Урок - творческая мастерская "Волшебница - зима"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Любезнова Юлия Викторовна

Развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности в составе универсальных учебных действий:

1)личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания исходя из личных ценностей;

2)познавательных – извлечение необходимой информации из предоставленного материала, её структурирования; синтез как составление целого из частей; выбор оснований, критериев для сравнения, оценки объектов;

3)коммуникативных – учёт позиции других людей, умения слушать одноклассников, правильно выражать свои мысли в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Творческая мастерская

Волшебница -  Зима  

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Задача занятия: развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности в составе универсальных учебных действий:

1)личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания исходя из личных ценностей;

2)познавательных – извлечение необходимой информации из предоставленного материала, её структурирования; синтез как составление целого из частей; выбор оснований, критериев для сравнения, оценки объектов;

3)коммуникативных – учёт позиции других людей, умения слушать одноклассников, правильно выражать свои мысли в речи.

Оборудование: мультимедийное оборудование, репродукции картин  русских художников (И.И.Шишкин «Зима», А.М.Васнецов «Снегурочка», Н.С.Крылов «Зимний пейзаж», К.Ф.Юон «Волшебница – Зима»), музыкальное произведение А.Вивальди «Времена года».

Фактический материал:  стихотворение В.Брюсова  «Первый снег», Б.Петров «Разговор о снеге», стихотворение  К.Бальмонта «Фея».

Ход урока

1.Индуктор

- Ребята, сегодня я приглашаю вас поработать в творческой мастерской. Что мы будем творить – пока секрет. А вначале я попрошу вас вспомнить мгновения, моменты вашей жизни, когда на вашем лице появлялась улыбка…Вспомните, что вы чувствовали, ощущали в эти минуты…

- А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою улыбку…

- А сейчас я попрошу вас подарить свои улыбки друг другу и всем присутствующим.

- Вам не кажется, что в нашем классе стало ещё светлее от ваших улыбок! Какие они разные, непохожие, как и вы сами!

2.Самоконструкция. Открытие темы урока. Работа с метафорой.

Внимание на экран:

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

                            А.С.Пушкин

- Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. И не только потому, что оно принадлежит перу А.С.Пушкина, а ещё и потому, что оно будет эпиграфом к нашему уроку и поэтическим ключом. Разгадайте смысл данной строфы, и вы узнаете тему нашей творческой мастерской.

(Ученики дают ответы и комментируют их)

- Ребята, помните строки Пушкина:

И вот сама идёт волшебница –зима…

- Итак, тема нашей творческой мастерской – «Волшебница –зима». И сегодня каждый из вас будет «творить» свою зиму, создавать её «портрет».

3.Социоконструкция. Работа с ключевым словом. Круг ассоциаций.

- Мы живём в удивительной точке земного шара, которая дарит нам четыре времени года. И одно из них – волшебница-зима. После серых дней осени выпадает первый снежок – это чудо природы – и у нас на душе становится радостно и светло.

- Ребята, какие вы испытываете чувства, когда видите первый снег?

- Произнесите вслух слово «ЗИМА». Прислушайтесь, как оно звучит.

(легко, нежно, ласково); 1 слог «ЗИ» - робко и несмело, 2 слог «МА» - широко, открыто и радостно.

- А какого цвета слово « ЗИМА»?

- На листе напишите в столбик слово «ЗИМА», закройте глаза, мысленно вглядитесь в проявленный этим словом образ и составьте круг ассоциаций, которые вызывает у вас это слово.

- Рядом с каждой буквой напишите слова (любые части речи) на «зимнюю» тему, начинающиеся с этой буквы.

 (Ученики вслух произносят свои «зимние» ассоциации)

- Прислушайтесь к звукам под каблуками. Это ломаются, мнутся снежинки. Снег под ногами скрипит капустой, поёт под лыжами скрипкой… Белое чудо – снег! Его ожидают как светлую благодать.

- В.Брюсов описал свои впечатления от первого снега в своём стихотворении «Первый снег», прочитаем его.

Первый снег

Серебро, огни и блестки,- 
Целый мир из серебра! 
В жемчугах горят березки, 
Черно-голые вчера. 

Это - область чьей-то грезы, 
Это - призраки и сны! 
Все предметы старой прозы 
Волшебством озарены. 

Экипажи, пешеходы, 
На лазури белый дым. 
Жизнь людей и жизнь природы 
Полны новым и святым. 

Воплощение мечтаний, 
Жизни с грезою игра, 
Этот мир очарований, 
Этот мир из серебра!

- Какой видит поэт зиму?

- Какие выразительные средства использует автор?

- В.Я. Брюсов характеризует начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.

Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грёзы, поэтому данное явление природы характеризуется самобытной метафорой:

Этот мир очарований.
Этот мир из серебра!

Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте поэтического произведения много восклицательных предложений:

Целый мир из серебра!..
Это — область чьей-то грёзы,
Это — призраки и сны!

Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным проведением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:

На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы 
Полны новым и святым.

4.Социализация. Устное словесное рисование «Я рисую зиму».

( слова учителя звучат на фоне тихой музыки А.Вивальди «Времена года»)

- Представьте, что вы художник. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей «зимней картины». Расскажите о своей картине как можно ярче, постарайтесь передать образ своей картины в словах.

(Несколько человек по желанию «озвучивают» свои «зимние» картины)

 5.Афиширование работ. «Зимний вернисаж»

- Мы с вами побывали на выставке ваших виртуальных картин. Она удивила нас игрой фантазии и воображения. А теперь давайте посмотрим на зиму глазами настоящих мастеров живописи – замечательных русских художников. Я приглашаю вас на «Зимний вернисаж».

На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин:

- Присмотритесь к этим картинам, выберите «свою», которая близка вашему характеру, настроению, где вам хотелось бы побывать…

(Звучит тихая музыка)

-Заканчиваются ваши зимние прогулки. Возвращаемся обратно в класс, я думаю, что вам есть о чём рассказать друг другу. Опишите свои впечатления, напишите совместную небольшую миниатюру по картине в малых группах.

Работа с текстом.

- «Творить» зиму можно не только красками, как художники, но и словом, как писатели и поэты. Не случайно их называют «художниками слова».

-Обратимся к отрывку из текста Б.Петрова «Разговор о снеге».

«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию».

- Какова тема, основная мысль этого текста?

- Что вы заметили в этом тексте, какие слова повторяет автор? Для чего?

- Выпишите эти слова, выделив корни.

- Какие слова вам непонятны?

-В старину февраль на Руси назвался «снежень».

- Просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу.

- Обратим внимание на слова «снежище», «снежик». Что в них необычного?

- Из данных текстов выберите тот, который, как вам кажется, наиболее созвучен «вашей» картине и мог бы служить эпиграфом к ней…

- Попробуйте понять, почему вы выбрали этот текст. Выпишите из текста слова, строки, в которых наиболее тесно сходятся пейзаж и стихотворение.

- Найдите в тексте тропы (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), с помощью которых поэт нарисовал картину.

- Подготовьтесь к выразительному чтению.

(Выступление чтецов )

6. Разрыв. Подготовка к сочинению-миниатюре.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «ФЕЯ»? запишите 5-6 слов.

- Какой вы себе её представляете?

- Феи – это молодые волшебницы, которые творят добрые дела.

- Фея – в западноевропейской мифологии означает «волшебница» (Академический словарь русского языка)

- С феями вы уже встречались на страницах книг. Какие это сказки?

- Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «ФЕЯ»

Говорили мне, что Фея,

Если даже и богата,

Если ей дарит лилея

Много снов и аромата,—

Все ж, чтоб в замке приютиться,

Нужен ей один листок,

Им же может нарядиться

   С головы до ног.

Да, иначе быть не может,

Потому что все в ней нежно,

Ей сама луна поможет,

Ткань паук сплетет прилежно.

Так как в мире я не знаю

Ничего нежнее фей,

Ныне Фею выбираю

   Музою моей.

- Какие детали внешности ФЕИ из стихотворения вы позаимствовали для портрета своей? Какие поэтические находки автора вам показались интересны? Выпишите их.

- Ребята, мы не случайно вспомнили о феях. Дело в том, что к нам в гости обещала прибыть Фея Зимы, которая не хочет уступать дорогу своей сопернице Фее Весны.

- Опишите Фею Зимы, какая она?

(Под музыкальное сопровождение учащиеся делают первые наброски к портрету своей феи. В классе возможно зачитать некоторые варианты).

7.Рефлексия

Цветограмма «Моё зимнее настроение»

- Сегодня из вас каждый создавал «портрет» своей зимней Феи, «творил» для себя: вслушивался в себя, в свои чувства, эмоции, развивал фантазию и воображение. Дома вы приведёте свой черновой вариант в настоящее произведение. И последнее задание нашей творческой мастерской – «нарисовать» своё зимнее настроение, передать его с помощью цветограммы.

(Все рисунки вывешиваются на доске, участники мастерской делятся своими впечатлениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс .

Метапредметный урок «Исследование», «Гипотеза». Сфера реализации исследовательской деятельности учащихся: фенологические наблюдения....

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок музыки по ФГОС во 2 классе по программе Е.Д.Критской, тема урока "Масленица. Проводы зимы"

Урок   музыки во 2 классе по программе Е.Критской, раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло" знакомит учащихся с историей и традициями народного календарного праздника Масленица, с жанром русско...

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"

Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида  является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...