"Мой портрет" Урок-прелюдия к биографии А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Некрасова Валентина Фёдоровна
Урок направлен на обучение: • художественному переводу (поиск слов, наиболее точно передающих замысел автора; рифм, ритма, интонации; выбор изобразительно- выразительных средств); • извлечению из текста информации в соответствии с поставленной задачей (деконструкция текста); • интерпретации произведения; развитие: • навыков аналитического и образного мышления; • умения воплощать личные впечатления, полученные знания в форму устного и письменного высказывания в различных жанрах; формирование: • литературно-творческих возможностей учащихся путем вовлечения их в процесс коллективного творчества; • эмоциональной культуры личности, жизненного и художественного опыта учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-prelyudiya_k_biografii_a.s.pushkina.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОЙ ПОРТРЕТ

Александр Сергеевич Пушкин «Mon portret»

Опыт интерпретации.

Урок – мастерская в 9 классе.

Тип урока:

Урок- прелюдия к изучению творчества писателя.

Цель:

Обогащение субъективного опыта учащихся новым впечатлением, знанием, умением через осмысление творческой биографии писателя.

Задачи:

1. Обучение:

•        художественному переводу (поиск слов, наиболее точно передающих  замысел автора; рифм, ритма, интонации; выбор изобразительно- выразительных средств);

•        извлечению из текста информации в соответствии с поставленной задачей (деконструкция текста);

•        интерпретации произведения;

2. Развитие:

•        навыков аналитического и образного мышления;

•        умения воплощать личные впечатления, полученные знания в   форму устного и письменного высказывания в различных жанрах;

3. Формирование:

•        литературно-творческих возможностей    учащихся   путем вовлечения их в процесс коллективного творчества;

•         эмоциональной культуры личности, жизненного и художественного опыта учащихся.

Оборудование:

1. Портреты А.С.Пушкина

2. Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина.

3. Записи музыкальных произведений

4. Материалы для самостоятельной работы в мастерской (см. Приложение 1,2)

Реализация цели и задач урока осуществляется посредством

 технологии творческой мастерской.

I. Вступление.

 Звучит вальс Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»

  • Входят танцующие пары, говорят между собой по-французски.

В стороне 3 ученика:

Первый: 

Он пел любовь, но был печален глас.

Увы, он знал любви лишь муку.

Второй:

Эти строки написаны лицеистом Пушкиным и посвящены Екатерине Бакуниной, хорошенькой, молоденькой сестре лицеиста Бакунина.

Первый: 

        Порывистый, вспыльчивый, дерзкий, поэт на всю жизнь запомнит свою первую, робкую, отроческую влюблённость.         Сегодня Катенька Бакунина опять  танцевала не с ним, на глаза наворачивались слёзы, с губ слетали колкие эпиграммы, а в душе рождались строки

 Третий: (от лица Пушкина)

В те дни, в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы и любовь

Младую взволновала кровь…

  • Учитель литературы:

- А через много лет эта эпиграмма, и это стихотворение будут одними из тех, что откроют многотомное собрание сочинений Александра Сергеевича Пушкина, и человечество вообразит, что знает об этом человеке всё, и будет называть этого мальчика великим русским поэтом. И мы так хорошо запомнили, что он великий, что не осталось места на «любовь-нелюбовь», но так хочется иногда подойти поближе, заглянуть в живые глаза, услышать человеческий голос.

Сегодняшняя  встреча - это наше желание прикоснуться к творчеству поэта, возможность выбрать то, что близко, о чём хотелось бы поговорить, это познание себя через черты портрета Александра Пушкина. Это и определило выбор того материала, с которым нам предстоит работать. В частности, в центре нашего внимания стихотворение «Mon portret»

В собрании сочинений Александра Сергеевича Пушкина это стихотворение дано на французском языке, так, как и написал его поэт, поэтому мы предоставляем слово французской группе.

  • Ученик французской группы на французском языке рассказывает об истории создания стихотворения.
  • Ученица: Мне стихотворение показалось интересным для перевода, я думаю, стоит поразмышлять, почему стихотворение «Мой портрет»  так и осталось непереведённым.
  • Учитель:

Поиск нужных слов, интонаций, рифм поможет нам понять поэта, расскажет нам о собственных поэтических возможностях и откроет, возможно, в нас  талант поэта.

  • Чтение стихотворения на французском языке.

II.   II. Работа  творческой мастерской.

(Учащиеся получают задания, обсуждают, принимают решение, кто какое задание и каким образом  будет представлять)

 

  1 группа  «Переводчики» (ребята, изучающие французский язык)

- Перед вами стихотворение А.С.Пушкина «Mon portret»

- Постарайтесь сделать его художественный перевод на русский язык.

- Подумайте, почему осталось только на французском.

- В чём видели свою задачу как переводчики?

- Какой из получившихся переводов вам ближе, почему?

   

   2 группа  «Мой портрет»

Запишите, пожалуйста, в первый столбик предложенной таблицы эпитеты, отражающие ваши представления о поэте и человеке А.Пушкине.

А.С. Пушкин.

Как я его себе представляю.

« …………………………»

Слова-характеристики

Мой портрет.

«А я вот такой!»

 Перед вами построчный перевод стихотворения А.С.Пушкина «Mon portret» (Приложение 1)

- Выпишите во второй столбик слова, которыми молодой поэт себя характеризует.

- Что вас удивило? Совпало ли ваше представление с автопортретом?

- Если нет, то, как вы думаете, почему?

-  Захотелось ли почитать А.С.Пушкина? Ближе познакомиться с творчеством?

 О каком периоде жизни хотите больше узнать?

В третий столбик запишите черты собственного портрета.

- Составьте устный рассказ «А я вот такой!»

- Хотели бы вы, чтобы вас называли когда-нибудь знаменитым?

- Можно ли человека считать состоявшейся личностью, если он не известен на весь мир?

3 группа «К портрету»

Перед Вами портреты, автопортреты, изображения А.С.Пушкина.(приложение 2)

- Используя предложенный материал, поразмышляйте, пожалуйста, над вопросами

1.   Какой портрет А.С. Пушкина вам ближе? Почему?

Какими  стихотворными строками Вы бы прокомментировали изображения поэта, работая экскурсоводом?

2. Какой портрет необычен с точки зрения композиции? О чём, на ваш взгляд, хотел рассказать художник, выбирая такое решение?

3. На каком портрете А.С. Пушкин чужой, мало узнаваемый? Какие стихи соответствуют настроению выбранного портрета?

4. Приступая к изучению жизненного и творческого пути поэта, о чём бы Вы хотели  узнать?

- Выберите наиболее удачную, на ваш взгляд, форму, которая поможет поделиться своими размышлениями с нами (небольшая экскурсия, эссе, сопоставительная характеристика, лирический портрет и т.д.)

     

   4 группа («Как жаль, что нельзя с Александром Сергеичем…»)

1.   Как бы вы продолжили фразу «Как жаль, что нельзя с Александром Сергеичем…»

2.  Если бы у вас была возможность встретиться с поэтом, о чём бы ему рассказали?

3. Насколько вас волнует то, о чём пишет поэт? Насколько интересно его творчество? Находите ли вы в стихах поэта то, что беспокоит вас?

4.   Какое произведение из предложенных (приложение 3) вам близко, почему? О каком периоде жизни вы хотели бы узнать подробнее?

III Представление результата (приложение 4)

IV Рефлексия.

  • Учитель литературы:

Моё открытие Пушкина состоялось не со сказками, не с «Зимним утром», не с «Евгением Онегиным», хотя нравилось, изучалось с удовольствием (педагог был хороший), а открытие состоялось классе в 10-м, когда в маленьком томике вдруг нахожу:

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюблённой пробудила…

        Оказывается, это про нас…  И «Евгений Онегин» про нас, и «Маленькие трагедии», и «Повести Белкина», и стихи, и поэмы, и сказки… Пожелаем друг другу счастливого открытия такого знакомого, на первый взгляд,  имени - Александр Пушкин.

Звучит музыка.

Пары исполняют вальс. Ученик читает стихотворение «Я вас любил» на французском языке. На русском стихотворение исполняется в форме полифонического чтения.

Приложение1

Портрет

(дословный перевод)

Вы просите у меня мой портрет,

Но написанный с натуры:

Мой милый, он быстро будет готов,

Хотя и в миниатюре.

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье;

Не глуп, говорю не стесняясь,

И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,

Ни доктора Сорбонны

- Надоедливее и крикливее,

Чем собственная моя особа.

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может равняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова.

я люблю свет и его шум,

Уединение я ненавижу;

Мне претят ссоры и препирательства,

А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,

И если быть откровенным,

Я сказал бы, что я еще люблю ...

Если бы не был в Лицее.

По всему этому, мой милый друг,

Меня можно узнать.

Да, таким, как бог меня создал,

Я и хочу всегда казаться.

Сущий бсс в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености -

Да, таков Пушкин.

 

Приложение 2

  Портреты А.С.Пушкина. Адрес в Интернет: http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/portrety.htm

 

 

 

Приложение3

Материалы к  мастерской

(подбирает учитель в соответствии с задачами урока)

***

Анна Ахматова

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни.

***

  Михаил Кузмин

…Но в совершенства хладный камень

Его черты нельзя замкнуть.

Бежит, горя, летучий пламень,

Взволнованно вздымая грудь.

Он - жрец и он весёлый малый,

Пророк и страстный человек…

***

Роберт Рождественский

Распахнув сюртук свой, на рассвете

Он вдыхал все запахи земли.

А вокруг играли наши дети,

Липы торжествующе цвели.

Бабочки весенние порхали

Над его курчавой головой.

Светлая задумчивость печали

Шла к нему – и был он как живой.

***

 Павел Антокольский

Это имя – подростка смешного,

Что свечу до полуночи жёг,

И строчил, и вычёркивал снова,

И выискивал нужное слово –

Свой весёлый сигнальный рожок.

Эдуард Багрицкий

А.С.Пушкин

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

***

А.С.Пушкин

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись!

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт;

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдёт;

Что пройдёт, то будет мило.

Здесь он стоял,

Здесь реял плащ широкий,

Здесь Байрона он нараспев читал.

Здесь в сизом голубином оперенье

И ночь, и море

Стлались перед ним…

Волна и ночь в размеренном движенье

Слагают ямб –

И этот ямб поёт…

И с той поры, кто бродит берегами,

Средь низких лодок и пустых песков,

Тот слышит сердцем, взглядом и ушами

Раскат и россыпь пушкинских стихов.

А.С. Пушкин.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

А.С. Пушкин

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

А.С. Пушкин

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно. Безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

А.С. Пушкин

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

А.С. Пушкин

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды-

И чей- нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

 Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

Приложение 4

(некоторые из творческих работ учащихся, созданные на уроке и доработанные дома)

Римма А.

9 класс

Мой портрет

(шуточное)

Чтоб оценили вы творенье

Чудесных строк,

В  стихотворенье

Я опишу вам свой портрет -

Весьма обычный силуэт.

Я, впрочем, хвастаться не буду:

Человек я очень разный;

Могу быть доброй, милой, классной;

Могу быть иногда весёлой,

Порой упрямой, строгой, властной,

Но, говорят, всегда прекрасной.

Люблю мечтать о милом принце,

Читать, готовить, танцевать.

И на рояле в вечер чудный

Сонаты Баха поиграть.

Люблю я всё, что сердцу близко,

По натуре я артистка.

По Зодиаку я Близнец,

Вы видите, какая молодец?!

Могу помочь я всем, кто просит,

И даже тем, кто и не хочет.

Родителей и брата обожаю,

Люблю, ценю и уважаю!

С людьми сердечно я дружу

Их дружбой очень дорожу.

Спасибо всем родным и близким,

Без  них неполон мой портрет.

Без тех, кто делит боль и радость,

Я – всего лишь милый силуэт.

Настя П.

9 класс

Обращение к Пушкину (Эссе)

        Я обращаюсь к Александру Сергеевичу Пушкину не как к великому писателю и взрослому человеку, а как к своему ровеснику, юноше, ученику Царскосельского Лицея.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов.

        

Нас с тобой разделяют столетия, но мне кажется, тебе было интересно узнать о далёком будущем, в котором я живу, о будущем, в котором ты ассоциируешься  с гениальностью русской литературы. Когда ты, сидя в лицейском саду, писал свои первые стихи, в которых посмеивался над вычурностью классицизма и вздыхал о безответной любви, сочинял эпиграммы и воспевал лицейское дружество, ты и не догадывался, что твоими произведениями будет зачитываться мир. И зачитываться не потому, что ты на первых страницах школьной программы, а искренне, сердцем.

        Когда я была маленькая, ты казался мне очень большим и добрым, человеком, который вместе с маминым голосом принёс мне сказку, потом я стала представлять тебя  беззащитным и одиноким, но несмотря ни на что утверждающим радость и полноту жизни.

        Моя жизнь, конечно, не представляет такого интереса, как твоя. Но мне тоже есть что рассказать. Я тоже пишу. Строки ещё не складываются в гениальные стихи, но они искренне рассказывают о том, что меня волнует - этому я учусь у тебя. Я занимаюсь балетом и играю на фортепьяно. (Летом я прочитала роман «Евгений Онегин», может быть, пока не всё поняла, но я слышала звуки настраиваемого инструмента, когда Онегин посетил театр, а на сцене видела себя!) Ещё я…

        Ещё я хочу узнать о том, чего, увы, никто, никогда рассказать не сможет. Я хочу узнать, каким ты был человеком, твоё ощущение себя. Великий поэт – великий человек? Звучит как-то странно, как памятник: Снаружи оригинал, а внутри серый бездушный монолит. Какой же ты, Пушкин? Вечно в кругу друзей, но бесконечно одинокий; любимец женщин, но не нашедший счастья я в любви; человек, бросавший вызов судьбе, отвергнутый и признанный одновременно, искавший домашнего тепла и нашедший место на площадях и в библиотеках. Это о тебе? Или о литературном герое, образ которого ты создал? Ответ затерян во времени...         

        Мне кажется, поиск ответа поможет мне найти не тебя (ты останешься загадкой, несмотря на то, что о тебе написаны тысячи книг), а себя. Я очень этого хочу.