Квест-технологии в образовании
занимательные факты по литературе (6 класс) на тему

Шведова Марина Вячеславовна

Одна из групп профессиональных задач педагога связана с умением проектировать образовательный процесс с учётом современных образовательных технологий. Еще  Я. А. Коменский в «Великой дидактике» (1638) ставил проблему: «Каким образом поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело» и давал такой вариант её решения: «Серьёзное вместе с развлечением… Если для отдыха ума раз решаются юношеству и придумываются такие игры, которые живо представляли бы серьёзные стороны жизни и этим уже развивали бы у юношества некоторые склонности к этим сторонам жизни». Сегодня реальные квесты стали новым видом развлечений .Наука  тоже разрабатывает и апробирует квесты, но только в образовательном процессе как общего, дополнительного, так и высшего образования, содействуя реализации новых образовательных стандартов.

В современной школе востребован учитель, способный успешно реализовывать государственную образовательную политику, заданную в новых образовательных стандартах, содействующую личностному развитию и успешной социализации школьников, сохранению и укреплению их физического, психологического, социального и духовно-нравственного здоровья. Для выполнения социального заказа современный учитель должен быть знаком с отечественным и зарубежным педагогическим опытом, владеть инновационными технологиями. В процессе организации урочной и внеурочной деятельности по любому школьному предмету в условиях реализации новых образовательных стандартов актуальным является применение образовательных технологий, содействующих развитию у обучающихся самостоятельности и критического мышления, способности решать проблемы и конструктивно взаимодействовать в социуме. Современные технологии, способствующие развитию обучающегося как активного субъекта учения, довольно обширны. Среди них технологии: учебно-исследовательской и проектной деятельности, развития критического мышления, проблемного обучения, учебных вопросов и др.

Изменения, происходящие в современном информационном обществе, влияют на все сферы жизни человека, безус ловно, и на образование. Наблюдается трансформация целей и смыслов образования от передачи постоянно накапливающейся информации от поколения к поколению к освоению способов, средств мышления и умений разносторонне работать с большими потоками информации (уметь найти, анализировать, аргументировать, оценивать, интерпретировать, «уплотнять» информацию и др.), на основе чего самостоятельно и ответственно делать выбор.

Современные социокультурные условия детерминируют развитие образовательных технологий, зачастую их обновление идёт посредством интеграции идей из нескольких технологий и применения сетевых ресурсов Интернета, технических средств обучения, включая электронные гаджеты, что способствует высокой личностной включённости в обучение, интерактивному взаимодействию обучающихся, быстрому доступу к информации и повышению у них познавательной мотивации. К образовательным технологиям, отвечающим современным требованиям, может быть отнесена квест-технология. Слово «квест» происходит от англ. quest – «по- иск, искомый предмет, поиск приключений», т. е. означает целенаправленный поиск; наряду с этим смыслом применяется для обозначения определенного типа компьютерных и реальных игр.

 Концепция квеста в аспекте когнитивной психологии определяет квест как учебную структуру, использующую ссылки на важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу для того, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением с целью развития у учащихся умения работать как индивидуально, так и в группе в ходе поиска информации и её преобразования. Следовательно этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить учитель. Опоры ‒ это помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений. Примерами опор могут быть такие виды деятельности, которые помогают учащимся правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения. По мере продвижения учащихся к достижению поставленных задач уровень «поддержки» снижается, так как умения претерпева- ют процесс интериоризации.

В основе выполнения квеста лежит «центральное» задание проблемного характера, в соответствии с вариантами квестов :журналистское расследование; аналитическое, творческое или научное исследование; разгадка тайны; поиск истины и др.

Характеристики сущности заданий:

1.Задание, выполняемое в форме рассказа, собствен ного вывода на основе чужих исследований, сочи- нений и требующее изучения нескольких источников. Такое задание в основе самого простого типа квеста, ориентированного на общее ознакомление с предложенной темой с использованием различных источников информации, осмыслением и обработкой полученной информации в форме рассказа, собственного вывода, презентации, составления гербария, книги рецептов и т. д. Пример: Изучив состояние озера Кенон, расположенного в окрестностях г. Читы, составьте презентацию «Экологические проблемы озера Кенон»

2 Задание, направленное на поиск информации по заданной проблеме, представленное в виде презентации, буклета, рекламного проспекта с учётом личностного восприятия информации. Пример: В образовательном квесте «Знакомьтесь, Забайкальский край!» учащимся предлагается изучить информацию по данной теме и разработать презентацию или рекламный буклет о Забайкальском крае. Предлагается работать в группах по различным на- правлениям: «географы» отвечают за сбор данных о географических особенностях Забайкальского края, собирают существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи, встречаемые при изучении новой интересной темы.

3. Задание направлено на сбор, систематизацию, описание информации в виде статьи журнала или газеты, выполненные по законам публицистического жанра. Взяв на себя роль журналистов, учащиеся собирают информацию, систематизируют и описывают на примере выбранного издания, в качестве которого могут выступать журналы и газеты, как выпускаемые в регионе, так и центральные издания. Пример: Подготовить материал для детской газеты по проблеме использования, вреда и пользы для здоровья и утилизации жевательной резинки.

4. В задании скомпилированы в виде проблемы или загадки увлекательные и интересные факты из любой научной области, которые необходимо рас- крыть или разгадать. Для того чтобы разгадать загадку или решить проблему, учащиеся работают в группах, выполняя разные роли, и проводят тщательное расследование с целью получить ответ на поставленную проблему или загадку. Пример: тайна смерти Гоголя и Есенина, Шерлок Холмс  и другие известные сыщики ведут расследование.

5.Задание направлено на творческое или нестандартное представление информации, собранной по заданной теме с использованием различных источников. Форматом представления могут быть картина, радиоспектакль, агитбригада и др. Учащиеся исследуют конкретную тему, собирают информацию, которую преобразуют в творческий продукт, например, подготовить выступление агитбригады «В защиту исчезнувших букв».

6. «Поиск истины».Задание направлено на поиск информации по определённой теме, сопоставление различных то чек зрения на заданную тему, принятие согласованного конечного решения или результата, компромиссного для каждого участника поиска. Работая в разных ролевых группах, каждая из кото рых двигается по своему направлению, анализируя различные точки зрения, группы должны прийти только к одному, общему, согласованному решению

Квест может служить инструментом развития познавательного интереса школьников, поскольку он сочетает в себе постановку исследовательской задачи с привычной для современного школьника средой. Анализ диссертационных исследований и научно-методических журналов за последнее десятилетие показал, что в образовательном процессе общего и высшего образования стали применяться веб-квесты (виртуальные – в сети Интернет) и реал-квесты («живые» квесты – на природе, в классе, музее и др.), которые зачастую сочетают виртуальный поиск с реальным миром, поэтому правомерно употреблять термин «квест-технология», или «образовательный квест». Следует отметить, что в развлекательном бизнесе наблюдается активное распространение этой технологии, даже в Интернете можно найти статью с таким названием «Эпидемия квестов – пора оторваться от монитора и попробовать выбраться из комнаты», в которой отмечается, что «первые квест-комнаты в реальности появились ещё в 2006 году в Будапеште. Квесты в реальности ‒ новый увлекательный вид развлечений, который покорил Европу, Азию и Америку. Час в закрытом помещении среди кодов, шифров и головоломок стал популярным отдыхом для компании от двух до восьми человек как среди подростков, так и взрослого поколения» . Квест-технология носит интегрированный характер, о чём свидетельствуют следующие тезисы: ‒ алгоритм квеста строится в логике технологии проблемного обучения – от постановки проблемы до путей её решения, представления результата и рефлексии, что влияет на развитие обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности; ‒ образовательные «продукты», выполняемые индивидуально или в группе в результате завершения квеста, могут быть различными: от решения поставленной проблемы в виде ответа на вопрос до созданных мультимедиапрезентаций, роликов, сайтов, буклетов и др. В этом смысле образовательные квесты взаимосвязаны с идеями «инструментальной» педагогики и методом проектов Дж. Дьюи (США) конца XIX в. [18]; ‒ интрига и сюжет, привнесённые в эту технологию являются элементами игрового обучения – ролевой или при ключенческой игры, которая по сущности носит командный характер; ‒ использование специальных компьютерных программ, информационных возможностей сети Интернет как в ходе выполнения, так и представления результата квеста, обмена мнениями характеризует эту технологию как информационно-коммуникационную. Итак, образовательный квест – интегрированная техно логия, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главно го проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету. Веб-квест можно рассматривать как один из видов квест-технологии. Следует обратить внимание на то, что сущность квеста близка некоторым известным в педагогике играм, таким как выполнение заданий «по станциям», ориентирование на местности с препятствиями («Следопыты», «Казаки-разбойники», «Поиск клада» и др.). Небезынтересным является обращение и к классической педагогике, так Я. А. Коменский отмечал, что замечательно, «…если для отдыха ума разрешаются юношеству и придумываются такие игры, которые живо представили бы серьёзные стороны жизни и этим уже развивали бы у юношества некоторые склонности к этим сторонам жизни. Ведь можно дать некоторое представление и о ремёслах при помощи какого-либо инструмента, а равно и о хозяйстве, и о политике, и о военном строе, и об архитектуре, и о многом другом. Можно провести подготовку даже к медицине, если в весеннее время показать ученикам в поле или в саду роды трав, вызывая их на соревнование в том, кто больше узнает. Таким образом, не только будет выяснено, кто от природы склонен к ботанике, но рано будут пробуждены и светочи знания. Для усиления поощрения можно было бы наиболее успе вающих награждать званием доктора, лиценциата или кандидата медицины. Так и во всех остальных таких упражнениях: в военной игре учащиеся могут получать звание полководца, трибуна, капитана, знаменосца; в вопросах политических – звание царя, советника, канцлера, маршала, секретаря, посла и пр., …подобная игра приводит к серьёзному» .Отличие квест-технологии от традиционных игр в педа- гогике заключается в заданиях проблемного характера и поис ке информации в сети Интернет. Для веб-квестов характерно глубокое «погружение» в открытое информационное про странство (представление результата квеста в Интернете на сайтах или в социальных сетях, использование специальных компьютерных программ). Это ещё раз подчёркивает, что об новление образовательных технологий детерминировано со циокультурными особенностями современного общества. Нами совместно с учителями, педагогами дополнительного образования и студентами накоплен опыт разработки и применения образовательных квестов на уроках и внеуроч- ной деятельности, что послужило толчком для проектирования технологической карты как основы разработки образова тельного квеста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по ИЗО "Информационные технологии на уроках ИЗО.Квест- технологии."

Любая педагогическая технология - этоинформационная технология, так как основутехнологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.• Компьютерные (новые информацион...

Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса «Лучший учитель». Тема: КВЕСТ - технология как средство повышения эффективности образования

Тема моего выступления: КВЕСТ – технология как средство повышения эффективности образования.Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной об...

Web-квест технологии в образовании школьников как условие эффективной реализации ФГОС

Напалков С.В., Напалкова Е.С. Научная статья: Web-квест технологии в образовании школьников как условие эффективной реализации ФГОС // Наука молодых: сборник материалов VII Всероссийской научно-практи...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Проектно-исследовательская работа "Применение Квест-технологии в современном образовании"

Технология  квеста может быть применена при работе над кратковременными проектами в пространстве одного урока и в работе над долговременными проектами, в которых, переходя с одного этапа на друго...

Статья Вектор успеха Квест-технологии в дополнительном образовании

Статья "Вектор успеха" Квест-технологии в дополнительном образовании...