Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Балобанова Людмила Семеновна

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями;

- программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) авторов: Ю.В.Лебедева, А.И.Романовой., / М.: Просвещение 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_lit_10_klass_na_2017-2018gg.docx81.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе в 10 классе (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями;

- программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) авторов: Ю.В.Лебедева, А.И.Романовой., / М.: Просвещение 2009 г.

 

Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средства.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен  знать и понимать

  • образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Содержание учебного предмета

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских  прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет  русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

 Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.        Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г   н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни  и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность-  - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.                                                                                                                      Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

 Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева). Теория литературы.  Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова). Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

 Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе. («Базаров» Д. И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе  (частная жизнь в исторической  панораме.  Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано

предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...»,  «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...». Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества  Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Календарно-тематическое планирование по предмету ЛИТЕРАТУРА в 10 классе

урока

Тема урока

Дата проведения

Планируемые результаты обучения

Подготовка к ГИА (темы по кодификатору)

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Введение. Русская литература первой половины  ХIХ века (2 ч.)

1.

Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры.

Умение классифицировать основные этапы развития русской классической литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей;

Структурируют полученную информацию, анализируют историческое развитие России в ХIХ веке и составляют тезисы лекции учителя

Принимают участие в беседе, используя знания, полученные в 9 классе, совершенствуют речь, строят собственное высказывание, формируется уважительное отношение к русской литературе

Литературные направления, жанры литературы

2

Вершины русской литературы первой половины  ХIХ века.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; выразительное чтение  и комментарий стихотворений Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова

Сопоставляя стихотворения, находят общее и разное в произведениях, делают выводы

Принимают участие в аналитической беседе; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Лирика первой четверти 19 века: определение принадлежности литературного текста

к тому или иному роду и жанру

Александр Сергеевич Пушкин (8 ч.)

3

А.С.Пушкин: этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного).

Умение  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров

Исследуют литературоведческий текст, обобщают, делают выводы; составляют хронологическую таблицу; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Выразительно читают и анализируют стихотворения, принимают участие в беседе

литературные роды и жанры

4

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. Романтическая лирика.

Умение анализировать литературное произведение, определять признаки романтизма; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения

Составление тезисов лекции учителя; способность к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в парах или группах; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Умение пользоваться для достижения учебных и личностных целей  различными  источниками  информации, в т.ч. электронными.

Романтизм, тема, идея произведения

5

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Выразительное чтение  и комментарий стихотворений А.С.Пушкина, понима

ние и формулировка идеи произведения

Составление тезисов лекции учителя; способность  организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы

Выразительно читают и анализируют стихотворения, принимают участие в беседе

Романтизм, тема, идея произведения

6

Свободолюбивая и философская лирика  А.С.Пушкина.

Выразительное чтение  и комментарий стихотворений А.С.Пушкина, понима

ние и формулировка идеи произведения; определение мыслей и чувств поэта; объясняют значения терминов и понятий.

Умение построить высказывание с опорой  на текст; умение работать в группе; умение выделять причинно-следственные связи в устных  высказываниях,

формулировать выводы.  

Умение пользоваться для достижения учебных и личностных целей  различными  источниками  информации, в т.ч. электронными.

Литературное направление, тема, идея произведения; стихотворные размеры

7

Роль вступления к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

Понимание идейно-художественного своеобразия поэмы; умение анализировать произведение с позиции использования выразительных средств

Сопоставляют одноименные музыкальное и поэтическое произведения; анализируют иллюстративный материал, строят свое высказывание по проблеме

Извлекают необходимую информацию из текста и принимают участие в аналитической беседе

Литературное направление, тема, идея произведения; стихотворные размеры

8

Образ Петра  I в поэме «Медный всадник». Проблема государства и личности.

Знание  идейно-художественного своеобразия поэмы и умение сопоставлять поэтические тексты и литературных героев.

Умение дискутировать; строить собственные высказывания на основе проведенного анализа текстов; умение выделять причинно-следственные связи,

формулировать выводы;  

Извлекают необходимую информацию из текста и принимают участие в аналитической беседе

Литературное направление, тема, идея произведения; стихотворные размеры

9

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученных произведений: определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

Уровень читательских умений, расширение кругозора. Умение пользоваться для достижения учебных и личностных целей  различными  источниками  информации (справочниками, энциклопедиями)

идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства.

10

Р.р. Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученных произведений

Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

Уровень читательских умений, расширение кругозора. Умение пользоваться различными  источниками  информации

Михаил Юрьевич Лермонтов (7 ч.)

11

М.Ю.Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта.

Умение  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров

Исследуют литературоведческий текст, обобщают, делают выводы; составляют хронологическую таблицу; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Выразительно читают и анализируют стихотворения, принимают участие в беседе

идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композиция, изобразительные средства.

12

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.  

Своеобразие молитвенного жанра в лирике Лермонтова. Анализ и интерпретация поэтического текста.

Сопоставительная работа в парах; исследование особенностей текстов; умение выделять причинно-следственные связи,

формулировать выводы  

Выразительно читают и анализируют стихотворения, принимают участие в беседе

идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства.

13

Тема жизни и смерти  в лирике М.Ю.Лермонтова.

Анализ и интерпретация поэтического текста.

Использование информации из различных источников о своеобразии проблемы; умение выделять причинно-следственные связи в устных  высказываниях,

формулировать выводы;  

Извлекают необходимую информацию из текста и принимают участие в аналитической беседе

 

идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композиция, изобразительные средства.

14

 Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения М.Ю.Лермонтова.

Философские мотивы в лирике: интерпретация текста.

Умение работать в паре при сопоставлении двух стихотворений поэта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,

формулировать выводы;  

Извлекают необходимую информацию из текста и принимают участие в аналитической беседе; понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств произведения

идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства.

15

М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад». Конфликт героя с обществом.

Демонстрируют уровень знания текста и понимания художественных особенностей драматического произведения

Умение сжато и логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, используя текст; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Извлекают необходимую информацию из текста и принимают участие в аналитической беседе

идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства.

16

Р.р. Сравнительный анализ двух стихотворений (М.Ю.Лермонтов).

Демонстрируют умение сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты; умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,

формулировать выводы;  

умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

Уровень читательских умений, расширение кругозора. Умение пользоваться для достижения учебных и личностных целей  различными  источниками  информации

умение сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства

17

Р.р. Сравнительный анализ двух стихотворений (М.Ю.Лермонтов).

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученных произведений

Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

Уровень читательских умений, расширение кругозора. Умение пользоваться для достижения учебных и личностных целей  различными  источниками  информации

Николай Васильевич Гоголь (7 ч.)

18

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обобщение). Романтические произведения.

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученных произведений

быть способным организовать, провести обсуждение проблемы, полемику, диалог; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Уровень читательских умений, расширение кругозора; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

умение сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства

19

Н.В.Гоголь. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород».

Умение  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров

быть способным организовать, провести обсуждение проблемы, полемику, диалог; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение работать в группах.

Способность к самооценке своих действий. Принимают участие в беседе.

20

Н.В.Гоголь. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

Умение  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; дают читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке.

быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в парах или группах; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Положительное отношение к учению, познавательной деятельности. Принимают участие в аналитической беседе.

умение сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, средства характеристики героя

21

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

Умение  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; выполняют анализ эпизода художественного произведения

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в парах или группах.

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Принимают участие в аналитической беседе.

определение в произведении элементов сюжета, композиции, средства характеристики героя

22

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский  проспект».

Умение сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Принимают участие в аналитической беседе, осознают нравственные ценности.

определение в произведении элементов сюжета, композиции, средства характеристики героя

23

Р.р. Анализ эпизода одной из «Петербургских повестей».

сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

исследовательская работа в группах.

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Принимают участие в аналитической беседе.

сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции

24

Контрольная работа по литературе первой половины ХIХ века.

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

Умение сжато и логично излагать свою точку зрения; умение обобщать, формулировать проблему, делать выводы.

Уровень читательских умений, расширение кругозора. Умение пользоваться для достижения учебных и личностных целей  различными  источниками  информации

Русская литература второй половины ХIХ века (1 ч.)

25

Обзор: основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики второй половины ХIХ века.

Классифицируют ключевые события и проблемы русской культуры второй половины ХIХ века.

Составление тезисов лекции учителя; способность к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в парах или группах; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Определение мотивов изучения темы; расширение читательского кругозора.

Иван Александрович Гончаров (4 ч.)

26

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов»  в трилогии…

Рассказывают о жизни и творчестве писателя, о месте романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов».

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

составление тезисов лекции учителя; способность к индивидуальной учебной работе.

Принимают участие в беседе.

27

И.А.Гончаров.  Диалектика  характера Обломова, смысл его жизни и смерти.

Умение  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; выполняют анализ эпизода художественного произведения

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; способность к индивидуальной учебной работе; выполняют исследовательскую работу в группах; способность сжато и логично излагать свою точку зрения с опорой на авторскую.

Принимают участие в беседе.

литературные роды и жанры

28

И.А.Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения: анализируют взаимоотношения героев

Сопоставительная работа в парах

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Принимают участие в беседе.

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка

29

Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике.  Что такое «обломовщина»?

Анализируют противоречивые оценки литературных критиков романа «Обломов»; сопоставляют эти оценки со своим восприятием романа.

Делают выводы и обобщения на основе работы с одним или несколькими источниками информации.

Принимают участие в беседе, соблюдая нормы литературной речи.

Александр Николаевич Островский (6 ч.)

30

А.Н.Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество.

Учащиеся рассказывают о судьбе и литературно-театральном творчестве  А.Н.Островского, о его роли в становлении и развитии русского реалистического театра

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Принимают участие в беседе, соблюдая нормы литературной речи.

31

А.Н.Островский. Творческая история драмы «Гроза».

Рассказывают об истории создания, смысле названия и своеобразии конфликта пьесы.

Выполняют аналитическую работу в группах; анализируют пьесу как жанр драматургии.

Толерантность в общении при работе в группах; принимают участие в обсуждении

история создания, смысл названия и своеобразие конфликта пьесы.

32

Система образов, приемы раскрытия характеров героев драмы А.Н.Островского «Гроза».

Приемы раскрытия характеров героев.

Анализируют пьесу как жанр драматургии.

Принимают участие в беседе, соблюдая нормы литературной речи.

своеобразие конфликта пьесы

33

А.Н.Островский. «Гроза». Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «темного царства».

Рассказывают об обитателях города Калинова, характеризуют их.

Анализируют пьесу как жанр драматургии.

Принимают участие в беседе, соблюдая нормы литературной речи.

своеобразие конфликта пьесы

34

А.Н.Островский. «Гроза».  Протест Катерины против «темного царства».  Нравственная проблематика пьесы.

Смерть Катерины – победа или поражение? Рассуждают над поставленным проблемным вопросом.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выполняют исследовательскую работу в группах; способность сжато и логично излагать свою точку зрения с опорой на авторскую.

Принимают участие в беседе, соблюдая нормы литературной речи.

своеобразие конфликта пьесы

35

Споры литературных критиков вокруг драмы А.Н.Островского «Гроза».

Рассказывают о противоречивых мнениях о пьесе.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

делают выводы и обобщения на основе работы с критическими статьями.

Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи.

Иван Сергеевич Тургенев (10 ч.)

36

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе.

Рассказывают о жизни и творчестве И.С.Тургенева на основе знаний, полученных в предыдущих классах; о месте сборника «Записки охотника» в русской литературе.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи.

Место сборника «Записки охотника» в русской литературе

37

И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

Рассказывают об  истории создания, художественных особенностях, композиции  и сюжете романа «Отцы и дети».

 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи.

История создания, художественные особенности, композиции  и сюжета романа «Отцы и дети».

38

И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Раскрывают понятие нигилизм; определяют суть духовного конфликта героя.

Выполняют аналитическую работу в группах.

Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи.

Суть духовного конфликта героя

39

И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция.

Характеризуют образ Базарова, Павла Петровича Кирсанова, сопоставляют образы, находят основные нравственные и социальные противоречия

Выполняют работу по сопоставлению нравственных и социальных позиций героев (в парах).

Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи.

Основные нравственные и социальные противоречия героев;

40

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Базаров и родители.

Характеризуют образ Базарова во взаимоотношениях с родителями, Аркадия Кирсанова и Николая Петровича Кирсановых.

Выполняют аналитическую работу в группах. Обобщают и делают выводы, строят сжатое и логичное высказывание со своей точкой зрения, опираясь на авторскую.

Принимают участие в обсуждении.

Основные нравственные и социальные противоречия героев;

41

Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Рассказывают о том, как в любовных сценах раскрывается характер героев.

Выполняют аналитическую работу в группах.

Принимают участие в обсуждении.

Характер литературного героя.

42

Базаров перед лицом смерти. Анализ эпизода. Подготовка к домашнему сочинению.

Отвечают на проблемный вопрос «Почему Тургенев закончил роман смертью Базарова?»

Обобщают и делают выводы, строят сжатое и логичное высказывание со своей точкой зрения, опираясь на авторскую.

Принимают участие в обсуждении

Литературоведческие понятия

43

Роман «Отцы и дети» в русской критике.

Рассказывают о противоречивых мнениях о романе «Отцы и дети» и его героях.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

делают выводы и обобщения на основе работы с критическими статьями.

Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи.

Литературоведческие понятия

44

Готовимся к ИС. Основные темы и проблемы в произведениях И.С.Тургенева.

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученных произведений

Умение сжато и логично излагать свою точку зрения; умение обобщать, делать выводы. Составляют таблицу.

Уровень читательских умений, расширение кругозора. Умение пользоваться различными  источниками  информации

Понимание идейно-художественных особенностей произведения

45

Зачетная работа за 1 полугодие (по изученным произведениям)

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученных произведений: определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

Уровень читательских умений, расширение кругозора. Умение пользоваться для достижения учебных и личностных целей  различными  источниками  информации (справочниками, энциклопедиями)

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой (6 ч.)

46

Ф.И.Тютчев. Мир природы в философской лирике поэта.

Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи.

идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композиция, изобразительные средства.

47

Человек и история в лирике Тютчева. Поэтическое открытие русского космоса.

Рассказывают о причинах духовного кризиса современного человека.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи.

идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композиция, изобразительные средства.

48

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

Рассказывают об особенностях любовной лирики в творчестве поэтов и писателей. Раскрывают понятие «поединок роковой» в лирике Тютчева.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Выразительно читают стихотворения поэта, дают собственную оценку стихотворению.

Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи.

идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композиция, изобразительные средства.

49

А.А.Фет: жизнь, творчество, судьба. Жизнеутверждающее начало в лирике о природе.

Идейно-художественное своеобразие лирики А.Фета

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Свое восприятие стихотворения.

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи

идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композиция, изобразительные средства.

50

Любовная лирика. Импрессионизм поэзии А.Фета.

Рассказывают об идейно-художественном своеобразии любовной лирики А.Фета. Раскрывают понятие «импрессионизм». Импрессионизм в искусстве, представители.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Учатся сопоставлять произведения одной тематики разных поэтов.

Принимают участие в обсуждении, соблюдая нормы литературной речи

Импрессионизм. Идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композиция, изобразительные средства.

51

А.К.Толстой. Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения.

Рассказывают об идейно-художественном своеобразии поэзии А.К.Толстого на основе имеющихся знаний о поэте и его творчестве.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Желание совершенствовать имеющиеся знания.

Идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композиция, изобразительные средства.

Николай Алексеевич Некрасов (9 ч.)

52

Н.А.Некрасов: жизнь, творчество, судьба. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта.

Рассказывают о жизни и творчестве поэта на основе имеющихся знаний, составляют хронологическую таблицу, соотносят исторические события в контексте с поэзией Некрасова.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Принимают участие в беседе.

Идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композиция, изобразительные средства.

53

Н.А.Некрасов. Героическое и жертвенное в поэзии разночинца-демократа.

Определяют тематику некрасовских стихотворений, выделяя гражданскую лирику.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Умение сжато и логично излагать свое мнение.

Осознание себя как гражданина. Участвуют в беседе

Идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композиция, изобразительные средства.

54

Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

Определяют своеобразие поэзии Некрасова, рассуждают о поэтическом творчестве как служении народу.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Умение вести дискуссию. Выполняют сопоставительную работу в группах.

Интерес и уважение к труду, в т.ч. поэтическому. Толерантность в ходе обсуждения, культура речи.

Реализм Н.А.Некрасова

55

Психологизм темы любви в лирике Н.А.Некрасова.

Определяют своеобразие любовной лирики Некрасова.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Выполняют сопоставительную работу в парах.

Постижение вечных тем в творчестве и в жизни. Принимают участие в обсуждении проблемы.

Своеобразие лирики Некрасова

56

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы.

Особенности жанра и композиции поэмы. Поэма как жанр литературы, особенности поэмы, анализируют роль устного народного творчества в поэме.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Выразительно читают стихотворения поэта, дают собственную оценку стихотворению. Аналитическая работа в парах.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания. Участвуют в аналитической беседе.

Поэма как жанр литературы

57

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».  Россия в поэме.  Народ в споре о счастье.

Раскрывают многообразие образов крестьян в поэме.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Умение выделять главную информацию в тексте.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания.

Многообразие образов в поэме; характеристика героев.

58

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Гриша Добросклонов.

Анализируют значимость главы «Пир на весь мир» в решении основного вопроса поэмы; рассматривают образы народных заступников, определяют истоки формирования характеров.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Сопоставление героев, умение обобщать и делать выводы. Анализ и оценка своей познавательной деятельности.

Нравственная оценка героев, их поступков.

Многообразие образов в поэме; характеристика героев.

59

Язык поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

Анализируют художественное своеобразие языка поэмы. Роль изобразительных средств в поэме.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Анализ, обобщение и оценка познавательной деятельности.

Умение высказывать самые простые правила всех людей. Уважение к языку, осознание себя как гражданина. Понимание великой роли языка в жизни народа.

Многообразие образов в поэме; характеристика героев.

60

Зачетная работа по творчеству Н.А.Некрасова.

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученных произведений: определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Анализ, обобщение. Оценка деятельности.

Самоконтроль, самооценка учебной и познавательной деятельности.

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (3 ч.)

61

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.

Рассказывают о жизни и творчестве писателя; составляют хронологическую таблицу; раскрывают смысл сказок; определяют значение сатиры для современного читателя.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выполняют аналитическую сопоставительную работу в группах.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания. Умение выстроить логично свое высказывание по проблеме.

Понятие сатиры, смысл сказок.

62

 «История одного города». Градоначальники города Глупова.

Раскрывают образы градоначальников; на основе наблюдения приходят к пониманию идейного содержания романа.

Проводят исследование, наблюдают за развитием сюжета, поступками героев, делают выводы. Составляют тезисы сообщений. Выполняют аналитическую сопоставительную работу по тексту.

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Умение выстроить логично свое высказывание по проблеме. Самооценка своей деятельности.

Идейное содержание романа.

63

М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» Образы градоначальников.

Раскрывают образы градоначальников города Глупова.

На основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания романа.

Желание совершенствовать имеющиеся знания. Участвуют в беседе.

Идейное содержание романа.

Лев Николаевич Толстой (20 ч.)

64

Л.Н.Толстой. По страницам великой жизни. Духовные искания писателя.

Рассказывают и составляют тезисы сообщений о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания. Участвуют в беседе.

65

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Толстого.

Рассказывают об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Выполняют аналитическую работу в группах.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания. Осознание себя как гражданина.

66

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». История создания.  Проблематика. Образы. Жанр.

Раскрывают значение понятия романа-эпопеи, выявляют его характерные признаки на примере романа «Война и мир», характеризуют события эпохи, определяют авторское отношение.

Составляют тезисы лекции учителя; строят собственные высказывания по теме. Совершенствуют речь.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания.

Понятие романа-эпопеи, его характерные признаки. Проблематика. Образы. Жанр.

67

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Эпизод «Вечер в  салоне Шерер».

Раскрывают понятия «гражданин», «патриотизм»; характеризуют основные события эпохи.

Анализируют эпизод, выстраивают свое высказывание, выражают свое восприятие происходящих действий.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Принимают участие в беседе.

68

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой». Лысые горы.

Раскрывают содержание прочитанных глав; характеризуют героев, оценивают их поступки и поведение.

Извлекают информацию из изученного материала, анализируют и строят собственные выводы на основе наблюдения.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Принимают участие в беседе. Соблюдают правила речевого этикета.

69

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского.

Знают содержание изученных глав, характеризуют Андрея Болконского, его поступки и поведение, анализируют отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к герою.

Извлекают информацию из изученного материала, анализируют и строят собственные выводы на основе наблюдения.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания.

70

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова.

Знают содержание изученных глав, характеризуют Пьера Безухова, его поступки и поведение, анализируют отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к герою.

Извлекают информацию из изученного материала, анализируют и строят собственные выводы на основе наблюдения.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания.

71

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе.

Знают содержание изученных глав, характеризуют женские образы, анализируют указанные отрывки романа, раскрывающие их духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к героиням.

Извлекают информацию из изученного материала, анализируют и строят собственные выводы на основе наблюдения.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания.

72

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Мысль семейная в романе.

Знают содержание изученных глав, раскрывают тему «Мысль семейная» на примере семей Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных, выявляют авторский взгляд на семью.

Извлекают информацию из изученного материала. Умение анализировать, сопоставлять, строить собственное высказывание.

Постигают нравственное понимание ценности семьи в жизни.

73

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Мысль семейная в романе.

Знают содержание изученных глав, раскрывают тему «Мысль семейная» на примере семей Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных, выявляют авторский взгляд на старшее и молодое поколения.

Извлекают информацию из изученного материала. Умение анализировать, сопоставлять, строить собственное высказывание.

Постигают понимание значения воспитания на формирование личности. Умение выстроить логично свое высказывание по проблеме. Самооценка своей деятельности.

74

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

Знают содержание изученных глав, раскрывают тему «Быт поместного  дворянства» на примере семей Ростовых и Болконских, характеризуют образы Наташи, Сони, Николая Ростовых и Андрея, Марии Болконских. Тема воспитания.

Извлекают информацию из изученного материала. Умение анализировать, сопоставлять, строить собственное высказывание.

Постигают нравственное понимание ценности семьи в жизни, жизненных ценностей.

75

Л.Н.Толстой. «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность в романе.

Знают содержание изученных глав; анализируют эпизоды, раскрывающие тему на примере военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее.

Извлекают информацию из изученного материала. Умение анализировать, сопоставлять, строить собственное высказывание.

Постигают понимание ценности семьи в жизни, вечных жизненных ценностей.

76

«Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Платон Каратаев.

Знают содержание изученных глав; анализируют эпизоды, раскрывающие тему; комментируют отрывки, определяя поднятые автором проблемы. Раскрывают философский смысл образа Платона Каратаева.

Извлекают информацию из изученного материала. Умение анализировать, сопоставлять, строить собственное высказывание.

Постигают значение жизненных ценностей.

77

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Картины войны 1812 года.

Знают содержание изученных глав; анализируют эпизоды, раскрывающие тему; Осуждение войны,  определяют смысл противопоставления Кутузова и Наполеона; комментируют фрагменты текста.

Извлекают информацию из изученного материала. Умение анализировать, сопоставлять, строить собственное высказывание. Аналитическая и исследовательская работа в группах.

Дают оценку роли личности и народа в истории. Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания.

78

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Нравственно-философское осмысление романа.

Характеризуют героев, выражая собственное отношение к ним; раскрывают сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н.Толстого; добра и зла, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества.

Комментируют и анализируют текст, извлекают необходимую важную информацию из текста.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания. Умение оценить поступки героев, сделать свой нравственный выбор.

Нравственно-философское осмысление романа

79

Описание природы в  романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Анализ эпизода.

Знают содержание изученных глав; анализируют эпизоды, раскрывающие тему; Внутренняя и внешняя связь человека и природы в романе. Отмечают значение романа для развития русской и мировой литературы.

Извлекают информацию из изученного материала. Умение анализировать, сопоставлять, строить собственное высказывание. Аналитическая и исследовательская работа в группах.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания.

80

Р.р. Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого  «Война и мир».

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученных произведений

Умение сжато и логично излагать свою точку зрения; умение обобщать, делать выводы. Составляют таблицу.

Уровень читательских умений, расширение кругозора. Умение пользоваться различными  источниками  информации

идейно-художественные особенности романа-эпопеи «Война и мир»

81

Р.Р. Контрольное сочинение по роману –эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

82

Готовимся к ИС. Основные темы и проблемы в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученного произведения

Умение сжато и логично излагать свою точку зрения; умение обобщать, делать выводы. Составляют таблицу.

Уровень читательских умений, расширение кругозора. Умение пользоваться различными  источниками  информации

Основные темы и проблемы в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

83

Зачетная работа по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученного произведения

Умение сжато и логично излагать свою точку зрения; умение обобщать, делать выводы. Составляют таблицу.

Уровень читательских умений, расширение кругозора. Умение пользоваться различными  источниками  информации

Федор Михайлович Достоевский (8 ч.)

84

Ф.М.Достоевский: жизнь, судьба. Этапы творческого пути, идейные и эстетические взгляды.

Рассказывают, демонстрируют подготовленный материал по жизни и творчеству писателя, составляют хронологическую таблицу; рассказывают об идейных и художественных взглядах Ф.М.Достоевского.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Составляют тезисы.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Желание совершенствовать имеющиеся знания. Участвуют в беседе.

Идейные и художественные взгляды Ф.М.Достоевского

85

Образ Петербурга в русской  литературе. В Петербурге Достоевского.

Рассказывают  об образе Петербурга в русской литературе; сопоставляют описания Петербурга А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем, Н.А.Некрасовым; выполняют исследовательскую работу в группах на тему «Петербург Достоевского».

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Составляют тезисы, сопоставляют, анализируют и обобщают.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Участвуют в аналитической беседе.

86

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». История создания, жанр, композиция.

Рассказывают об истории создания, жанре, композиции романа «Преступление и наказание», осмысляют главный конфликт романа.

Составляют тезисы, на основе изученного обобщают и делают выводы.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Участвуют в беседе.

Главный конфликт романа. История создания, жанр, композиция.

87

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников среди «униженных и оскорбленных».

Знают содержание романа; раскрывают суровую правду жизни в романе; рассматривают жизненные «тупики», в которых оказываются герои романа.

Анализируют, определяют проблемы, поднятые автором, высказывают свое понимание проблемы.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Участвуют в беседе.

Характеристика героя

88

Социальные и философские истоки преступления Раскольникова.

Знают содержание романа; раскрывают социальные и философские истоки преступления Раскольникова.

Анализируют, определяют проблемы, поднятые автором, высказывают свое понимание проблемы.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Участвуют в беседе.

Характеристика героя

89

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.

Определяют значение образов Лужина и Свидригайлова раскрытии образа Раскольникова, сопоставляют их с главным героем  романа.

Сопоставляют, исследуют на примере отдельных фрагментов текста, обобщают, делают выводы. Выполняют работу в парах.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Совершенствуют свой читательский уровень. Участвуют в беседе.

Сопоставление главного героя с  другими героями романа  

90

Символическое значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

Раскрывают символическое значение образа Сони Мармеладовой, делают выводы о гуманизме автора, утверждающего искупительную силу человеческого страдания, отмечают наличие  в романе полифонизма – многоголосия героев, выражающих личную «правду» о жизни.

Выполняют работу в группах, анализируют, делают выводы. Строят собственные суждения.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Совершенствуют свой читательский уровень. Участвуют в беседе.

Характеристика героя

91

Контрольная работа по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Демонстрируют уровень понимания идейно-художественных особенностей изученных произведений: определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Анализ, обобщение. Оценка деятельности.

Самоконтроль, самооценка учебной и познавательной деятельности.

Идейно-художественные особенности произведения. Литературоведческие термины при анализе литературного произведения

Николай Семенович Лесков (2 ч.)

92

Н.С.Лесков. Своеобразие жизненной позиции. Повесть – хроника Лескова «Очарованный странник».

Рассказывают о жизни и творчестве Н.С.Лескова, о поэтике названия, жанре,  идейно-художественном своеобразии. Определяют значение названия повести-очерка.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Участвуют в беседе, соблюдая речевые и этические нормы.

Идейно-художественные особенности произведения. Литературоведческие термины при анализе литературного произведения

93

Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

Рассматривают внешнюю и духовную биографию Ивана Флягина, определяют общенациональный смысл его характера.

Выполняют исследовательско-аналитическую работу в группах.

Участвуют в беседе, соблюдая речевые и этические нормы.

Идейно-художественные особенности произведения. Литературоведческие термины при анализе литературного произведения

Антон Павлович Чехов (8 ч.)

94

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. «В человеке должно быть всё прекрасно…»

Рассказывают о жизни и творчестве, проблематике и поэтике рассказов, привлекая знания, полученные в предыдущих классах; знают содержание рассказов трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», объясняют, в чем конфликт рассказов (ведут диалог).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение строить диалогическую речь. Делают выводы, строят собственное устное высказывание по проблеме.

Участвуют в беседе, соблюдая речевые и этические нормы. Толерантность в общении.

Проблематика и поэтика рассказов

95

А.П.Чехов. Проблематика и поэтика рассказов.

Имеют представление о проблематике рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Студент», «Попрыгунья», «Душечка»; рассказывают о роли детали в художественном произведении при создании образов.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Анализируют, обобщают, делают выводы.

Участвуют в беседе, соблюдая речевые и этические нормы.

Проблематика и поэтика рассказов.

96

А.П.Чехов. «Ионыч». Душевная деградация человека.

Знают содержание рассказа, определяют тему и проблемы, поставленные автором; характеризуют героев.

Анализируют текст, строят собственное высказывание; делают выводы после аналитической работы в группах.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Совершенствуют свой читательский уровень. Участвуют в беседе, соблюдая речевые и этические нормы.

Тема, проблемы, характеристика героев

97

А.П.Чехов. Особенности драматургии. «Вишневый сад». История создания, жанр. Герои.

Имеют представление об особенностях драматургии А.П.Чехова; осмысляют художественное своеобразие и мастерство драматурга; раскрывают новаторский характер пьес. Разрушение дворянского гнезда.

Составляют тезисы лекции учителя, умение вести диалог.

Совершенствуют свой читательский уровень. Участвуют в беседе, соблюдая речевые и этические нормы.

Художественное своеобразие и мастерство драматурга; новаторский характер пьес.

98

А.П.Чехов. «Вишневый сад». Место вишневого сада в системе образов пьесы.

Знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором; раскрывают идейный замысел пьесы, определяют символический смысл названия.

Составляют тезисы лекции учителя, умение вести диалог.

Совершенствуют свой читательский уровень. Участвуют в беседе, соблюдая речевые и этические нормы.

Идейный замысел пьесы, символический смысл названия.

99

А.П.Чехов. Новые люди в пьесе «Вишневый сад»

Характеризуют героев, их взгляды на новые условия жизни: Аня Раневская, Петя Трофимов, Лопахин; выделяют фрагменты, содержащие психологический подтекст.

Приводят примеры, анализируя текст; высказывают собственное восприятие пьесы.

Ведут диалог с учителем.

Характеристика героев

100

Зачетная работа по курсу литературы второй половины 19 века.

Показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа.

Уровень глубины понимания изученного произведения,  интерпретация текста.

Совершенствуют свой читательский уровень. Участвуют в беседе, соблюдая речевые и этические нормы.

101

Зачетная работа по курсу литературы второй половины 19 века.

Из зарубежной литературы (2 ч.)

102

Из зарубежной литературы. Ги де Мопассан - мастер новеллы

Рассказывают о жизни и творчестве Ги де Мопассана, об особенностях тематики его произведений.

Выполняют аналитическую работу в группах.

Участвуют в беседе.

103

 Генрих Ибсен. «Кукольный дом» как пьеса-дискуссия.

Рассказывают о жизни и творчестве Ги де Мопассана, об особенностях тематики его произведений.

Выполняют аналитическую работу в группах.

Участвуют в беседе.

Итоговые уроки (2 ч.)

104

Нравственные уроки русской литературы Х1Х века.

Классифицируют, систематизируют изученные этапы развития литературы Х1Хвека, эволюцию литературных направлений и жанров.

Выполняют аналитическую работу в группах.

Участвуют в беседе, привлекая знания, приобретенные в 10 классе. Совершенствуют свой читательский уровень.

105

Итоговый урок.

Рекомендации  для летнего самостоятельного чтения литературы.

Составляют тезисы лекции учителя.

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4


Р А Б О Ч А Я        П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «Русский язык»

Класс: 10

Уровень образования: среднее общее образование

Срок реализации программы - 2017 /2018 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 105 ч/год; 3 ч/неделю

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативными документами:

 -Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями);

-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным  Приказом   Министерства   образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.,31 декабря 2015г.

-авторской программой по русскому языку для 10-11 классов М.А. Мищериной, Н.Г.Гольцовой, рекомендованной  Министерством образования и науки Российской Федерации.

г. Сургут,  2017 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4


Р А Б О Ч А Я        П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «Литература»

Класс: 10

Уровень образования: среднее общее образование

Срок реализации программы - 2017/2018 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 105 ч/год; 3 ч/неделю

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с нормативными документами:

 -Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями);

-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным  Приказом   Министерства   образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.,31 декабря 2015г.

-авторской программой по литературе для 5-11 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, рекомендованной  Министерством образования и науки Российской Федерации.

г. Сургут,  2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....