Методическая разработка урока по литературе "Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Сабирова Алина Сергеевна

Конспект урока по литературе "Бородино" М.Ю.Лермонтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Цели деятельности учителя: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма; развивать навыки стихотворного текста.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать себя гражданином своего Отечества, признавать общепринятые морально- этические нормы.

Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

У нас сегодня необычный урок. У нас не просто урок, а урок

поэзии. А о каком авторе пойдёт речь, попробуйте догадаться сами. Я прочитаю вам стихотворение-загадку, которое сочинила одна учительница.

Он жил в 19 веке,

В поэзии имя прославил своё,

И одиночество человека

Так было знакомо сердцу его.

О парусе он рассказал нам историю,

Что в ясной лазури белеет один,

Трёх пальмах, о тучке и старом утёсе,

Что плачет, задумавшись, исполин.

Теперь догадались, наверно, ребята,

О ком на уроке пойдёт наш рассказ.

Поэт на портрете совсем ещё маленький

И взглядом пронзительным смотрит на вас.

О ком пойдёт речь на нашем уроке? (О М.Ю.Лермонтове)

«Почему одиночество человека так было знакомо сердцу его»? (Он рано потерял маму, был разлучён с отцом, у него было мало друзей)

  1. Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением поэта. А для этого отправимся в картинную галерею. ПОСМОТРИТЕ НА КАРТИНЫ

Что можно сказать об этих людях? (Они военные, герои)

О чём же будет произведение, о котором сегодня пойдёт речь? (О войне, о бойцах, о сражениях)

            Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось отражать нападения иноземных захватчиков, отстаивая свою независимость. На ваших столах лежат листы под номером 1 с текстом об одной из войн. Давайте прочитаем историческую справку и найдем ответы на некоторые вопросы.

О какой войне идет речь?

О каких государствах идет речь? 

Кто являлся главнокомандующим французской армии? А кто – русской?

Какое сражение оказалось решающим в этой войне? Очень многие писатели и художники, композиторы посвящают свои произведения таким важным историческим событиям.

Как вы считаете, чему будет посвящено произведение, с которым познакомимся на уроке? 

ДАВЙТЕ СФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ УРОКА. О чем же мы будем говорить?

(Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»). ЗАПИСАТЬ ТЕМУ

Какую цель мы перед собой поставим? 

(Познакомиться с произведением, обсудить)НАЧАТЬ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Мы познакомимся с этим произведением. Как мы уже сказали, это художественный текст, но в основу легло историческое событие.

Во время чтения стихотворения нам встретилось много незнакомых слов, связанных с военной лексикой. Вашим домашним заданием было найти их толкование. Сейчас мы поработаем в группах по 4 человека. Возьмите листы под номером 2. Ваша задача - соотнести слова с их значением. 2-3 минуты

Проверка задания.

Скажите, пожалуйста, почему слова оказались непонятными для нас?

Теперь, зная значения устаревших слов, мы можем смело приступать к обсуждению стихотворения.

Послушаем его в исполнении мастера художественного слова Михаила Казакова.

Прослушивание стихотворения и просмотр видеоролика.

7. Беседа по произведению.

Понравилось ли вам стихотворение?

           Какие чувства у вас возникали во время прослушивания стихотворения?

В чем особенность построения  стихотворения? (Построено на основе диалога, разговора старого солдата и молодого человека)

А этот разговор происходит сразу после сражения или спустя много лет? Докажите (Через много лет)

А кто рассказывает о сражении? Кто рассказчик? (Старый солдат)

Каким вы увидели этого человека? Обратите внимание на его речь.  (Он простой солдат, рядовой участник событий, он испытал все тяготы войны)

Впервые в литературе первой половины 19 века повествование об  историческом событии идёт от лица рядового воина, мы смотрим на все происходящее его глазами.

Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера. Масштабность этой битвы, её широту сумел показать художник Франц Рубо в своей работе «Бородинская панорама».

Подберите строки из стихотворения к картине. Описание боя

Можем ли мы почувствовать запах?

А цвет?

Звуки?

подкрепите ответы примерами из текста.

Мастерство Лермонтова в изображении поля боя заключается в точной и полной передаче цветов, запахов, звуков. В этом нам помогает слово.

Какие качества проявляет в такие минуты герой?

Поработаем с отрывками произведения. Перед вами карточки под номером 3. Наша задача назвать качества воинов, которые упоминаются в них. Вы зачитываете отрывок и комментируете его.

1) Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою…

Ответ: патриотизм, скромность

2) Умрём же под Москвой…

    Как наши братья умирали…

Ответ: воинское братство, гордость, самопожертвование

3) И умереть мы обещали,

   И клятву верности сдержали

   Мы в Бородинский бой…

Ответ: готовность сложить голову на поле брани, верность Отчизне

4) Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Ответ: восхищение смелостью русских воинов, восхищение мужеством, силой

Каким словом автор называет солдат, готовых отдать жизнь? БОГАТЫРИ (Кто такие богатыри?)

ФИЗМИНУТКА

А теперь давайте представим себя воинами. Взбодримся. Встаем, воин – гордый, смелый, мужественный. Расправим плечи, подтянемся, поднимем голову и помаршируем.

Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Гордость за русских солдат, любовь к Родине, чувством патриотизма)

Вспомним, что такое идея или основная мысль стихотворения?

В каких строчках заключается идея стихотворения?  Они очень важны, автор повторяет их. («Да, были люди в наше время… Богатыри – не вы»)

РАДИ  ЧЕГО солдаты готовы идти на смерть? (РАДИ РОДИНЫ) ТАКИЕ ЛЮДИ – ГЕРОИ. Их ведет ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА

Россия – наша родина, наш дом, и наша задача – оберегать её, заботиться о её процветании, чтобы всем нам жить в счастливой стране. Нина Онилова (участница Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов, защитница Сталинграда) писала: «Лишь тот подвиг красив, который совершается для Родины и народа».

РЕБЯТА, так о чем мы сегодня говорили? ПРЕДЛАГАЮ ПОВТОРИТЬ МАТЕРИАЛ УРОКА.

Вам необходимо ответить на мои вопросы.

  1. Во время какой войны произошло Бородинское сражение?
  2. Главнокомандующим русскими войсками во время сражения был…
  3. От чьего лица ведется повествование в стихотворении?
  4. В чем заключается ИДЕЯ произведения?

Поднимите руки, у кого все ответы были верными?

Вы большие молодцы, очень хорошо поработали.

10. Домашнее задание.

нарисовать или подобрать иллюстрации к произведению, сделать к ним подписи из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...