Техника чтения в 5-9 классах
методическая разработка по литературе (5, 9 класс) по теме
Техника чтения в 5-9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение
о проверке техники чтения в 5-9-х классах
- Общие положения
1.1 Положение о проверке техники чтения в 5-9-х классах разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Настоящее Положение определяет содержание, цели, задачи, порядок проведения проверки техники чтения в 5 -9-х классах МКОУ «Шамарская СОШ3 26»», обеспечивая единые требования по проверке техники чтения в школе.
1.3. Настоящее положение регламентирует контроль и оценку результатов развития читательских навыков.
2.Цели и задачи
2.1. Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности читательских навыков.
2.2. Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:
- способ чтения;
- темп чтения (вслух и «про себя»);
- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»);
- чтение без ошибок.
- Содержание и способы проверки
3.1. Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
- Оценивание навыка чтения вслух
Класс | Общая оценка | Ответы по содержанию текста | Чтение без ошибок | Выразитель-ность чтения | Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста |
5 | «справился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Самостоятель- ный выбор элементарных средств выразительнос- ти | 100 – 125 слов в минуту |
« не справился» | Непонимание общего смысла, прочитанного текста | Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительнос-ти | Менее 100 слов | |
6 | «справился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Самостоятель- ный выбор элементарных средств выразительнос- ти | 110-130 слов в минуту |
« не справился» | Непонимание общего смысла, прочитанного текста | Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительнос-ти | Менее 110 слов в минуту | |
7 | «справился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Самостоятель- ный выбор элементарных средств выразительнос- ти | 120 – 135 слов в минуту |
« не справился» | Непонимание общего смысла, прочитанного текста | Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительнос-ти | Менее 120 слов в минуту | |
8 | «справился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более 3-4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Самостоятель- ный выбор элементарных средств выразительнос- ти | 130 – 140 слов в минуту |
« не справился» | Непонимание общего смысла, прочитанного текста | Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительнос-ти | Менее 130 слов в минуту | |
9 | «справился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более 3-4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Самостоятель- ный выбор элементарных средств выразительнос- ти | 140-150 слов в минуту |
« не справился» | Непонимание общего смысла, прочитанного текста | Более 2 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительнос-ти | Менее 140 слов в минуту |
Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.
- Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
6.1. Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений;
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
- Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- Оценивание навыка чтения про себя
класс | Общая оценка | Ответы по содержанию | Темп чтения, пр котором осознает основную мысль текста |
5 | «справился» | Правильно выполнено не менее 50% задания | Не менее 145 сл/мин |
« не справился» | Правильно выполнено менее 50% заданий | Менее 145 сл/мин | |
6 | «справился» | Правильно выполнено не менее 55% заданий | Не менее 160сл/мин |
« не справился» | Правильно выполнено менее 55% заданий | Менее 160 сл/мин | |
7 | «справился» | Правильно выполнено не менее 60% заданий | Не менее 170 сл/мин |
« не справился» | Правильно выполнено менее 60% заданий | Менее 170 сл/мин | |
8 | «справился» | Правильно выполнено не менее 70% заданий | Не менее 180-200 сл/мин |
« не справился» | Правильно выполнено менее 70% заданий | Менее 180 сл/мин | |
9 | «справился» | Правильно выполнено не менее 70% заданий | Не менее 180-200 сл/мин |
« не справился» | Правильно выполнено менее 70% заданий | Менее 180 сл/мин |
- Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
- Ошибки:
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении.
- Нормы оценивания
Нормы техники чтения (слов в минуту) для 5-9- классов.
класс | на конец 1 полугодия | на конец 2 полугодия |
5 | на «2»-менее 90 слов на «3»- 90 - 104слов на «4»- 105 – 119 слов на «5»- 120 слов и более | на «2»-менее 100 слов на «3»- 100 - 114слов на «4»- 115 – 124 слов на «5»- 125 слов и более |
6 | на «2»-менее 100 слов на «3»- 100 – 114 слов на «4»- 115 – 124 слов на «5»-125 и более слов | на «2»-менее 110 слов на «3»- 110 – 120 слов на «4»- 121 – 129 слов на «5»-130 и более слов |
7 | на «2»- менее 110 слов на «3»- 110-115 слов на «4»- 116-124 слов на «5»-125 и более слов | на «2»- менее 120 слов на «3»- 120-125 слов на «4»- 126-134 слов на «5»-135 и более слов |
8 | на «2»- менее 115 слов на «3»-116-125 слов на «4»- 126- 134 слов на «5»- 135 и более слов | на «2»- менее 130 слов на «3»-130-134 слов на «4»- 135- 139 слов на «5»- 140 и более слов |
9 | на «2»- менее 120 слов на «3»- 121- 130слов на «4»- 130- 139 слов на «5»-140 и более слов | на «2»- менее 140 слов на «3»- 140- 142слов на «4»- 142- 144 слов на «5»-145и более слов |
- Порядок проведения процедуры проверки техники чтения
- Проверка сформированности техники чтения у учащихся может проводиться в течение нескольких дней. (входной контроль - в сентябре, промежуточный - в декабре, итоговый - в мае).
- В аудитории, где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться два учителя, на одного из которых возлагаются обязанности организатора, а на другого учителя, не преподающего в данном классе, обязанность экзаменатора.
- Организатор заводит по одному учащемуся в аудиторию для прохождения процедуры проверки техники чтения, предоставляет учащемуся необходимый материал (бланк с текстом для чтения), а также обеспечивает порядок очерёдности прохождения учащимися данной процедуры.
- Ученикам, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.
- Текст, предлагаемый для чтения, учащийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение учащегося по истечении 1 минуты.
- Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает учащемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения учащегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки. По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).
- После прочтения учащимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт учащемуся вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации.
- Вопросы по содержанию текста, задаваемые учителем-экзаменатором, содержатся в бланке с текстом, который предназначен для учителя.
- При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.
- По окончании беседы по содержанию прочитанного текста ученик покидает аудиторию в сопровождении организатора, а учитель-экзаменатор в это время может произвести подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполнить таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.
- Процедура проверки техники чтения должна вестись в доброжелательной, спокойной атмосфере.
- Непозволительно делать замечания во время чтения текста учеником, останавливать читающего для подсчета количества прочитанных слов в 1 минуту, давать устную оценку уровня чтения в присутствии учащихся, выставлять оценки по окончании чтения (устно или в журнал).
Приложение 1
Проверка техники чтения в 5- 9 классах
20… - 20… учебный год
Класс………………………… Учитель…………………………………
Диагностическая карта
№ п/п | Фамили, имя учащегося | Способ чтения: слоговое, целыми словами | Правильность: повтор, искажение, орфоэпические ошибки | Темп чтения: слов в минуту | осознанность | выразительность | ||
ниже нормы | норма | выше нормы | ||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 | ||||||||
21 | ||||||||
22 | ||||||||
23 | ||||||||
24 | ||||||||
25 | ||||||||
26 | ||||||||
27 | ||||||||
28 | ||||||||
29 | ||||||||
30 | ||||||||
31 | ||||||||
32 |
Приложение 2
Рекомендации по оцениванию техники чтения
В ходе данного мониторинга сформированное™ техники чтения учащихся ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения, которая заполняется сразу после каждого учащегося, читавшего текст. Перечислим данные параметры.
Способ чтения (определяется во время чтения).
Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
Правильность чтения (определяется во время чтения).
Выразительность чтения (определяется во время чтения).
Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
В ходе проверки техники чтения в таблице для записи результатов необходимо поставить плюс (+) или другой знак, чтобы отметить способ чтения каждого учащегося.
Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту.
Правильность чтения — это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению:
- искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
- вставка произвольных элементов в единицы чтения;
- замена одних единиц чтения другими;
- наличие повторов (слогов и слов);
- нарушение норм литературного произношения:
- орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
- ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов .
Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если у учащегося правильное чтение (без указанных в таблице ошибок), то пометка делается в соответствующей графе, если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается каким-либо знаком.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
При оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические ударения и паузы. Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Осознание прочитанной информации предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
- значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
- содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
- предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
- основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Вывод экзаменатора о том, что для данного учащего характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.
Приложение 3
Анализ техники чтения
Класс………….. Учитель………………………
от……………………………..
- Количество учащихся в классе - ……..
- Число проверенных учащихся - ………..
- Цели: выявить навыки чтения:
Понимание слов: ключевых; употребленных в переносном смысле. Понимание предметного плана: о чем, о ком или что говорится в этой части, в тексте, осознание смысла предметного плана, что всем этим хотел сказать автор. Осознание основной мысли произведения.
Способ чтения
- Читаю по буквам - …………..учащихся
- Читают по словгам - …………учащихся
- Читают по слогам и целыми словами - …………….учащихся
- Читают целыми словами - ………….учащихся
Правильность чтения
- Без ошибок – ………....учащихся
- С 1-2 ошибками - …….учащихся
- С 3 и более ошибками - учащихся
- Пропуск, замена, искажение букв, слогов - ………учащихся
- Повторы слов, слогов - ……..учащихся
- Постановка ударения - ……….учащихся
- Ошибки в окончании слов - ………учащихся
Темп чтения
- Ниже нормы - ……..учащихся
- В норме - …………учащихся
- Выше нормы - ………учащихся
Выразительность чтения
- Использование основных средств выразительность (пауз, логических ударений, тона, темпа), с помощью которых выражается понимание –
…………… учащихся.
- Осознанное чтение с соблюдением всех норм интонации - ……учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....