Технологическая карта урока литературы
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Технологическая карта урока литературы в 6 классе 

Тема: "Быт и нравы Запорожской Сечи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taras_bulba._literaturnaya_igra.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  литература

Класс: 6

Технологическая карта урока-игры

Тема: Быт и нравы Запорожской Сечи

Тип: Урок изучения нового материала

Задачи:

 - продолжить знакомство с творчеством Н.В.Гоголя

 - развивать сотрудничество и сотворчество в группах;

-использовать игровые технологии для развития творческих способностей учащихся;

- развивать внимание к слову, умение анализировать информацию и делать выводы

 - совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся, коммуникативные навыки школьников

Планируемые результаты.

Предметные:

-понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

-умение анализировать литературное произведение;

-понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней,

-обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные:

- целеполагание и планирование своей деятельности;

-формулирование собственного отношения к проблеме: умение её понимать, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

-умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию в тексте, анализировать и использовать её в самостоятельной деятельности;

- умение строить речевые высказывания;

- умение пересказывать необходимую информацию;

Личностные:

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

 - совершенствование духовно-нравственных качеств личности

-воспитание чувства любви к Отечеству;

-воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа

-уважение личности, доброжелательное отношение к окружающим.

Межпредметные связи: история, музыка.

Ресурсы урока:

Информационно-методические:

1. Литература 6 класс.

2. Репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;

3. Карточки для игры

4. Запись песни «Ой ты степь моя, степь широкая»

5. Видеоряд, изображающий степные виды.

Материально-технические:

1. компьютер

2. проектор

Предварительное задание: Прочитать повесть «Тарас Бульба» (фронтальное)

                                                     сообщение о истории возникновения Запорожской Сечи (индивидуальное)

Мотивация познавательной деятельности.

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Учащиеся строят предположения и делают выводы: о Запорожской Сечи.

Звучит народная песня «Ой ты, степь моя, степь широкая» на фоне видеоряда, изображающего степные виды.

-Не слушай, сынку, матери: она-баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба -- чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия -- все это ка зна що, я плевать на все это! -- Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. -- А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.

- "Вот смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю". Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.

-  Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей-богу, поеду! –

- Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: "Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!"; как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря. Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля.

Эти цитаты из текста служат ключом к определению темы нашего урока. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Постановка целей урока.

Учащиеся высказывают свои пожелания:

-я хотел бы узнать, как появилась Сечь

- я хотел бы узнать, как там жили казаки

- я хотел бы узнать, почему так стремятся туда герои

Предложенные вопросы записываются на доску.

Что  мы хотим узнать об этом удивительном месте, куда так рвется главный герой?

Свои предположения можно начать со слов:

Я хотел бы узнать…

Я хотел бы поговорить…

Актуализация знаний

Дети отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу, что Тарас не дорожит своим домом, а истинную жизнь он видит в степи.

С этой повестью мы уже начали знакомиться на прошлом уроке. Что мы узнали о наших героях.

Откуда они прибыли в отчий дом?

Почему отец смеется над их внешним видом?

Как отец с сыном приветствуют друг друга?

Каковы предпочтения в еде старого Тараса?

Каково убранство горницы?

Организация познавательной деятельности

Подготовленный ученик рассказывает о возникновении ЗС

Дети разбирают карточки, разбиваются на группы и отправляются выполнять задания.

1 группа  - инсценировать обряд посвящения в кошевые

2 группа – составить «Законодательное право ЗС»

3группа – составить викторину «Верю-не верю»

4группа – составляет описание героя на основе его портрета и

биографических данных.

Каждая группа проводит свой блок. За правильные ответы даются жетоны.

Сегодня мы поговорим с вами о жизни Запорожской Сечи.

А о быте, обычаях и традициях Сечи мы узнаем, пройдя игровые блоки, составленные нашими творческими группами.

Подведение итогов

Зачитывают поставленные в начале урока вопросы и отвечают.

Я думаю, что в ходе подготовки игры вы получили ответы на интересующие вас вопросы. Зачитываются поставленные в начале урока вопросы.

Диагностика достижений планируемых результатов: получили представление о жизни казаков в Запорожской Сечи, обогатили словарный запас,

Самоанализ.

Мои достижения.

Я узнал:

Я научился:

Затруднения.

Мне было сложно…

Предложения.

Я бы хотел в следующий раз….

Мне кажется, что лучше было бы…