Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе на тему

Габдуллина Ильвера Мударисовна

Рабочая программа по литературе для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_tehnologiya_2017.docx107.39 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора

БУ «Лангепасский политехнический колледж» № 245-р от 16.06.2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 ОУД.02 «Русский язык и литература. Литература» 

для специальности

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Покачи

2017


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» разработана в соответствии с Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Разработчик:

И.М.Габдуллина - преподаватель  первой квалификационной категории

Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Протокол № 1 от 01. 09. 2017

Рассмотрена                         

ПЦК  преподавателей                                                      

общеобразовательного цикла                                            

Протокол № 5 от 20. 05. 2017г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ……………………………………………………….4
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….6
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………..  25
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….28

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины  «Русский язык и литература. Литература» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности  19.02.10 Технология продукции общественного питания

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: литература относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

При реализации программы у обучающихся будут сформированы общие компетенции (ОК) по профессии:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

−− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

−− эстетическое отношение к миру;

−− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

−− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

−− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

−− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

−− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • предметных:

−− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

−− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

−− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Количество максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 58 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

практические занятия

43

контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

Чтение текстов художественных произведений

Подготовка устного сообщения для выступления на  лекционном занятии

Написание реферата

Выполнение домашней работы

Подготовка презентаций



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Наименование разделов и тем

п/п

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

аудиторной

внеаудиторной

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА

Раздел 1. Литература первой половины 19 века

Тема 1.1.

Литература первой половины 19 века

Введение

1

1

Развитие русской литературы и культуры в первой половине 19 века

1

1

К.Т. Входная контрольная работа

1

3

Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по теме.

Подготовка сообщений (по выбору)  для выступления на лекционном занятии: Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения. Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

1

3

Тема 1.2.

А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин. Основные темы и мотивы лирики

1

2

Практическое занятие:

Проблемы личности и государства в поэме «Медный всадник»

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме.

Рефераты (по выбору): А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»). Подготовка мультимедийной презентации на одну из тем: Философское начало в ранней лирике. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

Для самостоятельного чтения: «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…».

2

3

Тема 1.3.

М.Ю. Лермонтов.

М.Ю. Лермонтов. Характеристика творчества.

1

2

Практическое занятие:

Анализ стихотворений

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме.

Подготовка доклада (по выбору): Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»). Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие. Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

Подготовка мультимедийной презентации на одну из тем: Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Для самостоятельного чтения: «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание».

2

3

Тема 1.4.

Н.В. Гоголь.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество

1

2

Практическое занятие:

Тема искусства в повести «Портрет»

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме.

Подготовка сообщений (по выбору)  для выступления на лекционном занятии: Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции.

1

3

К.Т. Контрольная работа по теме «Литература первой половины 19 века»

1

3

Раздел 2. Литература второй половины 19 века

Тема 2.1.

Россия второй половины 19 века

Культурно-историческое  развитие России середины 19 века.

1

2

Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме.

Рефераты (по выбору): Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность. Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

1

3

Тема 2.2.

И.А.Гончаров

И.А. Гончаров. Очерк жизни

1

1

Роман «Обломов»

1

2

Практическое занятие:

Историко - философский смысл романа

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме.

Подготовка презентации по творчеству И.А.Гончарова

Реферат «Роман А.И.Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман».

3

3

Тема 2.3.

А.Н.

Островский.

А.Н. Островский. Сведения из биографии.

1

1

Пьеса «Гроза»

1

2

Практическое занятие:

Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Подготовка сообщений (по выбору)  для выступления на лекционном занятии: «Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма 19 в.», «Основные черты русской классической литературы 19 в.: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность», «Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы 19 века, её мировое значение и актуальное звучание для современности». Самостоятельное чтение пьесы «Бесприданница»

3

3

Тема 2.4 И.С.Тургенев

И.С.Тургенев. Сведения из биографии.

1

2

Роман «Отцы и дети»

1

2

Практическое занятие:

Образ Базарова

1

3

 Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме.

Подготовка сообщений для выступления на лекционном занятии (по выбору): «Записки охотника И.С.Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие.  В.Г.Белинский о «Записках». «Образ Базарова как  « переходный тип»  «человека беспокойного и тоскующего». «Полемика вокруг романа. Д.И.Писарев, М.А.Антонович и Н.Н.Страхов об «Отцах и детях».

Самостоятельное чтение романов И.С.Тургенева  «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо» (1 по выбору).

4

3

Тема 2.5. Н.Г. Чернышевский

Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать».

1

2

Тема 2.6.

Н.С.Лесков

Н.С. Лесков. Сведения из биографии.

1

1

Практическое занятие:

Образ Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме.

Подготовка сообщения по темам (по выбору): Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»). Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера.

2

3

Тема 2.7.

М.Е.Салтыков-Щедрин.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии

1

1

Практическое занятие:

Анализ главы «О корени происхождения глуповцев»

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме.

Подготовка сообщений по темам (по выбору): Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Подготовка презентации по биографии М.Е.Салтыкова-Щедрина

Для самостоятельного чтения: Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3–4 по выбору).

2

3

Тема 2.9.

Ф.М. Достоевский.

Ф.М.Достоевский. Сведения из биографии.

1

2

Роман «Преступление и наказание».

1

2

Практическое занятие:

Теория «сильной личности» и её опровержение.

1

2

Практическое занятие:

Драматичность характера  Родиона Раскольникова.

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Подготовка сообщений для выступления на лекционном занятии (по выбору):  Роман «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира. Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Подготовка презентации по творчеству Ф.М.Достоевского. Самостоятельное чтение произведения «Бедные люди»

5

3

Тема 2.10.

Л.Н Толстой

Л.Н.Толстой. Жизнь, творчество, духовные искания.

1

2

Роман-эпопея «Война и мир»

1

2

 Практическое занятие:

 «Мысль народная»  и «мысль семейная» в романе

1

2

Практическое занятие:

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

Подготовка презентации по творчеству Л.Н. Толстого. Подготовка доклада: (по выбору): «Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов. Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина» Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души»..

Самостоятельное чтение романа «Анна Каренина».

8

3

Тема 2.11.

А.П. Чехов.

А.П.Чехов. Сведения из биографии.

1

1

Практическое занятие:

Анализ одного из рассказов А.П.Чехова

1

3

Практическое занятие:

Анализ одного из эпизодов пьесы «Вишневый сад»

1

3

Контрольная работа за первое полугодие

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Подготовка докладов по темам: Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»). Новаторство чеховской драматургии. Для самостоятельного чтения: Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.

3

3

Раздел 3. Поэзия второй половины 19 века

Тема 3.1.

Литература на рубеже 19-20 в.в.

Обзор русской поэзии второй половины 19 века

1

2

Самостоятельная работа: А. Н. Майков«Осень», «Пейзаж», «И город вот опять! Опять сияет бал…», «Рыбная ловля»,«У Мраморного моря», Мысль поэта», «Емшан», «Из славянского мира», «Отзывы истории», поэма «Н. А. Грибоедова». А. А. Григорьев.«О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!..», «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев…»), «Вы рождены меня терзать…», «Я ее не люблю, не люблю…», «Над тобою мне тайная сила дана…», «Я измучен, истерзан тоскою…», «К Лавинии», «Героям нашего времени», «Прощание с Петербургом», «Нет, не рожден я

биться лбом…», «Когда колокола торжественно звучат…».

2

3

Тема 3.2

Ф.Тютчев, А.Фет, А.Толстой

Практическое занятие:

Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева

1

3

Практическое занятие:

Анализ стихотворений А.А.Фета

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Реферат  (по выбору)  «Душа и природа в поэзии Ф.И.Тютчева»,  «Особенности любовной лирики Тютчева», «Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А. А. Фета». Подготовка презентации по жизни и творчеству поэтов (на выбор). Самостоятельное чтение стихов: Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас… А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь… А.К. Толстой. Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь шумного бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Поток-богатырь. Порой веселой мая.

3

3

Тема 3.3.

Н.А.Некрасов

Н.А.Некрасов.  Жизнь и творчество

1

2

Практическое занятие:

Народные образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме.

Подготовка презентаций (по выбору): Жизнь и творчество Н.А.Некрасова

Самостоятельное чтение стихов Н.А.Некрасова

3

3

ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА

Раздел 4. Литература на рубеже веков

Тема 4.1. И.А.Бунин

И.А.Бунин.  Жизнь и творчество

1

1

Практическое занятие:

Судьбы мира и цивилизации в творчестве бунина

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Подготовка рефератов, сообщений на темы (на выбор): Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Поэтика И. А. Бунина. Для самостоятельного чтения: Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол.

3

3

Тема 3.3.

А.И.Куприн.

А.И.Куприн. Жизнь и творчество

1

1

Практическое занятие:

Любовь  в рассказе  «Гранатовый браслет».

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Подготовка рефератов, сообщений на темы (на выбор): Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Для самостоятельного чтения: Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Суламифь.

2

3

Итоговая контрольная работа по теме «Литература 19 века»

1

3

Раздел 4: Поэзия начала 20 века

Тема 4.1.

Поэзия начала 20 века

(обзор)

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

1

2

Практическое занятие:

Литературные течения русского модернизама

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Подготовка рефератов, сообщений на темы (на выбор): Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства.

1

3

Тема 4.2.

А. Блок.

А. Блок. Сведения из биографии

1

1

Практическое занятие:

Анализ поэмы «Двенадцать».

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Рефераты, сообщения  (по выбору) «Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм», «Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма».

Самостоятельное чтение поэмы А.Блока  «Соловьиный сад».

2

3

Тема 4.3.

М. Горький.

М. Горький.  Сведения из биографии

1

1

Практическое занятие:

Анализ пьесы «На дне»

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Подготовка сообщения по теме: «Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького». Подготовка презентации по творчеству писателя. Для самостоятельного чтения: Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане.

2

3

Раздел 5. Литература 20-х годов

Тема 5.1. Литература 20-х годов

Литературный процесс 20-х годов.  Группировки и журналы.

1

2

Тема 5.2.

В. Маяковский.

В. Маяковский. Сведения из биографии

1

1

Практическое занятие:

Основные темы и мотивы творчества

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Для самостоятельного чтения: Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение…

1

2

Тема 5.3.

С.Есенин.

С.Есенин. Сведения из биографии

1

1

Практическое занятие: 

Анализ стихотворений

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Самостоятельное чтение поэмы «Анна Снегина»

2

3

Тема 5.4.

А.Фадеев

А.Фадеев. Роман «Разгром»

1

1

Раздел 6. Литература 30-х – начала 40-х годов

Тема 6.1.

 М. Цветаева.  

Становление культуры в 30 г.

1

2

Сведения из биографии М.Цветаевой.

1

2

Практическое занятие:

Основные мотивы лирики

1

3

Тема 6.2.

О. Мандельштам.  

Биография О. Мандельштама

1

2

Практическое занятие:

Идейно-тематические и художественные особенности творчества

1

2

Тема 6.3.

  А. Платонов.  

Биография А.Платонова

1

2

Практическое занятие: 

Анализ эпизодов повести «Усомнившийся Макар»

1

2

Тема 6.4.

И. Бабель.  

Сведения из биографии И.Бабеля

1

1

Практическое занятие:

 Анализ одного из рассказов из цикла «Конармия»

1

3

Тема 6.5.

 М.А. Булгаков.  

Сведения из биографии М.Булгакова.

1

1

Роман «Мастер и Маргарита»

1

2

Практическое занятие: 

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе

1

3

Практическое занятие: 

Тема любви и творчества в романе

1

3

Тема А.Толстой

А.Толстой. Роман «Петр І»

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Реферат на одну из тем: Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» — художественная история России XVIII века. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Теория литературы. Исторический роман.

Тема 6.7.

М.А. Шолохов.  

Сведения из биографии М.Шолохова.

1

2

«Тихий Дон» - роман-эпопея

1

2

Практическое занятие: 

Трагедия человека в поворотный момент истории

1

3

Практическое занятие: 

Любовь на страницах романа

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Реферат на одну из тем:

 Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Петербургские мотивы в поэзии О. Мандельштама. Традиции русской сатиры в творчестве А.Платонова. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе. М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах». Военная тема в творчестве М. Шолохова. Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Для самостоятельного чтения: фельетоны Булгакова 20-х годов, «Морфий», стихи Цветаевой, Мандельштама.

16

3

 Тема 7.1.

Литература периода войны

Раздел 7. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Произведения военных и первых послевоенных лет

1

2

Тема 7.2.

А. Ахматова.  

Жизненный и творческий путь А. Ахматовой

1

2

Практическое занятие:

Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы

1

3

Тема 7.3.

Б. Пастернак.  

Сведения из биографии Б. Пастернака.

1

1

Практическое занятие:

Роман «Доктор Живаго». Обзор

1

2

Тема 7.4.

А. Твардовский.  

Жизнь и творчество А.Твардовского.

1

1

Практическое занятие 

Тема войны и памяти в лирике

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий.  Чтение стихотворений А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова…», «Мне ни к чему одические рати…», «Приморский       сонет», «Мужество», «Родная земля», «Северные элегии». Сообщение на одну из тем: Тема памяти и судьбы в творчестве. Образ лирической героини. Поэзия Ахматовой и традиции русской классической лирики. Тест по творчеству А. Ахматовой. Чтение стихотворений: Ранняя лирика Б. Пастернака. Эссе по творчеству Б. Пастернака. Самостоятельное чтение романа «Доктор Живаго». Эссе по творчеству писателей периода Великой отечественной войны (Шолохов, Бондарев, Васильев). Сообщение на одну из тем: Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Лирический герой поэмы «По праву памяти», его жизненная позиция. А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине». Чтение поэмы А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев. Сообщение на одну из тем: Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова,            Б. Слуцкого и др. Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

7

3

Тема 8.1.

Проза 50–80-х г.г.

Раздел 8. Литература 50–80-х годов

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века.

1

2

Сведения из биографии А.И. Солженицына

1

2

Практическое занятие:

Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

1

3

Сведения из биографии В.Шаламова

1

2

Практическое занятие:

 «Колымские рассказы»

1

3

Практическое занятие:

В. В. Быков. «Сотников».

1

3

В.Шукшин. Жизнь и творчество

1

2

Практическое занятие:

Герои рассказов В.Шукшина

1

3

Тема 8.6.

Поэзия 50-80 гг

 

Поэзия 50-80 годов

1

2

Практическое занятие:

Поэзия Н.Рубцова

1

3

Практическое занятие:

Авторская песня

1

3

Практическое занятие:

Поэзия Р.Гамзатова

1

3

Тема 8.7.

Драматургия 50-80 г.г.

Драматургия 50-80 годов

1

2

А.Вампилов. Жизнь и творчество

1

2

Практическое занятие:

Утверждение добра, любви и милосердия в пьесах.

1

3

К.Т. Контрольная работа по теме «Литература 50-80 годов»

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Подготовка мультимедийной презентации на одну из тем: Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина. Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др. Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо. Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др. Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры». Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.

11

3

Раздел 9. Литература русского Зарубежья.

Тема 9.1.

Литература русского зарубежья.

Тематика и проблематика творчества писателей русского литературного зарубежья 40–90-х годов (обзор)

1

2

Практическое занятие:

Возникновение диссидентского движения в СССР

1

3

Тема 10.1

Русская литература последних лет

Раздел 10. Русская литература последних лет

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века

1

2

Обзор произведений последних лет  

1

2

«Возвращенная» литература

1

3

Практическое занятие:

А.Рыбаков «Дети Арбата»

1

3

Постмодернистское мироощущение в современной литературе

1

2

Практическое занятие:

В.Ерофеев «Москва-Петушки»

1

3

Практическое занятие:

В. Маканин. «Где сходилось небо с холмами».

1

2

Практическое занятие:

Т. Кибиров. Стихотворения

1

2

Практическое занятие:

В. Распутин. Рассказы.

1

2

Практическое занятие:

Особенности массовой литературы конца 20 начала 21 века

1

3

Практическое занятие:

Фантастическая литература

1

3

К.Т.  Итоговая контрольная работа

1

3

К.Т.  Итоговая контрольная работа

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу. Сообщения (тема на выбор): Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др. Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др. Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота

3

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения.

Оборудование учебного кабинета: учебные парты, стулья.

Технические средства обучения: телевизор, проектор, экран, компьютер, принтер.

УМК дисциплины (учебные пособия, тексты, таблицы,  аудиоматериалы, презентации, тесты, карточки-задания).

Методическое и дидактическое обеспечение образовательного стандарта по профессии.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Название

Портреты русских писателей 18-19 вв.

Портреты русских писателей 20в.

Портреты русских писателей «Серебряного века».

 DVD И ВИДЕОКАССЕТЫ

Название

«Жестокий романс» (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)

«Отцы и дети» (по одноименному роману И.С. Тургенева)

«Преступление и наказание» (по одноименному роману Ф.М. Достоевского)

«Война и мир» (по одноименному роману Л.Н. Толстого)

«М.Горький. Последние годы»

«Горе от ума» (по одноименному произведению А.С.Грибоедова

«Габдулла Тукай»  1, 2 часть

Аудиоматериалы – стихи А.Блока, В.Брюсова, С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой,

Аудиоматериалы – «На дне» М.Горького, «Река играет» В.Короленко.

«Поэты «серебряного века»: Б.Л. Пастернак, А.А. Ахматова, З. Гиппиус и др.

ПРЕЗЕНТАЦИИ

Название

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество

Островский А.Н. Очерк жизни и творчества. Драма «Гроза»

Тургенев И.С. Очерк жизни и творчества.

Тютчев Ф.И. Очерк жизни и творчества.

Чехов А.П. Очерк жизни и творчества.

Чехов А.П. Пьеса «Вишнёвый сад».

Куприн А.И.Очерк жизни и творчества.

Куприн А.И. «Гранатовый браслет».

Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.

И.А.Гончаров. Очерк жизни и творчества. Роман «Обломов»

И.А.Бунин. Жизнь и творчество

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество

И.Бабель. Жизнь и творчество

М.Булгаков. Жизнь и творчество

М.Шолохов. Жизнь и творчество

А.Ахматова. Жизнь и творчество

Б.Пастернак. Жизнь и творчество

А.Твардовский. Жизнь и творчество

А.Солженицын. Жизнь и творчество

В. Шаламов. Жизнь и творчество

В.Шукшин. Жизнь и творчество

Н.Рубцов. Жизнь и творчество

Р.Гамзатов. Жизнь и творчество

А.Вампилов. Жизнь и творчество

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература: Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч. 1,2. 10-11 кл. - М.: Просвещение», 2008

Интернет-ресурсы:

1.    http://www.aldebaran.ru - крупнейшая электронная библиотека
2.    
http://www.klassika.ru - библиотека, посвященная классической поэзии и прозе
3.    
http://www.litera.ru/stixiya - более 150 русских и советских поэтов
4.    
http://orel.rsl.ru - Открытая Русская Электронная Библиотека
5.    
http://www.ftp.nsk.su/dirtree.html - библиотека отечественных и зарубежных писателей
6.    
http://magazines.russ.ru/index.html - библиотека современных литературных журналов России
7.    
http://www.simplex.ru/win.cgi/lit.html - русская литература
8.    
http://users.aol.com/Tolstoy28/tolstoy.htm - Лев Толстой: жизнь и творчество
9.    
http://www.ruthenia.ru/60s - русская поэзия 60-х годов
10.  
http://de-01.narod.ru/main.html - библиотека для студентов
11.  
http://abc.vvsu.ru - библиотека для студентов
12.  
http://www.classis.ru - библиотека для студентов
13.  
http://www.referats.com - библиотека для студентов

Дополнительная литература:

  1. Русская литератураXIX в./ Под ред. Журавлёва В.П. Ч.1,2.11 кл. – М.: «Просвещение», 2000.
  2. Русская литература XX в./ Под ред. Ионина Г.Н.. Ч.1,2.10 кл. – М.: «Мнемозина», 2000.
  3. Хрестоматия по литературе для 10 класса. Справочник школьника   /сост. Быкова В.В./ Под ред. Славкина В.В.,  Ситникова В.П.. – М., 1996
  4. Хрестоматия по литературе для 11 класса. Справочник школьника /сост. Быкова В.В./ Под ред. Славкина В.В., Ситникова  В.П.. – М., 1996

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

        Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Усвоенные знания:

содержание изученных литературных произведений

Фронтальный опрос, тестирование,

самостоятельная внеаудиторная работа, написание сочинений

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.

Практические занятия, составление и защита презентаций, устный опрос

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

Фронтальный опрос, заполнение таблиц,

индивидуальные творческие задания

Усвоенные умения

воспроизводить содержание литературного произведения

Фронтальный опрос, тестирование, индивидуальные сообщения, доклады, пересказ

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Самостоятельные работы, написание сочинений, анализ художественных произведений

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Фронтальный опрос, самостоятельные работы, самостоятельная внеаудиторная работа, составление конспектов, работа со схемами

определять род и жанр произведения

Фронтальный опрос, самостоятельные работы, работа с текстом художественного произведения

сопоставлять литературные произведения

Фронтальный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа, составление конспектов,

выявлять авторскую позицию

Сочинение, тестирование, индивидуальные сообщения

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

Фронтальный опрос, работа с текстами художественных произведений,  самостоятельная внеаудиторная работа

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Фронтальный опрос, письменные работы

писать сочинения разных жанров на литературные темы

Фронтальный опрос, работа с произведений,  самостоятельная внеаудиторная работа

создавать связный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка

Фронтальный опрос,  работа с текстами художественных произведений,  самостоятельная внеаудиторная работа

участвовать в диалоге или дискуссии

Фронтальный опрос, защита презентаций,

рефератов, докладов

Знания и умения обучающихся оцениваются по системе: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...