Игра "Умники и умницы"
олимпиадные задания по литературе (9 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Умники и умницы", 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_umniki_i_umnitsy_9_klass.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Мушта Валентина Ивановна

МБОУ Бутурлиновская средняя

общеобразовательная школа

Разработка внеклассного  мероприятия по литературе.

Игра «Умники и умницы» (9класс).

Игра проводится после изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от   ума».

Цели:

1.       Проверить знание текста, фактов биографии писателя, критических отзывов о комедии;

2.        Развивать способность быстро находить правильные ответы;

3.        Развивать память и мышление;

4.       Воспитывать целеустремленность, благородное отношение к сопернику.

  

ПЕРВЫЙ АГОН

 

Вопросы для розыгрыша дорожек:

1.     Какое образование получил А.С. Грибоедов?

(Московский университетский Благородный пансион, Московский университет (словесное отделение философского факультета, юридический и естественно-математический факультеты)).

2.     Как назывались первые произведения А.С. Грибоедова?

(«Молодые супруги», «Студенты», «Притворная неверность», «Своя семья, или Замужняя невеста»)

3.     Какие художественные произведения, в которых рассказывается о Грибоедове, вы знаете?

          (Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», А.С. Пушкин «Путешествие в

           Арзрум»).

 

ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА

 

Узнай себя:

Остёр, умён, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

        _________________________

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

(А.А. Чацкий)

Вопросы:

1.       Приехав в Москву и явившись в дом Фамусовых, вы рассчитываете добиться расположения Софьи и жениться  на ней. Однако за жениха здесь признают только того, у кого «наберется душ с тысячки две родовых». Можете ли вы с этих позиций претендовать на руку Софьи?

(Нет, так как в третьем действии (явл. 21) Фамусов и Хлестова спорят о том, сколько душ крепостных у Чацкого: триста или четыреста).

2.       Что имел в виду Фамусов, когда говорил о вас: «По матушке пошел, по Анне Алексеевне…»?

(«…покойница с ума сходила восемь раз»(3 действие, явл. 21).

3.       В ответ на ваши колкие замечания о московских знакомых, Софья с издевкой обращается к вам:

Хочу у вас спросить:

Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?

Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

Был ли такой случай, чтоб вы похвалили кого-нибудь?

          (Был и не один. Я говорил добрые слова о Софье, о Наталье     Дмитривне Горичевой (3 действие, 5 явл.), о Молчалине(3 действие, 13 явл.)).

4.       Один из главных объектов ваших обличений – «пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному.

Ах! Если рождены мы все перенимать,

Хоть у … нам занять

Премудрого у них незнания иноземцев.

          У кого вы предполагаете занять национальной самобытности?

           (У китайцев (3 действие, 22 явл.)).

 

ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА

 

Узнай себя:

… Уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких;

Чужих и вкривь и вкось не рубит…

Уступчив, скромненький, в лице румянец есть.

Вот он, на цыпочках, и небогат словами…

(А.С. Молчалин).

Вопросы:

1.     Действие комедии происходит в Москве. А вы коренной москвич?

(Нет, я из Твери.)

2.     Г-н Молчалин, как вы изволили заметить, у каждого «свой талант».

Каков же  ваш главный талант?

(«Два-с. Умеренность и аккуратность»(3 действие, 3 явл.)).

3.     Чацкий назвал вас «услужником знаменитым»:

Молчалин! – кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут впору карточку вотрет!

В нем… не умрет!

          В словах Чацкого намеренно пропущена фамилия литературного                         персонажа. Назовите ее.

          (Загорецкий(3 действие, 13 явл.)).

 

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

 

Узнай себя:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличий нахватал,

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Вопросы:

1.     Какую награду вы получили за службу?

(Орден Анны, который носили на шее).

2.     А.С. Пушкин писал

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

А каково ваше мнение о Москве?

(«дистанции огромного размера»).

 

ВТОРОЙ АГОН

 

Вопросы для розыгрыша дорожек:

    Кому принадлежат предметы?

    Из черного ящика достаются:

1)     билет (Загорецкого)

2)     помада и духи (Фамусовой)

3)     шелковый шарф (княжны Тугоуховской)

 

ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА

 

Узнай себя:

В семнадцать лет вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно,

И потому скромны, не смотрите на свет.

(С.П. Фамусова)

Вопросы:

1.     Софья Павловна, вы лишились матери в раннем возрасте. Кто занимался вашим воспитанием?

(Мадам Розье и отец).

2.     Ваш батюшка неожиданно обнаружил сходство между вами, сударыня, и вашей матушкой. В чем оно состоит?

(«Бывало я с дражайшей половиной

чуть врозь – уж где-нибудь с мужчиной»(4 действие, 14 явл.)).

3.     Как известно, вы с Алексеем Степановичем любили музицировать. Какой из трех предложенных отрывков вы исполняли в то утро, когда вас застал ваш батюшка?

1)     фортепьяно

2)    фортепьяно и флейта

3)     скрипка

4.     Однажды вы очень подробно рассказали своему батюшке о содержании своего «сна». Не поведаете ли нам, что вам «приснилось»?

 

ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА

 

Узнай себя:

Смотри же на меня: не хвастаю сложением,

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин…

Монашеским известен поведеньем!

Вопросы:

1.                           Как известно, человек вы занятой. Не соблаговолите ли рассказать о вашей занятости в течение недели?

(2 действие, 1 явл.).

2. В разговоре с Молчалиным вы признаетесь:

Боюсь, сударь, я одного смертельно…

Чего вы боитесь больше всего на свете?

(Большого скопления дел (1 действие, 4 явл.)).

2.                           В финале пьесы, узнав о тайном свидании дочери, вы были чрезвычайно разгневаны. Какую меру наказания вы определили Софье?

(«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»(4 действие, 14 явл.)).

 

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

 

Узнай себя:

Я в чины бы лез, да неудачи встретил,

Как, может быть, никто и никогда;

По статской я служил, тогда

Барон Фон-Клоц в министры метил,

А я…

К нему в зятья…

Женился, наконец, на дочери его,

Приданого взял – шиш, по службе – ничего.

(Репетилов)

Вопросы:

1.     Вы сообщили, что член «секретнейшего союза». Не припомните ли имена своих товарищей?

(Левон и Боренька, князь Григорий, Удушьев Ипполит Маркелыч, Воркулов Евдоким (4 действие, 4 явл.)).

2.     Хоть вы и говорите о себе, г-н Репетилов, «чувствую, что глуп», однако вы способны на интересное обобщение. Так вы заметили однажды: «Да, умный человек не может быть…». Продолжите, пожалуйста, свое высказывание.

(«не плугом»(4 действие,4 явл.)).

 

ТРЕТИЙ АГОН

 

Задания для розыгрыша дорожек:

Узнать слово:

1.     Прическа в виде пучка волос, собранного на затылке в крепко закрученный и загнутый кверху хохол (прическа Максима Петровича) – тупей.

2.     Приемный день при дворе – куртаг.

3.     Длинная женская накидка без рукавов из шелковой шуршащей ткани – тюрлюрлю.

 

ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА

 

Узнай себя:

В списке действующих лиц вы обозначены как «свояченица Фамусова». Сам Павел Александрович называет вас «невестушкой», Молчалин и Загорецкий стараются угодить вам, Чацкий именует «разгневанной гостьей». Кто же вы?

(А.Н. Хлестова)

Вопросы:

1.     Сколько вам лет? (65 лет) (3 действие, 10 явл.)

2.     Где вы живете в Москве? (На Покровке) (3 действие, 10 явл.)

3.     Какой породы ваша собачка? (Шпиц) (3 действие, 12 явл.)

4.     Какая версия безумия Чацкого принадлежит вам? («Чай, пил не по  летам») (3 действие, 17 явл.)

 

ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА

 

Узнай себя:

Теперь в отставке, был военный <...>

Как видишь, брат:

Московский житель и женат <…>

… к занятьям склонен разным,

Которых нет теперь, - к ученьям и смотрам,

К манежу… иногда скучает по утрам.

(П. М. Горичев)

Вопросы:

1.                           В разговоре с Чацким вы сказали: «Эх, братец, славное житье тогда-то было». О чем это вы? (О службе в армии)

2.                            По словам Натальи Дмитриевны, вы оставили службу из-за слабости здоровья. Каков диагноз, поставленный вам вашей женой? (Ревматизм и головные боли)

3.                           В ответ на вопрос Чацкого, скучную ли жизнь вы ведете, вы отвечаете: «Нет, братец, есть таки занятья». Какие? («На флейте я твержу дуэт а-мольный»)

 

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

 

Узнай себя:

Как этаких людей учтивее зовут?

Нежнее? – человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут…

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись: продаст.

(А.А. Загорецкий)

Вопросы:

1.     На балу вы мечтаете:

«Ах, если б, между нами, был ценсором

Назначен я… »

Представьте себе, что вы приняты на службу в Цензурный комитет. Перед вами «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, стихотворения Державина и басни Крылова. На какие произведения вы направите свой карающий перст в первую очередь? (На басни) (3 действие, 21 явл.)

2.     Вам принадлежат две версии безумия Чацкого. Потрудитесь их изложить. («Его в безумные упрятал дядя-плут». «В горах изранен в лоб, Сошел с ума от раны») (3 действие)

 

ФИНАЛ

 

Вопросы для розыгрыша дорожек:

Вы все А.С. Грибоедовы.

1.     Каковы ваши успехи на дипломатическом поприще? (Спас русских солдат из плена, участвовал в заключении мира с Персией, в подписании Туркманчайского договора).

2.     В феврале 1826 года вы были арестованы. Какое обвинение вам предъявили и почему? (Обвинение в связи с декабристами, так как я общался с Рылеевым, Бестужевым, Пестелем, Каховским и др.)

3.     Ваши друзья на Кавказе? (Ермолов, Чавчавадзе, Кюхельбекер).

 

ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА

 

1.                            Вы А.А. Чацкий. Где и как отозвался о вашем уме Пушкин? (В письме к Бестужеву Пушкин пивал, что Чацкий неумен. Он пробыл в обществе очень умного человека – Грибоедова, и напитался его мыслями, однако высказывает их тем, кто не хочет или не способен его понять).

2.                            Вы А.С. Грибоедов. Почему вы приняли предложение министра иностранных дел о назначении вас послом в Тифлис? (Из-за того, что я участвовал в дуэли, в которой был убит Шереметев. Виновным многие считали меня).

3.                             Послушайте отрывок из стихотворения Вяземского «Н.А. Грибоедова». Найдите в нем цитату:

И я пошла его встречать,

И весь Тифлис со мной

К заставе Эриванской шел

Растроганной толпой.

На кровлях плакали, тогда

Без чувств упала я…

О, для чего пережила

Его любовь моя!!!

(«…Но для чего пережила тебя любовь моя» - вторая часть надписи на памятнике А.С. Грибоедова).

4.                            Откуда строки: «… Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, поднимались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана» - «Что вы везете?» - «Грибоеда».»? (А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум»).

 

ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА

 

1.      Вы А.А. Чацкий. Как отзывался о вас Герцен? (Называл меня декабристом).

2.      Вы А.С. Грибоедов. В Петербурге вы участвовали в дуэли. В чем ее необычность? (Ее называли «дуэлью четверых»).

3.      На памятнике Грибоедову написаны слова Н.А. Чавчавадзе: «…Но для чего тебя пережила любовь моя!» Вспомните первую часть фразы. («Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»)

 

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

 

1.     Вы А.А. Чацкий. Как отзывался о вашем уме Гончаров? («Чацкиц положительно умен»).

2.     Вы А.С. Грибоедов. Была ли в вашей жизни еще дуэль, кроме Петербургской? (Дуэль с Якубовичем на Кавказе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...