Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litep.9_klass.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

____________/________________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР: ___________/Зубкова С.Н./

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор АНО «Православная школа-пансион «Плесково»:

 ____________/ Анисимова С.В./

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

Рабочая программа

по литературе

9 класс

Программу составила  учитель Колыванова Светлана Владимировна

«Плесково»

2016 год

Рабочая программа (далее Программа) по литературе для 9 класса составлена на основе компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования, основной образовательной программы ОУ (образовательной организации), учебно-методического комплекта по литературе для 5 - 9 классов И.Н. Сухих (учебник, книга для учителя, практикум для учащихся, электронное сопровождение).

На изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю.

            Планируемые результаты освоения курса литературы в 9 классе

   В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
  • некоторые особенности выражения авторского сознания (лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи.

      В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
  • проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основную информацию от второстепенной;
  • развернуто обосновывать суждения, давать определения;
  • выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
  • характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому;
  • пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
  • писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

Содержание курса

Введение. История и поэзия: кто - кого? История и культура: Эпохи и направления– 2 часа

Тема 1. Вечные образы: словарь культуры – 10 часов+1 РР+ 1 ВЧ

Герои: типы и сверхтипы  

Софокл. «Эдип- царь»

Миф об Эдипе и трагедия Софокла.

 «Божественная комедия» Данте: «смелость изобретения».

Историческая эпоха создания Комедии. Структура мира у Данте и композиция поэмы. Особая роль «Ада». Данте, Вергилий и Беатриче. Локальные сюжеты Комедии: история Паоло и Франчески. Символика чисел. Буквальный и аллегорический смыслы. Комедии. О. Э. Мандельштам и Н. А. Заболоцкий о Данте.

Гамлет и Дон Кихот — вечные образы

Трагедия У. Шекспира «Гамлет». Исторические источники и шекспировский сюжет. «Гамлет» как трагедия мести. Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли.

Роман М.де Сервантеса «Дон Кихот» Вечная книга о "Рыцаре печального образа".

Дж Байрон. Поэма «Дон Жуан». Многоликий дон Жуан: парадоксы любви.

Фауст как вечный образ. Трагедия И. В. Гёте «Фауст» и ее народные источники. «Божественная комедия» Данте и «Фауст»: универсальные картины мира Средневековья и Просвещения.

Внеклассное чтение. Моё летнее чтение. Книга как открытие. Представление читательского дневника или картотеки прочитанных книг

РР.  Творческая работа «Вечные образы. Их современное осмысление».

 Т е м а 2. Русская история и литература: от Древней Руси до XVIII века  -  8 часов+1 ВЧ+ 1 РР

Русское русло: Рюриковичи. Становление Русского государства, принятие христианства, княжеские распри, монголо-татарское нашествие, борьба за независимость, усиление Московского государства. Русское русло: Романовы

Смутное время и избрание Романовых. Алексей Михайлович и Петр Великий — образование нового русского государства. ХVIII век — утверждение российской монархии.

Древнерусская литература: жанры и принципы

Летопись, слово и житие. «Житие Сергия Радонежского» и житийная традиция. Историзм, этикетность, авторская анонимность. Пушкинский Пимен («Борис Годунов») как образ русского летописца- книжника.

«Слово о полку Игореве»

История рукописи. Идейно-художественное содержание. Система образов. Художественные особенности. Роль «Слова…» в русской культуре: переводы и отражения.

РР. Сочинение по "Слову о полку Игореве".

ВЧ. Поэтические переводы "Слова о полку Игореве".

Т е м а 3. Русская литература ХVIII—начала Х IХ века – 17 часов+ 2 РР

Литература Петровской эпохи: перерыв и начало нового движения. Век Просвещения: в погоне за Европой. 

Русский классицизм: становление новой литературы. Язык — стиль — жанр — стих — семантический квадрат классицизма. Роль М. В. Ломоносова.

Русский сентиментализм: общеевропейское и национальное.

 Значение деятельности Н. М. Карамзина.

Золотой век: концы и начала

Теоретико- литературные знания. Литературные направления и художественные методы. Специфика классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. Теория трех штилей. Система русского силлабо-тонического стиха. Типология литературных направлений и конкретное произведение.

М. В. Ломоносов. Оды. Торжественные и духовные оды: форма и содержание. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Образ императрицы и образ автора.

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»: космология поэта. Ломоносов в истории русской литературы: преходящее и вечное.

Внеклассное чтение. М. В . Ломоносов.  «Ода на день восшествия императрицы Елизаветы Петровны на российский престол,1747 год», «Утреннее размышление о Божием Величестве», «Случились вместе два астронома в пиру…»

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»

Комедия «Недоросль». Конфликт комедии и ее историческая основа. Черты классицизма в комедии.

Современное звучание комедии.. Вечные образы комедии.

Г. Р. Державин. Оды

Искусство видеть мир в оде «Евгению. Жизнь Званская». «На смерть князя Мещерского»: мотив смерти. «Властителям и судиям» как духовная ода.

Державинские памятники: «Памятник» и «Лебедь». Традиция и личный смысл«Река времен в своем стремленьи…» «Ласточка», «Снигирь»

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»

 «Бедная Лиза» — визитная карточка сентиментализма.

В. А. Жуковский. На пути от  сентиментализма к романтизму.

Лирика. «Невыразимое» как поэтический манифест поэта-романтика. Элегии «Вечер» и «Море» — опыты нового природоописания, пейзажа души.

РР. Классное сочинение-рецензия на спектакль по комедии "Недоросль" (Малый театр)

РР. Сочинение-анализ стихотворения В.А. Жуковского

РР. Контрольное сочинение – 4 часа

Т е м а 4. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» - 7 часов+ 1 РР

И. А. Гончаров о «Горе от ума». «Горе от ума» в театре. Грибоедовские герои как вечные образы (произведения Е. П. Ростопчиной, М. Е. Салтыкова- Щедрина и др.).

РР. Сочинение  по комедии «Горе от ума»

Т е м а 5. А. С. Пушкин. Художественный мир Пушкина- 23 часа+ 2 РР+2 ВЧ

 Лирика.  Уроки вольности: мгновенья упованья («Вольность»; «К Чаадаеву»; «Деревня»; «Во глубине сибирских руд…»; «Стансы», 1826; «Анчар»; «Пир Петра Великого»). Любовь и дружество: два дивных чувства («19 октября», 1825; «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Я вас любил, любовь еще, быть может…»; «Мадонна»; «Была пора, наш праздник молодой…»). Мудрость Пушкина: «печаль моя светла» («Элегия», 1817; «Элегия», 1830; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; «Два чувства дивно близки нам…». «Отцы-пустынники и жены непорочны…»

«Цыганы» как романтическая поэма. Историческая трагедия «Борис Годунов» как начало пушкинского реализма. «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери») – вечные образы и мотивы.

Роман в стихах «Евгений Онегин».

РР. Сочинение по лирике А.С. Пушкина.

РР Сочинение по роману «Евгений Онегин» .

ВЧ. Творческий проект «Поэты Пушкинской поры»(П. Вяземский, Е. Боратынский, К.Батюшков, В. Веневитинов , Е. Ростопчина и др.)

Т е м а 6. М. Ю. Лермонтов – 15 часов + 1РР + 2 ВЧ

Лирика. Лирический герой Лермонтова: интенсивность переживания, мотив одиночества, тяжба с миром («Монолог»; «Нет, я не Байрон, я другой…»; «Дума»; «И скучно, и грустно…»; «Как часто пестрою толпою окружен…»). Поэт как герой («Смерть Поэта»; «Поэт», 1838 ; «Пророк», 1841). Поиски гармонии: земля и небо, родина («Когда волнуется желтеющая нива…»; «Молитва», 1837; «Молитва»; 1839; «Родина»; «Выхожу один я на дорогу…»).

Роман  «Герой нашего времени» - первый  психологический роман в русской литературе.

РР. Сочинение по лирике Лермонтова. Анализ лирического стихотворения.

ВЧ Семинар  «Читаем повести о Великой отечественной  войне» (В. Быков, В. Закруткин, Б. Полевой,  Б. Васильев и др.).

Итоговый урок: развитие русского реализма. – 1 час.

Т е м а 7. Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». – перенесена в 10 класс.

ИТОГО 102 часа, из них:

на изучение произведений – 80 часов

уроки внеклассного чтения – 6 часов

уроки развития речи (творческие работы и сочинения по темам курса) – 13 часов

уроки введения  и заключения – 3 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уроков

Дата проведения

Темы курса  и содержание уроков

Факт

План

1 четверть – 25 часов

1

2.09

Введение – 2 часа. Обзор курса "Литература.9 класс". Поэзия - история: кто кого?

2

6.09

История и культура: эпохи и направления.

3

6.09

Тема 1 «Вечные образы: словарь культуры» -  10 часов +1 РР+ 1 ВЧ

Герои: типы и сверхтипы.

4

.9.09

ВЧ. Моё летнее чтение. Книга как открытие. Представление читательских дневников и картотек прочитанных книг.

5

13.09

Царь Эдип : трагедия судьбы.

6

13.09

Данте  Алигьери "Божественная комедия".История создания. жанр. Композиция.

7

16.09

Комедия  Данте: смелость   изобретения. Традиционное и новаторское в "Комедии"

8

20.09

В.Шекспир. Трагедия  "Гамлет". "Гамлет" как трагедия мысли.

9

20.09

Вечный   Гамлет.

10

23.09

М.Сервантес "Дон Кихот". Вечная книга о "Рыцаре печального образа".Гамлет и Дон Кихот.

11

27.09

Д.Байрон .Поэма "Дон Жуан".Многоликий дон Жуан: парадоксы  любви.

12

27.09

И.Гёте "Фауст".

13

30.09

И.Гёте "Фауст".

14

4.10

Урок  РР.  Творческая работа «Вечные образы. Их современное осмысление»

15

4.10

Русская история и литература: от Древней Руси до XVIII века

 -  8 часов+1 ВЧ+ 1 РР.

История: от призвания до восстания.

Русское русло: РЮРИКОВИЧИ.

16

7.10

Русское русло :РОМАНОВЫ.

17

11.10

Древнерусская литература. Древняя Русь: Жанры и принципы древнерусской литературы.

18

11.10

"Слово о полку Игореве". Книга-феникс: найденная и потерянная.

19

14.10

Летописная история: горькое поражение и странный плен. Композиция и сюжет "Слова"

20

18.10

Князь Игорь: героизм и трагедия.

21

18.10

Автор в "Слове": искусство видеть мир. Особенности стиля произведения

22

21.10

Творческий семинар "Образы "Слова  в искусстве".

23

25.10

Урок РР. Подготовка к сочинению по "Слову"

24

25.10

Урок ВЧ. Поэтические переводы "Слова". Выразительное чтение отрывков из переводов "Слова".

25

28.10

Т е м а 3. Русская литература ХVIII—нач. Х IХ века – 17 часов+ 2 РР.

Русский классицизм: становление новой литературы. Язык — стиль — жанр — стих — семантический квадрат классицизма.

2 четверть – 24 часа

26

8.11

М.В.Ломоносов. Великий путь великого человека. Ломоносов - филолог.

27

8.11

Ломоносов - поэт.Оды: ямбов ломоносовских грома.

28

11.11

Г.Р.Державин - выдающийся поэт классицизма.Путь  государственного деятеля и поэта.

29

15.11

Оды Г.Р.Державина. "Властителям и судиям"

30

15.11

Стихотворение "Я памятник себе воздвиг..."

31

18.11

Д.И.Фонвизин.  Годы: друг свободы.

32

22.11

"Сатиры смелый властелин": путь сатирика.

33

22.11

Комедия "Недоросль". " Старинные люди: плоды злонравия"

34

25.11

Комедия "Недоросль". Другой век: утопия Просвещения.

35

29..11

РР. Классное сочинение-рецензия на спектакль по комедии "Недоросль" ( Малый театр)  

36

29.11

Урок контроля знаний. Зачет по теме "Русский классицизм"

37

2.12

Сентиментализм.  Новое направление в русской литературе.

Н.М. Карамзин – глава русских сентименталистов.

38

6.12

"Бедная Лиза" :  поэтический мир прозаического произведения

39

6.12

Образы в "Бедной Лизе".

40

9.12

На пути к литературе XIX века.В.А.Жуковский. "Он стройно жил ,он стройно пел"

41

13.12

Поэзия Жуковского - поэзия чувства и мысли.

42

13.12

"Жизнь и Поэзия  одно"

43

16.12

РР.Сочинение-анализ стихотворения В.А.Жуковского.

44

20.12

Т е м а 4. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» - 7 часов+ 1 РР

Жизнь и судьба.

45

20.12

Повторение: особенности драматургического произведения.

Комедия «Горе от ума». Творческая история произведения.

45

23.12

РР. Урок-консультация: подготовка к контрольному сочинению.

47

27.12

РР. Контрольное сочинение.

48

27.12

РР. Контрольное сочинение.

49

30.12

РР. Анализ сочинения.

3 четверть- 28 часов

50.

17.01

I-II   действия комедии: Дом Фамусова как прообраз Москвы. Сюжетные линии  и конфликты в комедии. Монологи Чацкого.

51

17.01

III действие – кульминационное в комедии. Анализ сцены бала. Система персонажей.

52

20.01

IV действие – развязка конфликтов. Смысл финала.

53

24.01

Семинар «Художественные особенности комедии: особенности жанра, черты традиционные и новаторские, язык и стих комедии. Смысл заглавия»

54

24.01

Чацкий как вечный образ. Его современное осмысление. Комедия «Горе от ума» и Чацкий в оценке русских критиков. Н. И. Гончаров. Критический этюд «Мильон терзаний»(Освоение опыта конспектирования критической статьи)

55

27.01

РР. Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума»

56

31.01

Тема 5. А.С. Пушкин  - 23 часа+ 2 РР.+ 2 ВЧ 

Лицей в жизни поэта. Тема  «дружества святого». «Друзьям», «Воспоминания в Царском Селе»,

57

31.01

Петербургский период творчества А. Пушкина. Вольнолюбивая лирика. Ода «Вольность», «К Чаадаеву».

58

3.02

Южная ссылка Романтический период творчества поэта. «К морю».

59

7.02

Романтическая поэма «Цыганы»

60

7.02

Михайловская ссылка. Начало реализма. Историческая трагедия «Борис Годунов»

61

10.02

Снова  в Петербурге. Тема поэта и власти. «Анчар».

62

14.02

Болдинская осень .«Маленькие трагедии».

63

14.02

Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты пушкинской лирики. Шедевры  на века.

64

17.02

Последние годы жизни. Тема поэта и поэзии.

65

21.02

Философская лирика.

66

67

21.02

Зачет по лирике поэта.

РР. Подготовка к сочинению по лирике А.С. Пушкина

68

28.02

Роман «Евгений Онегин».  Работа А.С. Пушкина над романом. Особенность жанра. строфа. Роль Посвящения.

69

28.02

I глава романа. День Онегина в Петербурге. Комментированное чтение. Историческая и общественная обусловленность  характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.

70

7.03

II глава. Онегин в деревне. Комментированное чтение главы. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. Сравнительно-сопоставительные характеристики.

71

7.03

III глава романа. Письмо Татьяны Онегину как выражение её чувств ,движения её души. Личность героини.

72

10.03

IV глава.  Комментированное чтение. Сюжет и композиция главы. Отповедь  Онегина.

73

14.03

V глава. Комментированное чтение. Именины у Онегиных. Завязка трагического конфликта. Изображение  поместного дворянства в романе.

74

14.02

VI глава. Дуэль Онегина  и Ленского. Трагическая развязка конфликта. Прощание Онегина с юностью. Символическое прощание Пушкина с романтизмом.

75

17.03

VII глава.  «Без Онегина».  Изображение столичного дворянства в романе.

76

21.03

VIII глава. Татьяна и Онегин в финале романа. Проблема счастья и долга.

77

21.03

Образ Онегина. Почему он «лишний человек»?

Образ Татьяны – «милый идеал Пушкина».

78

24.03

Семинар. Художественные особенности произведения. Роль лирических отступлений в романе. Образ автора в романе.

4 четверть – 20 часов

79

28.03

ВЧ. Защита творческих проектов «Поэты Пушкинской поры» - 2 часа

80

28.03

81

82

31.03

Итоговый урок.. Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение»(В.Г. Белинский).  

РР Подготовка  к сочинению по роману «Евгений Онегин»

83

4.04

Тема 6. М.Ю. Лермонтов – 15 часов+ 1 РР. Великий преемник А.С. Пушкина. Время Лермонтова . Личность поэта.

84

4.04

Основные темы мотивы лирики поэта (обзор). Начало большого пути: стихотворение «Смерть поэта». Мотив протеста против самодержавия.

85

7.04

Тема разочарования и одиночества в лирике поэта.

86

11.04

Раздумья М.Ю. Лермонтова о судьбе своего поколения. Два стихотворения но одну тему: «Дума» и « 1-е января 1830 года».

87

11.04

Тема Родины в лирике поэта.

14-23.04- каникулы

88

25.04

Тема любви в лирике поэта.

89

25.04

Тема поэта и поэзии в лирике поэта.

90

91

28.04

Зачет по лирике М. Лермонтова.

РР. Сочинение по лирике Лермонтова. Анализ лирического стихотворения.

92

2.05

ВЧ. Семинар  «Читаем повести о Великой Отечественной войне» (В. Закруткин, В.Быков, В. Васильев, Б.Полевой и др.) - 2 часа.

93

2.05

94

5.05

Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Замысел романа. Особенности жанра и композиции романа. Смысл заглавия.

95

12.05

Загадка Печорина. Повесть «Бэла»

96

16.05

Повесть «Максим Максимыч». Печорин в восприятии Максима Максимыча и автора.

97

16.05

«Журнал Печорина» как средство самовыражения характера . Анализ повестей «Княжна Мери»,  « Тамань».

98

19.05

Печорин и его двойники: Грушницкий и доктор Вернер. Их роль в раскрытии характера главного героя.

Женские  образы в романе: Печорин и Мери, Печорин и Вера.

99

100

23.05

Повесть «Фаталист»: идейно-композиционная роль повести. Тема судьбы в романе.

Образ Печорина в романе.  Критики и писатели о романе Лермонтова. Неоднозначность оценок главного героя.

101

102

23.05

РР. Творческая работа –размышление «Печорин как вечный образ: «лишний человек» или «русский Гамлет»?

Итоговый урок: развитие русского реализма. – 1 час.

Итого за год: 102  ч.

Уроки  №№ 66-67, 81-82,91-92,99-100,101-102 –  объединение  тем из-за отсутствия количества часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....