Методическая разработка урока по лирике А.Пушкина и М.Лермонтова
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ирина Александровна Забелина

Сопоставительный анализ двух авторов позволяет не только сформировать навыки сопоставления, но и продолжить работу с изобразительно-выразительными средствами, развивать творческое воображение обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sopostavitelnyy_analiz_stihotvoreniy.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке»  и  М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Автор: Забелина Ирина Александровна – учитель русского языка и литературы. МОУ Нагорьевская СОШ, Переславский  муниципальный район, Ярославская область.

                                                                          Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное

                                                                                                       светило русской поэзии.

                                                                                                                    Д.С.Мережковский.

Цели: формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений;

            развивать умение находить изобразительно-выразительные средства языка и

            объяснять их роль в текстах;            

           прививать интерес к жизни и творчеству поэтов.

Ход урока

1. Ассоциативные наблюдения. Начнем анализ произведений с вопроса:

    - Какие ассоциативные образы  возникают у вас, когда вы слышите слова: крест и монастырь?

2. -Запишите в тетради эти образы (Можно это задание предложить ребятам, разделив их на две группы). Ребята предлагают следующие примеры:

 КРЕСТ                                                                      МОНАСТЫРЬ

- смерть                                                                        - Бог

- перекресток                                                               - вера

- распутье                                                                     - выбор (стать послушником или жить

                                                                                        в миру)                

                                                                                             

- тяжесть (нести свой крест)                                       - уединение

- судьба (мой крест)                                                     - свет

- Бог                                                                               - молитва

- темнота                                                                       - единомышленники (братья и сестры)

- вера                                                                             - мир

- молитва                                                                       - жизнь

 3. -Давайте посмотрим, есть ли понятия общие и противоположные в той и другой группе? Общими будут понятия: БОГ, МОЛИТВА, ВЕРА, КРЕСТ.

 Противоположные понятия: ЖИЗНЬ – СМЕРТЬ, ТЯЖЕСТЬ –  ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ.

  4.-  Какое настроение возникает у вас, когда вы слышите слово КРЕСТ? – Мрачное, грустное, тяжелое, но и светлое одновременно. Когда помолишься, становится на душе легко, появляется надежда на лучшее.

  - А  какое настроение вызывает слово МОНАСТЫРЬ? – Светлое, чистое, умиротворенное, там всегда можно найти приют.

  Первичное восприятие:  Послушайте стихотворения и ответьте на вопрос: «Совпадают ли ваши наблюдения?» Ребята приходят к выводу, что по настроению стихотворение М.Ю.Лермонтова более печальное, темное, что ассоциации, связанные со словом крест, присутствуют в этом творении. А стихотворение А.С.Пушкина по настроению более светлое, легкое, загадочное.

 - Затем мы предлагаем ребятам самим сформулировать тему нашего урока,  они предлагают разные варианты, но все они перекликаются, так как ребята понимают, что речь пойдет о  сравнительном анализе.

  Итак, тема урока:  «Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке»  и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале». 

  Мы уточняем форму нашего урока – это урок-исследование, знакомим ребят с целями и задачами вводим эпиграф, слова Д.С.Мережковского, к которому вернемся в конце занятия.

 -  Предлагаем перечитать начало стихотворений и посмотреть, что объединяет их. – Пейзажные зарисовки, горы Кавказа.

 - Каково отношение поэтов к Кавказу, что связывало их с этим живописным местом?

Ребята вспоминают, что значил Кавказ в жизни М.Лермонтова и А. Пушкина.

 - Вспомните, при каких обстоятельствах каждый из поэтов оказался на Кавказе? - Это ссылка. А ссылка – это одиночество, не случайно авторы используют в текстах стихотворений местоимение первого лица.

 - Посмотрите, друзья, стихотворения,  как и наши первичные наблюдения и схожи и различны. Попробуем, опираясь на тексты идти вслед за поэтами, открывая и сопоставляя два произведения, подобно  альпинистам, которые выступ за выступом, шаг за шагом двигаются к покорению вершины.

 Итак, ШАГ ПЕРВЫЙ «ЗВУКОВОЙ»: 

 Стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» состоит из двух строф. В первой повторяются гласные звуки о, а, и, создают мотив торжественности, восторга пейзажем, который открывается взору. Благодаря ассонансу автор подчеркивает величие Казбека, который покоряет лирического героя.  

Необъятность, необозримость, мощь гор подчеркнута парной рифмой (аа,бб) в первых строках, а с четвертой стоки первой строфы перекрестная рифма( вг, вг) меняет тональность стихотворения. Над миром реальным, в котором живет лирический герой, есть мир вечный, там  «в заоблачной келье» монастырь, у каждого свой, до которого нужно дойти. Ровная ритмика первой строфы неожиданно разрывается риторическим восклицанием: «Далекий, вожделенный брег!» второй строфы, как бы деля стихотворение на две части, на два мира, две жизни: сиюминутную, реальную и другую – вечную.

Да и перекрестная рифма символизирует ступеньки, по которым лирический герой может попасть в эту «заоблачную келью, в соседство бога…». Любимый Пушкиным ямб придает стихотворению ритмичность, торжественность, созвучную молитве, заклинанию, мечте о воссоединении с Богом.

  Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» состоит из трех строф. В первом и втором четверостишии посредством ассонанса создается мотив грусти, похожий на плач или на молитву. В строках третьей строфы ассонанс меняется на аллитерацию, которая придает динамику стихотворению, мы слышим звон падающих цепей, звучит мотив освобождения:

                      И после я сбросил бы цепь бытия

                      И с бурею братом назвался бы я!

Увеличение строк во второй строфе усиливают протяжность и тоску, звучащую в стихотворение, которая подтверждается строками последней строфы с анафорой:

                    О, если б взойти удалось мне туда,

                    Как я бы молился и плакал тогда;

                    И после я сбросил бы цепь бытия

                    И с бурею братом назвался бы я!

 Трехстопный амфибрахий, парная рифмовка (аа, бб) (смежная) придают произведению мотив раздумья, заунывный, напевный тон, похожий на мольбу, на плач.

Вывод: - Как звучат стихотворения поэтов? – У М.Ю.Лермонтова стихотворение звучит как  монолог-исповедь, вначале это плач, протест, затем мы слышим во второй части, что появляется надежда на примирение с самим собой, но в последних строчках третьей строфы вновь звучит протест, даже бунт. А стихотворение А.С.Пушкина по тональности более спокойное, светлое, оптимистическое, похожее на размышление о смысле человеческого бытия, о жизни вечной, о слиянии с вечностью.

ШАГ ВТОРОЙ « СЛОВЕСНЫЙ » (лексика и морфология)

 Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

- Какие образы-символы встречаются в стихотворении М.Ю.Лермонтова,  как вы их понимаете, с чем они ассоциируются в вашем воображении? – Скала, Орел, Крест, Буря.

 Образ скалы ассоциируется с одиночеством лирического героя, но  скала –  это твердость, решительность, скала выделяется  среди гор, так и герой – личность свободолюбивая, непреклонная, которой не так легко пересилить себя.

 Орел – символизирует свободу, волю, он сродни лирическому герою. Далее в первой строфе появляется союз –  НО и образ креста.  Антитеза и образ креста как бы закрывают путь к свободе, к мечте и предлог НАД скалой усиливает это ощущение. Крест чернеет над скалой и глаголы «гниет и гнется» символизируют запрет, перекрывают путь к воле, к недосягаемому, ставя крест.  

Вторая строфа вновь подчеркивает этот «запрет», в  двух  первых строках глагол прошедшего времени «протекло» и краткое причастие «виден» говорят нам о том, что многие пытались достичь его (креста), но ничего не получалось.

 В третьей и четвертой строках второй строфы  образ-символ креста заменяется местоимением третьего лица ОН, что придает строфе загадочность. Кто этот ОН?

Возможно,  это  человек, похороненный на скале, а КРЕСТ – это символ посредством которого он пытается дотянуться  до небес, чтобы обрести покой, которого не имел при жизни. Возможно, ОН собирательный образ грешников, которые, исповедуясь у креста и осеняя себя крестным  знамением,  пытаются «как будто схватить облака», очиститься, раскаяться в своем грехе, протесте, неправедной жизни. Так и лирический герой Лермонтова ищет этого обновления и очищения.

 В третьей строфе вновь  звучит  мотив обновления, возрождения к новой жизни, но только при определенных условиях ( глаголы в условном наклонении ). То есть возможность у лирического героя есть, если он сам захочет (условный союз если). Но мы видим в последней строфе образ БУРИ, которая символизируется с разрушением, с силой,  с гибелью. Местоимение первого лица Я и слово БРАТ бури говорят нам о том, что лирический герой вновь встает на путь протеста, бунтарства.  Образ орла в первой строфе и бури в последней как бы составляют символическое кольцо, из которого очень трудно вырваться лирическому герою, как бы он не пытался. Он горд и  одинок, а одному противостоять очень трудно.        

  Стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке»  У Пушкина образы-символы КАЗБЕК, МОНАСТЫРЬ, КОВЧЕГ, БРЕГ, КЕЛЬЯ. Описывая  в первой строфе Казбек, автор использует возвышенную лексику, которая позволяет нам, читателям, насладится вместе с лирическим героем стихотворения мощью, красотой божественного горного пейзажа. Метафоры «царственный шатер»,  «вечными лучами» подчеркивают величие самой высокой горы Кавказа. Сравнение монастыря с «реющим ковчегом», эта реминисценция играет важную роль в стихотворении. В нашей памяти  возникает ассоциация, что лирический герой подобен Ною, хочет спасти свою душу, приблизившись к Богу. Но ведь Ной был праведником, а наш герой грешен, вот поэтому для него ковчег-монастырь – это шаг к  спасению, к свободе.

 Во второй строфе  образы «вожделенный брег», «заоблачная келья» создают ощущение того, что лирический герой бежит, хочет уйти от каких-то проблем, что-то тяготит его, да и глагол « скрыться» подтверждает это. Образ ущелья ассоциируется с прежней жизнью героя, а келья с жизнью будущей, вечной.

 Вывод: Итак, благодаря лексике, мы зримо представляем  различия между лирическими героями  Лермонтова и Пушкина и видим, что оба они несвободны.

  ШАГ ТРЕТИЙ « СИНТАКСИЧЕСКИЙ».                                                                                          

 Стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке»  

Обе строфы произведения представляют собой простые  осложненные предложения.

Так в первой строфе, предложения со сравнительными оборотами и обращением позволяют лирическому герою вести диалог с Казбеком. Такие синтаксические конструкции подчеркивают мощь и величие пейзажа, который открывается взору лирического героя и читателю. Поэт восторгается и преклоняется перед этой вечной красотой.

                 Высоко над семьею гор,

                 Казбек, твой царственный шатер

                 Сияет вечными лучами.

                 Твой монастырь за облаками,

                 Как в небе реющий ковчег,

                 Парит, чуть видный, над горами.

Во второй строфе обилие риторических восклицаний передают эмоциональный накал, усиление желания  достичь мечты о свободе. А многоточие в конце стихотворения указывает на  открытый финал и позволяет нам, читателям, поразмышлять, осуществиться эта мечта или нет.  Хочется надеется, что лирический герой обретет покой, умиротворение, внутреннюю свободу. 

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Крест на скале».

В стихотворении М.Ю.Лермонтова синтаксис представлен сложными предложениями с союзной и бессоюзной связью, который помогает передать различные оттенки переживаний лирического героя. Сложные предложения как бы подчеркивают душевную тяжесть лирического героя, его обреченность на одиночество.

 Первая и вторая строфы состоят из трех предложений, по тональности они напоминают размышление о бренности жизни земной. А третья строфа представляет собой сложную синтаксическую конструкция с  бессоюзной и союзной связью, которая передает сложность душевных переживаний лирического героя. От крика души «О, если б взойти удалось мне туда», до восклицания «И с бурею братом назвался бы я!..» - все это подчеркивает тяжелую внутреннюю борьбу «я» лирического героя и мира.

Вывод: Если у Пушкина лирический герой – личность гармоничная, то у Лермонтова – дисгармоничная.

- Попробует подвести черту, объясните, как вы понимаете слова Д.С.Мережковкого:                                                                             «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии».  

  В высказывании уже содержится противопоставление, каждый из поэтов по-своему велик и самобытен, каждый из них оставил великое наследие. Мережковский  прав, вся тональность, образность лирических стихотворений авторов различна, как и сами поэты, но не стоит забывать о том, что А.С.Пушкин –  состоявшийся поэт, а М.Ю.Лермонтов – начинающий.  И так же как ночное светило сменяет   дневное, Лермонтов оказался достойным преемником великого Пушкина. И так как ночь сменят день, а день сменяет ночь, привнося,  в мир свои краски, свои образы  А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов велики в своем творчестве. А сопоставительный анализ еще раз подчеркнул разницу мироощущений этих поэтов, и показал как много тайн и высот можно раскрыть и покорить, постигая шаг за шагом наследие, оставленное нам, великими русскими поэтами.                                                                                          

Список использованной литературы:

1. Груздев М.В. Литература: Сборник нормативно-методических документов, необходимых учителю при изучении курса «Литература» в общеобразовательной школе/Ярославль: ИРО, 2009.

2. Егорова Б.Ф. Пути анализа литературного произведения М., Просвещение 1981.

3. Кожинов В. Николай Рубцов.Стихотворения. М.: Советская Россия 1983.

4.  Пророкова С. Левитан.- М.: Молодая гвардия, 1960.(Жизнь замечательных людей).

5.  Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование, М., Творческий центр Сфера, 2006.

6.  Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5-11-х классах, Лекции, М., Пегогический университет «Первое сентября», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Методическая разработка раздела "Лирика" 5класс. Программа Кутузова А.Г.

5 КЛАСС называется “Фольклор и литература”. Он построен по жанровому принципу. Это значит, что каждый раздел включает в себя изучение произведений определённого жанра, принадлежащих перу как русских, ...

Методическая разработка раздела "Лирика" 5класс. Программа Кутузова А.Г.

Лирические стихотворения даны в учебнике-хрестоматии не вразбивку, а блоком. Такое изучение лирических произведений-принципиальная позиция авторов программы, которые считают, что знакомство с лирикой,...

Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"

Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" с применением технологии "Педагогическая мастерская"

По теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии "педагогических мастерских". Данная технология позволяет научить...