Всероссийская олимпиада школьников по литературе, 11 класс
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему

Клейникова Наталья Владимировна

Задания для школьного этапа олимпиады, 2016-2017 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_literature_11_klass.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников. 2016-2017 учебный год.

Школьный этап.

Литература. 11 класс.

Продолжительность – 60  минут.

Выбрать для анализа одно из предложенных произведений.

  1. Проанализируйте рассказ Владимира Осиповича Богомолова «Второй сорт», пользуясь следующими вопросами и заданиями:
  • Определите тему, жанр, сюжет, героя, композицию, стиль, направление, художественную идею, образ повествователя.
  • Какова  авторская позиция?
  • Выразите свои мысли и чувства после знакомства с представленным текстом.
  • В своей работе Вы должны показать знание фактического материала из истории и теории литратуры.
  • Пишите логично, ясно, соблюдая речевую грамотность.

ВТОРОЙ СОРТ

    Он приезжает с некоторым опозданием, когда гости уже в сборе и виновница торжества, его двоюродная племянница, то и дело поглядывает на часы.

    Моложавый, с крупной серебристой головой и выразительным, энергичным лицом, он, войдя в комнату и радушно улыбаясь, здоровается общим полупоклоном, представительный, почтенный и привычный к вниманию окружающих.

      Для хозяев он – дядя Сережа или просто Сережа, а для гостей – Сергей Васильевич, и все уже знают, что он писатель, человек известный и уважаемый.

     И подарок привезен им особенный: чашка с блюдцем из сервиза, которым многие годы лично пользовался и незадолго до смерти передал ему сам Горький. Эту, можно сказать, музейную ценность сразу же устанавливают на верхней полке серванта за толстым стеклом, на видном, почетном месте.  

    Сажают Сергея Васильевича рядом с именинницей во главе стола и ухаживают, угощают наперебой; впрочем, он почти от всего отказывается. Наверно, только из вежливости потыкал вилкой в горстку салата на своей тарелке да еще за вечер – с большими перерывами – выпивает рюмки три коньяку, закусывая лимончиком.

     Он, должно быть, тяготится этой вынужденной ролью свадебного генерала, но виду не подает. Зная себе цену, держится с достоинством, однако просто и мило: улыбается, охотно поддерживает разговор и даже пошучивает.

     А на другом конце стола не сводит с него глаз будущий филолог, студент первого курса, застенчивый белобрысый паренек из глухой вологодской деревушки.

     В Москве он лишь второй месяц и, охваченный жаждой познания, ненасытно вбирает столичные впечатления, способный без устали целыми днями слушать и наблюдать. Попал он на именины случайно, и, увидев впервые в своей жизни живого писателя, забыв о роскошном столе, о вине и закусках, забыв обо всем, ловит каждое его слово, и улыбку, и жест, смотрит с напряженным вниманием, восхищением и любовью.

    По просьбе молодежи Сергей Васильевич негромко и неторопливо рассказывает о встречах с Горьким, о столь памятных сокровенных чаепитиях, под конец замечая с болью в голосе:

 – Плох был уже тогда Алексей Максимович, совсем плох..

     И печально глядит поверх голов на полку серванта, где покоится за стеклом горьковская чашка, и задумывается отрешенно, словно смотрит в те далекие, уже ставшие историей годы, вспоминает и воочию видит великого коллегу.

     Окружающие сочувственно молчат, и в тишине совсем некстати, поперхнувшись от волнения, сдавленно кашляет будущий филолог.

      Когда начинают танцевать, он после некоторых колебаний, поправив короткий поношенный пиджачок и порядком робея, подходит к Сергею Васильевичу и, достав новенький блокнот, окая сильнее обычного и чуть запинаясь, неуверенно просит автограф.

      Вынув толстую с золотым пером ручку, тот привычно выводит свою фамилию – легко, разборчиво и красиво – на листке, где уже имеется редкий автограф: экзотическая, непонятно замысловатая роспись Тони, африканского царька, а ныне – студента-первогодка в университете Лумумбы*.

     Уезжает Сергей Васильевич раньше всех. Его было уговаривают остаться еще хоть немного, но он не может («Делу – время, потехе – час... Да и шоферу пора на отдых...»), и, услышав это с огорчением, более не настаивают. Прощаясь, он дружески треплет вологодского паренька по плечу, целует именинницу и ее мать, остальным же, устало улыбаясь, делает мягкий приветственный жест поднятой вверх рукой.

      Он уходит, и сразу становится как-то обыденно.

      А в конце вечера будущий филолог, находясь всецело под впечатлением этой необычной и радостной для него встречи, стоит у серванта, зачарованно уставясь на горьковскую чашку. Толстое стекло сдвинуто, и она, доступная сейчас не только глазам, манит его как ребенка – страшно хочется хотя бы дотронуться. Наконец, не в силах более удерживаться, он с волнением, осторожно, как реликвию, обеими руками приподнимает ее. С благоговением рассматривая, машинально переворачивает и на тыльной стороне донышка видит бледно-голубоватую фабричную марку:  

Дулево

__________

2с. – 51 г.

   «Дулево... Второй сорт... 51-й год...» – мысленно повторяет он, в растерянности соображает, что Горький умер на пятнадцать лет раньше, и вдруг, пораженный в самое сердце, весь заливается краской и, расстроенный буквально до слез, тихо, беспомощно всхлипывает и готов от стыда провалиться сквозь землю – будто и сам в чем-то виноват.

    ...Дурная это привычка – заглядывать куда не просят. Дурная и никчемная...  

1963  

*Университет им. Патриса Лумумбы (1925-1961, первый премьер министр Республики Конго) – ныне Российский Университет Дружбы Народов

  1. Дайте интерпретацию стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Казачья колыбельная песня», используя следующие вопросы и задания:
  • Сформулируйте поэтическую тему и идею произведения. Определите основное настроение.
  • Проанализируйте композицию и образный строй стихотворения. Как из совокупности картин и образов рождается представление о нравственном идеале народного мира? Какие ценности составляют этот идеал?
  • Как жанр помогает выразить идею произведения?
  • Какие народно-поэтические выразительные средства использованы в стихотворении, какова их роль?
  • Какие мысли и чувства рождает у Вас это стихотворение?

КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
‎В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
‎Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
‎Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползёт на берег,
‎Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
‎Закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
‎Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
‎Бранное житьё;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмёшь ружьё.
Я седельце боевое
‎Шёлком разошью…
Спи, дитя моё родное,
‎Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
‎И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
‎Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
‎Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
‎Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
‎По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
‎Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
‎Образок святой:
Ты его, моляся богу,
‎Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
‎Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к муниципальному туру Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 8 классе

Цель: наглядно провести подготовку восьмиклассников к муниципальному туру Всероссийской олимпиады школьников по литературе...

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)...

Отчёт по школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе 6-е классы 6.10.16 г.

Отчёт учителя-предметника по литературе  школьного  этапа  Всероссийской олимпиады школьников  6.10.16 г....

Всероссийская олимпиада школьников по литературе, 9 класс

Задания для школьного этапа олимпиады, 2016-2017 уч.г....

всероссийская олимпиада школьников по литературе (школьный этап) 6 класс

всероссийская олимпиада школьников по литературе (школьный этап) 6 класс...

Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе. 7 класс

Анализ результатов муниципального  этапа всероссийской  олимпиады школьников по литературе. 7 класс...