«Чтение молодежи: от моды - к жизненной стратегии» статья
статья по литературе на тему

Попова Ирина Васильевна

Привлечение молодежи к чтению,- реализация Концепции Национальной программы поддержки деского и юношеского чтения в РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_ot_mody_-_k_zhiznennoy_strategiidocx.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение молодежи: от моды  - к жизненной стратегии»

Если в 20 веке Россия считалась самой читающей страной, то в последние десятилетия наблюдается значительное снижение читательской культуры.  Сейчас  продолжением руки стал гаджет. И социальные сети вытеснили литературное чтение и человеческое общение. 

За участившимися призывами «сделать чтение модным», «создать моду на чтение» угадывается стремление сделать его популярным и престижным занятием; имеется в виду желательность усвоения определенных образцов читательского поведения, массового признания ценности печатной продукции, привлечения внимания к ней.

 А значит мы, преподаватели русского языка и литературы вновь и вновь возвращаемся к проблеме формирования читательской культуры и формированию привычки читать. И здесь, по- моему, мода может сыграть нам на руку.

Молодежь особенно подвержена веяниям моды в силу объективной неустойчивости своего положения: она находится в поиске своего места в социуме, пытается усвоить значимый для нее социальный и культурный опыт, приобрести знаки, позволяющие ей идентифицировать себя с привлекательным для нее сообществом.

Современная российская молодежь, да и наши студенты – крайне неоднородная группа; различающаяся по образовательному и имущественному признакам, ценностным ориентациям, политическим взглядам, характеру учебной и профессиональной деятельности. Поэтому формирование моды на чтение необходимо начинать с успешных, активных ребят, лидеров. Тогда чтение может быть представлено в качестве элемента здорового и достойного образа жизни, непременного условия жизненного успеха.

Мода способна быть и средством привлечения внимания к серьезным литературным явлениям. Когда объектами читательской моды становятся социально значимые, содержательные, высокохудожественные произведения, их распространение становится существенным фактом духовной жизни общества. Телеэкранизации последних лет породили моду на произведения М. Булгакова, Ф. Достоевского, Л. Н. Толстого, С.А.Есенина.

Система работы с модной книгой становится самостоятельной стратегией.  Так на занятиях литературного кружка мы выделяем время для обсуждения произведений современных  зарубежных и российских писателей. При изучении литературных предпочтений современной молодежи, можно констатировать следующее:

Самыми читаемыми у молодых людей, помимо учебной литературы по программе, являются книги в жанре фэнтези, приключения, детективы. Наблюдается зависимость от моды на ту или иную книгу или автора, что служит главным мотивом для прочтения книги. Также важным стимулом является предварительный просмотр фильма, снятого по модной книге.

 Большая роль в привлечении молодежи к книге принадлежит библиотеке- ночь в библиотеке, встречи с писателями вызывают интерес у студентов.

Таким образом, использование позитивного потенциала моды дает практически необозримые возможности для стимулирования читательской активности.

Негативная сторона моды в чтении проявляется и в ситуациях, когда объектами моды становятся тексты, не наполненные смысловым и художественным содержанием; они пользуются незаслуженным вниманием большого количества читателей, отвлекают от немодной, но ценной, значимой для личностного роста литературы.

Моду нужно использовать, прежде всего, в качестве стимулирующего, привлекающего, будоражащего и «заражающего» инструмента, направленного на активизацию читательской деятельности. Пусть для некоторых читателей интерес к книге, «о которой говорят», будет данью моде, игрой; но постепенно чтение может преобразоваться в устойчивую жизненную стратегию.