Внеурочное занятие
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Кок-Кат Саида Ооржаковна

Внеурочное занятие  по  повести Троепольского "Белый Бим Черное ухо" рассчитано для  учащихся  5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность. 5 класс.

Гавриил Николаевич Троепольский

«Белый  Бим Черное ухо»

Цель:      на примере жизни и поступков главного героя  учить  доброте,

          доверии, дружбе, верности долгу, умении чувствовать природу,

          понять другого и   сопереживать другому;

               вызвать  интерес к книге, к чтению, расширить словарный запас,

          развивать речь.

Наглядность: портрет писателя, афоризм, высказывание.

                       «Живи сообразно с природой»

                                                                      /античный афоризм/

                       «…не может быть добрым тот, кто жесток к  животным»

                                                                                                        /Л.Н.Толстой/

Словарная  работа:   сеттер – род  охотничьей  собаки

                                      подпалина – рыжеватое пятно на шерсти  животных

                                      кинология – наука  о собаках, собаковедение

                                      аномалия – отклонение от  норм, неправильность

Ход  занятия:

  1. Слово о писателе и  о  повести.

-  Гавриил Николаевич Троепольский  родился  в 1905 году. По профессии  агроном. Был  и  учителем. За повесть «Белый Бим Черное ухо» удостоен Государственной премии.

  Его повесть «Белый Бим Черное ухо» - это лирический рассказ  об умной  и доброй  собаке  - сеттере  Бим, о верности  и  преданности долгу,   о  людях  добрых  и  злых.

   Эта добрая  повесть решает  вечный  вопрос: каким  быть  человеку  и  как ему  жить?

  1. Чтение  и  анализ  глав  повести.

   1.Глава 1.  Двое в одной комнате.

       *Чтение главы.

       *Вопросы по содержанию главы:

          - Что  можно  сказать о  поведении щенка?

                    /  1.  «…попытался  исследовать»:

                                наблюдателен, внимателен;

                      2. понимал два слова:  «Бим» и  «нельзя»;

                      3.  «обещал быть умнейшей собакой»/

                - Что можно  сказать о его хозяине?

                  / «так в раннем  возрасте Бим получил от хозяина мораль  

                     через «Библию для  верующих и неверующих»:

                     хозяин не просто заботится  о  собачке, но  учит его,

                     воспитывает/

              - А какая беда была у Бима? / «во всем красавец, а по

                    стандартам шерстного покрова – явно сомнительный    

                    и даже порочный»/

             - И  из-за этого как поступил с матерью Бима его владелец?

                   / «решил было выбраковать белого из помета, то есть

                      утопить/

     2.   «Записки  хозяина»  

          *Самостоятельное  чтение учащимися.

           * Вопросы:

                 -         Чем Бим завоевал уважение хозяина?

                 -       Как понимаете  значение слово «подхалимство»?

                                         /перевод на родной язык»

                   Выводы: Бим – умный, сообразительный  щенок.  Он

                понимает, что иногда хозяин беспомощен. Началась его

                настоящая служба. «Так теплая дружба  и  преданность

                становились счастьем, потому что один понимал другого,

                и каждый не  требовал от  другого больше того, что он

                может дать. В этом основа, соль дружбы».

                   «К двум годам   Бим стал отличной охотничьей собакой,

                доверчивой  и  честной»

 3. Глава 2.

    *Самостоятельное чтение.

    *Выводы по прочитанному.

4.Чтение и краткие выступления учащихся по  другим главам.

     /1.Пришел председатель домкома, разбирал жалобу на собаку.

        Пожаловалась  тетя. Она не любила Бима, обвиняла неспра-

        ведливо. Бим ей не подал  руки, а с Палтитычем «поздоро-

       вался». Тетка, единственный человек из всех людей, которому

       он не верит.

   2. Их дружба стала еще крепкой, казалось, будет вечной. Но у

       Ивана  Иваныча становится плохо  со  здоровьем.

   3. Иван Иваныч брал друга на  каждую охоту. Бим  усердно

      помогал, верил  в  доброту  человека./

              5. Чтение  главы «Прощание с другом»

III. Итог занятия.

  1. Вопросы:

- Почему не сказал мальчикам о смерти Бима?

- Почему (отчего) пал Бим?

- Каким предстает Иван Иваныч?

      2. Самостоятельное заполнение  таблицы.

Автор повести

осуждает

защищает

зло

подхалимство

предательство

жестокость /к природе, к животным/

ложь

бесчеловечность

добро

дружбу

преданность и верность долгу

любовь к природе, животным

Человечность

Честность

скромность

3.- Вот вы, может быть, и вкратце  познакомились с замечательной

     повестью. Хочется ли вам что-нибудь сказать друг другу? О чем?

     Какие мысли, чувства возникли у вас? Чему учит  повесть?

IV.Домашняя работа.

        Прочитать всю повесть и сделать иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...

Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"

Материалы внеурочного занятия  представленные на этой страницеможно использовать на занятиях  внеурочной деятельности...

Использование контента «Мобильное электронное образование» и интернет ресурсов на занятиях английского языка и внеурочных занятиях

Наша жизнь невозможна без интернета. Цифровизация касается и образования. Как использоватать интернет-ресурсы на урока английского языка? Что такое контент "Мобильное электронное образование"...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)

Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....