки для   урока.

  1. «Метель – вальс» Г. Свиридова
  2. Песня «В декабре»муз. Г. Струве,сл. Потапова.
  3. «Зимнее утро» из детского альбома П. И. Чайковского.
  4. Песня «Здравствуй, гостья – зима» р.н.п.
  5. «Зима» А. Вивальди.
  6. «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
  7. «Метель – вальс» к повести А.С. Пушкина Г. Свиридова
  8. Музыкальная разминка.
  9. Г.Свиридов «Тройка».
  10. «Идет снег» на стихи Пастернака музыка Г.Свиридова



Предварительный просмотр:

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

(сценарий   фольклорного праздника)

Дети-участники делятся на 2 группы.

1-я группа детей изображает катание на карусели,  разноцветные ленты, которые привязаны к петуху. Диск держит в руках взрослый.

2-я группа детей - это скоморохи, зазывалы. У них русские народные инструменты: ложки, трещотки, свистульки.

Под русскую народную музыку дети в русских  костюмах вбегают в зал, «катаются» на каруселях. Вторая группа  с народными инструментами, входят в зал.

Ход праздника

1-й скоморох. Здравствуйте, ребята дорогие, Маленькие и большие!

2-й скоморох. Здравствуйте, гости, Милости просим!

3-й скоморох. Масленицу широкую открываем, Веселье начинаем!

1-й скоморох. Уж ты, зимушка-зима, Все дороги замела.

2-й скоморох. Все дороги и пути,

Ни проехать, ни пройти.

3-й скоморох. Мы по кругу все пройдем, Дружно спляшем и споем!

Участники образуют хоровод, исполняют русскую народную песню «А кто у нас белая».

Дети перестраиваются в шеренгу лицом к зрителям.

Звучит песня с инсценировкой «Вдоль по улице метелица».

Ведущая. Собирайтесь, гости, встречать Масленицу годовую, нашу гостьюшку дорогую.

В центр зала выходят «девица» и «молодец».

Девица. Душа ль ты моя, Масленица,

Приезжай к нам в гости на широк двор: На горке покататься, в блинах поваляться!

Молодец. Приезжай, честная Масленица, широкая боярыня, на семи санях, на широкой лодочке  в город пировать!

Ведущая. Нет, не идет Масленица!

Как же будем без нее весну встречать?

Видно, придется всем вместе ее звать.

Давайте сделаем так: я начну звать Масленицу, а вы повторяйте за мной каждую фразу. Ив конце моих слов, все вместе дружно скажем: «Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!»

Молодец. Не идёт. Давайте пока поиграем в игры.

Игра «Горелка» «Воробей»

Пробуют говорить.

Теперь я буду Масленицу звать, буду ее хвалить, а вы подхватывайте, вместе со мной ее похваливайте!

  • Дорогая гостья, Масленица (повторяют)
  • Дуня белая, румяная!
  • Коса длинная, трехаршинная,
  • Лента алая, двуполтинная,
  • Лапти частые, головастые.

Все. Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор! Входит Масленица с соломенной куклой.

Ведущая. Здравствуй, Масленица, праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной. Ты надолго ль к нам пришла?

Масленица. Всего на 7 дней. Мой первый день - встреча, седьмой день - проводы.

Девица. Наша Масленица дорогая ненадолго к нам пришла?

Молодец. Мы думали-на7 недель, Оказалось - на 7 дней. Оставайся, Масленица, на 7 годков.

Ряженые играют на ударно-шумовых инструментах и поют масленичные припевки.

Девица. Ас чем пришла ты, Масленица?

Масленица. Встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете - тем богаче год будет.

Ведущая. Мы встречаем тебя хороводом, поможем солнцу!

Участники водят хоровод и исполняют песню «В хороводе были мы».

М а с л е н и ц а. А вы хорошо меня встречали-дожидали? Ведущая. Ждали тебя, Масленица, готовились.

Чтец. Масленица-кривошейка,

Встретим тебя хорошенько: С блинами, с каравайцами, с вареничками, с сыром, маслом, калачом  испеченным яйцом.

Ведущая. Мы даже песню знаем о твоей щедрости.

Дети исполняют песню «Как на масленой неделе», танец «Топотушки».

Ведущая. Дорогая наша Масленица, не скучно ли тебе? Ребята, давайте усадим Масленицу в сани да покатаемся. Усаживают в санки.

Наша Масленица годовая, она гостьюшка дорогая, Она пешею к нам не ходит, все на кониках разъезжает. Чтобы коники были вороные, Чтобы слуги были молодые.

Под русскую народную песню «Сударыня-боярыня» участники праздника катают Масленицу на санках.

Ведущая. Масленица-кривошейка,

Мы встречаем тебя хорошенько.

Живет Масленица 7 деньков.

Оставайся, Масленица, 7 годков,

Де в и ц а.    Как у наших у ворот

Стоит ряженый народ,

А ребята удалые

В те ворота расписные

Змейкой быстрою бегут -

Смех, забавы вам несут.

Дети играют в игру «Змейка в воротики». Ряженые взрослые делают из цветных полотен ворота, дети берутся «змейкой вслед за ведущей бегают через ворота.

М о л о д е ц. Эй! Веселый наш народ, Ловкий, быстрый хоровод! Если дружно взять канат, потянуть вперед - назад и сказать 3 раза «Эх!», победит, наверно, смех!

Проводится игра «Перетягивание каната».

Ведущая. Ребята, сегодня у нас и весело, и празднично,

его-то не хватает. Чего же нам не хватает?

Все. Тепла!

Ведущая. Аи, правда, не позвали мы Весну, красну. Кто может ее позвать?

Выходят двое детей и no-очереди читают заклички.

1-й чтец. Жаворонки, жаворонушки! Прилетайте к нам! Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную.

2-й чтец. Уж ты, пташечка, ты залетная! Ты слетай за сине море, Ты возьми ключи весенние, Замкни зиму, отомкни лето.

Исполняется хоровод «Как под наши ворота».  (Дети обращаются к солнцу).

Выйди, солнышко, Выйди, красное. Полно спать тебе в мягком облаке. Подымись скорей в небо чистое. Освети скорей Землю-Матушку.

Дети исполняют песню  «Прощай, прощай,  наша масленица».

1-й чтец. Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

2-й. ч т е ц. Ты пришла с добром,

Сыром, маслом и яйцом.

Со блинами, с пирогами, да с оладьями.

3-й ч т е ц. Блины масленые, Шаньги маза

Мы катаемся с горы, от зари и до зари.

4-й чтец. А сегодня, к сожаленью, Наше кончится веселье.

Все. Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ведущая. Государыня Масленица! Мы тобой хвалились, Наступил теперь твой час, Ты порадуй-ка всех нас.

1-й чтец. Масленица, не скупися,

Масленым блинком поделися.

Масленица. Блины печь - дело сложное!

А  угадайте, что это я делаю?

Показывает сковороду и демонстрирует все, о чем говорит. На плешивого маслом капну, по плешивому тестом хлопну,  плешь обдеру, да опять наведу.

Дети. Печешь блины! Масленица угощает детей блинами.

Ведущая. Идет матушка Весна - Открывайте ворота. Первым март пришел - Всех детей привел. А за ним и апрель — Отворил окно и дверь. А уж как пришел май

-Сколько хочешь, гуляй!

Под русскую народную музыку  «Вот уж зимушка проходит»  дети  проходят через «ворота» змейкой из зала.



Предварительный просмотр:

УГАДАЙ МЕЛОДИЮ

( игра)

Звучит  музыкальная заставка игры "Угадай мелодию"

1 тур

Для игры в первом туре выбирается несколько участников. Нужно слушать и угадывать песни . На листе обозначены номинации и номера песен.

Дружба крепкая 1 2 3 4

Мульти-пульти 1 2 3 4

Школьные годы 1 2 3 4

В мире животных 1 2 3 4

   

Надо угадать  звучащие мелодии - кто быстрее. Участники сами выбирают номинации и номер песни, слушают и отгадывают. Два победителя выходят во второй тур.

 Номинации:

1. Дружба крепкая

   1. Если с другом вышел в путь

   2. Настоящий друг ("Дружба крепкая не сломается...")

   3. Вместе весело шагать

   4. Песня друзей ("Ничего на свете лучше нету...")

2. Мульти-пульти

   1. Песенка львенка ("Я на солнышке лежу...")

   2. Чунга-чанга из м/ф "Катерок"

   3. Песенка Крокодила Гены из м/ф "Чебурашка"

   4. Улыбка из м/ф "Крошка Енот"

3. Школьные годы

   1. Дважды-два - четыре

   2. Журавлиная песня ("Может быть, пора угомониться...")

   3. Чему учат в школе ("Буквы разные писать...")

   4. Прощальный вальс ("Когда уйдем со школного двора...")

4. В мире животных

   1. Простая песенка ("Ква-ква - простая песенка")

   2. Не дразните собак

   3. Веселые гуси ("Жили у бабуси")

   4. Лесной олень ("Осенью в дождливый серый день...")

2 тур

(2 участника - победители первого тура. Каждый участник начинает начинает свое выступление словами "Я угадаю эту мелодию с ... нот" (от 7 нот, минимум - три. Кто выберет наименьшее количество звуков, тот и угадывает. Музыка звучит в виде одноголосной мелодии. Ведущий перед игрой мелодии дает словесные подсказки. В финал (3-й тур) выходит один участник)

 

Ведущий:

1. Часть военно-морского обмундирования (Звучит детская песня "Бескозырка белая, в полоску воротник...")

2. Акция сострадания к неодушувленному предмету ("Маленькой елочке холодно зимой, из лесу елочку взяли мы домой")

3. Песенка о любви пожилого человека ("Жил-был у бабушки серенький козлик")

3 тур

(Один участник. Суперигра - нужно отгадать 7 мелодий за 30 секунд)

1. Калинка, р. н. п.

2. В. Шаинский Антошка

3. В Шаинский Голубой вагон

4. Е. Крылатов Крылатые качели

5. М. Качурбина Мишка с куклой 6. Во саду ли, в огороде, р. н. п.

7. Гр. Дискотека Авария Новогодняя

 

 



Предварительный просмотр:

Жили-были Песня, Танец и Марш

Внеклассное мероприятие

ВЕДУЩИЙ - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Вы любите сказки? Я вам расскажу музыкальную сказку, а помогать мне будут ученики и преподаватели нашей детской музыкальной школы.

В некотором царстве, музыкальном государстве жили-были Песня, Танец и Марш. И завели они спор, кто из них главнее.

    «Я!» - воскликнул Марш и забил в барабан. Потому что я самый сильный и громкий. Под мою музыку маршируют солдаты на параде. Вот так.

Музыкальный номер

Я могу быть и детским маршем и помогать шагать в ногу маленьким детям. Вот так:

Музыкальный номер

«Нет, самый главный Я!» - закричал Танец. Потому что я могу быть веселым и бодрый, быстрым и медленным. Меня любят и на балах и на народных праздниках, танцуют все: и дети и взрослые.

Музыкальный номер

Даже в далекой Африке, на острове Чунга-Чанга, веселые негритята под звуки барабанов исполняют свой необычный танец. Вот послушайте какой.

Музыкальный номер

    А Песня ничего не сказала и тихо запела колыбельную. Мечтательно задумался Марш. Танец вспомнил добрый, ласковый голос своей мамы. Давайте послушаем эту песню и мы.

Музыкальный номер

Песню любят меня и взрослые, и дети, и даже герои сказок и мультфильмов.

Музыкальный номер

Песня всегда рядом, она помогает нам веселиться и мечтать, заставляет задумываться о чем-то, а иногда и грустит вместе с нами. Ведь не зря говорят, что в каждой песне – частица нашей души!

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ - «Ребята, а как вы думаете, кто самый главный: Песня. Танец или Марш?

А я думаю, что самое главное в любом царстве, в любом государстве – это дружба. Вы со мной согласны?

Так давайте закончим нашу сказку песней о Дружбе».

Музыкальный номер

«Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец! До свидания и до новых встреч!»



Предварительный просмотр:

I

Тема «МУЗЫКА ИТАЛИИ»

Цели урока:

Обучающие:

  • Познакомить детей с музыкой Италии: «Сайта Лючия» муз. Э.Коссович, сл. Т. Котро «Ямайка», «Итальянской песенкой П., И Чайковского. С песней «Трубочист»
  • Продолжить разучивать «Итальянскую песню».
  • Познакомить с игрой «Волшебная стрелка».
  • 2. Развивающие:
  •  продолжать развивать: певческие, слуховые навыки, мелодический  слух,

музыкальную  память;

- развить эмоциональную атмосферу, интерес к уроку, понимание о прослушанном произведении, умение рассуждать о музыкальном произведении;

- развить интерес к самообразованию, импровизационных способностей.

        

  • Воспитывать: уважение и понимание итальянской музыки, к хоровому исполнительству, чувство ответственности, товарищества.

Оборудование:

-А аккордеон.

- Проигрыватель.

- Пластинка: «Итальянская песенка» Чайковского.

  • Магнитофон.
  • Кассеты с записью.
  • Музыкальные сборник «Музыка 4 класса» выпуск 1971 г, 1998 и 2004 г.г.
  • Фланелеграф.
  • карточки нотные.
  • Детские шумовые инструменты: ложки, трещотки, кастаньета, маракасс,
  • Телефон игрушечный.
  • Музыкальное лото.
  • Карточки инструментов: габой, флейта, труба, арфа, - рисунки и фотографии  Италии.

-Ширма.

  • Кукла «Незнайка»,
  • «Чудесный мешочек».

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Вход под музыку «Итальянская полька». Рахманинова. Музыкально приветствие.

Ребята сегодня у нас обыкновенный урок, но немного не обычный, потому что у нас на уроке гости. А вы знаете, когда в доме гости. Это праздник. Значит у нас небольшой праздник. Будет много неожиданностей. Первая неожиданность как видите, в классе установили телефон. (Звонок).

У. Алло! Это школа. Слушаю вас Тамара Ивановна Хорошо. Ребята это говорит бабушка Даши.

Аникеевой, она просит послушать, как вы распеваетесь на уроке, как знакомитесь с музыкальной грамотой. Этот год петуха, вот мы и будем петь, как петухи, (звонок)

У. А как петух поет? Дети: Хорошо.

У. Сейчас  постараемся петь хорошо. Поем  ноты по руке. (Поют)

 А теперь по карточкам. (поют)

Прошу мелодию записать нотами. (Составляют из карточек прибаутку «Петушок». Проверяю.) Музыкальная пауза,  игра «Разведки»

У. Продолжаем урок, поём  прибаутку по нотам (поют).

А теперь   со словами (мелодия записана на рисунке. Рисунок приклеян к доске.)

 Давайте порассуждаем.

Сколько тактов в этой прибаутке?

-Ответ детей

-Какие длительности?

-Ответ детей.

У. А теперь давайте все поддирижируем на две четверти.

У. Нас ждёт  игора «Живое пианино». (Четыре ребенка, ноты прибаутки, один пианист. Ребенок дотрагивается до живой нотки (нота приколота  на груди у ребёнка,  пианист нажимает, дотрагивается до нотки, т.е. до ребёнка Ребёнок до которого дотрагивается  пианист приседает, ровно столько какая ему досталась длительность по мелодии, дети поют.) 

У. Прошу  сыграть е мелодию на фортепиано Иру Куликову, на аккордеоне Настю Радимушкину. (Дети играют).

У. Теперь эту песню инсценируем. Игра « Петушок».

У.Молодцы! А теперь важно, гордо и совсем тихо, как петушок садимся на свои места.

(Звонок телефона) У. Алло, да…это  вы нас          слышал, как мы распеваемся? (пауза). Громко поём?  Вот так мы

распеваемся, (пауза). Спасибо. (Вешаю трубку)

У.Ребята, ей очень понравилось ваше распевание в игровой, да еще познавательной форме.

(Звонок.) У.Алло! Да это школа. А кто со мной разговаривает. (Пауза). Ребята со мной разговаривает бабушка (называю фамилия бабушки одного и

из ребёнка находящегося в классе. Слушаю ее разговор и передаю этот разговор детям)

Ребята, бабушка   просит послушать музыку, которую будем мы слушать на уроке.

У. Нона  Яковлевна (учитель сообщает, по телефону) мы сегодня будем знакомиться с Итальянской музыкой. (Пауза). Пожалуйста, знакомьтесь с музыкой Италии. ( Учитель кладёт трубку рядом с магнитофоном).

 У.Ребята сегодня мы с вами познакомимся с историей и музыкой Италии. Италия является одной из стран, музыка которой оказывала влияние на музыку Австрии. Эта страна богатейшая музыкальной культурой. Расположена в Южной

Европе. Итальянский народ издавна известен своей музыкальностью и в особенности замечательным песенным искусством. Во Флоренции, Риме. Венеции карнавальные песни украшали шествия. Лодочники слагали баркаролы. Баркарола - песня венецианского лодочника.

У. Русский композитор Петр Ильич Чайковский, как и многие другие русские композиторы, всегда интересовался жизнью народов других стран, их искусством - музыкой, литературой, живописью. Особенно привлекала композиторов Италия, где музыка звучала повсюду и пели все: лодочники, портные, сапожники, булочники. Чайковский сочинил цикл пьес под названием «Времена года». В музыке «Баркаролы» это июнь месяц Чайковский отразил особенности итальянской народной песни: плавное движение мелодии, «колеблющийся» ритмический рисунок, изображающий движение волн, лирический характер. Послушаем отрывок. (Слушаем «Баркарола» (июнь) из цикла «Времена года». С. Рахманинова «Итальянская полька»

. А сейчас послушаем итальянскую песню «Санта Лючия» (Слушают)

У - Сравните музыкальную речь «Баркаролы» П.И. Чайковского и «Санта Лючия» Э.Коссович? Дети: Плавная, мягкая. У. Что общего можно найти в мелодии, ритме, сопровождении этих произведений?

Дети. Музыка спокойная, певучая у П.И. Чайковского и такая же музыка у итальянского композитора.

У., Почему итальянская музыка оказалась близка русскому композитору?

Ответ детей.

У. А теперь разберем по схеме эту песню. (Разбор по схеме: лад, фактура, динамика, инструменты).

У.Итальянские песни звучат во всем мире, их исполняют и ведущие певцы оперной сцены, и музыканты - любители. К нам в Россию приехал выдающийся итальянский певец Аль - Бано, и конечно организовал большой концерт вместе с нашими артистами.

7 Марта транслировали этот концерт, и он пел итальянскую песню «Ямайка».

Послушайте её.

У. Алло Нина Яковлевна дети познакомились с итальянской музыкой! (слушаю) Говорит, как будто побывала по настоящему в Италии. Действительно, когда внимательно слушаешь музыку. Представляешь ту картину и тот музыкальный образ, который задумал композитор. - Продолжу немного рассказ об Италии. Широкое развитие в Италии получила инструментальная музыка. Основными инструментами были лютня, арфа, флейта, гобой, трубы, органы различного типа. Они применялись для аккомпанемента пению и для сольной или ансамблевой игры. (Звучит музыка. Стук в дверь. Входит девочка приносит « Чудесный мешочек» и записку от бабушки Акулин) Ребята, извините, немного задерживаюсь. А пока меня нет, поиграйте в игру «Волшебная стрелка». Инструкции игры бабушка пишет, чтоб закрутилась стрелка, нужно говорит такие слова: «Стрелка, стрелка повернись и ребятам улыбнись!» Дети говорят волшебные слова. Стрелка вертится, останавливается. Ребенок открывает ноту, на которой остановилась стрелка, под нотой написана песня. И так несколько раз.; Что нам стрелка показала. Итальянская песня. Я вам задавала текст  песни выучить. Поднимите руку, кто не выучил. Все выучили. Молодцы/ (Звонок)


  • Светлана Николаевна слушайте, пожалуйста. Не кладите трубку. ( Трубка не кладется).

Ребята, звонит мама Юли Зиминой, просит, чтобы мы исполнили «Итальянскую песню». Во время она позвонила. Звучит « Итальянская песня», (после песни звонок).

  • У. АЛЛО!  Да, вас слушает Татьяна Алексеевна. Говорите громче! Здравствуйте, Татьяна Евгеньевна. ( Слушаю)
  • (Учитель обращается к мальчику) Ваня твоя мама хочет, чтобы ты исполнил песнюитальянскую песню. ( Мальчик исполняет песню. После исполнения учитель берёт трубку. Мама поздравляет учителя  и всех девочек с праздником 8 Марта)

У. Спасибо, спасибо, очень приятно. Вас тоже от всей души поздравляю с праздником.

У.(кладёт трубку). Сейчас мы посмотрим на стрелку, что она нам покажет. (Учитель говорит волшебные слова вместе с учениками: «Стрелка, стрелка повернись и ребятам улыбнись», отклеивает нотку, на стрелке  на  ней написана   песня «Трубочист».  Дети исполняют песню. После песни  снова звонок)

У. Алло. Да Нечаевская школа. Здравствуйте Лукерья Трофимовна!

- А как вы узнали, что у нас телефон? Бабушка Акулина позвонила, всей деревне сообщила. Все ясно! Хорошо, я сейчас им скажу. (Трубку ложу на стол).

  • Ира твоя бабушка Лукерья Трофимовна и мама Насти Родимушкиной просят вас всех, чтобы вы сыграли оркестром. Сыграете. А что. «Скок, скок», «Лиса», «Зайка» или

«Стоит в поле теремок». Дети: (Отвечают),

«Ах, вы сени» р.н.п.  (дети играют на инструментах. После игры ложу трубку)

У. Ребята, вы познакомились уже со многими странами. Узнали о жизни разных народов и полюбили их музыку. У. А каких стран мы слушали музыку?

Дети оотвечают.

У. А какая музыка вам больше запомнилась?

Ответ детей

У. Ребята, а для чего мы слушаем музыку других стран?

Дети. Чтобы мы узнали лучше друг друга через музыку. Чтобы не было войны, а был мир на земле.

У. Давайте все споем песню «Мир нужен всем», (После песни идет Акулина)

Б.: «Ох, наконец - то я добралась до вас, дорогие мои». Я все слышала  в коридоре, чем вы занимались, отдыхала с дороги,  но вот только у меня плохая память, забыла все. (Бабушка проводит опрос урока.)

- По какой стране вы путешествовали сегодня?

  • А в чем отличие музыки Италии»?
  • Какие вам инструменты запомнились?

Знакомство с музыкой Италии принесло вам много интересного. И пусть эти знания принесут вам на следующем уроке много баллов для дальнейшей нашей игры. Для этого вам нужно дома записать все, что вы узнали об Италии. Решить кроссворд. Пока я сидела в коридоре  составила вам кроссворд.

У. Это будет для вас домашнее задание.

Акулина. Мне пора домой. До свиданья!

У. До новых встреч Акулина. До новых встреч ребята, гости!

Под музыку дети выходят из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта

Проблема социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта  в настоящее время является актуальной. Работа по коррекции  речи и развитию эмоционально – в...

интегрированный урок математика и чтения в коррекционном учреждении VIII вида

Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Сложение и вычитание без перехода через разряд»Вид урока: Интегрированный.Цель урока: Систематизация знаний по чтению и математике в 5 классе.Задачи:1.Образо...

Внеклассное мероприятие "Эстафета "В гостях у сказки" для учащихся 2-х классов" (интегрированное: физкультура и литературное чтение)

Методическая разработка внеклассного мероприятия, которое проводилось ко Дню учителя....

Интегрированный урок по музыке, чтению, ознакомления с окружающим миром и рисования по сказке «Волк и семеро козлят» во 2 классе»

Данный урок представлен для обучающихся 1-2 классов. Можно использовать как внеклассное мероприятие....

Конспект интегрированного урока по литературному чтению для 3, 4 классов "Идёт волшебница зима..."

Урок способствует воспитанию интереса к творчеству русских поэтов и писателей, любви к природе и животным, нравственных качеств....

Методическая разработка интегрированного внеклассного занятия по чтению «В мире сказки» (3 класс)

Методическая разработка содержит подробное описание цели, задач и структуры интегрированного  внеклассного занятия по чтению по теме "В мире сказки". Конспект отражает межпредметные связи уроков ...

Интегрированный урок по внеклассному чтению в 9 классе

Цель урока: расширить знания учащихся о вечности великого Пушкина; углубить представления учащихся об актуальности произведений Пушкина, связь эпох в литературе; развивать навыки сопоставительного ана...