Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_literatura.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область,  Волгодонской район, х.Рябичев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Рябичевская средняя общеобразовательная школа

 «Утверждаю»

Директор МБОУ: Рябичевская СОШ

 Приказ от______________№__________

___________   Ю.Г.Котляр

М.П.

Рабочая программа

по    ______________________________________литературе_________________________________________________________                                           

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

                                                             основное общее,   7 б класс______________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов____68____

Учитель      ________________Кравцова Светлана Семеновна ______________________________________________

                                                                  (ФИО)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 кл.» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение. 2011 г.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)  

Раздел I. Содержание учебного предмета.

                                                                            Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного, владеть различными видами пересказа.

                                                              Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)      Знать: понятия «предание», «былина», «эпос»; своеобразие былин; особенности киевского цикла были; жанровые признаки пословиц и поговорок.

 Уметь: анализировать тексты преданий, былин; воспринимать богатство, точность  и выразительность языка пословиц и поговорок.

Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

 Знать: основные характеристики ДРЛ, особенности летописного жанра; основы христианской морали; содержание повести о Петре и Февронии.

Уметь: воспринимать и анализировать содержание летописи, древнерусского текста повести, понимать их значимость.

                                                         Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Знать: о жизни  и деятельности Державина, Ломоносова, понятие жанра  ода

Уметь: анализировать тесты произведений поэтов.

                                                                    Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Знать: о жизни и деятельности А.С.Пушкина, содержание произведений, историко-литературное и жанровое своеобразие, углубить понятие о драматических жанрах.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному,  составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, выразительно читать и пересказывать.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Знать: о жизни и деятельности М.Ю.Лермонтова, содержание произведений,основную идею, особенности конфликта.

Уметь: анализировать поэтический текст, выразительно читать, выражать своё отношение к прочитанному.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе ■

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Знать: о жизни и творчестве Н.В,Гоголя, содержание его произведения, историческую основу, понятие «образ», «литературный герой», «художественная деталь»: интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному, формулировать идею.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Знать: о жизни и творчестве писателя, содержание рассказа, особенности жанра стихотворения  в прозе.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному, выразительно читать, пересказывать.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Знать: о жизни и творчестве поэта, содержание прочитанных произведений, историческую основу поэмы «Русские женщины», идею произведения, особенности лирического героя.

Уметь: определять размеры стихотворений, анализировать поэтический текст.

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». «Пропала совесть».Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Знать: о жизни и деятельности писателя, содержание его произведений, понятие «гротеск».

Уметь: давать оценку действиям героев, анализировать прочитанное.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маmаn» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Знать: биографию писателя, содержание прочитанного, средства юмористической характеристики.

Уметь: сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, их поступки, давать оценку действиям героев.

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Знать: содержание прочитанных стихотворений, их тему, средства выразительности, размеры стиха.

Уметь: анализировать художественные тексты, выявлять средства выразительности.

                                            Из русской литературы XX века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Знать: биографию писателя, содержание повести, основные понятия о теме, идее произведения, о портрете как средстве характеристики героя.

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, сравнивать героев и их поступки, выделять смысловые части художественного текста, подробный пересказ, анализ эпизода.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) 

Знать: о жизни и деятельности поэта, анализировать стихотворения, выделяя основные темы, своеобразие стихотворного ритма, слово творчество.

Уметь: давать оценку действиям героев, выделять смысловые части художественного текста, выразительно читать.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Знать: о жизни и творчестве писателя, содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, давать оценку действиям героев.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Знать: биографию писателя, содержание рассказов.

Уметь: выразительно читать, давать оценку действиям героев.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Знать: содержание стихотворений поэта.

Уметь: анализировать, выявляя художественные средства: сравнения и метафора.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев.   «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателяПесни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский.   «Доченьки»; И. Гофф.   «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Знать: о жизни и деятельности писателей XX века, содержание их произведений, нравственную проблематику.

Уметь: находить в произведении признаки литературных жанров, определять нравственную проблематику.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Знать: о жизни и деятельности поэта, содержание его произведений.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтические тексты.

Из зарубежной литературы

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Знать: о жизни и деятельности писателей и поэтов зарубежной литературы, содержание их произведений, понятия «романтизм», «романтический герой», «юмор».

Уметь: анализировать произведения поэтов и писателей, опираясь на знание своеобразия поэтической манеры. Понимать произведения, стремиться быть гуманными, слышать голос автора и понимать идею произведения.

          Повторение.

                                                                                 

 Виды контроля:

     - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;

     -итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или  анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.                   

                           

                                          Раздел II.  Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия, изучаемые  в 7 классе: фольклоры; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия);  повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (развитие представлений); герой - повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение

(развитие понятия); одна (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэмы (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

 -видеть своеобразие нравственных идеалов в произведении литературы разных жанров;

-различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской поэзии в эпических, драматических и лирических произведениях;

-видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

-объяснить чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

        - видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в представляющейся ситуации;

        - передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

         - видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;  

        - аргументировать оценку героев и событий всем стрем художественного произведения – от отдельного тропа, до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

        - выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

        - сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

        - оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

        - сравнить эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

         - стилистически составить текст произведения и иллюстрации художников к нему;

        - написать басню, былину. Письмо или дневник литературного героя

Виды контроля:

     - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;

     -итоговый : сочинение на основе литературного произведения или  анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.                   

Раздел

 Формы и виды контроля

Количество часов

Введение.

Промежуточный контроль

Устное народное творчество.

Промежуточный контроль

Древнерусская литература.

Контрольная работа по тексту администрации школы.

1

Литература 18 века.

Промежуточный контроль

Литература 19 века.  

Сочинение по творчеству  Гоголя.

Домашнее сочинение по тв-ву Пушкина, С.-Щедрина

1

Русская литература 20 века

Сочинение по рассказам писателей 20 века

1

На дорогах войны. Стихотворения о войне

Промежуточный контроль

Из литературы народов России. Расул Гамзатов

Промежуточный контроль

Песни на слова поэтов 20 века.

Промежуточный контроль

Зарубежная литература.

Домашнее сочинение

Повторение

Тестирование

1

Оценивание по литературе в 7 классе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с положением МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся

Раздел III.  Календарно – тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Введение (1 ч.)

1

Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы

1

01.09

Устное народное творчество (4 ч.)

2

Предания как поэтическая автобиография народа

1

05.09

3

Былины, их жанровые особенности.  «Вольга и Микула Селянинович».

1

08.09

4

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко».

1

12.09

5

«Калевала» - карело- финский мифологический эпос.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира.

1

15.09

Из древнерусской литературы (2 ч.)

6

«Повесть временных лет», её значение. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

1

19.09

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.

1

22.09

Из русской литературы XVIII века ( 2 ч.)

8

  М. В. Ломоносов. Оды. «К статуе Петра», «Ода на день восшествия…»

1

26.09

9

Г. Р. Державин.  Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

29.09

10

Контрольная работа по тексту администрации

1

03.10

Из русской литературы XIX века (28 ч.)

11

Анализ контрольной работы. А. С. Пушкин. «Полтава».  («Полтавский бой»). Образ Петра Первого.

1

06.10

12

А.С. Пушкин. «Медный всадник».  (Вступление «На берегу пустынных волн…»)

1

10.10

13

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Особенности жанра песни.

1

13.10

14

А.С.Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Особенности драматического произведения.

1

17.10

15

Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель»- «повесть о маленьком человеке».

1

20.10

16

М. Ю. Лермонтов.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Жизнь Москвы XVI века.

1

24.10

17

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и  Иваном Грозным.

1

27.10

18

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая  нива…».

1

07.11

19-20

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Отец и сыновья. Характеры главных героев.

2

10.11-14.10

21

Жизнь Запорожской Сечи. Роль пейзажа в повести.

1

17.11

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Три смерти:  Андрия,  Остапа, Тараса.

1

21.11

23

Р.Р.Сочинение по повести «Тарас Бульба».

1

24.11

24

И.С.Тургенев.  Цикл рассказов «Записки охотника», «Бирюк».

1

28.11

25

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания циклов

1

01.12

26

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». История России в поэме.

1

05.12

27

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни.

1

08.12

28

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1

12.12

29

М. Е. Салтыков-Щедрин.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сказки.

1

15.12

30

Художественное своеобразие сатирических сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина  «Дикий помещик» , «Пропала совесть». Обличие нравственных пороков общества.

1

19.12

31

Л.Н.Толстой.  «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

22.12

32-33

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1

26.12-29.12

34

И.А.Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

1

12.01

35

И.А.Бунин.   «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1

16.01

36

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.

1

19.01

37

Два лица России в рассказе «Злоумышленник».

1

23.01

38

«Край ты мой! Родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

1

26.01

                                                     Из русской литературы XX века ( 22 ч.)

39

А. М. Горький.  Повесть «Детство». Знакомство с первой главой повести.

1

30.01

40-41

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

2

02.02-06.02

42

Анализ эпизодов «Пожар», «Пляска Цыганка» из повести Горького «Детство».

1

09.02

43

«Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

1

13.02

44

В.В.Маяковский.  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества.

1

16.02

45

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

20.02

46

Л.Н.Андреев. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа.

1

27.02

47

А.Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1

02.03

48

А.Платонов.  «В прекрасном и яростном мире».  Вечные нравственные ценности.

1

06.03

49

Р.Р.  Сочинение «Нужно ли в жизни сочувствие и сострадание людям?» (по рассказам писателей XX века).

1

09.03

50

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме….». Своеобразие картин природы в лирике.

1

13.03

51

На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой,  К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т.  Твардовского, Н.С. Тихонова. Интервью как жанр публицистики.

1

16.03

52

Ф.А..Абрамов.   «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа.

1

20.03

53

Е.И. Носов.  «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

23.03

54

«Не дать погаснуть живому огню…» по рассказу «Живое пламя» Е.И. Носова.

1

03.04

55

Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

06.04

56

Стихотворения поэтов XX века о Родине, родной  природе, восприятии окружающего мира.

1

10.04

57

А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика

1

13.04

58

Д. С. Лихачев.  «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

1

17.04

59

М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах.

1

20.04

60

Урок вн.чт. Песни на слова поэтов XX века. А.Н .Вертинский «Доченьки», И .Гофф «Русское поле», Б.Ш  .Окуджава «По Смоленской дороге…»

1

24.04

61

Из литературы народов России. Расул Гамзатов.  «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине»

1

27.04

Зарубежная литература (5 ч.)

62

Р. Бернс «Честная бедность». Представление поэта о чести и справедливости, честности.

1

04.05

63

Д.Г.Байрон- «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

1

11.05

64

Р.Б.Брэдбери.  «Каникулы». «Зелёное утро». Мечта о победе добра.

1

15.05

65

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

18.05

66

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1

22.05

                                                                                   Повторение (2 ч.)

67

 Путешествие по стране Литературии.  Итоговая контрольная работа (тест)

1

25.05

68

Итоговый урок. Рекомендация литературы для чтения летом.

1

29.05

Согласовано                                                                Согласовано

Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ:Рябичевская СОШ                                                         ___________  И.П.Кажурина

от _______ 20 __ года №____          

____________ И.П.Кажурина                                                ______________20_____года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....