Рабочая программа "Альтернативное чтение" для детей с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Заколенкина Надежда Викторовна

Рабочая программа по альтернативному чтению для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №2 к АОП ОВЗ 9 класс

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа

закрытое административно-территориальное образование

город Межгорье Республики Башкортостан

Рассмотрено  и  принято

на заседании МО

МАОУ СОШ №1

Протокол № _____

от  «____»________ 2017 г.

Руководитель  МО

__________ Л.А. Веричева

Рассмотрено  и согласовано

на заседании ПМПК

МАОУ СОШ №1

Протокол № _____

от  «____»________ 2017 г.

Председатель ПМПК

__________  ______________

Утверждаю

Директор

МАОУ СОШ №1

ЗАТО  Межгорье

Республики Башкортостан

____________  С.А. Лебедев

Приказ № _________

от  «____» _________ 2017 г.

                                

Индивидуальное календарно-тематическое планирование

по предмету «Альтернативное чтение»

обучающегося на дому учащегося  9Б класса

 Учитель Заколенкина Н.В.

Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час

Рабочая программа по альтернативному чтению для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Межгорье,

2017

Пояснительная записка

   Рабочая программа по альтернативному чтению для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

   Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2017/2018 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка –1ч в неделю).

   При разработке программы учитывался контингент детей класса (дети с умеренной степенью умственной отсталости). Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, перераспределение содержания программы по годам обучения, учёт индивидуальных психофизических возможностей учащихся класса и распределение программного материала по уровням.

   В основу  предмета «Альтернативное чтение» в данной программе положена система  формирования навыков  коммуникативного  поведения на  основе использования средств вербальной и невербальной коммуникации.

   Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:

  • «чтение» телесных и мимических движений;
  • «чтение» изображений на картинках и картинах;
  • «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD- диски и др.);
  • «чтение видеоизображений» (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов и т.п.);
  • «чтение» пиктограмм;
  • глобальное чтение;
  • чтение букв, цифр и других знаков;
  • чтение по складам и т.п.

   При обучении «Альтернативному чтению» учащихся этой категории основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятие их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т.п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации.

   Основные цели и задачи предмета:

  • формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
  • знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
  • приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
  • создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения по содержанию прочитанного или рассказанного;
  • развивать фразовую речь;
  • формировать умение пересказывать прочитанное с помощью педагога;
  • знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
  • использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания литературных произведений;
  • формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

   В ходе уроков по альтернативному чтению учащиеся знакомятся с невербальными средствами коммуникации. При этом под невербальными средствами коммуникации подразумеваются различные средства, замещающие произносительную, звуковую речь:

-естественно-экспрессивные (мимика, жесты, пантомимика), выполняющие функции передачи эмоций, комментирования, замещение отдельных слов или фраз. Характерный признак этих средств - их обобщенность, зависимость грамматического значения от контекста;

-искусственно-экспрессивные (например, язык танца), передающие информацию в самом обобщенном виде и требующие специального уточнения и разъяснения;

-специальные, которые применяются в тех случаях, когда люди не могут самостоятельно использовать устную или письменную формы речи.

Эффективным  средством организации общения с неговорящими  учащимися,  является метод пиктограмм. Опора на «графический» язык помогает  становлению импрессивной речи учащихся, что  создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с глубокой умственной отсталостью

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые  возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах  онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех  учащихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным  преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в  усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

У данной категории детей статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного механизма бега и прыжков. Умственно с трудом воспроизводят даже заданные движения или позы. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены поз. Двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек. Нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах и в надзоре.

У них нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается значительно нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха. Плохо перерабатываются  получаемые сведения. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для получения специфических для данного предмета характеристик. Самостоятельно не ориентируются в ситуации, требуют постоянного руководства.

Запас сведений и представлений весьма ограничен.  С трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Можно научить группировать одежду, животных и т. д. Устанавливать различия удается только на конкретных предметах. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне. Эти расстройства мышления проявляются в крайне неполноценном использовании предметов и орудий при решении наглядно-практических задач: жизненно-бытовых, игровых и конструктивных, в которых в качестве средств решения выступает наглядный или представляемый образец. Не умеют анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль. Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки не удается. Чаще всего называются отдельные изображенные предметы. Не могут расположить по порядку картинки, объединенные единым сюжетом, и понять последовательность происходящего. Суждения бедны, как правило, являются повторением услышанных советов, рекомендаций.287697_html_6e8ce9e2

Усваивают материал неосознанно, механически. Овладевают порядковым счетом, совершают простейшие арифметические операции на конкретном материале. Отвлеченный счет в пределах первого десятка им не удается. Решение задач для них практически невозможно. Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. При этом ребенок понимает речь собеседника весьма ограниченно, удовлетворительно улавливая интонации, жесты и мимические движения. Речь ограничивается 1-2 словами. После нескольких лет обучения они усваивают обозначения предметов обихода, овощей и т. д. Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций. Память развита недостаточно. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память.

Обнаруживаются отсутствие потребности к общению. У большинства отмечаются такие расстройства развития, которые оказывают большое влияние на клиническую картину, а тем самым и на необходимые реабилитационные мероприятия. Одни — добродушны и приветливы; другие — злобны, агрессивны; третьи — упрямы, ленивы; четвертые — вялы, бездеятельны. Склонны к импульсивным поступкам. Продолжительность урока таких детей зависит от их психо - физического состояния.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся следующим вариантам «чтение»:

  • «чтение» телесных и мимических движений;
  • «чтение» изображений на картинках и картинах;
  • «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
  • «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов);
  • «чтение» пиктограмм;
  • глобальное чтение;
  • чтение букв, цифр и других знаков;
  • чтение по слогам
  • узнавание и различение образов графем (букв).
  • копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • начальные навыки чтения и письма.

Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

   II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Тема раздела программы

Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы

Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы

Примечания

1

2

3

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

«Аудиальное чтение».

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

- Пополнение активного и пассивного словарного запаса.

- Пополнение активного и пассивного словарного запаса.

- Знание печатных и письменных прописных и строчных букв алфавита.

- Умение составлять рассказ по картине – пиктограмме.

- Умение выстраивать пиктограммы в нужной последовательности.

- Умение подбирать пиктограммы к реальным предметам.

- Умение внимательно слушать рассказ учителя, аудиокнигу.

- Умение изобразить действие героя по прочитанному учителем произведению.

- Умение узнавать и находить в тексте нужную букву, слог, слово.

Учебно - тематический план 9 класс

п/п

Разделы

Количество часов

I

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

15

II

«Аудиальное чтение».

4

III

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

15

Итого:

34 ч

Учебно-методический комплекс по предмету «Альтернативное чтение», 9«Б» класс.

Использованные учебники (наименование, автор, год издания).

Использованные пособие для учителя, для учащихся.

  1. Чтение: учеб.для 3 кл.спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида /авт.-сост. В.В.Воронкова и др. –М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Чтение: учеб.для 4 кл.спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида /авт.-сост. В.В.Воронкова и др. –М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

1. Берестов В.Д. Книга для чтения в детском саду. –М.: Астрель, 2001.

2.Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине.-СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2009.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: Рекомендации по обучению детей с тяжёлой умственной отсталостью.- М., 2002.

4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Быстрое обучение чтению. Учеб.пособие для детей младшего шк.возраста.- М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.

5. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. –СПб.: Герион, 1993.


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей группы кратковременного пребывания

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста  6 - 7 лет и является одним из структурных компонентов ...

Рабочая программа "Одаренные дети"

ХХIвек требует от человечества кардинальных изменений социально-экономического и общественного развития. Новый век уже назван многими учеными и государственными деятелями «Веком борьбы з...

Рабочая программа ЦДП детей и подростков

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздо...

Рабочая программа для детей 6-7 лет.

Программа дополнительного образования....

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 8 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Рабочие программы для детей с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом

Рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна на фоне глубокого недоразвития речи и значит...

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс по предметам:Альтернативное чтениеГрафика и письмоМатематические представления и конструированиеРучной трудСоциально - бытовая орие...