Урок-концепт как форма подготовки учащихся к итоговому сочинению
учебно-методический материал по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Лавринович Ирина Владимировна

Актуальность выбранной темы несомненна, поскольку в рамках модернизации содержания школьного курса русского языка и литературы одним из самых перспективных представляется лингвокультурологическое направление. Основная цель данной отрасли языкознания – взаимосвязанное изучение языка и культуры.

Что такое концепт? «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании, …основная ячейка культуры в ментальном мире человека»         (Ю.С. Степанов «Константы. Словарь концептов русской культуры»).

Этапы работы над концептом (по Л.Г. Саяховой):

1.     Ассоциативное поле.

2.     Словесный портрет слова.

3.     Слово в народном творчестве.

4.     Портрет слова в художественной литературе и  поэтической речи.

5.     Собственный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс22.35 КБ
Файл Блок уроков таблица12.55 КБ
Файл Кластер "Победа"81.68 КБ
Файл Притча12.46 КБ
Файл Памятка15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы научимся создавать урок-концепт.  Тема мастер-класса звучит так: «Урок-концепт как форма подготовки учащихся к итоговому сочинению». Актуальность выбранной темы несомненна, поскольку в рамках модернизации содержания школьного курса русского языка и литературы одним из самых перспективных представляется лингвокультурологическое направление. Основная цель данной отрасли языкознания – взаимосвязанное изучение языка и культуры, ведь: «В языке каждого народа слагаются результаты жизни, чувства, мысли бесчисленного числа индивидов, и все это громадное наследство душевной жизни людей передается ребёнку в родном языке». [Бабенко, Васильев, Казарин]

Слово – самое мощное средство воспитания и взаимодействия, это коллективная память народа, которая неизбежно рождает в сознании человека культурные ассоциации. Очень важно, чтобы таких ассоциаций у ученика было много. Почему?

В сентябре Ольга Юрьевна Васильева и Наталья Дмитриевна Солженицына объявили открытые направления тем итогового сочинения в 2016-2017 году, в соответствии с которыми будут разработаны конкретные темы сочинений. Например, такие…

Мы видим, что если у ученика небогатый жизненный опыт, скудные знания о культурном содержании слова, ассоциации, рождаемые словом,  будут очень бедны. А значит, тема сочинения может оказаться непонятной для учащегося. Соответственно, наша задача – помочь ученикам разобраться в названных концептах.

Что такое концепт? «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании, …основная ячейка культуры в ментальном мире человека»         (Ю.С. Степанов «Константы. Словарь концептов русской культуры»).

Этапы работы над концептом (по Л.Г. Саяховой):

  1. Ассоциативное поле.
  2. Словесный портрет слова.
  3. Слово в народном творчестве.
  4. Портрет слова в художественной литературе и  поэтической речи.
  5. Собственный текст.

И сегодня мы работаем над концептом ПОБЕДА. Наша задача – увидеть все значения этого слова, все смыслы, вкладываемые в него писателями  и поэтами, то есть превратить концепт в «живое знание» (С. Франк).

Для этого целесообразно разделиться  на группы, выбрать руководителя в каждой. Теперь все готовы к плодотворной работе.

Ассоциативное поле

        На этом этапе можно использовать разные приёмы: игра «Ёлочка», приём «Колесо», «Ассоциации» и т.д.

«Письмо по кругу»

(приём технологии РКМЧП)

У каждого из вас лист, на котором написано слово ПОБЕДА. Ваша задача – написать 1 слово – ассоциацию к данному и передать лист соседу. Тот, получив лист, пишет слово-ассоциацию к последнему написанному слову.  И так до тех пор, пока ваш лист не вернётся к вам.

Прочитаем, что получилось.

Положительные ассоциации связаны, как правило, с семантическим полем «успех», «величие», «счастье», «доблесть», отрицательные же – с полем «боль», «горе», «смерть». Всего в ассоциативном ряду около 100 слов.

        

Работа с толковыми и этимологическим  словарями

Такую работу целесообразно проводить в группах, задания даются разные, но направленные на достижение общего результата. При этом по окончании работы можно предложить как общее обсуждение выводов, так и отчёт руководителей групп перед другими группами.

Кластер

(приём технологии РКМЧП)

Прочитайте словарные статьи из различных словарей и выделите ключевые слова.

  1. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка.
  1. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка.
  2. Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С.А. Кузнецова

Прочитайте, что получилось.

Мы начинаем уже построение кластера. На данном этапе он может иметь такой вид.

Победа в СРЛЯ – это прежде всего успех, но успех на разных поприщах.

Теперь мы готовы поработать над словесным «окружением» слова.

Первая группа составляет список прилагательных, сочетающихся со словом ПОБЕДА.  

        Конечно, у слова ПОБЕДА есть синонимы и антонимы. Вторая группа  подбирает слова, близкие и противоположные по значению.

        Задача 3  группы – подобрать глаголы, употребляющиеся со словом ПОБЕДА.

Таким образом, нам удалось составить словесный портрет слова.

Слово в народном творчестве

Все концепты отражены в пословицах и поговорках. Предлагаю вам прочитать    пословицы    о    победе,     вставив  пропущенные      слова – существительное ПОБЕДА в нужной форме (восстановить парадигму существительного). Прочитайте, что получилось.

Теперь выделяем те  понятия, с которыми связывали победу наши предки, и продолжаем построение кластера. Он приобретает такой вид.

Портрет слова в художественной литературе

- Теперь, чтобы словесный портрет концепта стал ещё более полным, обратимся к древней притче. Используем приём «Чтение с остановками».

1. - Как вы думаете, что заинтересовало учеников?

- Важно ли знать секрет победы? Почему?

2. - Как вы думаете, удастся ли ученикам выполнить задание Учителя? Почему?

3. - Как поступит мудрец?

- Удастся ли ученикам восстановить вазу? Как?

       4. - В чём, по-вашему, секрет победы?

- А что это за маленький отсутствующий осколок?

5. - Озаглавьте притчу.

Выполнив задание, мы дополняем кластер.

- Посмотрите  ещё одну притчу и подумайте, о какой  победе идёт речь в ней. (Притча о двух волках (видеоролик 1 мин)).

        Дополняем кластер.

        Затем мы снова работаем по группам:  прочитываем произведения, выделяем слова, связанные с концептом ПОБЕДА, и отвечаем на вопрос: что значит ПОБЕДА для автора и/или героя произведения.

        Например, стихотворение М.И. Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа…». Слова: победа, любовь, «поединок своеволий», сердце, «не знаю: победила ль, побеждена ль?» Можно ли вообще говорить о победе, если речь идёт о чувствах человека?

Собственный текст

        После обсуждения ребята получают таблицы по тематическому направлению «Победа и поражение» (Сочинение11.РФ), строят диаманту «Победа – поражение» и выбирают тему сочинения.

В заключение нашей работы важно отметить, что всесторонний анализ слова дает учащимся представление о жизни в культуре народа и об отражении в нём культуры, формирует духовно богатую языковую личность, уважающую исторические традиции своей страны.

Работа над словами-концептами формирует навыки работы учащихся со словарями, справочной, художественной литературой. Изучение и усвоение концептов раскрывает перед учащимися богатство лексики русского языка, ее красоту, влияет на развитие мировоззрения.



Предварительный просмотр:

Блок уроков –

погружение в концепт

(по И.В. Сосновской, Н.В. Дроздовой )

Основные части блока уроков

Ступени освоения концепта / методические приёмы/

Предметные и метапредметные результаты

Вводный урок: освоение понятий, раскрывающих концепт

Кол-во уроков:

1-2

1 ступень освоения концепта

1. Работа с фразеологизмами, раскрывающими это понятие.

2. Конструирование вопросов.

3. Работа со схемой-образом

(визуализация).

4. Составление словарной статьи учащимися для данного понятия.

Осмысления понятий / рождение индивидуального концепта

Анализ художественного текста: концепт рождается в слове

Кол-во уроков: зависит от количества произведений, через которые осмысливается концепт

2 ступень освоения концепта

1. Построение ассоциативного ряда.

2. Работа со схемой-образом и метафорой.

3. Сопоставление героя и окружающего его предметного мира.

4. Работа с системой персонажей.

5. Работа с символом по осмыслению авторской идеи, позиции.

6. Работа с композицией.

Выход на проблему / определение авторского концепта/ осмысление авторского концепта как художественной картины мира

Заключительный урок: выведение знания в контекст личностного смысла

Кол-во уроков:

1-2

3 ступень освоения концепта

1. Составление синквейнов.

2. Сочинение хокку.

3. Сочинение стихотворений

в прозе.

4. Составление афоризмов.

5. Обобщение и интерпретация общей схемы-образа

концепта – обобщение ценностной составляющей.

Творческое осмысление понятий / рождение «своего» слова, «живого»    знания – выход на жизненные ценности



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Притча

1. Иногда, в свободное от занятий и работы время, ученики школы Хинг Ши играли с учениками других школ в дзю-ню (игра, которая стала прародителем современного футбола). Команда, победившая на соревнованиях, получала на определённый срок небольшие привилегии, а также подарок из рук своего Учителя. Поэтому однажды после занятий ученики подошли к мудрецу и спросили его…

2. — Учитель, скажи, почему нам так редко удаётся победить наших соперников? В чём кроется секрет победы? Может, в удаче?

В ответ на это Хинг Ши принёс ученикам осколки вазы. Дав каждому ученику по одному осколку, Хинг Ши сказал:

— Я раскрою секрет победы лишь тому из вас, кто сможет нарисовать полную вазу такой, какой она была до того, как я её разбил.

3. Сказав это, Хинг Ши вышел. Ученики, смущённые нелёгкой задачей, начали рисовать. Так как любой из них хотел стать тем единственным, кому Учитель откроет секрет, сели они поодаль друг от друга. Закончив свои работы, пришли к мудрецу, каждый втайне надеясь на то, что именно его рисунок окажется верным. Но среди рисунков не оказалось ни одного правильного.

4. Тогда Хинг Ши вернул ученикам их работы и попросил ещё раз попробовать свои силы. Сплотившись после неудачи, решили ученики соединить свои черепки воедино, а после вместе нарисовать вазу. Склеив осколки, увидели они, что одного небольшого кусочка не хватает. Тогда юноши, повернув склеенную вазу к себе целой стороной, без особого труда нарисовали её в первозданном виде. После чего отправились к мудрецу.

        Взяв в руки первый же рисунок, Хинг Ши улыбнулся и сказал:

— Я вижу, вы уже нашли ответ на свой вопрос.

5. — Действительно, победа достаётся лишь тем, кто, не боясь забыть о себе самом, становится единым целым со своими товарищами.

— Учитель, а что означает тот отсутствующий осколок, который, правда, не помешал нам нарисовать вазу? — спросили ученики.

— Ах, да, — сказал, вынимая оставшийся черепок, Хинг Ши, — это — удача ваших соперников, которая при правильном обращении  всегда остаётся в ваших руках. 



Предварительный просмотр:

Памятка

Работаем с концептом

№ п/п

Этапы работы

Содержание работы

1

Создание ассоциативного поля

2

Работа над словесным портретом слова

  • М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка
  • В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка
  • Большой толковый словарь русского языка. Под ред.      С.А. Кузнецова
  • Словари синонимов, антонимов, фразеологизмов

3

Анализ использования слова

в народном творчестве

  • Работа с пословицами и поговорками
  • Парадигма слова

4

Портрет слова в художественной литературе и  поэтической речи

  • Притчи
  • Программные художественные произведения
  • Произведения, не входящие в школьный курс литературы
  • Статьи СМИ
  • Статьи сети Интернет

5

Собственный текст

  • Синквейн
  • Диаманта
  • Сочинение