Проект "Кулинарный антураж в литературном произведении"
проект по литературе (9 класс) на тему

Драчева Галина Николаевна

Проект-совместная  работа учащихся 9-11 классов. Кулинарные страницы произведений не просто были найдены, а учащиеся разыскали рецепты данных блюд и приготовили  их для всей школы. после защиты проекта  все приняли участие в дегустации блюд прошлого века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulinarnyy_anturazh_v_russkoy_literature.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕМА: Литературная гостиная «Кулинарный антураж в русской классической литературе»

 ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством писателей, раскрывающих в творчестве «образ» еды; развитие интереса к русской национальной  кухне и классической литературе

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная презентация, выставка книг, портреты писателей

 ЭПИГРАФ:  Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

                                                                                                                  Сократ

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2. Слово учащимся.

1-й ведущий: Сегодня мы встречаемся с вами в литературной гостиной. Тема нашей встречи «Кулинарный антураж в русской классической литературе». Эпиграфом сегодняшней встречи будут слова Сократа, древнегреческого философа: «Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

2-й ведущий: В произведениях русских писателей присутствует малоизвестный элемент, который содержится в авторском драматургическом тексте. Этот элемент возник в литературе довольно поздно, т.к. подобрать к нему термин просто трудно как в смысловом, так и в лингвистическом отношении.

Этот элемент – ЕДА (кушанья, напитки, продукты) и ВЫТИ (определенное время еды в течение суток: утренний чай или кофе, завтрак, полдник, обед, вечерний, послеобеденный чай, ужин, паужин, суаре). Гастрономический элемент этот в литературе русских писателей именуется КУЛИНАРНЫМ АНТУРАЖЕМ.

3-й ведущий: Многие традиционные, классические для русской национальной кухни продукты, само наименование которых не только всегда входило в художественную литературу, в драматургические произведения, но и вызывало интерес у читателей с самим понятием «русская кухня».

  1-й ведущий: Разговор об «образах» еды можно начать, обратившись еще к древней литературе, в которой они играли важную роль. Уже в античной мифологии Дионис воспринимался как апофеоз могучей жизненной силы и чувственного земного бытия. В евангельских сюжетах неоднократно встречаемся с «образами» еды. Это широко известная притча о пяти хлебах, которыми Христос накормил 5 тысяч человек. Здесь же появляется аллегорическое толкование хлеба. Христос называет хлеб своим телом.

2-й ведущий: Хлеб – всему голова. Иностранцев, приезжающих в нашу страну, неизменно поражает, сколько хлеба мы съедаем в день. Так уж исстари повелось, что без хлеба, особенно ржаного, для нас невкусно любое, самое изысканное блюдо, причем это общая черта славян. Приятель Пушкина, граф Шереметьев, по возвращению из Франции жаловался поэту: «Худо, брат, жить в Париже, есть нечего; черного хлеба не допросишься».

3-й ведущий: Любовь наших предков к черному хлебу была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Дело в том, что один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на католическую и православную – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века в церкви разгорелся спор о том, что следует употреблять при причастии: квасный (кислый) хлеб, как это было в Византии и на Руси, или пресный – согласно практике католической церкви? Папа Лев 9-й запретил употреблять кислый хлеб, но Византия, стоявшая во главе восточной церкви, выступала против этого запрета, т.к. понимала, что иначе она лишится поддержки Руси.

1-й ведущий: В эпоху Возрождения мысль великих гуманистов о том, что в физиологии человека нет ничего противоестественного и порочного, приводит к своеобразному культивированию «образов» еды.

2-й ведущий: Эти мотивы, пройдя через столетия, проторили себе путь в произведения древней и классической русской литературы. В древнерусском фольклоре, например, нашли отражение традиции славянской кухни.

Считалочка: 

Чищу овощи для щей.

 Сколько нужно овоще

 Три картошки, две морковки,

 Луку полторы головки,

 Да петрушки корешок,

  Да капустный кочешок.

  Потеснись-ка ты, капуста,

  От тебя в кастрюле густо

  Раз, два, три – огонь зажжен –

  Кочерыжка, выйди вон!

Заклички:

Вот орешки!

Хорошие орешки!

Вкусные, на меду,

Давай в шапку накладу!

Кому пирожки,

Горячие пирожки?

С пылу, с жару –

Гривенник за пару!

Нажарила, напекла

Акулина для Петра.

Давай – наскакивай.

Сами мы рязанские!

Сельди – астраханские!

Давай, покупай!

Забирай, выбирай!

                       Ай да квас!

С медком, с ледком!

С винной брагой!

И густой, и забористой!

3-й ведущий: Шли годы, кухня становилась более разнообразной. Заглянем в меню екатерининского вельможи:

  1. Похлебка из рябцев с пармезаном и каштанами.
  2. Филейка по-султански.
  3. Говяжьи глаза в соусе, называемые «поутру проснувшись».
  4. Телячьи уши крошеные.
  5. Баранья нога.
  6. Хвосты телячьи по-татарски.
  7. Голуби по-станиславски.
  8. Гусь «в обуви».
  9. Горлицы.
  10. Крем жирный.

Ну и обжора был этот вельможа! Гуся прямо в обуви съел. То ли дело Петр 1 – он всегда был скромен в еде.

  1. ведущий: Меню праздничного обеда Петра 1-ого:

1.Колбаса с чесноком.

2. Похлебка.
3. Жаркое.

4.Варенная в сахаре дыня.

2-й ведущий: «Животное насыщается,  человек ест, умный человек питается», - так говорил ученый-физиолог Брилья-Саварен. Кто не знает фонвизинского Митрофанушку, у которого голова была слабее, чем брюхо, т.к. его маменька сводила воспитание сына не просто к питанию, а к обжорству? Роль, которую кулинарный антураж выполняет в  этой комедии, состоит в том, чтобы служить яркой иллюстрацией для характеристики конкретных действующих лиц – Митрофанушки и г-жи Простаковой.

                  (Сцена из комедии Д.Фонвизина «Недоросль»)

Г-жа Простакова: Поди же, Еремеевна, дай позавтракать ребенку.

Еремеевна: Он уже и так,матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова: Так тебе жаль шестой, бестия.

Еремеевна: Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова: Ах, мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан: Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин: Да, видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан: А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Скотинин: Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан: Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню шесть.

Еремеевна: Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан: И теперь как шальной хожу.

1-й ведущий: Так Фонвизин сосредоточил весь кулинарный материал в одном месте пьесы, придав ему максимально комическое направление. Конечно, у современников это не вызывает комичности, т.к. нет представления о количестве принятой еды.  В данном случае «три ломтика» солонины равны 600-750 г солено-вяленого, тяжело, весьма трудно усвояемого мяса.

       Слово «подовый» означает подовой пирог – делали пироги небольшими. Начинялись они мясом с луком или капустой с яйцами, тесто замешивали на говяжьем сале и кипятке, запекались в печи на сковороде. Это были полупеченые, насквозь пропитанные жиром, тяжелые сытные пироги. Вес одного подового пирога достигал 409г, так что шесть «подовых» были общим весом примерно в 2,5 кг.

 2-й ведущий:  Что же касается «кувшина» кваса, то его объем мог быть двояким – на 3 и 5 литров. Общий итог этого «подвига» Митрофанушки: 8,5 – 9 кг тяжелой дрожжевой и жирной пищи. Протосковав до самого утра, умудрился все же съесть на завтрак еще «5 булочек». Общий вес 5 булочек был примерно 1-1.2 кг.

3-й ведущий: Всем известно, что наш славянский народ всегда славился гостеприимством. Правда, герой одной из басен И.А.Крылова Демьян так увлекся, что закормил соседа Фоку чуть ли не до смерти.

(Сцена из басни И.А.Крылова «Демьянова уха»)

         Кстати, издавна на Руси ухой называли всякого рода варево или похлебку и не обязательно из рыбы.

1-й ведущий: А знаете ли вы, что любимым блюдом А.С.Пушкина были пельмени?

                         Дословный перевод с финского языка слова пельмени: «пель» - ухо, «мень» - хлеб,

        что на русском означает – ушки из теста. Во времена Тридцатилетней войны в Западной Европе в период поста монахи прятали изрубленное мясо в тесто. Отсюда пошла современная технология приготовления пельменей.

Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров,

Не стану есть…-

      говорила Людмила Черномору устами Пушкина в поэме «Руслан и Людмила».

…не слушать пений,

Пока не дашь ты мне пельменей,-

           добавляют создатели современной рекламы.

2-й ведущий: Перелистывая «Евгения Онегина», мы находим упоминание о других блюдах. Поражает удивительная осведомленность А. С. Пушкина в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лексике. Он с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной картины жизни различных слоев российского дворянства. На страницах романа то и дело мелькают названия целого ряда кушаний, чувствуется, что поэт разбирается в них, как настоящий знаток. В романе есть несколько специальных "кулинарных" отступлений, в которых описываются "меню" ресторана "Талон" в Петербурге, домашнего дворянского застолья, чайного стола. По всему произведению рассеяны точные сведения о различных блюдах, готовых кушаньях и напитках. Все это создает своеобразный красочный "кулинарный" фон романа, который, в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.

                          (Чтение отрывка из романа «Евгений Онегин»)

Ресторан Талона в Петербурге:

К Талон помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин,

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток,

Пред ним ростбиф окровавленный,

И трюфели, роскошь юных лет,

 Французской кухни лучший цвет,

И Страсбургский пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Еще бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет…

3-й ведущий: Трюфели. Вот что пишет по их поводу Набоков: "Эти деликатесные грибы ценились так высоко, что мы, в безвкусный цвет искусственных ароматов, с трудом можем себе представить". Трюфели обычно шли в качестве гарнира к ростбифу. Это деликатесные грибы, черные и белые, род сумчатых, с отчетливым душистым ароматом. И в пушкинские времена, и в наши дни они доставлялись в Россию из Франции.

Произрастают под землей на глубине около 20 см в дубовых и буковых лесах на юго-западе Франции. Выращивать искусственно их не научились. Ищут чудесные грибы с помощью свиней и дрессированных собак. Трюфельные места держатся в тайне.

Земляные грибы - это горячее, истинно французское блюдо. Их очищали от земли, вымачивали полчаса в холодной воде, обрабатывали тщательно каждый грибок и еще раз на полчаса оставляли в чистой холодной воде. Почему только - "роскошь юных лет"? Очевидно, что грибы любила золотая молодежь того времени, к кругу которой принадлежал Онегин. Сегодня цена на трюфели - около тысячи евро за килограмм. Найти их в продаже у нас не так-то просто. Поэтому, скорее всего, их на нашем обеде, увы, не будет.

  • "Страсбургский пирог нетленный". Современный читатель вряд ли поймет, о чем речь. А речь о гусином паштете с грибами, рябчиками и свиным фаршем. Страсбургский паштет, как и любой классический, запекали в тесте. А нетленный он потому, что доставлялся в герметичной посуде, залитый свиным жиром (смальцем), то есть применялся тогдашний вариант консервации. Ведь в Петербург его привозили прямо из Франции. Стоил он дорого. Однако подобный кулинарный шедевр можно приготовить и дома. Знатоки истории кулинарии утверждают, что в пушкинские времена к паштету подавали кисло-сладкий соус кумберлан - из яблочного пюре со смородиной, вином и пряностями.
  • Лимбургский сыр – мягкий, острый сыр, приготовленный в Лимбурге. Это дорогое блюдо. Лимбургский сыр был любимым лакомством самого Пушкина: когда опальный поэт жил в ссылке в Михайловском, он просил брата прислать ему лимбургского сыра из столицы. Этот мягкий острый сыр из коровьего молока, своим пикантным вкусом напоминающий рокфор, поставлялся из Бельгии, из городка Лимбурга. "Живым" сыр казался из-за своей желеобразной консистенции.
  • Ананас – южное растение с крупным, ароматным, сочным, толстокожим плодом овальной формы. Культурный ананас относился к деликатесным блюдам. Самые крупные плантации – на Гавайских  и Филиппинских островах, в Мексике, Бразилии, на Кубе. В Европе ананас выращивается в теплицах и оранжереях с середины 18 века. Да будет вам известно, что весь XIX век ананас считался символом роскошной жизни. И хрестоматийная строчка Северянина, написанная чуть позже, "ананасы в шампанском, ананасы в шампанском" - тому подтверждение.

Выразительное чтение стих-я И.Северянина

«Ананасы в шампанском».

1-й ведущий: Еще мудрый Омар Хайям отметил, что

                           Вино запрещено, но есть четыре «но»:

                           Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.

                           При соблюдении сих четырех условий

                           Всем здравомыслящим вино разрешено.

              Опять обратимся к роману «Евгений Онегин».

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог

Беф-стейк и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой…

2-й ведущий: «Клико», «Моэт», «Аи» - это сорта шампанского. Шампанское – игристое, белое виноградное вино, которое начали изготавливать в конце 17 века во Франции в провинции Шампань. Во времена Пушкина вино «мадам Клико» производили  и привозили в Россию только из Франции. Цена его была очень высока – 30 рублей, что приравнивалось к стоимости одной коровы. Вдова Клико - одна из торговых марок шампанского, экспортировавшегося в Россию в начале XIX века. Сегодня в России можно купить вино королей, которым Онегин угощал в деревне своего друга поэта Ленского и которое пил в блестящем Петербурге. Наливки, яблочная вода, брусничная вода - все это вина домашнего изготовления. Если же случай был особо парадный, как, например, именины, то одной наливкой, конечно, не обходились: выставлялись на стол и покупные вина, хотя и не заграничные. Красное вино, которое пьет Онегин, - привозное, заграничное.

   «Бордо» - сорт красного вина, которое пили только аристократы. Бордосские вина - это в основном красные выдержанные сухие и полусухие вина департамента Жиронды. Эти вина, обладающие высокой терпкостью, то есть высоким содержанием пектинов, катехинов и дубильных веществ, благотворно и даже целительно влияют на пищеварение. В России были распространены лишь весьма немногие марки бордосского, в основном "Лафит", о котором и упоминает Пушкин как в "Евгении Онегине", так и в ряде других своих произведений.

1-й ведущий: Пушкин более подробно останавливается на характеристике вин, на сравнении свойств и качеств, физиологическом и эмоциональном воздействии шипучих вин (шампанского, цимлянского, горского) и красных сухих столовых вин (бордоского, кахетинского).

Чтец:                    О шампанском

                      Вдовы Клико или Моэта

                      Благословенное вино

        В бутылке мерзлой для поэта

                      На стол тот час принесено.

 Оно сверкает Ипокреной,

Оно своей игрой и пеной

(Подобием того-сего)

Меня пленяло: за него

Последний бедный лепт, бывало,

Давал я, помните ль, друзья?

Его волшебная струя

Рождала глупостей немало,

А  сколько шуток и стихов,

И споров, и веселых снов!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но изменяет пеной шумной

Оно желудку моему.

Чтец:                        О бордоском

И я Бордо благоразумный

Уж нынче предпочел ему.

К аи я больше неспособен;

Аи любовнице подобен,

Блестящей, ветреной, живой,

И своенравной, и пустой…

Но ты, Бордо, подобен другу,

Который в горе и в беде,

Товарищ завсегда, везде,

Готов нам оказать услугу

Иль тихий разделить досуг.

Да здравствует Бордо, наш друг!

1-й ведущий: Мы знаем, что в романе «Евгений Онегин» также описаны древнерусские традиции и обряды:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины:

У них на масленице жирной

Водились русские блины.

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели…

Им квас, как воздух, был потребен…

  Квас - старинный русский напиток, который и поныне пользуется большой популярностью. В давние поры на Руси работник не нанимался в работы, если у хозяина не было столько квасу, чтобы пить его можно было, когда вздумается.

Набоков пишет в своем комментарии: "Квас - национальный безалкогольный напиток (иногда слегка бродящий), обычно изготовляемый из заквашенного ржаного теста или ржаного хлеба с солодом. Имеются и иные способы приготовления кваса из меда и фруктов".

  С одинаковым удовольствием пили квас представители всех сословий, предпочитая даже заморским винам. Для крестьян квас был практически основным продуктом питания. "Не всё с припасом, проживешь и с квасом, а порой и с водой! - говорили на Руси.                    А. С. Пушкин в "Евгении Онегине" писал о русских людях: "Им квас как воздух был потребен". Онегин, разумеется, квас не пьет.

2-й ведущий: Безусловно, вы догадались, что речь сейчас пойдет о блинах – традиционном русском блюде, без которого не обходится ни одна масленица. Блины - национальное русское кушанье. Круглый, горячий блин - символ яркого солнца. По результатам исследований русских историков, дрожжевой блин появился на рубеже 1005-1006 годов. В 2006 году русскому блину исполнилось 1000 лет. Образную характеристику блина как ритуального кушанья дал А.И.Куприн: «Блин кругл как настоящее круглое солнышко. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».    Блины пекли в течение всей масляной недели. Даже поговорка такая была: «Без блина не Маслена, без пирога не именины». У древних славян Масленица была многодневным праздником, знаменовавшим собой проводы зимы.

( Фольклорный ансамбль исполняет песню «Ох, блины мои, блины»)

3-й ведущий: Важное место занимал «образ еды» в творчестве Н.В.Гоголя.

Еда была для Гоголя делом очень важным, можно сказать священным. Он никогда не относился к еде легкомысленно, как к чему-то низкому и внимания недостойному. Среди друзей и знакомых он слыл лакомкой, знатоком малороссийских блюд, которые с удовольствием готовил сам. К поварскому ремеслу он вообще был расположен с юности и, уезжая в Петербург, всерьез рассматривал это поприще как один из способов заработать себе на хлеб. В России он никому не доверял приготовление макарон. «…Он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимым делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром», - писал С.Т.Аксаков.

   1-й ведущий: Кулинария занимала важное место не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве.  Истинный хлебосол, воспитанный щедрой землей полтавщины, в своих книгах писатель дает волю гастрономической страсти и «кормит» читателя описаниями блюд, способных порой, как выразился сам Гоголь в письме своему другу и однокашнику Данилевскому, «произвести на три дня слюнотечение у самого отъявленного объедала».

           

2-й ведущий: С первых страниц поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголь отводил немалое место «образам еды». А это, в свою очередь, является своеобразной характеристикой и места действия, и героев. Прибытие Чичикова в губернский город начинается с посещения трактира, где ему подают на обед «щи со слоеным пирожком, нарочно оберегаемым для проезжающих в течение нескольких недель; мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечно слоеный сладкий пирожок».

 3-й ведущий: Пулярка жареная – блюдо из молодой курицы, специально откормленной для стола.

2 –й ведущий:   Писатель привык относиться к еде с уважением, но все же резко отделял сытость от чревоугодия.   Рядом с прозой драматургические произведения Гоголя, его комедии, создававшиеся в петербургский период, естественно, бедны кулинарным антуражем. Тем не менее, по сравнению с другими своими современникам, Гоголь старался  при помощи кулинарного антуража всю динамику и эволюцию превращения образов литературных героев. Именно по отношению к еде и по уровню еды читатель   мог ясно видеть «кто есть кто».          

(Сцена из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Хлестаков: (громким, но не столь решительным голосом) Ты ступай туда.

Осип: Куда?

Хлестаков: (Голосом, очень близким к просьбе) Вниз, в буфет…Там скажи, чтобы мне дали пообедать.

Осип: Да нет, я и ходить не хочу.

Хлестаков: Как ты смеешь, дурак!

Осип: Да, так все равно, хоть и пойду, ничего из этого не будет. Хозяин сказал, что больше не даст обедать.

(Осип уходит. Хлестаков один.)

Хлестаков: Ужасно хочется есть. (Трактирному слуге.) Послушай, любезный, там мне до сих пор обеда не приносят, так, пожалуйста, поторопи, чтоб скорее…

Слуга: Да хозяин сказал, что не будет больше отпускать.

Хлестаков: Посуди сам, любезный, как же? Ведь мне нужно есть. Эдак могу я совсем отощать. Мне очень есть хочется…

Слуга: так-с. Он говорит: «Я ему обедать не дам, покамест он не заплатит мне за прежнее»…

Хлестаков: Ты растолкуй ему сурьёзно, что мне нужно есть.

Хлестаков(один): Это скверно, однако ж, если он совсем ничего не даст есть. Так  есть хочется, как ещё никогда не хотелось. Тьфу (Плюёт). Даже тошнит, так есть хочется.

Осип: Несут обед.

Хлестаков: (Прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле.) Несут! Несут! Несут!

Слуга (С тарелками и салфеткой): Хозяин в последний раз уж дает.

Хлестаков: Ну, хозяин, хозяин…Я плевать хотел на твоего хозяина! Что там такое?

Слуга: Суп и жаркое.

Хлестаков: Как? Только два блюда?

Слуга: Только-с.

Хлестаков: Вот вздор какой! Этого мало.

Слуга: Нет, хозяин говорит, что много.

Хлестаков: А соуса почему нет?

Слуга: Соуса нет.

Хлестаков: Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни. Там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и ещё много кой-чего.

Слуга: Да оно-то есть, да нет.

Хлестаков: Как – нет?

Слуга: Да уж нет.

Хлестаков: А семга, а рыба, а котлеты?

Слуга: Да это для тех, которые почище-с.

Хлестаков: Я с тобою, дурак, не хочу рассуждать (наливает суп и ест); что это за суп? Ты просто воды налил в чашку: никакого вкуса нет…Я не хочу этого супа, дай мне другого.

Слуга: Мы примем-с. Хозяин сказал, коли не хотите, то и не нужно.

Хлестаков: (Защищая кушанье) Ну, ну, ну…оставь, дурак…(ест) Боже мой, какой суп! (Продолжает есть) Я думаю, ещё не один человек в мире не едал такого супа: какие-то перья плавают вместо масла. (Режет курицу.) Ай, ай, ай, какая курица! Дай жаркое! Там супу немного осталось, Осип, возьми себе. (Режет жаркое) Что это за жаркое? Это не жаркое.

Слуга: Да что ж такое?

Хлестаков: Черт знает что такое, только не жаркое. Это топор, зажаренный вместо говядины. (ест) Мошенники, канальи, чем они кормят? (Вытирает рот салфеткой). Больше ничего нет?

Слуга: Нет.

Хлестаков: Канальи! Подлецы! И даже какой-нибудь соус или пироженое. Бездельники!

(Слуга убирает и уносит тарелки.)

Хлестаков (Один): Право, как будто и не ел; только что разохотился. Если бы мелочь, послать бы на рынок и купить хоть сайку.

3-й ведущий: Чтобы довершить портрет Хлестакова посредством кулинарного антуража, Гоголь находит возможность сообщить об истинной ценности этого «ревизора» путем того счета, который был дан ему в трактире, где состав еды, которую не берут даже бедные, порядочные люди. И если бы городничий  был внимательнее и критичнее, то один факт этого счета, который он не увидел и не придал ему значения, избавил бы их от ошибки, приняв Хлестакова за важную птицу.

(Слайд с гоголевским меню)

1-й ведущий:  Гоголь придавал огромное значение организованному, нормальному обеденному столу, состоящему из четырех блюд: горячего жидкого, двух горячих блюд, одно из которых обязательно мясное, а другое сменное – рыба, яичное блюдо или птица и десерта из 2-х компонентов: фрукты, хлебный квас или чай и кондитерское изделие.

2-й ведущий: За чаем остается неоспоримое первенство, оно закрепляется в русской национальной жизни, в русском национальном сознании.

( Сообщение ученика о чае)

  Родина чая – Китай. В Европу он попал в том же столетии, что и кофе. У чая были свои враги, в первую очередь среди врачей. В то время как врачи и сторонники чая спорили между собой, чай победоносно покорил Африку, Голландию и Россию, став в этих странах любимейшим напитком.

3-й ведущий:  А.Н.Островский пристальное внимание уделяет чаю, и не только уделяет, а постоянно упоминает во многих своих пьесах и буквально разрабатывает всю гамму их применения – от сортировки, подачи до учета качества. Именно поэтому пьесы Островского сохраняют ныне для нас не только свой художественный, но и историко-бытовой интерес. У Островского рьяными противниками чая выступают самые отрицательные, самые неприятные и нечистоплотные в моральном отношении персонажи: Аркашка Счастливцев в «Лесе», Апполон Музавецкий в «Волках и овцах», максим Беневоленский в «Бедной невесте» и т.п.

( Сцена из пьесы «Бедная невеста»)

Анна Петровна: Чайку, Максим Дорофеевич, не угодно ли?

Беневоленский: Нет-с, покорно благодарю – я до него совсем не охотник.

Добротворский: Что, сударыня за чай; не такие мы гости, чтобы чай пить. А вы велите-ка закусочку подать, так мы с Максим Дорофеичем по рюмочке бы выпили.

Анна Петровна: Сейчас, батюшка, сейчас.

Беневоленский: Это ты недурно выдумал, Платон Маркыч.

1-й ведущий: Островский методически показывает, что чай в купечестве пользуется почетом либо у патриархальных женщин, либо у людей добрых, тихих, робких, скромных, более положительных.

2-й ведущий: Не случайно поэтому Островский порой завершает действие или картину в своих пьесах как неким победным кличем такими, например, репликами: «Маша, давай самовар!» («Свои собаки грызутся, чужая не приставай!»), «Пойду в огород к Федосье Ивановне чай пить» («Старое по-новому»). У драматурга чрезвычайно разнообразно представлена русская «чайная» лексика, русский «самоварно-чайный» жаргон, совершенно не переводимый на другие языки. Приведем диалог Домны Пантелеевны с кухаркой Матреной из «Талантов и поклонников», где эта «чайно-самоварная» лексика сосредоточена в наиболее концентрированном виде.

Домна Пантелеевна: Самовар-то готов у тебя?

Матрена: Развела, гляди, зашумит скоро.

Домна Пантелеевна: А зашумит, так прикрой.

Матрена: Что его прикрывать-то! Наш самовар и зашумит, так не скоро кипеть-то сберется; уж он поет-поет на разные голоса, надсаждается-надсаждается, а все толку мало; а раздувать примешься, так он хуже, ровно тебе на смех. У меня с ним брани немало бывает.

 

Сценка из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина! «Как один мужик двух генералов прокормил».

3-й ведущий: Фазан – большая промысловая птица из отряда куриных, с ярким оперением. Слово пришло из греческого языка и обозначало птицу из Фасиды, эллинской речки.

1-й ведущий: А теперь о самом любимом блюде всех времен и народов – о  мороженом.

Мороженое содержит витамины «хорошего настроения» -  Д и Е. Китайцы знали об этом его свойстве еще до новой эры. Его изготавливали из фруктов, меда и кусочков льда. У нас мороженое появилось в 18 веке.  

В 19 веке родилась идея «вафельного стаканчика», а позже мороженое  стали нанизывать на палочку – появилось эскимо. Мороженое никого  не оставляет равнодушным. Говорят, что одним из тех, кто никогда не мог всласть наесться этим лакомством, был американский президент Джордж Вашингтон. Великий полководец Александр Македонский приказывал перед битвой  баловать мороженым своих воинов.

Чтение стихотворения И.Северянина

«Мороженое из сирени».

1-й ведущий: Осведомленность писателей  в вопросах кулинарии оживила, окрасила и дополнила грандиозные живописные многоплановые полотна нашей российской художественной литературы.

2-й ведущий: Великий русский критик В.Г.Белинский акцентировал внимание на том, что «пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари».

3-й ведущий: Обратимся снова к эпиграфу нашего занятия: «Надо есть, чтобы жить…» Добавим: жизнь – это движение…

   Движение ведет не только к физическому, но и духовному совершенству. В человеке все должно быть прекрасно. Мера во всем – это гармония, к чему должен стремиться каждый человек. 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Общая схема композиции литературного произведения"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

Примеры литературных произведений для аргументации

Аргументация собственного мнения при написании сочинения на ЕГЭ. Проблемы и литературные произведения с подобной проблематикой....

«Характер и образ в литературном произведении (на примере романа Фредерика Стендаля «Красное и черное»).

«Столкновение с людьми открывает нам часто глаза на самих себя. Это нравственное зеркало, от которого не следует отворачиваться». (Ф.Стендаль)      Мы продолжаем наше ...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Литературный квест. Собаки - герои литературных произведений

Наши ребята любят все таинственное, любят искать вопрос, спрятанный в кабинете, чтобы потом ответить на него. Всё зависит от мастерства человека, который прячет вопрос: долго ли продлятся поиски.Мы бы...

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии,с картинами живописи, с хорошей музыкойВряд ли он...