Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 6 класса по учебнику Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_literatura.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

«В дорогу зовущие». Писатели - создатели, хранители и любители книги. Художественное произведение и его автор. Жанры фольклора.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Календарно-обрядовые песни.

Малые жанры фольклора.  Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах

народного опыта.

Русский фольклор.

Красота и мудрость русских обрядов. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

4ЧАСА

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет». Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси. «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись и история её возникновения.

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.

2 ЧАСА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА.

И.И.Дмитриев  «Муха». И.А.Крылов «Листы и Корни», «Ларчик»,  «Осел и Соловей»

3 ЧАСА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

А.С.Пушкин «Узник», «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Дубровский», «Барышня-крестьянка». М.Ю.Лермонтов «Парус», «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Н.В.Гоголь «Старосветские помещики». И. С. Тургенев «Бежин луг». Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья». А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…». Н.А.Некрасов  «Железная дорога», «Дедушка Н.С.Лесков  «Левша». А.П.Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий». А.И. Куприн « Чудесный доктор»К.А. Паустовский «Соранг»Родная природа в стихотворениях русских поэтов

37 ЧАСОВ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XXВЕКА.

А.П.Платонов  «Неизвестный цветок». А.С.Грин  «Алые паруса». М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. А.А.Лиханов «Последние холода». В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». В.Г.Распутин  «Уроки французского». Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Ф.Искандер  «Тринадцатый подвиг Геракла». Родная природа в русской поэзии. А.А.Ахматова « Перед весной бывают дни такие…». В.М.Шукшин. «Срезал»,  «Критики».Гаршин « Сказка о жабе и розе»»

34 ЧАСА

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ.

Лирика Г.Тукая и К.Кулиева

2 ЧАСА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

МИФ. ЛЕГЕНДА. Гомер «Одиссея», «Илиада». М.Сервантес«Дон Кихот». Ф.Шиллер«Перчатка». П.Мериме  «Маттео Фальконе».М.Твен. "Приключения Тома Сойера". Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король». А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

12 ЧАСОВ

ИТОГО

97 ЧАСОВ

Планируемые результаты изучения предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Русский фольклор

  • Осознать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • Воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • Обеспечивать культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • Быть квалифицированным читателем со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • Развивать способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • Овладевать процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
  • определять тему и основную мысль произведения
  • владеть различными видами пересказа
  • пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • оценивать систему персонажей;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой,

 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризациягуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Древнерусская литература

определять черты
национального характера;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

Русская литература

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую
функцию;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы под
руководством учителя;

  • создавать презентации на основе цифровых фотографий;
  • использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет;
  • осуществлять редактирование и структурирование текста;
  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию

Зарубежная литература

                                                                     Календарно -тематическое планирование литература

.                                                                                            Литература. 6 класс.

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические

сроки

1

«В Введение (1 час)дорогу зовущие». Писатели - создатели, хранители и любители книги. Художественное произведение и его автор. Жанры фольклора.

1

2

Русский фольклор (3 часа)Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Календарно-обрядовые песни.

1

3

Малые жанры фольклора.  Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах

народного опыта.

1

4

Вн.чт. Русский фольклор.

Красота и мудрость русских обрядов. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

1

5

Древнерусская литература (2 часа)Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет». Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси. «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись и история её возникновения.

1

6

Вн.чт. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.

1

7

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. (3 часа)Русские басни. И.И.Дмитриев  «Муха». Противопоставление труда и безделья. Особенности литературного языка 18 века.

1

8

М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния»

1

9

И.А.Крылов «Листы и Корни», «Ларчик». Жанр басни, история его развития. Басня и сказка Самообразование поэта.  Мораль в басне, аллегория, иносказание.Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи.

1

10

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. (37 часов).

А. С.Пушкин. (8 часов). Очерк жизни и творчества. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1

11

«И.И. Пущину». Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

1

12

«Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт.

1

13

Образ Владимира Дубровского.

Р.Р.Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

1

14

Нравственная проблематика повести. Романтическая история любви Владимира и Маши.

1

15

Р.р. Классное сочинение «Защита человеческой личности» по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

16

Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести. Авторское отношение к героям. Эпитет, метафора, композиция, сюжет(развитие понятия).

1

17

Вн.чт. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Пародирование романтических тем и мотивов.

1

18

М.Ю.Лермонтов (4 часа). «Парус», «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

1

8.10

19

Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым в стихотворениях  «Листок», «На севере диком…», «Утес».

1

10.10

20

 «Три пальмы». Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

1

11.10

21

Теория. Двусложные и трехсложные размеры стиха.

1

15.10

22

Вн.чт. Н.В.Гоголь(1 час).  «Старосветские помещики».

1

17.10

23

И. С. Тургенев(3 часа).  «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

1

18.10

24

Духовный мир крестьянских детей.

1

22.10

25

Роль картин природы  и портретных характеристик героев в рассказе  

«Бежин луг»

1

24.10

26

Ф.И.Тютчев.(3 часа). Особенности изображения природы в стихотворении «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…».  

1

25.10

27

Особенности изображения природы в стихотворениях, «С поляны коршун поднялся…», «Листья»

29.10

28

 

Р.Р.  Обучение анализу стихотворения.

1

1.12

29

А.А.Фет (4часа). «Ель рукавом мне тропинку завесила…».  Природа как воплощение прекрасного. Пейзажная лирика (развитие понятия).

1

2.12

30

Пейзажная лирика (развитие понятия).

1

6.12

31

«Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…». Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

1

8.12

32

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. (РР. Домашнее сочинение по лирике Тютчева и Фета.)

1

9.12

33-34

Классное сочинение по лирике Тютчева и Фета

1

13.12    15.12

35

Н.А.Некрасов (4 часа)  «Железная дорога». Образ народа-труженика и народа-страдальца.

1

16.12

36

Народность некрасовской лирики

20.12

37

.

Своеобразие композиции стихотворения.  «Железная дорога».

1

22.12.

38

Вн.чт. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта. Героизация декабристской темы.

Диалог. Строфа.

1

2312.

39

Н.С.Лесков (3 часа).  «Левша». Понятие о сказе. Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа.

1

10.01

40

Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.

1

12.01

41

Проблема народа и власти в рассказе.

1

13.01

42

Вн.чт.А.П.Чехов. (3часа). «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

1

17.01

43

«Толстый и тонкий». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерияра

1

19.01

44

. Роль художественной детали.  Речь героев как источник юмора

20.01

45

. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.(2 часа).  (стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…»,

1

24.01

46

Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», «Чудный град», Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»)

1

26.01

47

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XXВЕКА. ( 34часа)А.П.Платонов (2 часа). «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

1

27.01

48

«Ни на кого не похожие» герои А.Платонова.

1

31.01

49-50

А.И. Куприн « Чудесный доктор»

2

2.02 3.02

51

К.А. Паустовский « Соранг»  

1

7.02

52

Нравственное начало. Сострадание и милосердие в рассказах А.И. Куприна        « Чудесный доктор»

1

9.02

53

М.М.Пришвин(6 часов) «Кладовая солнца». Образы Насти и Митраши.

1

10.02

54

     Образы Насти и Митраши.

14.02

55

Поэзия природы в творчестве Пришвина..Р.Р. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

1

16.02

56

Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина. Символическое содержание пейзажных образов.

1

17.03

57--58

РР. Классное сочинение  по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».

2

21.02

59

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.(2 часа) Стихотворения Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

1

23.02

60

 Самойлов «Сороковые» и другие стихотворения.

24.02

61

Вн.чт.  А.А.Лиханов (1 час) «Последние холода». Дети и война.

1

28.02

62

В.П.Астафьев(3 часа). «Конь с розовой гривой».

1

2.03

63

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

3.03

64

Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи». Речевая характеристика героя.

1

7.03

65

В.Г.Распутин  (4 часа). «Уроки французского». Нравственная проблематика произведений Распутина. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

1

9.03

66

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Духовная память человека как нравственная ценность.

1

10.03

67

Нравственный выбор моего ровесника в произведениях. Рассказ, сюжет .

1

14.03

68-69

 Р.р.Классное сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

2

16.03

70

Гаршин « Сказка о жабе и розе»»

1

17.03

71

Н.М.Рубцов(2 часа).  «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице.

1

21.03

72

Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и  природа в “тихой” лирике Рубцова.

23.03

73

Ф.Искандер (2 часа).  «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

1

24.03

74

Влияние учителя на формирование детского характера.

4.04

75

Родная природа в русской поэзии ХХ века(2 часа).  Стихотворения Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

1

6.04

76

Есенин  «Мелколесье. Степи и дали…», «Пороша».

7.04

77

А.А.Ахматова(2 часа).  « Перед весной бывают дни такие…».

1

11.04

78

Р.Р. Анализ стихотворения.

13.04

79

В.М.Шукшин.(2 часа). Рассказ «Срезал» .

1

14.04

80

. «Критики». Образ «странного» героя в литературе.

1

18.04

81

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ (2 часа). Лирика Г.Тукая (стихотворения «Родная деревня», «Книга»)  

1

20.04

82

К.Кулиева (стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…»). Теория. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

21.04

83

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА .Миф. (1 час). Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф. Отличие мифа от сказки.

1

25.04

84

 Гомер. (1 час).  «Одиссея», «Илиада» как героические эпические поэмы. Образ Одиссея. Понятие о героическом эпосе. Геродот (1 час). «Легенда об Арионе».

Отличия мифа от сказки.

1

27.04

85

Геродот (1 час). «Легенда об Арионе».

Отличия мифа от сказки.

1

28.04

86

М.Сервантес.(2 часа). Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов.

Образ СанчоПансы.

1

2.05

87

Проблема ложных и истинных идеалов.

Образ СанчоПансы.

1

4.05

88

Ф.Шиллер. (1 час). Баллада «Перчатка»

1

9.05

89

Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.

1

11.05

90

П.Мериме(1 час). «Маттео Фальконе». Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

1

12.05

91

М.Твен.(1 час).  "Приключения Тома Сойера". Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Р.Р. (1 час). Домашнее сочинение по творчеству зарубежных писателей.

1

16.05

92

Сочинение по творчеству зарубежных писателей.

1

18.05

93

Э.Т.А. Гофман(1 час). «Щелкунчик и мышиный король». Нравственные уроки сказки.

1

19.05

94-95

Промежуточная аттестация (тестирование).

2

23.05

25.05

96

А. де Сент-Экзюпери.  (2 часа). «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

1

26.05

97

ИТОГИ КУРСА

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....