Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику Журавлёва В.П.
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Колесникова Надежда Анатольевна

Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику Журавлёва В.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl._rab.progr_._literatura_2015-2016g.docx40.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе примерной программы среднего общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2010 г.

Характеристика учебного предмета

В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, включены все произведения, обозначенные в программе. Рабочей программой предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся, а также уроки внеклассного чтения.

Основные задачи курса литературы на базовом уровне среднего общего образования в 11 классе сводятся к следующему:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

                             Место предмета в учебном плане школы

Учебный план школы на 2015-2016 год отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего общего образования в 11 классе по 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Методы обучения

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

Содержание программы

№ п/п

Раздел программы

Содержание дисциплины,

основные понятия

1

Введение.

Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

2

Литература начала ХХ века.

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха — основная проблема искусства; Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

3

Литература 20-х годов ХХ века.

Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Литературные объединения. Россия и революция: трагическое осмысление темы.

4

Литература 30-х годов ХХ века.

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов, понимание миссии поэта и значение поэзии. Тема Руссой истории в литературе 30-х годов.

5

Литература периода Великой отечественной войны.

Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирического героя. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века.

6

Литературный процесс 50-х – 90-х годов.

Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы  периода «оттепели». «Городская» проза. «Деревенская» проза. Темы и проблемы современной драматургии.

7

Литература конца ХХ – начала ХIХ века.

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

8

Зарубежная литература.

 

Общий обзор произведений последних десятилетий.

 

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания

художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  •  Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному
  • роду и жанру.  
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование
  • художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения  оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений

Календарно-тематическое планирование

п\п.

Тема урока

Дата проведения

Скорректированные сроки прохождения

1

2

4

5

1

Россия рубежа XIX-XX веков

2

Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

3

И.А. Бунин: судьба и творчество. Лирика Бунина.

4

Рассказы и повести И.А. Бунина о деревне. «Антоновские яблоки»

5

Обращение писателя к социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

6

Тема любви в прозе И.А. Бунина. Поэтичность женских образов.

7

А.И. Куприн: судьба и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

8

Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся».

9

Изображение русской армии в повести «Поединок». Метафоричность названия повести.

10

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

11

Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

12

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению  по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

13

Традиции русской сатиры в прозе А. Аверченко.

14

Вн. чт. Сравнительный анализ рассказов  Тэффи «Я вдоха» и  А. Чехова «Тоска»

15

Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки.

16

«Старшие символисты».  В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы в поэзии Брюсова.

17

Анализ стихотворения В. Брюсова «Творчество».

18

Поэзия «младосимволистов».

19

Вн. чт. Лирика поэтов Серебряного века (К.Д. Бальмонт и др.)

20

Вн. чт. Лирика поэтов Серебряного века (И.Ф.Анненский, А.Белый и др.)

21

Акмеизм как художественный метод

22

Н.С. Гумилёв и акмеизм. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию ХХ века.

23

Проблематика и поэтика лирики Гумилёва.

24

Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Русские футуристы.

25

Обобщение. Серебряный век: темы, проблемы, поэтика.

26

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению  по творчеству поэтов Серебряного века.

27

Урок-концерт. Чтение стихов поэтов Серебряного века.

28

М. Горький: жизнь, творчество, личность.

29

Раннее творчество писателя.

30

Роман «Фома Гордеев»: проблемы, герои.

31

Изображение судеб людей в переломные моменты истории. Страстные поиски смысла жизни.

32

«На дне»  –  социально-философская драма. Смысл названия произведения.

33

Атмосфера духовного разобщения людей. «Три правды» в пьесе «На дне».

34

Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Контрольный опрос.

35

Р.РЛитературный портретный очерк как жанр.

36-37

Р.Р. Классное сочинение  по творчеству М. Горького.

38

А.А. Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме».

39

Стихотворение А. Блока «Незнакомка».

40

Тема страшного мира в лирике  А.А. Блока. Развитие понятия «образ-символ».

41

Тема России в лирике А.А. Блока. Обучение анализу лирического текста.

42

«Двенадцать»: проблематика и поэтика поэмы. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении.

43

Новокрестьянские поэты.

44

С.А. Есенин: личность и судьба. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина.

45

Любовная лирика С.А. Есенина.

46

Тема Родины в творчестве С.А. Есенина.

47

Лирика С.А.Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста.

48

«Анна Снегина»: биографическая основа произведения.

49

«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме.

50

Р. р. Письменная работа по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

51

Литература 20-х годов ХХ века. Общая характеристика литературного процесса.

52

Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов ХХ века.

53

Тема революции и гражданской войны в поэзии 20-х годов ХХ века.

54

В.В. Маяковский и футуризм. Дооктябрьская лирика поэта.

55

«Облако в штанах»: проблематика и поэтика поэмы.

56

Пафос революции в стихах Маяковского. Сатирические стихи.

57

Р.Р. Любовная лирика Маяковского. Обучение анализу лирического текста.

58

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.

59-60

Р.Р. Классное сочинение  по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

2

61

Контрольная работа .

62

Роман А. Фадеева «Разгром». Жанр и композиция. Образы Морозки и Мечика.

63

Образ Левенсона и проблема гуманизма в романе «Разгром»

64

Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы».

65

Судьба личности в тоталитарном государстве

( по роману Е. Замятина «Мы».)

66

Литература 30-х – начала 40-х годов ХХ века. Общая характеристика общественно-политического развития страны.

67

Отражение эпохи 30-х – 40-х годов в современной литературе.

68

Отражение эпохи 30-х – 40-х годов в современной литературе.

69

А.П. Платонов: страницы жизни и творчества. Проблематика рассказов А.П. Платонова.

70

Характерные черты времени в повести А.П. Платонова «Котлован».

71

Связь творчества А.П. Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин).

72

М.А. Булгаков: судьба и творчество. Новаторство в темах, идеях, стилистике.

73

Сатира М.А. Булгакова.

74

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа.

75

Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа

76

 Необычность романа Булгакова.

77

Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Своеобразие булгаковской «дьяволиады».

78

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А. Булгакова.

79

А.Н. Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа.

80

Панорама русской жизни в романе А.Н. Толстого «Петр Первый». Новаторство А.Н. Толстого – исторического романиста.

81

Образ Петра Первого и народ в романе.

82

А.А. Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А. Ахматовой.

83

Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А.А. Ахматовой.

84

Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» –   поэма о трагедии народа.

85

Анализ поэмы «Реквием».

86

М.И. Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества.

87

Тема творчества, назначения поэта в лирике М.И. Цветаевой.

88

Анализ стихотворений М. Цветаевой «Молодость» и «Тоска по родине».

89

Своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой.

90

Н.А. Заболоцкий: судьба и творчество. Мысль – образ – музыка в поэзии Н.А. Заболоцкого.

91

Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н. Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф. Тютчева.

92

М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские  рассказы».

93

«Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов.

94

Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». «В мире, расколотом надвое…»

95

Трагедия Григория Мелехова.

96

Яркость характера и жизненных коллизий.

97

Мысль семейная в романе «Тихий Дон».

98

Женские образы и женские судьбы в романе.

99

Художественное своеобразие романа.

100

Рассказ Шолохова «Судьба человека»

101-102

Р.Р. Классное сочинение по творчеству М.А. Шолохова.

2

103

Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну.

104

Великая Отечественная война в литературе 40 – 50-х годов: обзор.

105

Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

106

Обзор «лейтенантской прозы».

107

Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка».

108

Реалии и романтика в описании Великой Отечественной войны.

109

Военная поэзия.

110

А.Т. Твардовский: судьба и творчество. Лирика Твардовского.

111

Народный характер поэмы «Василий Тёркин», «Тёркин на том свете».

112

Поэмы «За далью - даль», «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути родины.

113

«По праву памяти» – поэма о трагических событиях прошлого.

114

Б.Л. Пастернак: судьба и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Обучение анализу лирического текста.

115

История создания и идейно-художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

116

 «Деревенская» проза в современной литературе. Изображение жизни крестьянства в «деревенской» прозе.

117

Вн. чт. Судьба деревни в повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое».

118

Темы и проблемы современной драматургии.

119

Вн. чт. А. Вампилов. «Старший сын».

120

А.И. Солженицын: судьба и творчество. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в произведениях А.И. Солженицына.

121

Идейно-художественное своеобразие повести   А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

122

Полвека русской поэзии.

123

В. Астафьев: судьба и творчество. Нравственные проблемы произведения В. Астафьева «Царь-рыба».

124

Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В. Астафьева.

125

Нравственно-философские проблемы романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день».

126

В. Распутин: судьба и творчество. Темы и проблемы произведений В. Распутина.

127

Народ, его история, его земля в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».

128

Вн. чт. «Городская» проза в современной литературе. Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова «Обмен».

129

Вн. чт. Художественные поиски и традиции в современной прозе.

130

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и неореализма, поэзия.

131

Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

132

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по литературе последних десятилетий.

133

Проблемы и герои современной зарубежной литературы.

134

Проблемы и уроки литературы ХХ века.

Контрольный опрос.

135-136

Консультации по подготовке к экзаменам.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Учебно-методическое обеспечение

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

«Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) Учебник для общеобразовательных учебных заведений (под ред. Журавлёва В.П., автор-составитель Коровина В.Я. –  М.: «Просвещение», 2008 г.)

«Русская литература ХХ века. 11 класс» Практикум (под ред. Журавлёва В.П. –   М.: «Просвещение», 2008 г.)

Литература в 11 классе: Методические советы. Под ред. Журавлева. В.П. –

М.: Просвещение, 2005 г.

Урок литературы: 11 классе: Книга для учителя. Под ред.

Журавлева В.П. –  

М.: Просвещение, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)

Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...