Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику Журавлёва В.П.
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику Журавлёва В.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе примерной программы среднего общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2010 г.
Характеристика учебного предмета
В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, включены все произведения, обозначенные в программе. Рабочей программой предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся, а также уроки внеклассного чтения.
Основные задачи курса литературы на базовом уровне среднего общего образования в 11 классе сводятся к следующему:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Место предмета в учебном плане школы
Учебный план школы на 2015-2016 год отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего общего образования в 11 классе по 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Методы обучения
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.
Содержание программы
№ п/п | Раздел программы | Содержание дисциплины, основные понятия |
1 | Введение. | Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. |
2 | Литература начала ХХ века. | Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха — основная проблема искусства; Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. |
3 | Литература 20-х годов ХХ века. | Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Литературные объединения. Россия и революция: трагическое осмысление темы. |
4 | Литература 30-х годов ХХ века. | Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов, понимание миссии поэта и значение поэзии. Тема Руссой истории в литературе 30-х годов. |
5 | Литература периода Великой отечественной войны. | Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирического героя. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века. |
6 | Литературный процесс 50-х – 90-х годов. | Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы периода «оттепели». «Городская» проза. «Деревенская» проза. Темы и проблемы современной драматургии. |
7 | Литература конца ХХ – начала ХIХ века. | Общий обзор произведений последнего десятилетия. |
8 | Зарубежная литература.
| Общий обзор произведений последних десятилетий. |
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному
- роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование
- художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
Календарно-тематическое планирование
№ п\п. | Тема урока | Дата проведения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | 2 | 4 | 5 |
1 | Россия рубежа XIX-XX веков | ||
2 | Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. | ||
3 | И.А. Бунин: судьба и творчество. Лирика Бунина. | ||
4 | Рассказы и повести И.А. Бунина о деревне. «Антоновские яблоки» | ||
5 | Обращение писателя к социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». | ||
6 | Тема любви в прозе И.А. Бунина. Поэтичность женских образов. | ||
7 | А.И. Куприн: судьба и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». | ||
8 | Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». | ||
9 | Изображение русской армии в повести «Поединок». Метафоричность названия повести. | ||
10 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». | ||
11 | Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» | ||
12 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. | ||
13 | Традиции русской сатиры в прозе А. Аверченко. | ||
14 | Вн. чт. Сравнительный анализ рассказов Тэффи «Я вдоха» и А. Чехова «Тоска» | ||
15 | Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки. | ||
16 | «Старшие символисты». В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы в поэзии Брюсова. | ||
17 | Анализ стихотворения В. Брюсова «Творчество». | ||
18 | Поэзия «младосимволистов». | ||
19 | Вн. чт. Лирика поэтов Серебряного века (К.Д. Бальмонт и др.) | ||
20 | Вн. чт. Лирика поэтов Серебряного века (И.Ф.Анненский, А.Белый и др.) | ||
21 | Акмеизм как художественный метод | ||
22 | Н.С. Гумилёв и акмеизм. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию ХХ века. | ||
23 | Проблематика и поэтика лирики Гумилёва. | ||
24 | Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Русские футуристы. | ||
25 | Обобщение. Серебряный век: темы, проблемы, поэтика. | ||
26 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству поэтов Серебряного века. | ||
27 | Урок-концерт. Чтение стихов поэтов Серебряного века. | ||
28 | М. Горький: жизнь, творчество, личность. | ||
29 | Раннее творчество писателя. | ||
30 | Роман «Фома Гордеев»: проблемы, герои. | ||
31 | Изображение судеб людей в переломные моменты истории. Страстные поиски смысла жизни. | ||
32 | «На дне» – социально-философская драма. Смысл названия произведения. | ||
33 | Атмосфера духовного разобщения людей. «Три правды» в пьесе «На дне». | ||
34 | Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Контрольный опрос. | ||
35 | Р.Р. Литературный портретный очерк как жанр. | ||
36-37 | Р.Р. Классное сочинение по творчеству М. Горького. | ||
38 | А.А. Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме». | ||
39 | Стихотворение А. Блока «Незнакомка». | ||
40 | Тема страшного мира в лирике А.А. Блока. Развитие понятия «образ-символ». | ||
41 | Тема России в лирике А.А. Блока. Обучение анализу лирического текста. | ||
42 | «Двенадцать»: проблематика и поэтика поэмы. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. | ||
43 | Новокрестьянские поэты. | ||
44 | С.А. Есенин: личность и судьба. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. | ||
45 | Любовная лирика С.А. Есенина. | ||
46 | Тема Родины в творчестве С.А. Есенина. | ||
47 | Лирика С.А.Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста. | ||
48 | «Анна Снегина»: биографическая основа произведения. | ||
49 | «Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме. | ||
50 | Р. р. Письменная работа по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока. | ||
51 | Литература 20-х годов ХХ века. Общая характеристика литературного процесса. | ||
52 | Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов ХХ века. | ||
53 | Тема революции и гражданской войны в поэзии 20-х годов ХХ века. | ||
54 | В.В. Маяковский и футуризм. Дооктябрьская лирика поэта. | ||
55 | «Облако в штанах»: проблематика и поэтика поэмы. | ||
56 | Пафос революции в стихах Маяковского. Сатирические стихи. | ||
57 | Р.Р. Любовная лирика Маяковского. Обучение анализу лирического текста. | ||
58 | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. | ||
59-60 | Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского. | 2 | |
61 | Контрольная работа . | ||
62 | Роман А. Фадеева «Разгром». Жанр и композиция. Образы Морозки и Мечика. | ||
63 | Образ Левенсона и проблема гуманизма в романе «Разгром» | ||
64 | Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы». | ||
65 | Судьба личности в тоталитарном государстве ( по роману Е. Замятина «Мы».) | ||
66 | Литература 30-х – начала 40-х годов ХХ века. Общая характеристика общественно-политического развития страны. | ||
67 | Отражение эпохи 30-х – 40-х годов в современной литературе. | ||
68 | Отражение эпохи 30-х – 40-х годов в современной литературе. | ||
69 | А.П. Платонов: страницы жизни и творчества. Проблематика рассказов А.П. Платонова. | ||
70 | Характерные черты времени в повести А.П. Платонова «Котлован». | ||
71 | Связь творчества А.П. Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). | ||
72 | М.А. Булгаков: судьба и творчество. Новаторство в темах, идеях, стилистике. | ||
73 | Сатира М.А. Булгакова. | ||
74 | Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа. | ||
75 | Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа | ||
76 | Необычность романа Булгакова. | ||
77 | Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Своеобразие булгаковской «дьяволиады». | ||
78 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А. Булгакова. | ||
79 | А.Н. Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа. | ||
80 | Панорама русской жизни в романе А.Н. Толстого «Петр Первый». Новаторство А.Н. Толстого – исторического романиста. | ||
81 | Образ Петра Первого и народ в романе. | ||
82 | А.А. Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А. Ахматовой. | ||
83 | Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А.А. Ахматовой. | ||
84 | Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» – поэма о трагедии народа. | ||
85 | Анализ поэмы «Реквием». | ||
86 | М.И. Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества. | ||
87 | Тема творчества, назначения поэта в лирике М.И. Цветаевой. | ||
88 | Анализ стихотворений М. Цветаевой «Молодость» и «Тоска по родине». | ||
89 | Своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой. | ||
90 | Н.А. Заболоцкий: судьба и творчество. Мысль – образ – музыка в поэзии Н.А. Заболоцкого. | ||
91 | Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н. Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф. Тютчева. | ||
92 | М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы». | ||
93 | «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. | ||
94 | Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». «В мире, расколотом надвое…» | ||
95 | Трагедия Григория Мелехова. | ||
96 | Яркость характера и жизненных коллизий. | ||
97 | Мысль семейная в романе «Тихий Дон». | ||
98 | Женские образы и женские судьбы в романе. | ||
99 | Художественное своеобразие романа. | ||
100 | Рассказ Шолохова «Судьба человека» | ||
101-102 | Р.Р. Классное сочинение по творчеству М.А. Шолохова. | 2 | |
103 | Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. | ||
104 | Великая Отечественная война в литературе 40 – 50-х годов: обзор. | ||
105 | Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда». | ||
106 | Обзор «лейтенантской прозы». | ||
107 | Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка». | ||
108 | Реалии и романтика в описании Великой Отечественной войны. | ||
109 | Военная поэзия. | ||
110 | А.Т. Твардовский: судьба и творчество. Лирика Твардовского. | ||
111 | Народный характер поэмы «Василий Тёркин», «Тёркин на том свете». | ||
112 | Поэмы «За далью - даль», «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути родины. | ||
113 | «По праву памяти» – поэма о трагических событиях прошлого. | ||
114 | Б.Л. Пастернак: судьба и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Обучение анализу лирического текста. | ||
115 | История создания и идейно-художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». | ||
116 | «Деревенская» проза в современной литературе. Изображение жизни крестьянства в «деревенской» прозе. | ||
117 | Вн. чт. Судьба деревни в повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое». | ||
118 | Темы и проблемы современной драматургии. | ||
119 | Вн. чт. А. Вампилов. «Старший сын». | ||
120 | А.И. Солженицын: судьба и творчество. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в произведениях А.И. Солженицына. | ||
121 | Идейно-художественное своеобразие повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». | ||
122 | Полвека русской поэзии. | ||
123 | В. Астафьев: судьба и творчество. Нравственные проблемы произведения В. Астафьева «Царь-рыба». | ||
124 | Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В. Астафьева. | ||
125 | Нравственно-философские проблемы романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день». | ||
126 | В. Распутин: судьба и творчество. Темы и проблемы произведений В. Распутина. | ||
127 | Народ, его история, его земля в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». | ||
128 | Вн. чт. «Городская» проза в современной литературе. Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова «Обмен». | ||
129 | Вн. чт. Художественные поиски и традиции в современной прозе. | ||
130 | Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и неореализма, поэзия. | ||
131 | Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. | ||
132 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по литературе последних десятилетий. | ||
133 | Проблемы и герои современной зарубежной литературы. | ||
134 | Проблемы и уроки литературы ХХ века. Контрольный опрос. | ||
135-136 | Консультации по подготовке к экзаменам. |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
Знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Учебно-методическое обеспечение
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
«Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) Учебник для общеобразовательных учебных заведений (под ред. Журавлёва В.П., автор-составитель Коровина В.Я. – М.: «Просвещение», 2008 г.) | «Русская литература ХХ века. 11 класс» Практикум (под ред. Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.) | Литература в 11 классе: Методические советы. Под ред. Журавлева. В.П. – М.: Просвещение, 2005 г. Урок литературы: 11 классе: Книга для учителя. Под ред. Журавлева В.П. – М.: Просвещение, 2005 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-42798-1358362015.jpg)
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56352.jpg)
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/28/picture-103250.jpg)
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-321883-1382377539.jpg)
Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-814092-1654608118.jpg)
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-814092-1654608118.jpg)
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...